Развитие российского общества на современном этапе актуализирует задачу формирования у школьников системы компетенций, ценностей и мотивов, которые являются основой формирования их мировоззрения и составляют ядро для духовного роста. Обращение к нормативно-правовым актам, регулирующим систему образования в стране (таким как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.), позволяет констатировать, что ценности духовно-нравственной культуры обеспечивают консолидацию общества, формируют единое пространство страны, позволяют снизить социальные конфликты.
Различные аспекты развития духовно-нравственной личности обучающегося стали предметом исследования ученых разных отраслей знания: культурологии (А.Я. Флиер), общей педагогики (Ф.Х. Киргуева, Л.А. Серикова, Д.Г. Нижегородов, Е.В. Ярославцева), педагогики искусства (Л.А. Рапацкая, В.В. Медушевский, Л.В. Кошмина, Т.В. Надолинская).
Тем не менее, на современном этапе развития российского обществавопросы воспитания личности школьника в ценностях и нравственных идеалах, отраженных в мировой и отечественной культуре разных эпох, формирования, определения основных сущностных характеристик духовно-нравственной культуры личности школьникав культурологическом контексте не получили должного научного анализа. В недостаточной степени раскрыты педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры в урочной и внеурочной деятельности средствами музыкального искусства (духовной, классической, народной и современной музыки). Одним из условий данного процесса выступает необходимость освоения таких нравственных понятий, как: добро, долг, совесть, человечность, достоинство, ответственность, милосердие, сострадание, честность, которые находят отражение в многообразных музыкальных образах произведений разных жанров и стилей.
Цели исследования – выявление основных сущностных характеристик духовно-нравственной культуры личности современного школьника в культурологическом контексте, определение путей ее развития на основе воспитательного потенциала музыкального искусства.
Материал и методы исследования. Методологической основой проведенного исследования являются работы российских ученых, в которых рассматриваются различные аспекты становления и развития духовно-нравственной культуры личности школьника(В.В.Медушевский, Д.Г. Нижегородов, А.В. Щетинина). Актуальной остается задача изучения процессуально-содержательных характеристик духовно-нравственной культуры школьников и механизмов ее формирования. Методические основы решения данной задачи лежат в основе анализа педагогических средств, формирующих культурологический контекст для освоения дидактических и воспитательных единиц (В.В.Колесов, А.В. Щетинина). По мнению В.В. Колесова, формирование духовно-нравственных представлений у школьников посредством таких культурологических концептов, как «свобода», «воля», «родина», «истина», «патриотизм» и иные, в совокупности развивает русскую культурологическую картину мира. С учетом многозначности данных категорий у школьников складывается собственное отношение к ним и формируются ценностные установки. Языковой материал лингвистических значений и смыслов (пословиц, поговорок, крылатых выражений) позволяет эффективно решать воспитательные задачи и приобщать к духовному богатству отечественной культуры [1, с. 190–225].
В исследовании А.В. Щетининой доказывается, что высокую роль культурологическому контексту необходимо отводить при обучении школьников русскому языку. Автор полагает, что посредством приобщения к мировой и национальной культуре можно в полной мере развивать духовно-нравственный мир школьника [2]. По справедливому замечанию ученого, изучение родного национального языка без изучения народной культуры малопродуктивно. Культурологический подход сохраняет актуальность при изучении как гуманитарных наук, так и предметов образовательной области «Искусство» во внеклассной и внеурочной работе. Анализ особенностей национального культурного своеобразия в современных условиях выступает актуальным способом придания предметно-пространственной действительности духовной и нравственной осмысленности. По суждению Н.Б. Мечковской, в культурологическом контексте для реализации воспитательного потенциала важна музыка. Исследователь предлагает интегрировать музыку и речевое творчество для развития нравственных и эстетических чувств личности школьника [3, с. 59–89]. При этом важно опираться на принцип культуросообразности – соответствие образования требованиям времени, т.е. воспитание, образование и обучение должны проходить в той культурной среде, в которой осуществляется развитие личности школьника. При этом культуросообразность обязательно включает активное участие и создание детьми и взрослыми культурных событий в школе и за ее пределами.
