Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEGREE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT IN THE STRUCTURE OF STUDENTS-LINGUISTS’ PROFESSIONAL COMPETENCE

Zelenova V.S. 1 Starostina N.N. 1 Grishenkova E.G. 1
1 Ulyanovsk state technical university
This article actualizes the need for the development of emotional intelligence of students studying in higher educational institutions, which is caused by the correlation of the level of development of emotional intelligence and successful social and academic functioning of students. Within the framework of this work, the importance of emotional intelligence is emphasized not only as a universal skill (universal competence) required for the full-fledged formation of a professional, but also, in particular, a special specialized skill (professional competence) necessary for students of language specialties, in particular students studying in the field of 45.03.02 Linguistics. The analysis of existing diagnostics of emotional intelligence is given. The diagnosis of emotional intelligence according to N. Hall is analyzed in the most detail. Using this test, the diagnosis of the degree of emotional intelligence development of the 1, 2, 3 year students-linguists studying at the university was carried out and trends in the development of students-linguists’ emotional competence were identified. It was found that of the two «main» components of emotional intelligence – interpersonal and intrapersonal - interpersonal emotional intelligence has higher indicators. However, in general, the diagnostic results demonstrated a low level of emotional intelligence development of students-linguists, as well as low dynamics in the subscales of emotional intelligence.
emotional intelligence
professional competencies
structure of professional competence
students-linguists

Эмоциональное состояние личности, которое создается как самим человеком, так и внешними независимыми социокультурными факторами, может являться показателем, определяющим профессиональную успешность специалистов многих сфер деятельности.

Первостепенное влияние на формирование этого эмоционального состояния оказывает сам индивидуум за счет развитости личностных характеристик, способностей, качеств, входящих в структуру эмоционального интеллекта.

В научной области в числе первых ученых, заговоривших об эмоциональном интеллекте, были Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо. Согласно их работам, эмоциональный интеллект – это способность отслеживать и различать свои собственные и чужие эмоции/чувства, а также применять полученную информацию для руководства дальнейшими действиями и мышлением [1, с. 5].

Т. Брэдберри, Дж. Гривз видят эмоциональный интеллект как совокупность двух компетенций – личной (personal) и социальной (social), которые состоят из навыков самоосведомленности, самоуправления и социальной осведомленности, управления отношениями.

Отечественный ученый, занимающийся вопросом эмоционального интеллекта, Д.В. Люсин, разделяет эмоциональный интеллект на два интеллекта – внутриличностный и межличностный. В связи с тем, что составные части двух «половин» эмоционального интеллекта обладают общим смысловым наполнением в моделях и Д.В. Люсина, и Т. Брэдбери, и Дж. Гривза, в настоящей статье понятие «личная компетенция» будет рассматриваться аналогом понятия «внутриличностный интеллект», а понятие «социальная компетенция» будет соответствовать понятию «межличностный интеллект».

Каждый из вышеупомянутых авторов имеет свое модельное представление эмоционального интеллекта, в котором можно выделить общие свойства: понимание эмоций (своих и чужих), управление эмоциями (своими и чужими).

Одним из аспектов, формирующих профессиональную компетентность студентов как будущих специалистов, является эмоциональная компетенция (или же, рассматриваемое как равное ему в этой статье понятие, эмоциональный интеллект). Так же как и эмоциональный интеллект, эмоциональная компетенция рассматривается как способность адекватно отображать эмоции и внутренние переживания личности. Она представляется как социальное умение, позволяющее интерпретировать и понимать эмоции, проявляемые другими, а также свои собственные [2].

К. Думитру также придерживается вышеприведенного сравнения двух понятий, дополнительно рассматривая эмоциональную компетенцию как приобретенную способность, основанную на эмоциональном интеллекте [3]. И, хотя понятие «эмоциональный интеллект» шире компетенции, в данном случае слово «компетенция» призвано передать значение того, что эмоциональные навыки и способности, влияющие на успех человека в преодолении требований и давлений окружающей среды, можно развивать и усиливать с течением времени [4].

Эмоциональная компетенция рассматривается как результат эмоционального развития личности и его социальной активности в ходе образовательного процесса. Высокий уровень эмоциональной компетенции студентов помогает контролировать возникающий стресс, построить и поддержать положительные взаимоотношения с однокурсниками, преподавателями, а также помогает вести эффективную коммуникацию в целом. К тому же от уровня эмоционального интеллекта может зависеть академическая успеваемость студентов благодаря навыкам самоосведомленности (self-awareness), саморегуляции (self-regulation), мотивации и навыкам общения. Это также способно благоприятно влиять на умение справляться с трудностями и неудачами, возникающими в процессе обучения.

