В настоящее время автор видит практически открытую фазу противостояния ведущих государств мира. В начале ХХ века мир уже наблюдал мировые процессы, которые сопровождались такими особенностями, как быстрая интеграция политических сил, нарастание национализма и социальной напряженности, трансформация военных технологий. Тогда принципиальные изменения в европейской политической и экономической жизни постепенно создали предпосылки для начала Первой мировой войны и передела политической карты мира. Технологические новшества предопределили ее значительное отличие от предыдущих войн и конфликтов, существенным образом изменился характер военных действий.
Но, несмотря на серьезные изменения в принципах ведения боевых действий, одной из ключевых фигур любого воинского подразделения был и остается офицер, от готовности которого зависит результат выполняемых задач.
В последние годы обращается особое внимание на воинскую дисциплину среди военнослужащих, а также их морально-психологическое состояние. Одними из аспектов военно-профессиональной деятельности являются конфликты в воинской среде и готовность офицеров управлять ими. От теоретических знаний и практических навыков командиров в работе с подчиненными зависит не только система межличностных отношений в коллективе, но и боевая готовность воинского подразделения в целом.
Цель исследования заключается в выявлении проблемных вопросов в подготовке будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению своих обязанностей, в акцентировании внимания на конфликтах в воинских коллективах, в теоретическом обосновании и подтверждении на экспериментальном уровне необходимости внедрения в учебный процесс разработанной модели конфликтологической подготовки курсантов военных институтов.
Материал и методы исследования
При написании статьи использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Проводился анализ научной литературы, посвященной изучению проблем военной педагогики, в частности феномену конфликта в воинском коллективе. Помимо анализа психолого-педагогических и социологических источников, проводились опросы педагогического состава и обучающихся, педагогическое наблюдение за учебной деятельностью, а также разбор и оценивание отзывов из войск на выпускников военных институтов.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях конфронтации передовых стран мира, безусловно, очень важную роль играют не только их вооруженные силы, но и их укомплектованность, вооружение, всесторонняя подготовка, а также воинская дисциплина. Довольно серьезные и ответственные задачи выполняют и силовые структуры, которые отвечают за обеспечение государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека. В РФ одной из таких структур являются войска национальной гвардии (ВНГ РФ), которые в настоящий момент играют ключевую роль в обеспечении безопасности и успешного развития нашей страны.
Несомненно, любой воинский коллектив ВНГ РФ независимо от возложенных на него задач очень многогранен и сложен. Причин этому множество: это и особенности жизнедеятельности в воинской части, и постоянное нахождение военнослужащих в готовности к выполнению служебно-боевых задач, и соблюдение ряда ограничений личности в ходе прохождения военной службы, частые стрессовые ситуации, и многие другие.
Ведущая роль в организации и выполнении задач, несомненно, принадлежит офицерскому составу, который выполняет различные функции – как управленческого характера, так и в сфере воинского воспитания.
Проблемами воспитания в воинских коллективах занимались многие специалисты в этой области, ими не только обозначались данные проблемы, но и разрабатывались система подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими и методология их воспитания. Не стоит забывать, что, кроме общих задач по воспитанию военнослужащих, перед офицерами ставятся задачи по формированию гражданина обновляющегося российского общества, воспитания в подчиненных военнослужащих общей грамотности, активности, патриотизма.
По мнению многих исследователей, подготовка к войне есть главная, но не единственная обязанность офицера; кроме своих общих, должностных и специальных обязанностей, он должен взять на себя роль воспитателя. Поэтому, как показывает история, для офицеров Российской армии долг, честь, нравственность, мужество всегда были в приоритете и не являлись только словами [1].
Деятельность офицера по руководству воинским коллективом обусловливается сущностью и характером задач, которые могут стоять перед подразделением. Если проанализировать деятельность командира в целом, то можно прийти к выводу, что одни функциональные обязанности офицера в основном ориентированы на обучение и воспитание своих подчиненных, другие – на организацию повседневной деятельности личного состава, поддержание высокой боевой готовности подразделения, воинской части. Следовательно, деятельность офицера в одних случаях носит воспитательный, педагогический характер и направлена на подготовку подчиненных, всестороннее формирование личности гражданина, в других – управленческий характер [2].