Результаты исследования и их обсуждение. Для выявления основных сущностных характеристик духовно-нравственной культуры личности обучающегося целесообразно провести анализ многозначного понятия «культура». Отметим, что культурологи исследовали данный феномен во взаимодействии с природой, обществом, историей, личностью. По мнению В.В. Колесникова, культура есть «совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней» [4, с. 27]. А.Я. Флиер утверждает, что термин «культура» представляет собой смысловой мир, который «объединяет и сплачивает людей в некоторое сообщество – нацию, религиозную группу или профессиональный коллектив» [5, с. 168].
Духовная жизнь человека всегда была в центре исследований русских философов, в том числе В.С. Соловьёва. В своих работах философ уделяет много внимания нравственным понятиям, выделяет существенные признаки добра и вводит иерархию уровней развития человека (первобытного, природного и духовного) [6].
Современные исследователи по-разному констатируют в обществе состояние духовного кризиса и выявляют зависимость совершения добрых поступков от возраста, условий обучения, культурной среды и условий жизни. Отсюда следует, что духовно-нравственную культуру личностиследует рассматривать как сложную динамическую систему, изменчивую и непостоянную, которую необходимо стимулировать – как извне воспитательными стимулами, так и изнутри, путем саморегуляции и самовоспитания.
С педагогической точки зрения, воспитание и образование являются средствами трансляции культуры, которая традиционно связывается с индивидуальными особенностями личности (В.А. Сластёнин, О.О. Бороздина, В.П. Сраджев). Раскрывая основные характеристики духовно-нравственной культуры, С.А. Курносова указывает на высокую роль эмоционально-чувственного компонента в воспитании школьников. Анализируя духовно-нравственную культуру обучающегося, исследователь в качестве ее базовых компонентов указывает нравственные качества, нравственную мотивацию, эмоции нравственного характера, наличие которых свидетельствует о высоком уровне нравственности. Научно-педагогические исследования Л.И. Божович дополняют представления об основных сущностных характеристиках духовно-нравственной культуры школьника. По мнению педагога, устойчивые убеждения и мировоззрения определяют волевую регуляцию поведения личности школьника. Важным фактором влияния на духовно-нравственную культуру личности школьников является социализация, определяющая интериоризацию школьниками общекультурных ценностей.
Деятельность педагогов и взрослых не всегда приводит к тому, что духовно-нравственные ценности преобразуются во внутренние убеждения. В связи с этим П.В.Степанов отмечает тот факт, что личностное развитие происходит и в «процессе непреднамеренного общества на ребенка (то есть в процессе стихийной социализации), и в процессе самостоятельного конструирования ребенком своей индивидуальной картины» [7, c. 5].
При этом важно учитывать, что в современной социокультурной ситуации возникают новые вызовы воспитанию, которые касаются современной точки зрения как на цели и сущность процессов воспитания, так и на определение стратегии и технологий воспитания. В связи с этим В.П. Голованов отмечает «разрушение корпуса всеобщих культурных образцов; кризис традиционной модели детства; утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию» [8, с. 126]. Отсюда вытекает необходимость создания во всех общеобразовательных учреждениях гуманистических воспитательных систем, а также ориентации обучающихся на общечеловеческие ценности (Человек, Отечество, Семья, Культура, Мир, Земля, Природа и др.) в клубной, культурно-досуговой, урочной и внеурочной деятельности.
На ряд проблем, влияющих на понимание и определение сущности духовно-нравственной культуры личности школьника, обращает внимание И.А. Маркарян. Исследователь отмечает, что изменение образовательной парадигмы обостряет вопросы духовно-нравственного воспитания школьников, при котором успешность достижения цели зависит от ценностей личности.
В связи с этим отметим, что формирование духовно-нравственной личности школьника осуществляется в разных средах: в системе общего и художественного образования, в детских общественных организациях, в творческих объединениях, в семье, в религиозных или спортивных организациях. Ф.Х. Киргуева, С.М. Дзидоева подчеркивают, что в условиях глобализации важное значение имеет организация воспитания и обучения в поликультурной среде. Авторы утверждают: «Цель духовно-нравственного воспитания – сберечь многообразие культур. Приоритетная задача – консолидация народа» [9, c. 36].
