Защита детей, обеспечение прав на личную безопасность и здоровое развитие являются одним из показателей культурного развития общества. Основные аспекты защиты детей отражены в конституциях большинства цивилизованных стран. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение безопасности и профилактику несчастных случаев, а также организацию охраны здоровья детей и воспитания здорового образа жизни [1]. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет такие задачи, как становление у детей ценностей здорового образа жизни, выполнение его основных норм и правил [2]. Федеральная образовательная программа дошкольного образования также содержит задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей [3]. Научная новизна представленной работы заключается в отборе и обосновании эффективных методов и средств педагогической деятельности, направленной на становление здорового и безопасного образа жизни в дошкольном возрасте.
Цель исследования – определение и обоснование методов, средств и содержания работы, наиболее рационально способствующих формированию безопасного и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Материалы и методы исследования
Методы исследования: изучение первоисточников, теоретических идей, изучение документации, систематизация педагогического опыта, анализ практической педагогической деятельности, педагогический эксперимент. Для изучения начального уровня сформированности безопасного и здорового образа жизни детей был использован критериально-оценочный аппарат, разработанный А.И. Садретдиновой [4]. В констатирующем этапе исследования участвовали дети старшего дошкольного возраста, от пяти до шести лет, воспитанники детского сада № 12 города Снежинска. Участники были разделены на две группы, всего в исследовании приняли участие 60 детей. Анализ проводился по следующим критериям: наличие знаний о безопасности и здоровье, соответствующих ценностей и мотивов, способность применять данные знания в повседневной жизни. По результатам исследования дети разделились на три группы: с оптимальным, допустимым, критическим уровнем сформированности безопасного и здорового образа жизни. К оптимальному уровню относились дети, владеющие знаниями об опасных для здоровья и жизни ситуациях, их причинах, основных правилах безопасного поведения. Мотивацией выступало понимание ценности жизни и здоровья человека. К допустимому уровню относились дети, у которых знание правил и норм имело фрагментарный и формальный характер, отсутствовало понимание причины опасностей, мотивацией чаще было соблюдение предписаний взрослых. На критическом уровне дети обладали низким объемом знаний и представлений об опасностях, правилах поведения, не пытались дать им объяснения. Интереса и мотивации к занятиям дети не проявляли. Из полученных данных следовало, что 50% детей в экспериментальной группе и 53% в контрольной группе характеризуются критическим уровнем сформированности безопасного и здорового жизни. Допустимый уровень отмечается у 38% и 32% детей соответственно. Лишь 12% детей в экспериментальной группе и 15% в контрольной имеют оптимальный уровень сформированности безопасного и здорового образа жизни. Данные факты могут объясняться естественным стремлением близких взрослых защищать ребенка от опасностей, пренебрегая обучением разумному безопасному поведению.
Результаты исследования и их обсуждение
Ряд вопросов теории и практики охраны здоровья и обеспечения безопасности детей, а также современное состояние данной проблемы раскрыты в ряде психолого-педагогических исследований. Данные вопросы имеют длительную историю изучения. В 1920–1930-е гг. стали обсуждаться вопросы техники безопасности в ДОУ. В конце 1930-х гг. В.М. Федякова в своих исследованиях привела научно обоснованную систему ознакомления дошкольников с безопасностью дорожного движения. Методика обучения дошкольников правилам поведения на улице позже разрабатывалась Э.Я. Степанненковой, М.Ф. Филенко и др. В 1960–1980-е гг. о профилактике несчастий с дошкольниками в ДОУ, дома и на улице говорили в основном специалисты в области медицины. В отечественной педагогической науке вопросы становления культуры здоровья и безопасности изучались в сфере гигиенического воспитания и физического развития. Можно отметить исследования Л.Ф. Тихомировой, Т.М. Андреевой, М.Б. Большаковой и др. Большое значение в исследовании детской безопасности имели работы И.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной, по итогам которых были разработаны и внедрены программа и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [5]. Утверждение жизни и здоровья человека как значимых индивидуальных и общественных ценностей предполагает поворот общественного сознания в сторону здорового образа жизни посредством комплексного педагогического воздействия. Глобальный масштаб данной задачи обусловил междисциплинарное развитие наук о здоровье – медицины, философии, педагогики, психологии и т.д. [6].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает существование значительного количества исследований, изучающих теоретические и практические вопросы здоровьесохранения и здоровьесбережения в образовательных организациях всех уровней. Актуальны исследования, раскрывающие аспекты сохранения здоровья дошкольников. Автор статьи ориентируется на работы Н.К. Смирнова, раскрывающие понятие, виды и значимость здоровьесберегающих технологий в обеспечении и оценке качества образования. Все используемые педагогические технологии опираются на научные знания о детском здоровье и развитии и решают, прежде всего, задачи сохранения здоровья всех участников образовательного процесса [7].