В современных условиях смены образовательной и воспитательной парадигмы набирают силу гуманистические ориентации, в том числе в системе воинского воспитания, подготовке офицерских кадров. Поэтому основными задачами преподавательского состава, командиров курсантских подразделений в ходе образовательной деятельности являются не только изучение военных и гуманитарных дисциплин, привитие командно-методических навыков, но и развитие готовности будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом, готовности к управлению конфликтами в воинских коллективах, а также формирование профессионально-деловых качеств у будущих офицеров, что, в свою очередь, является довольно сложным и многогранным процессом [3]. Данные задачи обусловлены острой необходимостью в настоящее время формировать новые ценности и идеалы у современной молодежи, которая призывается на военную службу.
Подготовкой офицерских кадров занимаются военные образовательные организации высшего образования. Хотелось бы отметить, что процесс обучения и становления офицеров довольно сложный и многогранный, требует от всех субъектов учебной деятельности постоянного напряжения, мотивированности, требовательности, комплексного подхода, постоянного повышения квалификации преподавательского и командирского состава.
Не стоит забывать и о проблеме межнациональных отношений как в обществе в целом, так и в войсках в частности. Россия, как известно, является многонациональной страной, а населяющие ее народы довольно серьезно различаются культурными особенностями и традициями, которые необходимо учитывать офицеру в повседневной жизнедеятельности и особенно при выполнении различных служебно-боевых задач. Отсюда вытекает серьезнейшая необходимость формирования культуры межнационального общения у курсантов военных институтов [4, с. 26–40].
Как показывают исследования в данной области, у большинства курсантов не в полной мере сформированы представления о культуре межнационального общения. Данная проблема, несмотря на имеющееся множество работ в данном направлении, заслуживает отдельного внимания и изучения, так как ее игнорирование может привести к конфликтным ситуациям.
Практически все приведенные тезисы и утверждения влияют на морально-психологический климат в воинском коллективе. А это, в свою очередь, оказывает существенное и практическое воздействие на состояние боевой готовности и способность войск выполнять задачи по своему предназначению. Следовательно, можно сделать вывод, что, несмотря на положительные результаты в освоении военно-профессиональных дисциплин курсантами военных институтов, необходимо обратить серьезное внимание на формирование у будущих офицеров готовности к работе с подчиненными военнослужащими, готовности к управлению конфликтами в подразделениях.
Социальный конфликт характеризуется обострением противоречий между субъектами коллектива, которые могут проявляться скрыто или явно из-за расхождения интересов, целей и средств их достижения [5, с. 40]. При этом подобные противоречия, которые возникают в среде военнослужащих, сопровождаются проявлением негативных эмоций по отношению друг к другу, а иногда достигают фазы активной конфронтации, результатом которой могут стать психологические или физические насильственные действия [6; 7, с. 41].
В настоящее время в обществе сложилось негативное отношение к конфликту. Существует мнение, что, как только возникает малейший конфликт, его необходимо как можно скорее разрешать или избегать. Но также необходимо понимать, что наряду с возникающими проблемами конфликт может иметь и положительные стороны. Для извлечения максимальной выгоды из конфликтной ситуации офицер должен понимать, что конфликт содержит в себе как конструктивные, так и деструктивные функции [8].
В военно-профессиональной среде проблема конфликтов, несомненно, требует особого подхода и изучения. На формирование у будущих офицеров готовности к управлению конфликтами в воинских подразделениях влияет ряд факторов и условий. На некоторые из них в ходе обучения в военных институтах командирам курсантских подразделений, профессорско-преподавательскому составу необходимо обратить особое внимание [9].
Существующая программа обучения курсантов предусматривает в учебном процессе различные занятия по военной педагогике и психологии, но, как показывает практика, не все офицеры имеют достаточно знаний в области конфликтологии, так как данная дисциплина как отдельный предмет обучения отсутствует. Но даже при наличии первичных теоретических знаний возникают затруднения в деятельности офицеров, на которые указывают поступающие отзывы из войск на выпускников военных институтов. Проведя анализ отзывов за последние годы, можно сделать вывод, что 15,5% выпускников по уровню личной подготовки для выполнения должностных и специальных обязанностей оценены командирами воинских частей на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Рассмотренные теоретические аспекты готовности офицеров к управлению конфликтами в воинских коллективах выявили проблему необходимости разработки и внедрения в учебную деятельность военных институтов адекватной ассертивной педагогической модели, способной отразить направление эффективной конфликтологической подготовки курсантов.
