Актуальность исследования развития медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях обусловлена несколькими обстоятельствами. Среди них можно выделить наиболее острые проблемы, существующие в практике современного здравоохранения, которые необходимо решать в том числе на уровне деятельности медицинского колледжа.
Во-первых, государственная политика в сфере здравоохранения определена Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1, 2]. Данными документами к первоочередным вопросам решения проблемы обеспечения кадрами организации здравоохранения в стране отнесены следующие задачи:
- подготовка высококвалифицированных кадров и развитие мотивации у выпускников на осуществление профессиональной медицинской деятельности в сельской местности;
- повышение качества профессиональной подготовки на основе внедрения системы непрерывного профессионального образования;
- подготовка специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения высокого качества при оказании медицинской помощи;
- доведение к 2025 году соотношения врачей и среднего медицинского персонала до показателя 1:3.
Во-вторых, за последние три года из 337 работ, представленных в разделе объявлений Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, только 3 работы касаются педагогических вопросов обучения в медицинских вузах и 4 работы связаны с разными аспектами среднего профессионального образования в здравоохранении, что подтверждает недостаточную изученность в педагогической науке организационно-педагогического обеспечение развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях [3].
В-третьих, феномен развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях педагогической наукой изучен недостаточно, что требует переосмысления теоретических положений и практического подтверждения данного вида развития деятельности [4].
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях.
Методы исследования: метод теоретического анализа использован для уточнения дефиниции «развитие деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях» и теоретического обоснования модели развития; метод педагогического наблюдения был применен для выявления коммуникационных и образовательных взаимодействий в образовательном пространстве на основе новой образовательной технологии; метод моделирования использован для проектирования модели организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях; метод обобщения был применен для обобщения педагогической практики медицинского колледжа с позиции развития.
С.Л. Рубинштейн понимает деятельность как систему и выделяет в ней следующие элементы: деятельность, действия, операции, а также движения, то есть совокупность действий, которые распадаются на частные действия, реализующиеся через движения или конкретные операции [5, с. 19]. Главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева заключается в том, что не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание [6, с. 137]. Оба советских ученых в 1930-е годы независимо друг от друга разработали основные положения теории деятельности в психологической науке, которая распространилась и на другие отрасли научного знания.
Исходя из положений концепции деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева и применяя системный подход к исследованию феномена развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях, дадим следующее определение исследуемому феномену:
под развитием деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях следует понимать деятельность колледжа с позиции развития педагогического и организационного аспектов, учитываемых в управлении подготовкой высококвалифицированных кадров и развития у них мотивации на оказание качественной медицинской помощи в разных организациях медицинского профиля на основе современного законодательства в сфере образования и здравоохранения, а также на основе реализуемой государственной политики и принятой программы развития системы здравоохранения в соответствии с установленными в ней целевыми показателями развития с учетом социально-экономической ситуации в стране.
Развитие – это тип движения и изменения в природе или обществе, связанные с переходом от одного качества или состояния к другому, от старого к новому. В феномене «развитие» выделяются общие и особенные признаки. Например, по мнению Г.В. Поповой, развитие в целом можно рассматривать в качестве процесса объективной реальности, наблюдаемой как отражение внутренней, диалектической логики, связывающей воедино личностное, средовое и деятельностное, а также способствующей процессам развития [7, с.147]. Следовательно, при проектировании модели развития деятельности любой организации должны быть учтены как внутренние, так и внешние изменения, а также должны быть определены признаки, по которым объединены элементы системы развития деятельности медицинского колледжа, сориентированные на новый целевой результат деятельности, включающей организационный и педагогический аспекты.
В разработке модели был использован подход, ориентированный на развитие деятельности медицинского колледжа и учитывающий социальные и экономические проблемы, оказывающие влияние на процесс развития системы среднего профессионального образования в стране, что потребовало учета в модели организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа (рисунок).
Модель организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях
Рассмотрим подробнее элементы системы развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях, представленные в виде отдельных компонентов и объединенные с позиции их развития и нацеленности на получение нового результата в деятельности колледжа.
