Масштабные реформы, происходящие в системе образования Российской Федерации, затрагивают различные аспекты обязательного школьного и дополнительного образования, что должно обеспечить воспроизводство интеллектуальной элиты российского общества. Актуальные вопросы, связанные с работой с одаренными детьми, проявляющими неординарные способности в абсолютно разных сферах, раскрываются как в отечественных научных исследованиях (Я.П. Атласова, З.С. Ахматьянова, Н.С. Белобородова, Д.Б.Богоявленская, В.Н. Дружинин, О.Н. Игна, В.И. Панов, М.В. Румянцева, В.В.Сальникова, В.Д. Шадриков, Е.И. Шкабара, Л.Н. Щербатых и др.), так и в трудах зарубежных учёных (Р. Амтхауэр, Д. Векслер, Дж. Миллер, Дж. Равен, С. Райс, Дж.Рензулли, Э. Торренс, В. Штерн и др.) и отражаются в нормативно-правовых документах Российской Федерации («Комплекс мер по реализации “Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов”». Утвержден Зам. Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 26 мая 2012 г. № 2405п-П8; Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года»). Прорывом в определении стратегических ориентиров решения многих концептуальных вопросов, связанных с одаренными детьми, является создание рабочей концепции «Одарённые дети» в 2003 г. в рамках целевой федеральной программы «Дети России» [1]. В Российской Федерации создаются и реализуются федеральные и региональные проекты «Успех каждого ребенка», оборудуются детские технопарки «Кванториум», организуются центры дополнительного образования, летние языковые школы, проводятся лингвистические олимпиады, театральные фестивали на иностранном языке, ориентированные на старшеклассников научно-практические конференции и семинары, преследующие своими ключевыми целями своевременное выявление, необходимую и достаточную поддержку, сопровождение и развитие одаренных детей.
Однако определенный круг проблем, имеющих непосредственное отношение к выявлению и сопровождению одарённых детей как в рамках образовательного пространства школы, так и в структуре дополнительного образования, остается недостаточно исследован. Невозможно отрицать необходимость детального и последовательного изучения специфики организационно-методической работы с детьми, обладающими высоким уровнем способностей к изучению иностранных языков в условиях дополнительного образования, разработки дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения лингвистически одаренных детей и методического инструментария их сопровождения (содержания, организационных форм и методов, наиболее эффективных образовательных технологий и др.).
Цель исследования - обобщение теоретических основ проектирования дополнительной общеобразовательной программы, описания функций и наполнения компонентов общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») в учреждениях дополнительного образования при сотрудничестве Шадринского государственного педагогического университета и образовательного центра одаренных детей и молодежи «Созвездие» Курганской области (пос. Чумляк, Курганская область).
Материал и методология исследования
Лингвистическая одаренность относится к «одному из видов специальной одаренности» [2, с. 116] и представляет собой, согласно М.В. Румянцевой, «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [3, с.9]. Л.Н. Щербатых интерпретирует лингвистическую одаренность как «совокупность академических и специальных иноязычных способностей, представляющих собой индивидуально-психологические особенности личности учащегося, обеспечивающие в конечном счете эффективность усвоения иностранного языка как учебного предмета и успешность в овладении коммуникативными иноязычными компетенциями» [4, с. 37]. Лингвистически одаренные дети обладают неординарными способностями к языкам, среди которых О.Н. Игна выделяет: «способности к иностранным языкам, обеспечивающие овладение языковыми аспектами (фонетика, грамматика, лексика) и видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование); когнитивные способности, которые по-разному соотносятся с аспектами языка (это объясняет наблюдаемую при изучении иностранного языка асимметрию успешности овладения тем или иным аспектом языка или видом речевой деятельности); языковые способности, которые являются специфическим психофизиологическим механизмом, формирующимся на основе нейрофизиологических предпосылок; языковые способности, которые определяют готовность к пониманию и производству речи; языковые способности, языковая догадка и чувство языка» [5, с. 110].
Как справедливо отмечает О.Н. Игна, современные подходы к выявлению лингвистической одаренности находят преимущественно психолого-педагогическое, но не методическое обоснование [2, с. 116], поскольку научные статьи учителей иностранных языков, раскрывающие опыт работы с лингвистически одаренными детьми, содержат характеристику отдельных разрозненных видов либо форм работы, большинство из которых не являются «в чистом виде» методическими. Среди основных средств и подходов к развитию способностей к иностранным языкам в школе практики в области иноязычного образования называют индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование элементов интенсивных (альтернативных) методик, применение активных методов обучения (ролевые игры, проекты), творческих и конкурсных форм работы (предметные олимпиады, фестивали, викторины и пр.) [6, с. 243].