Говоря об общей необходимости в достаточно высоком уровне личностных качеств, способностей, характеристик, составляющих эмоциональный интеллект, хотелось бы подчеркнуть особую актуальность эмоциональной компетенции для языковых специальностей. По мнению педагогов вузов, языковые профессии не только «приветствуют» людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта, а нуждаются в них. Ведь в процессе коммуникации происходят кодирование и декодирование информации посредством языка каждым участником коммуникации, и эмоциональная компетенция личности играет не последнюю роль в этом процессе. Умение совладать со своими эмоциями и прочитать эмоции собеседника в ходе коммуникации, безусловно, будет влиять на эффективность как иноязычной коммуникации, так и коммуникации на родном языке.

Рассмотрим ФГОС ВО 3++ по направлению 45.03.02 Лингвистика, профиль «Межкультурная коммуникация». Согласно данному стандарту, студенты могут осуществлять профессиональную деятельность по таким направлениям, как образование и наука, сфера межъязыковой и межкультурной коммуникации, а также выполнять задачи переводческие, консультационные и научно-исследовательские [5]. Логично предположить, что в этих сферах эмоциональная компетенция может значительно влиять на качество будущей профессиональной деятельности студентов, особенно в сфере межкультурной коммуникации на иностранном языке и переводоведения, ведь процесс коммуникации требует понимания и интерпретации, в том числе и эмоций собеседника, а также адекватной реакции на них.

Соответственно, можно заключить, что в структуре профессиональной компетентности студентов-лингвистов есть место эмоциональному интеллекту, и достаточная степень развития эмоциональной компетенции студентов позволит им эффективно вести межкультурную коммуникацию, участвовать в переговорах, осуществлять устный перевод, выстраивать прочные связи и ориентироваться в сложных, непредвиденных коммуникативных ситуациях.

В связи с этим цель данной работы была обозначена как диагностика уровня эмоционального интеллекта у студентов-лингвистов и сопоставление полученных данных для выявления закономерностей формирования данной компетенции на разных курсах обучения.

Существуют многочисленные диагностики, позволяющие определить уровень развития эмоционального интеллекта, включая отдельные его характеристики. Среди отечественных методик популярностью пользуется опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, состоящий из 46 утверждений. Этот опросник включает в себя четыре основные шкалы и пять субшкал, которые направлены на измерение компонентов эмоционального интеллекта, предложенных в модели эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Плюсом диагностики является явная корреляция шкал с моделью эмоционального интеллекта автора.

Среди известных зарубежных диагностик стоит упомянуть Self-Report Emotional Intelligence Test, MSCEIT, диагностику Д. Гоулмана и Н. Холла.

Методика Self-Report Emotional Intelligence Test позволяет измерить эмоциональный интеллект по трем шкалам: оценка и выражение эмоций; регулирование эмоций и использование эмоций при решении проблем. Однако есть мнение о том, что при прохождении данной диагностики респонденты могут выбирать ответы в зависимости от дальнейшего социального суждения, что может привести к неискренним ответам [6, с. 28].

Еще одной известной методикой является методика Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT). MSCEIT оценивает способность человека воспринимать, понимать, использовать и регулировать эмоции. Данная методика также имеет высокую надежность и валидность, однако требует большого количества времени проведения и привлечения специалистов-психологов для корректной интерпретации.

Диагностика Дэниела Гоулмана, который популяризировал понятие «эмоциональный интеллект», состоит из 10 утверждений, результатом ее прохождения является общая характеристика, не представляющая содержательного анализа по структурным компонентам эмоционального интеллекта.

Методы и материалы исследования

Для диагностики эмоционального интеллекта студентов-лингвистов 1-го, 2-го и 3-го курсов в количестве 52 человека был использован тест «Эмоциональный интеллект» Н. Холла. Данный тест представляет собой опросник из 30 положений, отношение к которым выражается по шкале от –3 до +3, подразумевая ответы от «полностью не согласен» до «полностью согласен» соответственно. Данный тест может не только измерить общий (интегративный) уровень эмоционального интеллекта, но и рассмотреть уровень развития отдельных критериев, именуемых 5 шкалами: эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций других. Выбор данной диагностики обусловлен тем, что представленные шкалы выявляют способности человека разбираться и в своих собственных эмоциях, и в эмоциях собеседника, что позволяет разносторонне продиагностировать эмоциональный интеллект.

Результаты исследования и их обсуждение

Интерпретация диагностики предполагает выявление трех уровней эмоционального интеллекта: 70 и более – высокий, 40–69 – средний, 39 и менее – низкий; а также измерение эмоционального интеллекта по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Самомотивация», «Эмпатия», «Распознавание эмоций других» (14 и более – высокий, 8–13 – средний, 7 и менее – низкий).

Общий уровень эмоционального интеллекта студентов-лингвистов 1-го, 2-го, 3-го курсов по тесту Н. Холла

На рисунке представлены результаты диагностики общего уровня эмоционального интеллекта студентов-лингвистов. Как видно из диаграммы, низкий уровень эмоционального интеллекта определен на 1-м курсе у 66% студентов, на 2-м курсе у 78%, а на 3-м курсе у 70% студентов.