1. Целевой компонент включает в себя государственный заказ, обеспечивающий здравоохранение специалистами со средним профессиональным медицинским образованием в соответствии с целевыми установками национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, и направлен повышение качества профессиональной подготовки специалистов в медицинском колледже с использованием новых образовательных технологий.
2. Методологический компонент развития содержит системный, проектный, студент-центрированный, еятельностный и компетентностный подходы, а также принцип развития деятельности, принцип непрерывности в получении профессионального образования, принцип проектирования управленческой деятельности на развитие образовательного пространства. Системный подход ориентирован на рассмотрение в модели отдельных компонентов как совокупности отдельных элементов, образующих единое целое при взаимодействии и ориентированных на получение нового результата, то есть развитие деятельности.
Проектный подход направлен на проектирование модели организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях на основе принципа проектирования управленческой деятельности, направленной на развитие образовательного пространства, а также проектирование содержания образования в рамках внедрения технологии безопасности образовательной среды и индивидуализации профессиональной подготовки медицинских работников.
Студент-центрированный подход способствует созданию условий для саморазвития профессиональных устремлений и раскрытию творческого потенциала личности студента на основе реализации принципа непрерывности в получении профессионального образования, что стимулирует процесс профессионального саморазвития личности специалиста и мотивирует ее к получению новых знаний в сфере своей профессиональной деятельности [8, 9].
Деятельностный подход – это деятельность медицинского колледжа в режиме развития в целом как образовательной организации в соответствии с принципом развития деятельности, а также организация образовательного пространства на основе пропедевтического приближения студентов к перспективной профессиональной деятельности через развитие институтов наставничества и волонтерства в медицинских организациях.
Компетентностный подход направлен на формирование профессионально значимых компетенций у студентов медицинского колледжа через создание необходимых условий для саморазвития на основе внедрения в образовательный процесс технологии безопасности образовательной среды и индивидуализации профессиональной подготовки медицинских работников.
3. Социально-экономический компонент развития включает в себя два компонента.
3.1. Социальный компонент. К нему относятся условия организации образовательного пространства и включают в себя социально-культурные основы самореализации медицинских работников со средним профессиональным образованием в современных социальных условиях; знание выпускниками медицинского колледжа технологий профессиональных манипуляций при оказании медицинской помощи; готовность студентов использовать IT-технологии в учебной и практической деятельности; умение специалистов со средним профессиональным образованием поддерживать безопасную среду при работе с пациентами в медицинских организациях; знание студентами и выпускниками медицинского колледжа этико-культурных норм образовательного пространства и профессиональной медицинской деятельности, владение будущими специалистами нормами культуры общения; развитие стрессоустойчивости личности у выпускников медицинского колледжа при оказании медицинской помощи пациентам разных возрастных групп.
3.2. Экономический компонент. При определении экономического компонента важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития в стране, в профессиональных отраслях и социально-экономическая активность отдельных социальных групп, способных поддерживать развитие системы среднего профессионального образования медицинского профиля. На экономический компонент самое непосредственное влияние оказывает организационно-правовой статус медицинского колледжа: самостоятельное юридическое лицо со всеми вытекающими возможностями развития; филиал в составе юридического лица с ограниченными возможности развития; медицинский колледж – структурное подразделение высшего образовательного учреждения, имеющего другую профильность и подчинение на федеральном уровне, что тоже может приводить к определенным профессиональным противоречиям.
На состояние экономического компонента в значительной степени влияют государственный заказ на подготовку специалистов и финансирование из соответствующего бюджета, поэтому этот компонент можно рассматривать как одну из основных стратегий развития медицинского колледжа. Действующее законодательство в сфере образования позволяет осуществлять подготовку специалистов с полным возмещением затрат. Однако, учитывая практику системы среднего профессионального образования медицинского профиля, платежеспособность контингента, поступающего на медицинские специальности среднего профессионального медицинского образования, а также практическую деятельность медицинского колледжа в этой сфере, можно сделать вывод о том, что это деятельность имеет много неопределенностей и переменных, обусловленных финансовой и правовой грамотностью населения.
