С давних времен ученые обращались к феномену лидерства, что отслеживается в работах знаменитых философов и ораторов, таких как Ницше, Платон, Гегель и др. Понятие лидерства соотносили с политической и духовно-религиозной сторонами жизни. Так, идеи Платона, Конфуция и других связывали лидерство с деятельностью верховного правителя.
Обращаясь к истории нашей страны, можно заметить, что прослеживаются постоянные изменения в используемых для изучения феномена лидерства методах. При исследовании феномена лидерства чаще рассматриваются и изучаются психологические аспекты данного феномена.
Анализ научных источников показал, что феномены лидерства и менеджмента существовали как раздельное и не имели связи друг с другом. Из этого следует, что лидерство имело место лишь в межличностных отношениях индивидов и касалось психологической стороны исследования человека. Лидером был тот, кто обладал властью, т.е. доминировал над другими людьми. Данное противостояние объяснялось происхождением терминов, о чем свидетельствуют работы Р. Блейка и Дж. Моутона [1], Р. Лайкерт [2]. Считалось, что термин «лидерство» имело стихийное образование, а термин «руководство» – официальное начало.
Отечественными учеными С.Е. Кузьминым, И.П. Волковым и Ю.И. Емельяновым во второй половине XX века феномен лидерства стал рассматриваться во взаимосвязи с управленческой деятельностью [3]. В ходе исследований этих ученых было обнаружено, что управленческие компетенции напрямую влияют на становление лидера в коллективе, т.е. была выявлена взаимосвязь эффективной деятельности сотрудников в зависимости от восприятия руководства как лидера.
В условиях нестабильности мировых процессов и постоянно изменяющихся требований в образовательных организациях профессионализм руководителя развивается, и ему необходимо уметь управлять ситуацией в коллективе, быть уверенным в своих действиях, гибким, устойчивым и жизнестойким. Данные качества характерны для такого понятия, как резильентность.
В многочисленных трудах ученых отсутствует единый подход к определению резильентности, при этом наиболее значимое определение дано в работе В.Л. Виноградова и О.В. Шатуновой, которые под резильентностью понимают «...знания, умения и личностные качества педагога, позволяющие противостоять кризисам, связанным с профессиональной деятельностью, и выходить из них, критически осмысливая создавшуюся ситуацию и конструктивно проектируя пути ее преодоления» [4].
Таким образом, фактор резильентности способствует повышению лидерских качеств руководителя, который играет важную роль в условиях экономической и политической нестабильности. Только эффективный менеджер сможет вывести образовательную систему на новый уровень развития.
Педагогическое лидерство специфично и имеет свои характерные черты, которые зависят от деятельности образовательной организации, ее цели и содержания. Руководители, обладающие лидерскими качествами и резильентностью, создают благоприятную среду для реализации способностей учащихся и саморазвития. Лидерство оказывает помощь в координации учащихся в процессе образовательной деятельности, которая сопровождается развитием интеллектуального потенциала у последних, а также способствует совершенствованию индивидуальных стратегий в сфере образования.
Цель исследования – выявить взаимосвязь педагогического лидерства и менеджмента на основе российского и зарубежного образования с учетом фактора резильентности образовательной организации.
Материал и методы исследования
Материалом исследования послужили теоретические и практические труды известных деятелей в сфере педагогики и менеджмента. В качестве основного метода исследования использован диалектический, который позволил проанализировать развитие педагогического лидерства и менеджмента в системе образования и рассмотреть понятие резильентности. В результате сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта менеджмента в сфере образования определены стили управления.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях трансформации образовательная организация нуждается в создании системы педагогического лидерства и менеджмента, поскольку она формирует все необходимые условия для развития социальных навыков учащихся. С данной точки зрения педагогическое лидерство имеет отличия от общепринятого понятия лидерства.
Педагогическое лидерство – это процесс получения максимальной отдачи от участников образовательной деятельности, в которой индивиды имеют собственное мнение, развиваются коммуникация и кооперация.
