Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROCEDURE FOR DESIGNING A PACKAGE OF TASKS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECT AREA "FINE ARTS")

Filippova M.G. 1
1 Shadrinsk State Pedagogical University
The article highlights one of the ways of developing functional literacy of students as a task set in the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education. As such a way, the authors propose the development of creative thinking of students of the first educational stage of secondary school, as an important component of functional literacy, with the help of a special package of tasks used in the format of mastering the content of the subject area «Fine Arts». Using a number of research methods, the authors have built the procedure for designing this package of tasks in several logically related stages. This approach made it possible to define the concept of «task» and the list of types of tasks used in the educational process of the school; to identify the content of the concept of «task for the development of functional literacy»; to identify the types of tasks for the development of each of the elements of functional literacy; to analyze the basic requirements and determine the structure of tasks focused on the development of functional literacy; to determine the content of the concept of «task for the development of creative thinking» and its structure, to formulate the key concept of the study «a package of tasks for the development of creative thinking of younger schoolchildren». Taking into account the results obtained during the theoretical analysis, the authors modeled the structure of the projected task package, presenting it graphically. The prospects for further research are related to the development of the content content of the tasks of the designed package with a focus on the content of the subject area «Fine Arts» in primary school.
junior high school student
fine arts
creative thinking
task for the development of creative thinking
a package of tasks for the development of creative thinking
designing a package of tasks for the development of creative thinking

В современном образовательном процессе одной из важнейших проблем представляется поиск путей развития разных компонентов функциональной грамотности как базового качества личности XXI века. Одним из таких компонентов является креативное мышление обучающегося. Благодаря мышлению интенсивно развиваются и перестраиваются мыслительные процессы, обусловливающие остальные психические функции и процессы: восприятие, память, внимание и воображение – основу любой творческой деятельности, что тесно связано с креативностью. В связи с этим данное качество личности следует развивать уже на этапе первой образовательной ступени школы, когда психическая сфера ребенка носит сензитивный характер и составляет наиболее подходящую почву для формирования основ творческой деятельности. Из этого следует, что необходимы оптимальные средства развития творческих способностей учащихся младших классов в виде творческих заданий, применяемых в разных сферах образовательного процесса начальной школы. Именно поэтому в начальном образовании ребенка необходимо находить, составлять, разрабатывать и применять творческие задания как наиболее эффективное средство формирования его креативного мышления. Это, бесспорно, делает данную проблему актуальной.

Материалы и методы исследования. В свете обозначенной проблемы встает вопрос о том, насколько задействованы возможности всех предметных областей, реализуемых в школе, в решении задачи развития креативного мышления учащихся. Результаты проведенной автором работы показали, что отечественный педагогический опыт в данной сфере, как правило, ориентирован на развитие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста в ходе изучения таких учебных предметов, как «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Информатика» и т.д. В то же время большим потенциалом в развитии креативного мышления обладает такой предмет, как «Изобразительное искусство», поскольку его главной задачей является развитие творческого потенциала ребенка. Таким образом, научная новизна исследования связана с проектированием пакета заданий для развития креативного мышления младших школьников с учетом содержания предметной области «Изобразительное искусство».

Цель исследования заключается в определении логики и разработке содержания этапов процедуры проектирования пакета заданий для развития креативного мышления младших школьников по изобразительному искусству.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы: 1)в деятельности учителей начальных классов, осуществляющих развитие функциональной грамотности младших школьников в аспекте креативного мышления в рамках урочной и внеурочной деятельности; 2)в работе педагогов общего образования, занимающихся вопросами подготовки детей младшего школьного возраста к участию в программах международных исследований различных видов функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных школ: PIRLS, PISA, TIMSS и иных; 3)в ходе реализации программ ранней профориентации JuniorSkills (Джуниор Скиллз), образовательных программ в рамках работы Детских технопарков «Кванториум» и т.д.

Современное состояние исследования проблемы в отечественной и зарубежной науке показывает, что к настоящему времени в научном фонде накоплен достаточно большой опыт в сфере развития креативности и креативного мышления, а также измерения данных способностей у детей. Свидетельством тому могут стать научные работы Л.Ф. Баяновой, Д.Г.Хаматвалеевой [1], В.Н.Дружинина, А.И. Савенкова, Д.Б. Богоявленской [2], И.Н.Семенова [3], П.Торренса [4] и др. В данных работах представлены основные подходы к определению содержания понятия «креативное мышление», его компонентов, особенностей развития у людей разных возрастов и т.д. Проблемой развития креативного мышления применительно к обучающимся разных категорий занимались такие ученые, как Е.А.Васильева [5], В.М. Заёнчик, А.А.Карачёв, В.Е. Шмелёв [6], В.Г. Каменская [7], Т.П.Сараева [8] и многие другие. Кроме того, на данный момент времени реализуются международные программы исследований различных видов функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных школ, в том числе и креативного мышления, среди которых PIRLS, PISA, TIMSS и др.