Б.Б. Егоров подчеркивает важность взаимосвязи здоровьесберегающей и образовательной деятельности и предполагает создание комплексных образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых задачи оздоровления, профилактики и воспитания будут решаться комплексно [8].
В.Т. Кудрявцев также придерживается мнения о том, что оздоровление не сводится к отдельным профилактическим мероприятиям, а представляет собой процесс развития психологического и физического потенциала человека [9, с. 12].
Современные авторы также уделяют внимание аспектам сохранения и поддержания психологического здоровья и безопасности ребенка. М.В. Хакимова и Н.А. Шепилова отмечают, что при организации образовательного процесса должны учитываться аспекты защиты нервной системы детей, например: соблюдение гибкого режима дня, отсутствие информационных перегрузок, наличие достаточного отдыха, использование соответствующих возрасту детей здоровьесберегающих методик, наличие возможностей для организации оптимальной двигательной активности детей – в самостоятельной и совместной деятельности [10, с. 46].
Несмотря на широкое освещение данных вопросов, педагоги сталкиваются с необходимостью углубления содержания дошкольного образования, подготовки методического сопровождения процесса обеспечения безопасности и охраны здоровья. Во время всего периода дошкольного детства определяются актуальные задачи, решаемые в условиях семьи и дошкольных организаций: обеспечение детской безопасности и поиск оптимальных средств, методов и содержания работы по формированию здорового и безопасного образа жизни на каждом возрастном этапе. Очень важно своевременное начало подобной работы. В современных исследованиях часто встречается мнение, что дошкольный возраст благоприятен для формирования культуры здоровья и безопасности, так как в рассматриваемом периоде все получаемые навыки легко вырабатываются и прочно закрепляются. О.Ю. Зайцева, С.Г. Доля пишут о сроках и этапах работы по развитию культуры безопасности и приходят к выводу, что эффективность зависит от того, насколько рано начат этот процесс [11].
Таким образом, уже в дошкольном возрасте у ребенка начинает складываться культура безопасного поведения, которую можно трактовать как совокупность нескольких составляющих: сознательного отношения к жизни и здоровью человека, некоторый запас знаний и сформированность необходимых умений и способов деятельности, направленных на сохранение жизни и здоровья. Широкое использование понятия «культура безопасности» во многом определено социальной потребностью создания для детей таких условий, которые бы обеспечивали их физическое, психологическое здоровье, защищенность и адаптацию.
Обучение дошкольников основам безопасности – многоуровневый процесс, включающий формирование мотивационной сферы, ценностных ориентаций, ряда личностных качеств. Педагогическая работа по формированию основ безопасности выполняет следующие функции:
– теоретико-методологическую, способствующую овладению детьми комплексом способов решения той или иной проблемы на основе знаний о безопасности;
– информационную, предполагающую развитие способностей к получению и отбору новых знаний;
– мотивационную, развивающую стремление к самосовершенствованию и самоконтролю на основе освоения новых знаний и умений;
– побудительную, заключающуюся в формировании некоторой самостоятельности, способности к прогнозированию событий, желанию предотвращать опасные ситуации. Реализовать вышеизложенные функции представляется возможным через формирование следующих структурных компонентов безопасного поведения:
– когнитивный – предполагает возможность изучения и применения полученной информации;
– оценочный – раскрывает способности человека к саморегуляции через самопознание, понимание своих возможностей и способностей;
– субъектно-деятельностный – отражается в освоении умений безопасного и здоровьесберегающего поведения через развитие познавательной деятельности.
Опыт безопасного поведения детей накапливается в течение жизни, а также формируется и уточняется педагогами. На формирующем этапе исследования осуществлялась организованная педагогическая работа по становлению опыта безопасного и здорового образа жизни. Уделялось внимание формированию у детей не только знаний и представлений о правильном поведении, но и некоторых практических умений и способов деятельности, направленных на обеспечение безопасности.
Автор статьи предлагает использование игр и проблемных ситуаций, позволяющих не только формировать представления о здоровом и безопасном образе жизни, но и закреплять их в практической деятельности. Содержание игр и проблемных ситуаций зависит от возраста детей, подготовленности, возможно, индивидуальных запросов родителей и детей. В обучении основам безопасности и здоровьесбережения показали свою эффективность конструктивные и творческие «проблемные» упражнения. Данные упражнения позволяют отрабатывать правильное поведение в тех ситуациях, с которыми дети не встречались на практике. Так дети могут переносить ранее изученные и отработанные алгоритмы действий на новое содержание, учатся применять свои умения при других обстоятельствах.