Аксиоматичным является тезис о необходимости разработки системы организационно-методического сопровождения одаренных детей наряду с их сопровождением в психолого-педагогическом направлении. Организационно-методическое сопровождение представляется авторам как важная часть всей системы работы образовательной организации по выявлению, поддержке и развитию способностей лингвистически одарённых детей посредством интеграции особых организационных форм работы и соответствующего методического инструментария.
Организационно-методическое сопровождение лингвистически одарённых детей в условиях общеобразовательных школ традиционно включает следующие формы работы:
1) классные (нестандартные формы урока, эвристические задания, лингвистические задачи проблемного характера, задания на развитие критического, дивергентного мышления, задания на развитие умений самостоятельной поисковой и речемыслительной деятельности и т.д.);
2) внеклассные (олимпиады различного уровня, конкурсы сочинений, чтецов, переводов и т.п., фестивали, языковые лагеря, профильные смены и классы, творческие мастерские, кружки, научные конференции, интеллектуальные марафоны, недели иностранных языков, проектная деятельность (разработка и презентация исследовательских и практико-ориентированных проектов) и т.д.).
В системе дополнительного образования это могут быть языковые смены, мастер-классы, мастерские, олимпиадные интенсивы, тренинги по решению лингвистических задач. Упомянутые выше формы работы могут быть максимально эффективными в условиях языкового лагеря, т.к. обеспечат создание «языковой среды» в течение всего периода работы с помощью различных методов, приемов и видов деятельности. Возможность лингвистически одарённых детей учиться и отдыхать друг с другом будет существенно стимулировать раскрытие их талантов и развитие когнитивных и языковых способностей. Кроме того, после окончания смены в языковом лагере процесс сопровождения и дальнейшее развитие лингвистической одарённости каждого обучающегося будет осуществляться посредством дистанционных технологий по индивидуальной траектории.
В силу своей мобильности система дополнительного образования первой отвечает на «вызовы» современности и педагогические трансформации, что особенно актуально в работе с детьми, обладающими неординарными лингвистическими способностями. Образовательный центр «Сириус», созданный Образовательным фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и нацеленный на раннее выявление, развитие и дальнейшую профессиональную поддержку одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в различных областях (сайт образовательного центра «Сириус» https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija), предлагает одаренным (талантливым) школьникам в том числе и образовательную программу «Лингвистика», которая «ориентирована на развитие лингвистических и творческих способностей учащихся и включает в себя следующие части: теоретическую лингвистику с упором на изучение типологического разнообразия языков мира и решение олимпиадных задач, проектную и учебно-исследовательскую работу учащихся, популярные лекции ведущих ученых по лингвистике и смежным наукам» [7].
С учетом существующего положительного опыта в направлении работы с лингвистически одаренными детьми автором сделана попытка описать в статье теоретико-методологические и технологические аспекты проектирования общеобразовательной программы для сопровождения обучающихся, обладающих неординарными способностями к иностранным языкам.
Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» предписывает производить обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения на основе программного подхода, который включает методы целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований [8].
Не подвергается сомнению положение о том, что качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации напрямую зависит от качества наполнения содержания образовательной программы.
Согласно Федеральному закону №273 (гл. 1 ст.2 п.9) образовательную программу следует трактовать как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации» [9].
Дополнительная общеобразовательная программа для сопровождения одаренных детей (общеобразовательная область «Лингвистика»), на взгляд автора, является нормативно-управленческим и инструктивно-методическим документом, представляющим собой описание целей, планируемых результатов, объема обучения, определяющий содержание организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей, реализуемого посредством методического инструментария (организационных форм работы, методов, приемов, средств, образовательных технологий) и имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. Такая программа должна стать системообразующим элементом сопровождения лингвистически одаренных детей.
В ходе проведенного исследования использовались следующие методы согласно поставленным задачам исследования:
- проведение контент-анализа ключевых понятий исследования - «одаренность», «лингвистическая одаренность», «организационно-методическое сопровождение» - потребовало применения следующих методов исследования: анализ и синтез, понятийно-терминологический анализ;
- проектирование дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (общеобразовательная область «Лингвистика»), которая является нормативно-управленческим и инструктивно-методическим документом, представляющим собой описание целей, планируемых результатов, объема обучения, определяющим содержание организационно-методического сопровождения лингвистически одаренных детей, реализуемого посредством методического инструментария, потребовало использования методов моделирования, системного анализа, метода экспертных оценок, методов целеполагания и проектирования.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе работы над проблемой автором были изучены методические рекомендации, отражающие теоретические подходы и практический материал по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, составленные Э.ИМитиной, методистом РМЦ ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», г. Новосибирск [10]. Цель методических рекомендаций - установление единых подходов к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП), в том числе разноуровневых и модульных программ [10].