Средний уровень эмоционального интеллекта – у 34% студентов на 1-м курсе, у 14% на 2-м курсе и у 20% студентов-лингвистов на 3-м курсе.

Согласно полученным данным по общему уровню эмоционального интеллекта у студентов-лингвистов 1-го, 2-го, 3-го курсов, можно говорить о достаточно низком уровне эмоционального интеллекта у студентов на всех курсах.

Как было отмечено ранее, диагностика Н. Холла позволяет также измерить эмоциональный интеллект по шкалам «эмоциональная осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «распознавание эмоций других».

Данные субшкалы в составе эмоционального интеллекта позволяют измерить структурные компоненты эмоционального интеллекта, а именно межличностный интеллект и внутриличностный интеллект. К межличностному эмоциональному интеллекту относят эмоциональную осведомленность, эмпатию (эмоциональное понимание и сопереживание другому человеку) и распознавание эмоций других людей; к внутриличностному эмоциональному интеллекту относят также эмоциональную осведомленность (так как в данной диагностике ее не разделяют на эмоциональную осведомленность других людей и эмоциональную осведомленность самого индивида), управление своими эмоциями и самомотивацию. Таким образом, еще одним этапом интерпретации полученных данных явилось измерение уровней субинтеллектов студентов – межличностного эмоционального интеллекта и внутриличностного эмоционального интеллекта.

Итак, межличностный эмоциональный интеллект измерялся по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Эмпатия», «Распознавание эмоций других». Результаты диагностики по шкале «Эмпатия» показали, что всего лишь у 15% студентов 1-го курса, у 9% студентов 2-го курса и 25% студентов 3-го курса высокий уровень эмпатии. Шкала «Распознавание эмоций других людей» показала, что низкий уровень распознавания эмоций других людей продемонстрировали 35% студентов 1-го курса, 35% студентов 2-го курса и 75% студентов 3-го курса.

Диагностика внутриличностного эмоционального интеллекта осуществлялась по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Самомотивация», «Управление своими эмоциями». Результаты по шкале «Самомотивация» в структуре эмоционального интеллекта показывают, что высокий уровень мотивации на 1-м курсе определен только у 10% студентов, на 2-м курсе – у 9% студентов, а на 3-м курсе вовсе равен нулю. Шкала «Управление своими эмоциями» также демонстрирует низкий уровень показателей: на 1-м курсе низкий уровень управления своими эмоциями отмечен у 70% студентов, на 2-м курсе – у 86% студентов и на 3-м курсе – у 85% студентов.

Как уже говорилось выше, шкала «Эмоциональная осведомленность» является структурным компонентом и межличностного эмоционального интеллекта, и внутриличностного эмоционального интеллекта, поэтому данные по этой шкале идентичны для обоих субинтеллектов.

Уровень эмоционального интеллекта студентов-лингвистов по субшкалам по тесту Н. Холла

 

Шкалы

1-й курс

2-й курс

3-й курс

низ

сред

выс

низ

сред

выс

низ

сред

выс

Межличностный интеллект

Эмоциональная осведомленность

25%

50%

25%

21%

49%

30%

25%

40%

35%

Эмпатия

25%

60%

15%

35%

56%

9%

60%

15%

25%

Распознавание эмоций других людей

35%

55%

10%

35%

49%

16%

75%

10%

15%

Внутриличностный интеллект

Эмоциональная осведомленность

25%

50%

25%

21%

49%

30%

25%

40%

35%

Самомотивация

55%

35%

10%

63%

28%

9%

65%

35%

-

Управление своими эмоциями

70%

25%

5%

86%

14%

-

85%

10%

5%

                         

Исходя из диагностических данных, приведенных в таблице, можно констатировать, что у студентов каждого из трех курсов больше развит межличностный эмоциональный интеллект, направленный на понимание и управление отношениями с другими людьми. С одной стороны, это показывает чуть более развитое умение студентов устанавливать и поддерживать социальные контакты, но, с другой – низкий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта может привести к эмоциональному выгоранию, недопониманию своих эмоций и реакций на сказанное и также сказаться на коммуникации с другими людьми.

Анализ данных по субшкалам показал, что виден некий рост показателей (по курсам обучения) по таким шкалам, как «Эмоциональная осведомленность», «Распознавание эмоций других», «Эмпатия». Однако по шкале «Управление своими эмоциями» нет никакой динамики, а по шкале «Самомотивация» видна отрицательная мотивация.

Заключение

Сопоставляя полученные результаты, стоит отметить достаточно низкий уровень развития эмоционального интеллекта у студентов-лингвистов в целом и отсутствие позитивной динамики по некоторым субшкалам. Проведенное исследование актуализирует проблему развития эмоционального интеллекта в рамках получения высшего профессионального образования, а также необходимости создания дидактического инструментария, способствующего развитию эмоциональной компетенции студентов.