Однако следует заметить, что изучению вопросов разработки заданий, ориентированных на развитие креативного мышления младших школьников посредством изобразительного искусства, в настоящее время уделяется недостаточно внимания. В связи с этим поставленная в работе цель становится обоснованной. Кроме того, спроектированные для достижения поставленной цели задания должны быть взаимообусловленными и взаимодополняющими, чтобы в полной мере способствовать развитию различных сфер проявления креативного мышления младших школьников. Данные положения являются обоснованием для представления разработанных заданий в виде пакета (комплекта), структура которого и будет смоделирована в ходе представленного исследования.

Логика представленного исследования выстроена автором на основе ряда теоретических исследовательских методов и осуществлялась в ходе следующих этапов:

1)определение понятия «задание» и перечня видов заданий, используемых в учебном процессе школы;

2)выявление содержания понятия «задание для развития функциональной грамотности»;

3)выделение типов заданий, направленных на развитие каждого из элементов функциональной грамотности;

4)анализ основных требований и структуры заданий, ориентированных на развитие функциональной грамотности;

5)определение понятия «задание для развития креативного мышления» и структуры данного вида заданий; формулировка ключевого понятия исследования;

6)формулировка определения понятия «пакет заданий для развития креативного мышления младших школьников»;

7)моделирование структуры проектируемого пакета заданий для развития креативного мышления младших школьников средствами изобразительного искусства.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно заданной логике исследования, первым шагом исследования стало определение понятия «задание» и перечня видов заданий, используемых в учебном процессе школы. В связи с этим за основу определения понятия «творческие задания» автором взята формулировка, предложенная И.Э.Унт, определяющая творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [9, с. 145–152]. Видовое разнообразие заданий, используемых в учебном процессе, представлено графически на рисунке 1.

Рис. 1. Виды заданий, используемых в учебном процессе, по И.Э. Унт [9, с. 145–152]

Из рисунка 1 видно, что существует множество видов заданий, нацеленных на развитие различных знаний и умений учащихся, среди которых: уровень изучения учебной программы, степень обязательности и регламентированности, место выполнения, уровень знаний, умений и навыков учащихся, ликвидация пробелов, характер предварительных знаний, содержание и способ выполнения, самостоятельный выбор.

Креативное мышление является одним из компонентов функциональной грамотности, среди которых: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотности, креативное мышление и глобальные компетенции. Из перечисленных компонентов первые три являются основными, остальные – дополнительными.

В контексте данного исследования наиболее четко отражающим суть понятия является определение креативного мышления, согласно которому оно понимается как способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [10, с. 106].

Выявление содержания понятия «задание для развития функциональной грамотности» осуществлялось нами путем интегрирования содержания двух понятий – «задание» и «функциональная грамотность», что показано на рисунке 2.

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

Рис. 2. Механизм получения содержания понятия «задания для развития функциональной грамотности»

Из рисунка 2 видно, что для развития функциональной грамотности обучающихся используются нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение нетипичных задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способа действий [11, с. 7–11].

Следующим шагом данной работы стало выделение типов заданий, направленных на развитие каждого из элементов функциональной грамотности. Опираясь на спектр основных видов (компонентов) функциональной грамотности [12, с. 50–54], автор продемонстрировал соответствующие типы заданий, направленные на развитие каждого из указанных видов (рис. 3).

Рис. 3. Типы заданий для развития разных видов функциональной грамотности

Графическая информация, представленная на рисунке 3, свидетельствует о том, что существует множество типов заданий в соответствии с видовым разнообразием функциональной грамотности. Проанализировав сложившуюся типологию заданий, представленных на рисунке 3, автор систематизировал с помощью рисунка 4 основные требования к ним и показал их структуру. Тем самым был реализован следующий этап работы – анализ основных требований и структуры заданий, ориентированных на развитие функциональной грамотности.

Рис. 4. Требования к заданиям по развитию функциональной грамотности и их структура

Из рисунка 4 видно, что каждому компоненту функциональной грамотности соответствуют определенные требования, существенно различающиеся между собой. Однако следует отметить, что структура разных типов заданий полностью совпадает. В связи с этим можно сделать вывод, что для развития функциональной грамотности применяются задания, одинаковые по структуре, но различающиеся по предъявляемым требованиям и, соответственно, по своему содержанию.