4. Организационный компонент развития – это управление образовательным пространством медицинского колледжа с позиции принципа развития на основе действующего законодательства и разработанной модели с учетом социально-экономических проблем в современном обществе и здравоохранении в целях обеспечения профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения высокого качества при оказании медицинской помощи и решения кадровых вопросов по укомплектованию системы здравоохранения специалистами со средним профессиональным образованием [10, 11].
5. Содержательный компонент развития – это разработка, апробация и внедрение технологии безопасности образовательной среды и индивидуализация профессиональной подготовки медицинских работников в системе среднего профессионального образования. Предложенная технология включает в себя следующие основные направления:
- формирование индивидуальных траекторий профессиональной подготовки студентов, гарантирующих формирование субъектности самоактуализации в учебной и профессиональной среде;
- формирование условий для ценностно-смысловой регуляции организации студентами условий безопасности жизнедеятельности;
- формирование условий для развития психолого-педагогического потенциала работников медицинского колледжа в условиях обеспечения безопасности образовательной среды.
6. Мониторинг процесса как компонент развития деятельности медицинского колледжа направлен на поддержание и исследование следующих управленческих процессов:
- определение оценки и удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой выпускников медицинского колледжа и уровнем выраженности их мотивации на качественную медицинскую деятельность;
- исследование на основе принципа развития организационно-педагогического обеспечения деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях;
- проведение диагностики уровня сформированности профессионально значимых компетенций у выпускников медицинского колледжа в условиях внедрения инновационной технологии безопасности образовательной среды и индивидуализация профессиональной подготовки медицинских работников в системе среднего профессионального образования.
7. Критериально-оценочный компонент развития включает в себя показатели и критерии оценки реализации модели организационно-педагогического обеспечения развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях.
7.1. Показатель 1 – готовность медицинского колледжа к деятельности в режиме развития (критерии: принятие управленческого решения о деятельности в режиме развития; программы развития медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях; готовность преподавателей к работе в режиме развития).
7.2. Показатель 2 – определение социально-экономических условий, оказывающих влияние на развитие деятельности медицинского колледжа (критерии: оценка внешних и внутренних социальных условий влияния на режим развития в деятельности медицинского колледжа; оценка влияния внешних и внутренних экономических условий на режим развития в деятельности медицинского колледжа).
7.3. Показатель 3 – управление образовательным пространством медицинского колледжа с позиции принципа развития (критерии: корректировка содержания образования на основе действующего законодательства; оценка развития мотивации и готовности выпускников к осуществлению профессиональной медицинской деятельности в разных организациях медицинского профиля).
7.4. Показатель 4 – эффективность реализации технологии безопасности образовательной среды и индивидуализация профессиональной подготовки медицинских работников в системе среднего профессионального образования (критерии: профессиональная направленность личности на работу с пациентами разных социальных групп; теоретическая готовность выпускника к реализации профессиональных задач; практическая готовность выпускника к решению профессиональных задач; коммуникативные качества личности выпускника; готовность выпускника к саморазвитию и продолжению получения непрерывного профессионального образования).
8. Компонент оценки развития организационно-педагогической деятельности колледжа. В этом компоненте на основе критического анализа происходит оценка эффективности организационного и педагогического обеспечения модели развития деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях на основе полученных результатов исследования в соответствии с разработанными показателями и критериями мониторингового и критериально-оценочного компонентов.
Заключение. С помощью метода теоретического анализа предложено определение понятия «развитие деятельности медицинского колледжа в современных социально-экономических условиях», включающего в себя организационный и педагогический аспекты, дано теоретико-правовое обоснование необходимости разработки модели развития деятельности медицинского колледжа, реализующего новую технологию безопасности образовательной среды и индивидуализацию профессиональной подготовки медицинских работников в системе среднего профессионального образования.
В целях выявления коммуникационных и образовательных взаимодействий в образовательном пространстве был применен метод педагогического наблюдения, что позволило своевременно и эмпирически обоснованно внести изменения в соответствующие компоненты модели, а метод обобщения дал возможность проанализировать педагогическую практику медицинского колледжа с позиции развития.