В последнее время остро встал вопрос о структурировании возросшего объема информации базовых дисциплин в медицинских вузах. К таким дисциплинам относится и «Общая биохимия», предусмотренная основной профессиональной образовательной программой 30.05.01 «Медицинская биохимия». Многие обучающиеся испытывают значительные трудности при овладении теоретическими знаниями и практическими навыками по поиску и систематизации информации.
Одним из решений этой проблемы может служить применение учебно-методического пособия в формате рабочей тетради. Использование рабочей тетради при обучении студентов медицинского вуза обусловлено оптимальным сочетанием информационного содержания с возможностью формирования компетенций через моделирование профессиональных ситуаций [1].
Выпускники направления подготовки «Медицинская биохимия» могут работать в клинических лабораториях, а также научными сотрудниками в НИИ медико-биологического профиля, поэтому обучающиеся должны быть мотивированы на профессиональную научно-исследовательскую деятельность. Одной из трудовых функций специалистов лабораторной диагностики является выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности. Уже на 3-м курсе при выполнении лабораторного практикума по дисциплине «Общая биохимия» начинается формирование этих трудовых функций, основой которых являются общепрофессиональные компетенции.
Дисциплина «Общая биохимия» формирует следующие общепрофессиональные компетенции:
ОПК 1 – готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК 5 – готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач [2].
Цель исследования: анализ результатов внедрения рабочей тетради по общей биохимии для обучающихся по направлению подготовки 30.05.01 «Медицинская биохимия».
Материалы и методы исследования
В исследовании использованы методы теоретического анализа научно-методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта преподавания общей биохимии, анкетирование, беседа.
Результаты исследования и их обсуждение
Биологическая химия в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для направления подготовки «Медицинская биохимия» изучается с 5-го по 10-й семестр и включает 2 дисциплины:
– «Общая биохимия» в 5-м и 6-м семестрах;
– «Медицинская биохимия: принципы измерительных технологий в биохимии. Патохимия, диагностика. Биохимия злокачественного роста» в 8-м, 9-м и 10-м семестрах.
В рамках преподавания учебной дисциплины «Общая биохимия» коллективом кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) была разработана и апробирована рабочая тетрадь для данного направления подготовки. Рабочая тетрадь имеет печатную основу и имеется в свободном доступе для приобретения обучающимися.
В соответствии с рабочей программой дисциплины рабочая тетрадь состоит из нескольких разделов. Каждый раздел разбит на несколько занятий в соответствии с календарно-тематическим планом.
Рабочая тетрадь включает:
– общие правила безопасной работы студентов в химических лабораториях;
– список сокращений;
– оглавление с перечнем разделов и тем занятий;
– вопросы для подготовки к тестовому контролю;
– список литературы, рекомендуемой для подготовки к занятиям и работе с заданиями.
В структуре лабораторно-практического занятия выделяются:
– тема и цели занятия;
– перечень основных понятий, которые должны быть усвоены в ходе изучения каждой темы;
– вопросы для самоподготовки к занятиям;
– тестовые задания и ситуационные задачи для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы;
– лабораторный практикум с описанием принципов метода исследования и хода работы;
– вопросы для самоконтроля усвоения учебного материала;
– темы рефератов.
Формирование общепрофессиональных компетенций осуществляется благодаря использованию заданий различного уровня сложности [3, с. 180].
Задания на воспроизведение (репродуктивные) позволяют оценить знание материала, правильность использования основных понятий. В рабочей тетради они представлены заданиями на проверку теоретических знаний, такими как заполнение таблиц, схем метаболических путей, написание формул химических соединений (ОПК 1).
Например, в разделе «Витамины, их биологическая роль. Ферменты» в качестве внеаудиторной самостоятельной работы студентам предложено заполнить таблицу (табл. 1).
Таблица 1
Общая характеристика витаминов группы В
Название витамина и его метаболически активной формы |
Биохимическая или физиологическая функция |
Характерные признаки авитаминозов |
|
Витамин |
Кофактор |
||
В1 |
|
|
|
В2 и т.д. |
|
|
|
Задания на понимание и применение (реконструктивного типа) направлены на выявление способностей обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать выводы (ОПК 5). Так, в ходе проведения лабораторного практикума обучающиеся учатся сравнивать полученные результаты с референсными значениями биохимических показателей и формулировать выводы по работе.
При выполнении теоретических заданий студенты овладевают навыками анализа изученного материала и применения его для решения конкретных задач. Например, в разделе «Строение и свойства белков» представлено следующее задание: «Начертите график зависимости насыщения белка лигандом при постоянной концентрации белка и возрастающей концентрации лиганда».
К заданиям реконструктивного типа относятся также ситуационные задачи. Например, в разделе «Обмен простых белков и аминокислот» предлагается следующая задача: «По степени окисления трех атомов углерода, входящих в молекулы лактата и аланина, эти соединения идентичны. В организме животных оба этих соединения могут использоваться в качестве “метаболического топлива”. Сравните суммарные выходы АТФ (число молей АТФ, образовавшихся в расчете на 1 моль окисленного субстрата) при полном окислении этих соединений (т.е. до СО2 и Н2О), учтя при этих расчетах расход АТФ на обезвреживание аммиака, образующегося при окислительном распаде аланина».
Решение этой задачи опирается на знания, полученные в ходе изучения таких тем, как «Энергетический обмен. Биологическое окисление», «Обмен углеводов», «Обмен простых белков и аминокислот». Студентам требуется проанализировать изученный материал, провести сравнение энергетической эффективности окисления веществ разных классов и сформулировать соответствующие выводы.