Следующим шагом проектирования пакета заданий для развития креативного мышления младших школьников стало определение понятия «задание для развития креативного мышления». В связи с этим было синтезировано содержание двух рассмотренных выше понятий: «задание» и «креативное мышление», что дало следующий результат: задания для развития креативного мышления – вид заданий, требующих от обучающегося участия в генерации, оценке и улучшении идей, поиска оригинального и эффективного решения, отражающего достижение в знаниях и эффективное проявление воображения.

В результате анализа нормативно-методической документации выявлено, что в структуру задания для развития креативного мышления входят тест и анкета. Назначение того или иного задания может быть представлено в двух ракурсах: «творческом самовыражении» и «создании знаний и творческом решении проблем».

Получив в ходе теоретического анализа положения, автор сформулировал ключевое определение данного исследования «пакет заданий для развития креативного мышления младших школьников», которое представляется как комплект заданий творческого характера, взаимосвязанных между собой по признаку сфер проявления креативного мышления, основным назначением которого является развитие данного вида мышления у детей младшего школьного возраста.

Следует отметить, что при разработке содержания каждого задания, в дальнейшем включенного в данный пакет, необходимо учитывать два основных требования: во-первых, выстраивание материала задания должно осуществляться с учетом специфики материала об основных видах визуально-пространственных искусств, предложенного в Примерной рабочей программе начального общего образования «Изобразительное искусство» (для 1–4-х классов) образовательных организаций (графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна); во-вторых, выполнение ребенком данного задания должно осуществляться в ходе видов деятельности, также обозначенных в указанном документе (наблюдение эстетических объектов в окружающей действительности, макетирование, конструирование, рисование, восприятие произведений искусства и работ, выполненных детьми, и т.д.) [13, с. 3–4].

Заключительным этапом проектирования рассматриваемого пакета заданий стало моделирование структуры проектируемого пакета заданий для развития креативного мышления младших школьников средствами изобразительного искусства. Реализация содержания данного этапа осуществлялась нами с помощью синтезирования результатов проведенного выше теоретического анализа и полученного в ходе исследования содержания понятия «задания для развития креативного мышления». Итак, применение метода синтеза позволило представить структуру проектируемого пакета заданий для развития креативного мышления младших школьников средствами изобразительного искусства.

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

Рис. 5. Структура пакета заданий для развития креативного мышления младшихшкольников по изобразительному искусству

Итак, спроектированный пакет заданий для развития креативного мышления младших школьников по изобразительному искусству имеет свою структуру и содержательное наполнение, его разработка осуществляется с учетом Примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (для 1–4-х классов) образовательных организаций.

Заключение

Таким образом, пакет заданий для развития креативного мышления младших школьников представляет собой комплект заданий творческого характера, взаимосвязанных между собой по признаку сфер проявления креативного мышления; его основным назначением является развитие данного вида мышления у детей младшего школьного возраста.

Процедура проектирования пакета заданий для развития креативного мышления младших школьников (на примере предметной области «Изобразительное искусство») представляет цепочку логически связанных действий, осуществляемых согласно следующей последовательности: 1)определение понятия «задание» и перечня видов заданий, используемых в учебном процессе школы; 2)выявление содержания понятия «задание для развития функциональной грамотности»; 3)выделение типов заданий, направленных на развитие каждого из элементов функциональной грамотности; 4)анализ основных требований и структуры заданий, ориентированных на развитие функциональной грамотности; 5)определение понятия «задание для развития креативного мышления» и структуры данного вида заданий; формулировка ключевого понятия исследования; 6)формулировка определения понятия «пакет заданий для развития креативного мышления младших школьников»; 7)моделирование структуры проектируемого пакета заданий для развития креативного мышления младших школьников средствами изобразительного искусства.

Разработка содержательного наполнения заданий в контексте данной работы должна осуществляться с учетом двух основных требований: 1) учет специфики материала об основных видах изобразительных искусств, предложенного в Примерной рабочей программе начального общего образования «Изобразительное искусство» (для 1–4-х классов) образовательных организаций; 2) учет специфики видов деятельности, прописанных в указанном документе и предусматривающих наблюдение эстетических объектов в окружающей действительности, макетирование, конструирование, рисование, восприятие произведений искусства и работ, выполненных детьми, и т.д.

Перспективным направлением данного исследования являются непосредственно подборка и разработка содержательного наполнения заданий, включенных в спроектированный на данном этапе пакет заданий для развития креативного мышления младших школьников.