Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MEDICAL WORKERS IN THE PERIOD OF PROFESSIONAL CRISIS

Malyavskaya O.V. 1 Ushakov A.A. 2
1 Kuban State Medical University
2 Kubanskij State University, Krasnodar, Russia,
In modern social conditions, the problem of the emergence of professional crises and ways to overcome them is being actualized, which is typical for all spheres of the economy and society, including the healthcare system. In this regard, comprehensive support of medical workers in crisis periods is necessary. Such support, which has social, psychological and pedagogical aspects, should be comprehensive and systematic. As a result of the research, a model of socio-pedagogical support for medical workers during periods of professional crises has been developed. This model consists of design-target, activity-technological and evaluation-diagnostic components, which are interconnected and aimed at a comprehensive solution to the problem of professional crises of medical workers. The developed model includes an integrative technology of socio-pedagogical support, which is a set of microtechnologies of sequential support of medical workers. The model of socio-pedagogical support is implemented at two levels: both in educational organizations in the process of professional training of future specialists in the field of healthcare, and in the organization of a system of work with practicing medical professionals in crisis periods. The novelty of the obtained research results lies in the use of level-based socio-pedagogical support as a tool for solving the problem of professional crises of modern medical workers. The model of socio-pedagogical support, as well as integrative technology, are reproducible in specific conditions and can be used by medical and preventive institutions and educational organizations in practice.
socio-pedagogical support
professional crisis
medical workers
integrative support technology
microtechnologies of support

В современных социально-экономических условиях развития общества, детерминируемых сменой приоритетов и направлений его развития, цифровизацией всех основных сфер, в том числе и здравоохранения, актуализируется проблема профилактики и преодоления профессиональных кризисов специалистов. Исследования показывают, что почти 72% врачей и других медицинских работников испытывают отрицательные эмоциональные состояния, вызванные перегрузками. Это приводит к возникновению хронической усталости и равнодушию, а как следствие, вызывает состояние эмоционального выгорания [1]. В практическом здравоохранении возникают ролевые конфликты, выражающиеся в отрицательном отношении к роли поставщика, оказывающего медицинские услуги [2]. Как следствие, деятельность медицинских работников характеризуется повышенным риском возникновения профессиональных кризисов. В современных исследованиях обращается внимание на решение данной проблемы, изучаются риски кризисных ситуаций и предлагаются меры противодействия их возникновению [3]. Обозначенная проблема имеет не только социальный, медицинский, психологический аспекты, но и носит педагогический характер, связанный с оказанием необходимой внешней помощи медицинским работникам как субъектам деятельности в преодолении профессиональных кризисов.

Таким образом, актуализируется педагогическая проблема: в чем заключается содержание и технология социально-педагогической поддержки медицинских работников в период профессионального кризиса?

Социально-педагогическая поддержка применительно к специалистам, в том числе медицинским работникам, определяется как специальным образом организованная внешняя помощь с целью реализации потенциальных возможностей социума для решения личностно-профессиональных проблем [4]. Такая поддержка имеет социально-педагогический характер, так как связана с тьюторским сопровождением медицинских работников на всех этапах их развития, оказанием разносторонней помощи в кризисные периоды профессиональной деятельности. Кроме этого, социально-педагогическая поддержка как междисциплинарное понятие включает в себя направленное воздействие на основе субъект-субъектного взаимодействия. Социально-педагогическая поддержка медицинских работников в периоды профессиональных кризисов должна строиться с учетом гибкости взаимодействия, индивидуальных интересов и возможностей развивающихся субъектов [5]. Именно такая основа будет обеспечивать конструктивный процесс профессиогенеза медицинских работников с учетом используемых ресурсов, оптимальное использование психофизиологического потенциала для преодоления профессиональных кризисов [6].

Цель исследования: разработать модель социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов, включающую интегративную технологию данной поддержки как совокупности микротехнологий последовательного сопровождения развивающихся субъектов.