Педагогическая модель должна помочь субъектам образовательной деятельности обеспечить обучение с учетом ранее выявленных недостатков образовательного процесса.
По результатам анализа ряда трудов по военной педагогике, конфликтологии, моделированию, методологии, а также проблемных вопросов конфликтологической подготовки курсантов военных институтов разработана модель формирования у будущих офицеров в военном институте готовности к управлению конфликтами, позволяющая организовать подготовку обучающихся с учетом рассматриваемой проблемы.
Структурно данная модель состоит из таких системных модулей, как целеориентационный, содержательно-инструментальный и процессуальный; оценочно-результативный.
Представленные модули, состоят из взаимосвязанных блоков, таких как целевой, содержательный, инструментальный, процессуально-технологический, критериально-оценочный, результативно-аналитический.
Целевой блок включает в себя определение цели разработки и функционирования представленной модели; содержательный – разработку и систематизирование содержания конфликтологической подготовки обучающихся; инструментальный – определение и интеграцию различных форм и методов учебной деятельности, а также средств обучения; процессуально-технологический – организацию обучения курсантов в рамках конфликтологической подготовки с учетом разработанных программ и содержания; критериально-оценочный – определение показателей и критериев сформированности у курсантов готовности к управлению конфликтами; результативно-аналитический блок включает в себя результаты апробации и экспериментальных мероприятий, а также определяет эффективность модели в целом.
Основу содержания конфликтологической подготовки разработанной модели составляют специальный курс, который включает в себя факультативные и практический модули, а также организация мероприятий воспитательного характера. Факультативные модули состоят из различных видов занятий с преподавателем, практический модуль подразумевает под собой получение первичных умений и навыков работы с подчиненными в ходе обучения и войсковых стажировок курсантов в воинских частях ВНГ РФ.
Разработанную модель формирования у будущих офицеров ВНГ РФ готовности к управлению конфликтами можно представить в следующем виде (рис.).
Апробация разработанной модели проводилась на базе военного института, в исследовании приняли участие 103 курсанта, которые были распределены на контрольные и экспериментальные группы. Контрольные группы проходили подготовку по действующим программам обучения, экспериментальные – по разработанной модели.
В результате исследования установлено, что курсанты экспериментальных групп показали существенное отличие по сравнению с курсантами контрольных групп в уровне сформированности готовности к управлению конфликтами. Положительная динамика отмечается не только в полученных теоретических знаниях (отличные и хорошие знания показали 92,2% участников экспериментальных групп, тогда как в контрольных группах данный показатель составил около 30%), но и в приобретенных умениях и навыках по работе с военнослужащими и управлению конфликтами в воинской среде, сформированных в повседневной деятельности, на практических занятиях, при несении службы, а также в ходе войсковых стажировок. Значительные отличия между курсантами данных групп в уровне сформированности готовности к управлению конфликтами подтверждают также командиры данных курсантских подразделений и преподавательский состав военного института.
Концептуальная модель формирования у будущих офицеров ВНГ РФ готовности к управлению конфликтами
Результаты самооценки также показали достаточно высокий уровень готовности к управлению конфликтами у курсантов экспериментальных групп (99,3% курсантов уверенно отметили у себя высокий и средний уровень теоретических знаний), тогда как у курсантов контрольных групп данный показатель был около 55%.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии у будущих офицеров теоретических знаний в различных областях военно-профессиональной деятельности, в учебном процессе, тем не менее, имеется ряд недостатков и упущений, в частности в конфликтологической подготовке.
Представленная модель формирования у будущих офицеров готовности к управлению конфликтами позволит готовить военных специалистов с выработанными умениями по управлению конфликтами в различных воинских подразделениях.
Апробация разработанной модели подтверждает эффективность ее содержательной части, положительную динамику в знаниях и умениях будущих офицеров, в конечном итоге – необходимость ее внедрения в учебную деятельность военных институтов ВНГ РФ.