Лидерство в сфере образования можно рассмотреть с двух сторон (рис. 1).
Рис. 1. Подходы к понятию педагогического лидерства в образовании
В первом случае роль лидера возложена на педагога, который осуществляет деятельность в образовательной организации с помощью собственных навыков, основываясь на своих знаниях, умении адаптироваться. Перед педагогом стоит задача повышения эффективности образовательной деятельности путем реализации стратегии, направленной на совершенствование коммуникации в коллективе.
Во втором случае лидерство является инструментом для достижения поставленных образовательных организацией целей. Лидером может быть как индивид, так и группа лидеров. Задачей лидера является разработка образовательной деятельности и структуры системы образования. Данные цели достигаются благодаря имеющимся знаниям, навыкам лидера.
Педагогическое лидерство имеет свои специфические характеристики (рис. 2).
Рис. 2. Специфические характеристики педагогического лидерства
В современном мире для общества особенно важно качество образования, которое получает индивид, в этом выражается один из критериев улучшения образовательной деятельности [5]. Именно в этом заключаются стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы «Развитие образования» до 2030 года [6].
Государственная программа «Развитие образования» до 2030 года не ограничивает качество образования лишь знаниями, навыками, умениями, а расширяет понятия индивида до умения адаптироваться в общественно-экономических условиях и самосовершенствоваться по мере выполнения жизненных задач.
Ключевыми моментами для определения качества образования являются уровень профессиональной подготовки педагога, знания учащихся в долгосрочной памяти, направленность на комфортность обучения, материально-техническое обеспечение образовательной организации и пр. Составляющие качества образования можно объединить в 4 основных направления, к которым относятся результаты педагогической деятельности, уровень образования, ориентация на комфорт и образовательную резильентность. Резильентность представляет собой проявление устойчивости при возникающих проблемах на пути образовательной организации в плане обеспечения ее ресурсами.
Для государства является важным установление качественного образования, которое находилось бы в широком доступе и соответствовало всем современным требованиям. Данная цель затрагивает процесс цифровизации системы образования, что обусловливает необходимость проявления резильентности у педагога. Педагог является фундаментом для повышения качества образования, поэтому он должен уметь адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникационной среде и соответствовать современным требованиям [7].
В статье О.А. Мельника резильентность включает в себя следующие составляющие: «умение “отражать” негативные факторы, умение управлять эмоциями; понимание собственных сильных сторон и достоинств; опору на эмоциональную вовлеченность; находчивость; ощущение собственного потенциала/субъектности; способность взаимодействовать с другими; умение решать проблемы» [8].
Информация, которой обладает педагог, показывает уровень его профессионализма. Также не менее важны такие качества, как эрудиция, требовательность, доступная и понятная подача материала. От педагога зависит формирование интереса к той или иной дисциплине. При этом учащиеся не должны мыслить однобоко, а наоборот, должны стремиться к развитию критического мышления. Резильентность образовательной организации формируется при условиях, когда педагог коммуницирует с учащимися, создает образовательную среду, в которой присутствует взаимоуважение.
Практика показывает, что в начальной школе классный руководитель является идеалом для воспитанников. Именно в данный период формируются интерес и мотивация в различных областях образовательной деятельности, которые педагог развивает и направляет. Педагог ставит задачи не только перед учащимися, но и перед собой. Правильное понимание задач способствует прогрессу в деятельности воспитанников [9]. А наличие лидерских качеств у педагога будет формировать благоприятную среду для обучающихся и обеспечивать эффективность работы в команде.
Таким образом, резильентность в образовательной организации позволяет педагогическому лидерству и менеджменту адаптироваться к современным условиям.
Большое количество факторов, таких как технологическое развитие, глобализация, усложнение структур, обусловили выбор наиболее эффективного стиля управления в сфере менеджмента в образовании в российской социальной среде.