Методология и методы исследования. Методологическим ориентиром разработки модели социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов, ее основополагающей основой является субъектный подход. С точки зрения данного ключевого подхода, являющегося базой исследования, медицинский работник выступает в качестве центра субъектности. Это означает проявление собственной активности в преодолении профессиональных кризисов. Вместе с этим развивающемуся субъекту требуется оказание всесторонней комплексной социально-педагогической поддержки на всех уровнях профессионального становления: от обучения в вузе до достижения этапа мастерства.

Для достижения цели исследования использовался анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, а также такие методы, как моделирование, проектирование, сравнительный анализ, обобщение и другие.

Результаты исследования и их обсуждение

Модель социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов включает проектировочно-целевой, деятельностно-технологический и оценочно-диагностический компоненты. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой и направлены на комплексное решение проблемы профессиональных кризисов медицинских работников.

1. Проектировочно-целевой компонент.

Цель разработанной модели – осуществление комплексной социально-педагогической поддержки медицинским работникам в периоды профессиональных кризисов как точек дальнейшего роста в современных социально-экономических условиях.

Задачами социально-педагогической поддержки медицинских работников являются:

- развитие мотивации к профессиональному росту на основе освоенных способов преодоления профессиональных кризисов, которые дают стимул для дальнейших процессов развития и саморазвития;

- освоение эффективных методов преодоления профессиональных кризисов как исходных точек перспективного развития;

- обучение способам предупреждения профессиональных кризисов с целью предупреждения их возникновения;

- обеспечение тьюторского сопровождения медицинских работников в кризисных ситуациях профессионального развития;

- проектирование траекторий профессионального развития и саморазвития.

Принципы социально-педагогической поддержки – это регулятивные правила, обеспечивающие ожидаемые результаты профессионального саморазвития медицинского работника с учетом условий внешней цифровой образовательной среды, интегративной по своей сущности. Основные принципы социально-педагогической поддержки приведены в таблице.

Принципы социально-педагогической поддержки медицинских работников

Принцип

В чем заключается содержание принципа?

1.

Интегративности

 

Использование ресурсного потенциала цифровой образовательной среды в целях оказания многоаспектной поддержки медицинскому работнику в процессе саморазвития как личности и профессионала

2.

Вариативности

 

Формы и методы оказания социально-педагогической поддержки могут быть разнообразными, конструируемыми на основе потенциальных возможностей цифровой образовательной среды в целях обеспечения индивидуальных запросов и потребностей медицинского работника

3.

Ресурсной доступности и насыщенности

 

Вариативные формы социально-педагогической поддержки в кризисные периоды должны быть доступны медицинскому работнику и определяться на основе выбора многообразных способов, существующих в цифровой образовательной среде

4.

Открытости

 

С одной стороны, цифровая образовательная среда является открытой системой, обеспечивающей оказание социально-педагогической поддержки медицинскому работнику, с другой – процесс и результаты должны быть доступны в целях тиражирования опыта и его возможного воспроизведения

5.

Творческого взаимодействия

 

Заключается в обеспечении сотрудничества медицинского работника и тьютора социально-педагогической поддержки

6.

Сочетания профессионального саморазвития и социально-педагогической поддержки данного процесса

В реализации саморазвития медицинский работник является субъектом деятельности, вместе с этим должно обеспечиваться комплексное социально-педагогическое сопровождение на всех этапах субъектно-смыслового процесса профессионального саморазвития, что способствует всестороннему решению проблемы.

Психолого-педагогическими условиями социально-педагогической поддержки медицинских работников являются:

- сочетание различных форм внешней помощи как в психологическом, так и социальном, правовом аспектах;

- осуществление тьюторского сопровождения с использованием современных цифровых ресурсов;

- оказание превентивной помощи в профессиональных кризисах.

В технологическом аспекте проектировочно-целевой компонент должен включать первичную психолого-педагогическую диагностику с целью определения кризисогенных факторов и факторов их успешного преодоления.

2. Деятельностно-технологический компонент.

