Динамичные социокультурные изменения, связанные с процессами становления информационного общества, детерминируют состояние информационно-коммуникационного пространства и сферы образования в их поступательном развитии. В такой взаимосвязи интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную сферу актуализирует пристальное внимание исследователей к разработкам более эффективных моделей организации образования и процессов обучения. Эффективность их реализации должна обеспечивать существенное повышение качества предоставляемых образовательных услуг и их широкую доступность в условиях системы непрерывного образования при его технологизации. Одним из решений данной задачи в ее комплексности является обеспечение преемственности уровней общего среднего и высшего образования с опорой на лучшие наработки педагогической классики и потенциал ИКТ в рамках цифровой трансформации образования. Программные положения Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг. [1] и решения правительства [2] ориентируют на перспективу применения в системно организуемой и осуществляемой образовательной и учебной деятельности ее субъектов потенциала образовательного сегмента единой Республиканской информационно-образовательной среды (РИОС).
В условиях цифровой трансформации образования все большую актуальность приобретают исследования изученности комплекса вопросов, связанных как с выявлением теоретических положений, обосновывающих базовые принципы разработки компонентов РИОС, так и с методикой применения потенциала инструментария среды в практике обучения. Определенный научный задел в данном направлении педагогического научного поиска в Республике Беларусь накоплен в исследованиях Н.В. Аксенчик [3], С.Н. Анкуды [4], А.И. Жука, Ю.И. Воротницкого и П.А. Мандрика [5], И.В. Зубрилиной [6], О.А. Минич [7]. Данными авторами рассмотрены вопросы определения феноменологических характеристик и содержательного наполнения информационно-образовательной среды (ИОС) учреждения высшего образования (УВО), выделены аспекты практического применения электронных образовательных ресурсов как компонентов среды. Полученные теоретико-методологические обобщения по проблематике разработки и применения ИОС в учреждениях как общего среднего, так и высшего образования были развиты на современном этапе цифровой трансформации в проблемном поле изучения феноменологической сущности РИОС и ее образовательного сегмента в Республике Беларусь. Концептуальные положения создания и развития РИОС рассмотрены в работах О.М. Белоцкой [8], В.А. Богуша и В.А. Прыткова [9], Л.Г. Титаренко [10], а также в коллективных авторских исследованиях с участием А.Б. Бельского, Ю.И. Воротницкого, М.Г. Зекова, Д.А. Качана, В.П. Кочина, А.Н. Курбацкого, П.А. Лиса, М.В. Мирончик, В.И. Слиж [11–13]. Данными авторами разрабатываются важный вектор теоретико-методологических исследований – становление информационного общества в Республике Беларусь в его системно-средовой организации, а также приоритеты формирования информационной системы управления, в том числе и в секторе образования. Учитывая, что в соответствии с программными документами [1, 2] создание РИОС должно быть завершено к 2025 году, изучение проблематики функционирования ее образовательного сегмента представляется перспективным направлением научной рефлексии. В своей комплексности рассмотрения актуальны выявление его феноменологических характеристик, изучение функциональности компонентов, их технико-технологического и дидактического потенциала. Важным направлением научного поиска является определение организационно-педагогических условий, механизмов эффективного применения высокотехнологичного инструментария образовательного сегмента среды при динамичной интеграции ИКТ в образование, с учетом вызревающих рисков и угроз глобального характера.
Цель исследования
Стремление к обеспечению целей развития системы образования в Республике Беларусь в условиях развертывания процессов цифровой трансформации образования актуализирует разработки моделей системно-средовой организации образования и процессов обучения, ориентированных на существенное повышение их качества в рамках технологизации сферы непрерывного образования. В качестве целей осуществляемого исследования нами определены следующие: 1) выявить феноменологические черты образовательного сегмента РИОС во взаимосвязи с пониманием его потенциала; 2) определить факторы, детерминирующие эффективное функционирование подсистемы среды и применение ее потенциала.