Задания творческого уровня помогают планировать свою деятельность. В рабочей тетради – это индивидуальные и групповые творческие задания, позволяющие совершенствовать умения и навыки исследовательской работы, которые представлены актуальными для будущих специалистов темами рефератов (ОПК 1). Рефераты обычно докладываются на занятиях с использованием мультимедийных презентаций с последующим обсуждением и оценкой по пятибалльной шкале.
Таким образом, содержащиеся в рабочей тетради задания имеют важное медико-биологическое значение и помогают выпускникам направления подготовки «Медицинская биохимия» стать специалистами, способными и готовыми решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК 1).
Каждое лабораторно-практическое занятие предусматривает выполнение лабораторного практикума с использованием методов лабораторной диагностики для определения биохимических показателей в биологических средах, что способствует формированию готовности к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК 5). Более 70% объема курса отводится на формирование практических умений и навыков. Так, на лабораторно-практических занятиях обучающиеся получают навыки определения биохимических показателей при выполнении следующих лабораторных работ: «Определение концентрации глюкозы в крови глюкозооксидазным методом», «Определение активности альфа-амилазы в слюне», «Определение концентрации пировиноградной кислоты в моче» и др.
Данное учебно-методическое пособие позволяет формировать необходимые компетенции, повышать мотивацию к самообразованию и развитию творческих способностей обучающихся, организовывать и оценивать самостоятельную работу студентов.
Ведущей функцией рабочей тетради является сопровождение самостоятельной работы обучающихся [4]. Задания сформулированы так, что обучающиеся могут выполнять их самостоятельно без дополнительной консультации с преподавателем. Самостоятельность при работе с данным видом учебно-методического пособия при изучении дисциплины «Общая биохимия» проявляется в том, что:
· формируются умения обучающихся работать с информационными ресурсами и материалами, навыки поиска информации, анализа и систематизации материала, необходимого для выполнения заданий;
· выполнение заданий развивает следующие умения: организационные (целеполагание, планирование, самоконтроль, саморефлексия); интеллектуальные (поиск, переработка и преобразование информации в виде таблицы, графика, схемы, выводов и т.п.); коммуникативные (способность объяснить свой ответ, ориентация на групповую работу) [5].
Характерной особенностью рабочей тетради по общей биохимии является возможность использовать ее и как самостоятельное учебно-методическое пособие, и совместно с другими пособиями и учебниками. Задания рабочей тетради дополняют, расширяют лекционный материал и способствуют формированию общепрофессиональных компетенций обучающихся.
Использование рабочей тетради может осуществляться разными способами: на практических занятиях при изучении новой темы, при выполнении обучающимися домашних заданий по изучаемой теме, при самостоятельной подготовке к контрольным работам, тестам, экзаменам [6].
Рабочая тетрадь по дисциплине «Общая биохимия» для обучающихся по направлению подготовки 30.05.01 «Медицинская биохимия» в Северном государственном медицинском университете (г. Архангельск) используется с 2016 г.
По итогам изучения дисциплины проводился анонимный опрос обучающихся по удовлетворенности использования рабочей тетради на занятиях и во внеучебное время. В опросе с 2017 по 2022 гг. приняли участие 78 человек.
Все опрошенные (100%) отметили положительный эффект от внедрения рабочей тетради по дисциплине «Общая биохимия» в учебный процесс. 93% обучающихся при опросе указали, что рабочая тетрадь способствует повышению активности на лабораторно-практических занятиях, 89% обучающихся считают, что рабочая тетрадь облегчает подготовку к лабораторно-практическим занятиям и выполнению внеаудиторных заданий, 88% указывают на то, что рабочая тетрадь способствует развитию навыков самостоятельной работы, а 52% отмечают повышение мотивации к изучению дисциплины.
Большинство обучающихся (81%) отметили, что использование рабочей тетради способствует развитию логического мышления, умению обобщать, анализировать и делать выводы, ставить задачи, находить пути их решения, 55% указывали на то, что рабочая тетрадь помогает более качественной домашней подготовке, 53% – выработке практических навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Среди положительных сторон содержания рабочей тетради отмечено наличие структурированных заданий, схем метаболических процессов, ситуационных задач. Учебно-методическое пособие дает возможность закрепления изученного материала и использования его для подготовки к экзамену, способствует формированию навыков поиска информации. По мнению 96% респондентов, рабочая тетрадь способствует налаживанию эффективной обратной связи с преподавателем.
Однако обучающиеся отмечают и отрицательные стороны рабочей тетради, такие как сложность в понимании условий ситуационных задач, трудность в поиске информации для ответа на задания. У 44% опрошенных изредка возникали трудности при использовании рабочей тетради, у 48% – время от времени, и у 8% респондентов трудности никогда не возникали.
Таким образом, опрос подтвердил, что использование рабочей тетради по дисциплине «Общая биохимия» мотивирует обучающихся к саморазвитию и самообразованию, способствует более глубокой и более качественной работе с учебной и научной литературой, развивает творческие способности, устанавливает обратную связь с преподавателем. В то же время выявленные недостатки рабочей тетради и затруднения, возникшие в ходе использования учебно-методического пособия обучающимися, позволяют определить направления в совершенствовании содержания и формы рабочей тетради.
Заключение. Рабочая тетрадь по общей биохимии как важный компонент методической базы медицинского вуза позволяет обеспечить обучающихся и преподавателей рациональными приемами работы с учебным материалом.
Опыт использования разработанной рабочей тетради показал, что данное учебно-методическое пособие способствует повышению качества усвоения теоретических знаний и выработке практических умений и навыков при изучении общей биохимии с целью формирования общепрофессиональных компетенций будущих специалистов в области лабораторной диагностики.