Представляется возможным изучение вопросов социальной безопасности ребенка, например, разрабатывалась тема: «Общение с посторонними людьми на улице и дома». Здесь ставились задачи научить ребенка отличать незнакомых людей, предотвращать опасные контакты, если посторонний человек подходит на улице, пытается проникнуть в дом. В начале подобной работы многие дети не точно понимали, кого можно считать чужим человеком, считали, что если человек назвал свое имя, то теперь он является знакомым и ему можно доверять. Дети постепенно усваивают, что если они заблудились на улице, потерялись в незнакомом месте, то обращаться за помощью стоит не к любому взрослому, а только к официальному лицу, полицейскому, продавцу, кассиру. В решении этих вопросов помогают упражнения «Знакомый, свой, чужой», «Разговор по телефону», «Мои адрес и телефон», «Найди свой дом». Актуальны также игры, закрепляющие знания о здоровье, соблюдении режима дня, правильном питании и отдыхе, такие как «Что нам полезно, что вредно?», «Мой день», «Полезный отдых» и др.
Особый интерес представляют театрализованные игры, элементы драматизации, кукольного театра, помогающие в проигрывании более сложных ситуаций, включающих взаимодействие нескольких участников, способствующие осознанию и принятию роли и выбору варианта взаимодействия. Во время театрализованных игр и постановок могут закрепляться способы поведения в общественных местах, общение со взрослыми и более старшими детьми, порядок действий ребенка, если он потерялся на улице, в торговом центре, вокзале и т.п. Возможно разыгрывание сценок или кукольных спектаклей по теме «Путешествие в страну здоровья», позволяющих закрепить умение соблюдать режим дня, выбирать полезные продукты питания, правильно отдыхать. Театрализованная игра «Мы – спасатели» позволяет закрепить важные умения по действиям в некоторых чрезвычайных ситуациях и оперативному вызову помощи. Также эффективным оказалось применение средств, методов и форм организации детских видов деятельности, предложенных Л.Л. Тимофеевой. Это работа с народными сказками, произведениями художественной литературы, помогающими в формировании мотивов безопасного поведения [12]. Могут быть использованы следующие сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и т.д. А также полезны различные формы организации познавательно-исследовательской деятельности, такие как целевые прогулки, сравнительное наблюдение, детские лаборатории, творческие мастерские. Для примера можно рассмотреть целевую прогулку «Дары осени», в процессе которой дети учатся различать объекты природы и осторожно обращаться с незнакомыми растениями, ягодами и грибами. Сравнительное наблюдение «Место для прогулки» помогает обогащать представления детей о правилах безопасного поведения на игровой площадке, закрепить правила выбора места для различных игр, их безопасного проведения, способствует учету климатических факторов, например профилактике солнечного удара и перегрева в теплое время года [13, с. 13, 14]. На основании знаний об опасных предметах и ситуациях, например некоторых электрических приборах, острых предметах, инструментах, ядовитых растениях и ином, дети учатся оценивать некоторые последствия неосторожного обращения с ними и предупреждать их возникновение. Например, дети с интересом узнают о свойствах растений своего региона, о том, что многие из них способны вызывать отравления, аллергии и кожные ожоги, и приходят к пониманию необходимости осторожного обращения с ними, предлагают возможные средства защиты, например использование перчаток при прополке грядок, т.е. приходят к разумному соблюдению техники безопасности. Таким образом, основные правила безопасного здоровьесохраняющего поведения отрабатывались в двигательной, трудовой, исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Анализ результатов контрольного этапа исследования позволяет заключить, что дети овладели многими важными знаниями о безопасности и охране здоровья, имеют адекватные представления о поведении в трудной ситуации. 80% детей, принимавших участие в исследовании, могут применять сформированные умения в практических ситуациях. Они помнят необходимые правила поведения, нужные телефоны и адреса, активно принимают участие в играх, упражнениях, инсценировках и т.д.
Заключение
Таким образом, охрана жизни, здоровья и благополучия ребенка дошкольного возраста обеспечивается организованной психолого-педагогической работой по формированию осознанной потребности в безопасности на основе знаний, мотивов и ценностных установок и навыков безопасного поведения. Предлагаемые к использованию комплексы конструктивных проблемных упражнений, театрализованных игр, творческих мастерских, целевых прогулок способствуют развитию у детей осторожности, сознательности и ответственности, совершенствованию практических умений и способов деятельности, направленных на обеспечение безопасности. Стремление ребенка к ведению здорового образа жизни, заботе о своем здоровье и безопасности является важнейшим условием благоприятного личностного и социального развития.