В теории и практике педагогики музыкального образования воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающегося посредством музыкального искусства осуществлялось еще со времени древневосточных цивилизаций и в эпоху античности. Воздействие музыки на духовный мир человека отмечали Платон, Аристотель. Роль музыки в воспитании духовно-нравственных качеств ребенка высоко ценили М. Лютер, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский.
На протяжении нескольких столетий важное место в обучении школьников отводилось духовной музыке, особенно духовным песням, которые помогали им погружаться в сферу высокохудожественной музыкальной культуры. Я.А. Коменский впервые высказал мысль о всеобщем музыкальном воспитании в таких трудах, как «Духовные песни», «Великая дидактика», «Материнская школы» и др. Педагог рекомендует «заниматься музыкой каждый день, упражняя голос в исполнении духовных песен». При этом он указывает, что «петь обязаны и “благородные”, и “простые”, как в церкви, так и при занятиях частным образом» [10, с. 99–102]. По мнению великого педагога, занятие церковным пением не только помогает формировать нравственные представления, нравственные поступки, но и способствует лучшему усвоению знаний из других областей.
О значении духовной музыки в школе и ее влиянии на духовный мир школьника писали Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, В.В. Медушевский, Л.А. Рапацкая. В своей работе «Духовный анализ музыки» В.В. Медушевский пишет о влиянии искусства на внутренний, духовный мир школьника: «Особую роль играет музыка как искусство, которая непосредственно воздействует на эмоциональную и нравственную стороны личности и становится существенным компонентом духовной жизни общества» [11, с. 57]. Вслед за В.В.Медушевским Л.А. Рапацкая определяет важность духовности музыкального искусства и музыкального образования в целом: «Духовный анализ есть методологический “инструмент” любой музыкальной деятельности для тех, кто видит в музыке вид искусства, наиболее полно воплощающий в звуках извечное противостояние добра и зла» [12, с. 17].
На основе вышесказанного авторы определяют духовно-нравственную культуру школьника как интегральное качество личности, которое, преломляясь через воспитательный потенциал музыкальной культуры, субъективно проявляется в образовательной среде школы, семьи и сверстников в ситуациях нравственного выбора. Культурологический контекст выступает тем фоном, на основе которого определяется востребованность общечеловеческих и художественных ценностей, преломляющихся через классическую и духовную музыку и особенности социализации в художественно-эстетической среде.
Отметим, что художественное образование имеет важное значение в развитии духовно-нравственной культуры личности школьника.Большое значение имеет не только организация образовательного процесса на уроках искусства (музыки, изобразительного искусства, МХК), но и во внеурочной деятельности. С этой целью в 2015 году создана и апробирована программа «Музыка. Духовность. Вечность», построенная на принципах культуросообразности и интегративности [13, с. 6–15]. В процессе освоения классической и духовной музыки обучающиеся учатся давать нравственно-эстетическую оценку музыкальному произведению (анализировать отраженные в произведениях явления окружающего мира, давать им художественную и нравственно-эстетическую оценку, выражать личностное отношение к музыке). В результате изучения данной программы у школьников формируется образное восприятие музыки, происходит знакомство с произведениями выдающихся композиторов русской и зарубежной музыки (П.И.Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С. Баха, Л.В. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта), с произведениями современных детских композиторов. Изучая русскую духовную музыку, школьники глубже постигают отечественное музыкальное искусство, знакомятся с культурой той или иной эпохи, учатся исполнять духовные песни из «Детского катехизиса» И. Лепешинского. Как отмечают А.Ю. Бронникова и М.А. Канаев, при исполнении духовной музыки у школьников «на миг исчезает боль, обида и душа наполняется верой, надеждой и любовью. Это яркий пример, когда мораль и эстетическое восприятие мира связаны между собой» [14, c. 16].