Материал и методы исследования
В основе методологии изучения проблематики использования потенциала образовательного сегмента РИОС в учреждениях высшего образования Республики Беларусь находятся концептуальные положения системно-средового, деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов, применение которых позволяет обеспечивать необходимый уровень научной рефлексии. Рассмотрение актуализируемых в материалах исследования вопросов основывается на изучении следующих групп источников: законодательные и нормативно-административные акты Республики Беларусь, относимые к сфере информационного права в образовании; публикации исследователей по научной проблеме разработки и развития системно-средовой организации ИОС учреждений образования и РИОС.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с принятыми в Республике Беларусь на государственном уровне нормативно-правовыми актами [1, 2] одним из важных обеспечивающих мероприятий осуществления процессов цифровой трансформации образования является разработка и функционирование к 2025 году Республиканской информационно-образовательной среды. В условиях упорядочивания применяемого понятийно-терминологического аппарата само определение РИОС закреплено в Кодексе Республики Беларусь об образовании [14] при обозначенной целевой направленности в постановлении правительства «О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года» от 30 ноября 2021 г. [2] с позиций процессуального обеспечения мероприятий процессов цифровой трансформации образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании определяет термин «Республиканская информационно-образовательная среда» как «совокупность государственных автоматизированных информационных систем (ресурсов) в сфере образования, обеспечивающих взаимодействие государственных органов и организаций, учреждений образования и иных субъектов образовательных отношений и удовлетворение их информационных потребностей» [14, с. 7].
В своей структуре образовательный сегмент РИОС представляет собой многокомпонентную уровневую подсистему – интегрированную платформу. Она объединяет высокотехнологичный инструментарий средств ИКТ, информационные ресурсы учебного назначения и необходимое дидактическое обеспечение, адаптированное к содержанию образования и задачам выполнения образовательной и учебной деятельности ее субъектов. Разработка и дальнейшее функционирование образовательного сегмента осуществляются через практическую деятельность в учреждениях образования в рамках организации образовательного процесса (в том числе и при осуществлении мероприятий проекта «Электронное образование» в условиях реализации государственных программ цифровой трансформации в образовании [1, 2]).
С позиций педагогической науки организационно-педагогическая роль компонентов образовательного сегмента среды реализуется процессуально в системном обеспечении преемственности на всех уровнях «непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования» [11, с. 48] в условиях цифровизации. В такой взаимосвязи понимание функциональности РИОС целесообразно через определение потенциала ее образовательного сегмента. Потенциал образовательного сегмента РИОС – это интегративно представляемая совокупность наличествующих возможностей всех ресурсов подсистемы, позволяющих достигать определяемых целей образования и решать актуальные педагогические задачи в рамках предметного обучения.
Учет существующих теоретико-методологических подходов в понимании сущности образовательного сегмента среды позволяет определять социально-философские, социокультурные, системно-средовые, личностные, функционально-деятельностные, технико-технологические смыслы подсистемы РИОС [4, с. 69–71], а их исследование требует своего отдельного научного анализа. Вычленение таких ценностно-смысловых оснований выводит на определение системообразующих качеств и содержательных характеристик изучаемого нами явления. В качестве таких характеристик, отражающих феноменологические черты образовательного сегмента среды, нами определяются следующие:
– способствует личностному развитию человека через формирование мировоззренческих основ ноосферного мышления в понимании гармонии социоприродного и техногенного начала;
– является одним из обеспечивающих компонентов системы развития экономики знаний в производстве, требуемых для ее развития качественной знаниевой составляющей и человеческого капитала;
– реализуется через применение эффективных ИКТ и высокотехнологичных технических решений в образование;
– детерминирует активность личности в процессуальном применении высокотехнологичных средств ИКТ через актуализацию усвоенных в собственном социальном опыте знаниево-деятельностных составляющих в формируемых и развиваемых профессиональных компетенциях;
– способствует формированию и развитию качественной уровневой сформированности информационной культуры и функциональной грамотности субъектов педагогического взаимодействия в условиях информационно-коммуникационного пространства и среды;
– предоставляет необходимую для взаимодействующих субъектов системно-средового участия комфортную среду коммуникации в рамках осуществления технологизируемой образовательной и учебной деятельности в решении актуальных практических задач педагогического взаимодействия.