Д. Йорнем выделял компетенции, которыми должен обладать лидер в образовательной управленческой среде [10] (рис. 3).
Рис. 3. Компетенции лидера по Д. Йорнему
Во-первых, управленец в сфере образования не обойдется без навыка формулирования концептов, к которым относятся творческая сторона развития и критическое мышление.
Во-вторых, человек постоянно находится в обществе, и умение взаимодействовать с другими облегчит проявление управленческих компетенций и поможет развивать коммуникативные навыки.
В-третьих, технические навыки раскрывают сторону специфических задач, которые не каждый сможет выполнить.
В зарубежных странах прослеживается тенденция выполнения, кроме основных обязанностей, также выполнения ситуативных ролей, особое внимание уделяется формированию управленческих навыков в сфере образования [11]. Образовательные организации стали концентрироваться на управленческих компетенциях сотрудников, тем самым делая акцент на развитии лидерских качеств. Данный факт связан с динамичностью системы образования и необходимостью ее быстрой адаптации в сложившихся условиях, что свидетельствует о развитии феномена резильентности у педагогических лидеров.
В настоящее время отечественный педагогический менеджмент внедряет опыт зарубежных стран с целью обогащения необходимыми знаниями в данном аспекте. Перенимать опыт полезно, но копирование может привести к неблагоприятным последствиям. Стоит осознанно подходить к этому вопросу, поскольку законы и правила управления в зарубежных странах имеют предпосылки развития в соответствии со значимыми историческими событиями, и не учитывают опыт других стран. Российский педагогический менеджмент имеет особый подход к решению определенных проблем, который выражается в своевременном реагировании на поставленные задачи [12].
Сравнивая системы российского и зарубежного опыта менеджмента в образовании, необходимо обратить внимание на стиль лидерства в организации. Наиболее распространенными стилями управления являются автократический и демократический. Для первого характерна централизованная власть, в которой стимулами являются наказания и вознаграждения. Демократический стиль управления направлен на личность. Исходя из этого, была составлена характеристика лидерства в США и России, которая показывает вовлеченность сотрудников в сфере образования в процесс принятия решений (рис. 3).
Рис. 3. Сравнительная характеристика лидерства в системе российского и зарубежного менеджмента образования
Успех зарубежного стиля управления в образовании выражается в таком параметре, как акцентирование на каждом индивиде. Данный стиль смог объединить строгость к выполнению поставленных задач и лояльность в отношении сотрудников. Многим российским лидерам присущи такие качества, как придирчивость, угрюмость и иные, все зависит от состояния системы управления [13]. Поэтому с развитием цифровизации экономики отечественное управление в сфере образования также стало концентрироваться на комфортности подчиненных, поскольку довольный подчиненный повышает свой коэффициент производительности и эффективность деятельности организации. Следовательно, отличием стилей управления представленных стран является направленность деятельности. Так, российский менеджмент в образовательных организациях направлен на достижение цели и повышение качества услуг, а зарубежный больше внимания акцентирует еще и на коммуникации в коллективе.
Заключение
Лидерство и менеджмент в образовании взаимосвязаны и занимают значимое место в развитии организации. Из одного вытекает другое, тем самым данные компоненты необходимы для успешного функционирования коллектива и получения максимально эффективных результатов от сотрудников. При этом неотъемлемым фактором лидера является резильентность, так как способствует его быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
Сравнительный анализ педагогического лидерства и менеджмента в системе российского и зарубежного образования свидетельствует о необходимости развития лидерских качеств, которые направлены на вдохновение педагогов на творческую реализацию, формирование уверенности в завтрашнем дне, что повышает их эффективность и работоспособность.
Таким образом, сфера образования нуждается в таких компонентах, как лидерство, менеджмент и резильентность. Благодаря данным компонентам образовательные организации имеют возможность получить наиболее эффективные результаты от педагогической деятельности и подготовить компетентных специалистов.