Проектируемая автором дополнительная общеобразовательная программа для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») является инструктивно-методическим документом для педагогов, оказывающих организационно-методическое сопровождение лингвистически одаренных детей во время проведения языковых смен в образовательном центре «Созвездие» (пос. Чумляк, Курганская область), опирается на описанные в методических рекомендациях теоретико-методологические положения и включает следующие компоненты, реализующие соответствующие функции.
Целевой компонент (выполняет целеполагающую и когнитивно-моделирующую функции) содержит обоснование цели сопровождения лингвистически одаренных детей, задач такого сопровождения; описание планируемых образовательных результатов в виде комплекса умений, которые позволят одаренным обучающимся успешно решать лингвистические задачи (в том числе олимпиадные) следующего типа: проблемно-поисковые (аудирование/чтение текста с разным уровнем проникновения в его содержание), лексико-грамматические (внутриязыковое перефразирование, перекрестный выбор, кроссворды, загадки, ребусы), творческие (написание письма или эссе по предложенной теме, рецензии, анализ графика или диаграммы, отчет о прошедшем мероприятии, статья или рассказ с опорой на картинку и обязательным употреблением определенных слов, монолог-сообщение в рамках определенной ситуации), и развивать соответствующие языковые и когнитивные способности как «слагаемые» лингвистической одаренности.
Организационно-содержательный компонент (выполняет образовательную функцию, которая заключается в создании условий для усвоения знаний, навыков и умений в рамках образовательной области «Лингвистика», алгоритма решения лингвистических задач) раскрывает компоненты содержания дополнительного образования одаренных обучающихся (9-11 классов) в рамках образовательной области «Лингвистика»: лингвистического – языковой и речевой материал, комплекс лингвистических задач и кейсов; психологического - совокупность знаний, умений и навыков обучающихся [11, с. 117], которые позволят решать лингвистические задачи и кейсы; методологического – стратегии, памятки, инструкции по решению лингвистических задач и кейсов.
Технологический компонент (выполняет управленческую функцию) включает методический инструментарий – методы, приемы, образовательные технологии по организации сопровождения лингвистически одаренных детей с целью развития их языковых и когнитивных способностей в процессе решения лингвистических задач, практико-ориентированных заданий / кейсов по овладению коммуникативными умениями, способствующими осуществлению сотрудничества по совместному решению поставленной коммуникативной задачи с учетом погружения участников в общий коммуникативный контекст (умение решать проблемы, предлагать конструктивные решения, умение строить прогнозы, умение вести монолог/диалог, дискутировать) [11, с. 117]. Кроме того, технологический компонент включает в себя методические рекомендации для практикующих учителей по организации сопровождения лингвистически одаренных детей.
Что касается структуры дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика»), то, согласно методическим рекомендациям [10], в ней заложены следующие стабильные «структурные компоненты: титульный лист; комплекс основных характеристик программы; комплекс организационно-педагогических условий; список литературы; приложения» [10].
Проект дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») прошел экспертную оценку и успешную апробацию в рамках языковой смены для обучающихся 9-11 классов на базе образовательного центра одаренных детей и молодежи «Созвездие» Курганской области (пос. Чумляк, Курганская область).
Заключение
Ограниченные возможности общеобразовательной школы в сопровождении лингвистически одарённых обучающихся приводят к необходимости обоснования актуальности проектирования дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения лингвистически одарённых обучающихся в учреждениях дополнительного образования – образовательных центрах, а также путем организации вариантов сотрудничества с вузом. Проектирование дополнительной общеобразовательной программы для сопровождения одаренных детей (образовательная область «Лингвистика») является необходимым условием качественного организационно-методического сопровождения высокоинтеллектуальных учащихся, обладающих значительным словарным запасом, владеющих умением ставить незаурядные вопросы, классифицировать информацию и широко использовать накопленные знания, демонстрирующих высокий уровень речевой культуры, обладающих возможностью достижения им более высоких результатов в овладении иностранным языком по сравнению с другими обучающимися.