С позиций системно-средового и деятельностного подходов в своем сущностном триединстве образовательный сегмент РИОС определяется через понимание объединения процессуальной и результирующей составляющих, а также условий функционирования в осуществляемых качественных изменениях в рамках информационно-коммуникационного пространства. К таким условиям, которые с позиций методологии определяются нами в качестве детерминантов эффективного функционирования образовательного средового сегмента в Республике Беларусь, целесообразно относить следующие:
– теоретико-методологическая проработанность комплекса проблематики вопросов, определяющих научно-методические основания эффективного применения технико-технологического и дидактического потенциала инструментария образовательного сегмента среды;
– эффективное функционирование системно-средовой технико-технологической и программной инфраструктуры с учетом проблемы технического «старения» и обновления технических компонентов;
– эффективность адаптируемой к изменяющимся условиям и динамично осуществляемым процессам технологизации системы непрерывного образования, реализующей свою целе-задачную направленность по развитию и совершенствованию как личности, так и социума;
– сформированность у субъектов взаимодействия на высоких продуктивных уровнях информационной культуры, а также ее деятельностного компонента – функциональной грамотности;
– разработанность адаптируемой по отношению к процессам и условиям среды нормативно-правовой базы в качестве обеспечивающего базиса;
– развитие педагогической практики и распространение опыта осуществления эффективной образовательной и учебной деятельности субъектов взаимодействия по применению потенциала компонентов образовательного сегмента среды.
Понимание мировых тенденций развития образования и процессов становления экономики знаний в Республике Беларусь обязывает учитывать вызревающие вызовы и угрозы, которые несет в себе динамичная технологизация образовательной сферы для личности и социума в целом. Замещение неэффективных образовательных моделей и технологий инновационными, с их ориентированностью на использование высокотехнологичных технических решений (элементы робототехники, средства искусственного и гибридного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности) отражает тенденцию технологизации образования. Одним из ее негативных следствий является складывание ситуации функционального отставания субъектов образовательной и учебной деятельности от опережающих темпов изменения инфосферы при динамичной интерграции ИКТ и высокотехнологичных технических средств в процесс обучения. Генезис подобного разрыва кроется в опережающих темпах качественного изменения информационно-коммуникационного пространства при отставании субъекта деятельности в силу низкоуровневой функциональной и компетентностной подготовленности, а следовательно, и неспособности гибко и в полной мере адаптироваться к изменившимся системно-средовым условиям. Налицо вызревание острого противоречия, в рамках которого актор образовательной деятельности противостоит стремительно технологизируемой среде, поскольку не может полноценно использовать технико-технологический потенциал предлагаемого инструментария. Результатами развития обозначенного противоречия в остроте их негативных психолого-педагогических проявлений являются снижение результативности учебных достижений и ее (личности) дезадаптация, выбор тактики рационально-ценностной модели девиантного учебного поведения, связанного с академическим мошенничеством, и т.д. Поэтому, рассуждая о данной проблеме, представляется целесообразным обратить внимание на использование дидактического потенциала образовательного сегмента РИОС в рамках системы непрерывного образования и реализации парадигмального лозунга «Образование через всю жизнь». Решение задачи по адаптации субъектов образовательной и учебной деятельности к динамичным системно-средовым изменениям представляется в плоскости комплексного применения потенциала механизмов, наработанных как педагогическими традициями классики, так и инновациями.
Выводы
Реализация в Республике Беларусь государственной политики и программ в сфере образования в условиях осуществления цифровой трансформации актуализирует исследования процессов обеспечения преемственности уровней общего среднего и высшего образования с использованием потенциала образовательного сегмента специфической среды взаимодействия – Республиканской информационно-образовательной среды. В своей феноменологической сущности образовательный сегмент РИОС интегрирует в себе процессуальную и результирующую составляющие, а также условия функционирования при качественных изменениях информационно-коммуникационного пространства. Определенные нами феноменологические характеристики образовательного сегмента РИОС взаимосвязаны с организационно-педагогическими условиями эффективного использования ее технико-технологического и дидактического потенциала, реализуемого функционально. Потенциал образовательного сегмента РИОС представляет собой интегративную совокупность наличествующих возможностей всех ресурсов подсистемы, которые позволят достигать определяемых целей образования и решать актуальные педагогические задачи в рамках предметного обучения. Реализация потенциала подсистемы среды при выполнении ее компонентами организационно-педагогической роли осуществляется через организацию образовательного процесса в рамках системного обеспечения преемственности на всех уровнях образования в Республике Беларусь при его технологизации. Методика практического применения компонентов образовательного сегмента среды в дидактическом процессе представляется актуальным и перспективным направлением научного поиска и дискуссии.