Научно доказано, что эстетическая оценка неотделима от нравственной, а под нравственной оценкой понимается способность обучающихся воспринимать и анализировать отраженные в песне явления действительности, отношение самого автора к происходящему. Для определения уровня сформированности нравственно-эстетической оценки обучающимся предлагается материал для слушания, при этом они высказывали свое отношение к произведению, обсуждали характер музыки, выражали эмоции, давали оценку прослушанному произведению. Обучающиеся 6А и 6Б классов МАОУ лицей № 7 г.Таганрога были разделены на две группы – экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ). На констатирующем этапе они слушали «Весеннюю песню» И.С. Баха, «Аве Марию» Ф. Шуберта, «Молитву» П.И. Чайковского, музыкальный фрагмент из балета «Аполлон Мусагет» И. Стравинского (табл. 1).
Таблица 1
Результаты определения уровня сформированности нравственно-эстетической оценки музыкальных произведений обучающимися на констатирующем этапе эксперимента
Группы Общее количество (50 человек) |
Высокий кол-во, % |
Средний кол-во, % |
Низкий кол-во, % |
|||
ЭГ – 25 человек |
6 |
30,9% |
10 |
44,4% |
9 |
26,6% |
КГ – 25 человек |
5 |
28,7% |
9 |
42,3% |
11 |
29,9% |
Формирующий этап эксперимента предполагал более подробное изучение духовной музыки. Содержание занятий наполнено произведениями таких композиторов, как И.Лепешинский, Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов, И. Языкова. Обучающиеся ЭГ слушали, анализировали произведения С.В. Рахманинова фрагменты из Всенощной, А. Архангельского, «Блажен муж», «Богородице Дево радуйся», «Отче наш», Д. Бортнянского «Слава в вышних Богу», «Знаменный распев» Р. Щедрина, «Херувимская» П.И. Чайковского, «Милосердия двери» А. Архангельского, «Рождество» П.Синявского, «Благовест», «Преподобный Сергий», «Троеручица» протоиерея И.Лепешинского.
В формирующем этапе принимала участие только экспериментальная группа (ЭГ). На данном этапе у обучающихся отмечаются активизация интереса к классическим музыкальным произведениям, сознательное отношение к ним, понимание роли и важности духовной музыки. Следовательно, при специально организованном процессе можно получить значительные изменения в поведении учащихся, выявить у них более частые проявления таких нравственных качеств, как сострадание, уважение, терпимость, толерантность.
В ходе контрольного этапа эксперимента было повторно проведено прослушивание произведений классической и духовной музыки. Репертуар включал более сложные музыкальные произведения: Ц. Кюи «Пасхальная радость», «Давайте сохраним» (музыка В. Серебренникова, слова Старшиновой), И.С. Баха «Желанный час», Н.А. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Обучающиеся ЭГ слушали произведения более осмысленно и заинтересованно, высказывались о прослушанном, делились своими размышлениями с одноклассниками (табл. 2).
Таблица 2
Результаты определения уровня сформированности нравственно-эстетической оценки музыкальных произведений обучающимися на контрольном этапе эксперимента
Группы Общее количество (50 человек) |
Высокий кол-во, % |
Средний кол-во, % |
Низкий кол-во, % |
|||
ЭГ – 25 человек |
10 |
41,7% |
13 |
44,4% |
2 |
14,8% |
КГ – 25 человек |
4 |
17,4% |
12 |
43,1% |
9 |
39,3% |
Анализ таблиц 1 и 2 показывает, что число обучающихся, отнесенных к высокому уровню сформированности нравственно-эстетической оценки, в экспериментальной группе возросло, а число с низким уровнем сократилось. В контрольной группе изменения незначительны и объясняются отсутствием целенаправленных педагогических воздействий.
Выводы. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что ведущие компоненты духовно-нравственной культуры школьников эффективно формируются средствами музыкального искусства с привлечением разных видов искусства. Они включают основные нравственные категории (нравственное поведение, нравственное сознание и отношение и др.), нравственную деятельность и музыкальную воспитанность, которые проявляются в способности давать не только художественную, но и нравственно-эстетическую оценку произведениям искусства разных жанров.