Формы социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов разнообразны. Оказание комплексной помощи целесообразно осуществлять в условиях Центров социально-педагогической поддержки, при которых созданы специализированные лаборатории. Такой подход позволяет оказывать разностороннюю социальную, юридическую, психологическую консультативную помощь в зависимости от реальных индивидуальных потребностей. Конкретными формами социально-педагогической поддержки являются:

- психологические тренинги эффективного поведения;

- организация повышения квалификации;

- оказание помощи в дистанционном формате;

- проектная деятельность для успешного планирования и осуществления индивидуальных траекторий развития;

- разработка и реализация социально значимых проектов (рис.).

 

Формы социально-педагогической поддержки

Цель тренингов активизации профессионального саморазвития медицинских работников в кризисные периоды – формирование внутренней позиции успешности, расширение зоны личной уверенности, принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Каждый человек независимо от возраста способен к самосовершенствованию. Особый вид изменений – процесс профессионального и личностного саморазвития. Показателем личностного роста является преодоление затруднений путем рефлексивного самоопределения, обогащение личности новыми средствами самореализации в профессионально значимых ситуациях.

Самосовершенствование наиболее адекватная форма саморазвития, означающая, что человек сам, самостоятельно желает быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает такими видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - это процесс сознательного самоуправления развитием своей личности, своими качествами и способностями.

Рациональное использование технологий и методик повышения эффективности реализации профессионального саморазвития основано на их оптимальном сочетании в зависимости от цели и задач данного процесса, индивидуальных особенностей медицинских работников, а также условий цифровой образовательной среды.

Безусловно, современные цифровые образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии играют ведущую роль в реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий медицинских работников (сетевые сообщества, образовательные платформы, участие в вебинарах и научно-практических конференциях в режиме онлайн, повышение квалификации в дистанционном формате и другие). Значительно активизируют, повышают эффективность и результативность процесса профессионального саморазвития медицинских работников интерактивные технологии и методики, форсайт как технология будущего, SWOT-анализ с целью проведения стратегического планирования, технологии самоменеджмента и бережливого производства.

Интерактивные технологии и методики предполагают их использование на основе получения постоянной обратной связи между участниками процесса профессионального саморазвития (обсуждение в группах, творческие задания, публичные презентации проектов, деловые игры, интерактивные лекции, анализ конкретных ситуаций – кейс-метод, просмотр и обсуждение видеофильмов, круглые столы, мозговые штурмы, технология развития критического мышления и другие).

Интерактивные технологии и методики предполагают профессиональное саморазвитие в сотрудничестве. Все участники взаимодействуют друг с другом, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Суть использования таких форм проведения тренингов и семинаров состоит в погружении в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки необходимых компетенций.

3. Оценочно-диагностический компонент.

Включает повторную диагностику наличия профессиональных кризисов, уровня эмоционального выгорания, кризисогенных факторов и успешности их преодоления. Такая диагностика позволяет в динамике определить индивидуальные показатели с целью организации дальнейшей системы работы.

Модель социально-педагогической поддержки медицинских работников в периоды профессиональных кризисов включает интегративную технологию данной поддержки как совокупности микротехнологий последовательного сопровождения развивающихся субъектов: это микротехнологии инициирования, целеполагания как проектирования, реализации проекта преодоления кризиса, рефлексии, самоменеджмента.

Модель социально-педагогической поддержки реализуется на двух уровнях:

- в образовательных организациях в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере здравоохранения;

- при организации системы работы с практикующими медицинскими работниками в кризисные периоды.

С целью реализации разработанной модели и ее внедрения в практику деятельности целесообразно создание специальных Центров комплексной социально-педагогической поддержки медицинских работников, которые могли бы функционировать при крупных лечебно-профилактических учреждениях.

Заключение

Таким образом, новизна полученных результатов исследования заключается в использовании уровневой социально-педагогической поддержки как инструмента решения проблемы профессиональных кризисов современных медицинских работников. Модель социально-педагогической поддержки, а также интегративная технология воспроизводимы в конкретных условиях и могут быть использованы лечебно-профилактическими учреждениями и образовательными организациями в практической деятельности.