Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACADEMIC FRAUD IN MEDICAL SCHOOL - MYTH OR REALITY?

Dondup O.M. 1 Surkov N.A. 1 Lazaryan T.R. 1 Mamedli S.E. 1 Nelikaev M.D. 1 Sadykova A.R. 1 Buzunova Y.O. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «N.I. Pirogov Russian National Research Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation
One of the main tasks of the educational process in a medical university, in addition to the formation of the necessary professional competencies among students, is the education of health care professionals of the Russian Federation who have a high moral culture and highly moral personal qualities, demonstrating an active civic position. Difficulties in solving this problem are associated with the existing problem of academic fraud in the form of writing off tests, the use of cheat sheets and modern electronic means of communication during the intermediate and final certification. The growing spread of academic dishonesty among the students of a medical university contributes to a decrease in the professional and social responsibility of future doctors and public confidence in the level of professional training of graduates. The use of academic deception by students in their educational activities negatively affects the assessment of their competitiveness in a professional environment and the development of their future career. The active use of various dishonest methods by students complicates the process of effective interaction between the stakeholders of the educational process: teachers increasingly have doubts about the honesty of students when performing all types of tests, and students react negatively to the increasing control by teachers. Pedagogical conditions are indicated under which the educational process free from academic deception is possible.
teaching at a medical university
ethical aspects of the activities of future doctors
academic dishonesty
work with information

Под далеко не благозвучным термином «академическое мошенничество» принято обозначать недобросовестные приемы или запрещенные правилами образовательного учреждения действия в рамках учебной деятельности, осуществляемые обучающимися в целях получения оценки их успеваемости, не соответствующей реальному уровню их знаний. Альтернативными терминами, встречающимися в литературе, являются «академическая непорядочность», «академический обман» и «академическая нечестность» (academic dishonesty), то есть любой тип мошенничества или обмана, который связан с научной и образовательной деятельностью [1]. В современных реалиях образовательного процесса высшей школы за академический обман самым строгим наказанием является удаление с коллоквиума или экзамена с выставлением оценки «неудовлетворительно», но чаще всего обходятся только устным предупреждением преподавателя. [2]. На основании анализа проведенных исследований З. Эрсеговак и Д. Ричардсон выделили следующие типы академической нечестности [3]:

- плагиат - присвоение или воспроизведение идей, слов или утверждений другого человека без соответствующей ссылки;

- фальсификация - подделка данных, ссылок или любой другой информации, связанной с академическим процессом;

- обман - предоставление заведомо ложной информации преподавателю или коллегам;

- списывание - любая попытка использования внешней помощи без соответствующего на то разрешения, либо без признания использования этой помощи;

- саботаж - действия, направленные на то, чтобы помешать другим выполнять свою работу или полностью остановить работу других.

Предположительно, наиболее частыми проявлениями академической нечестности в студенческой среде медицинского вуза являются фальсификация, обман и списывание. По сравнению с этическим анализом научных исследований, активные обсуждения этического кодекса чести студентов в университетах появляются только в конце XX века, а в начале XXI в зарубежных вузах начинают вводить этические кодексы чести студентов. Под этическим кодексом студентов понимают свод правил и поведенческих норм, являющихся основой успешного функционирования учреждений высшего образования и отражающих корпоративные ценности и стандарты, призванные обеспечить доверие и уважение ко всем участникам образовательной деятельности [4]. Эти документы открыты для обсуждений и внесения правок, их формулировки в разных вузах имеют некоторые отличия, но по отношению к исследовательской этике и академической честности студентов они одинаковы [5]. В настоящее время в некоторых ведущих вузах России этические кодексы чести студентов также реализованы. Качество подготовки специалиста здравоохранения, владеющего профессиональными компетенциями, является одной из основных задач современного высшего образования. Регулярный самоанализ образовательного учреждения, поиск и внедрение новых инструментов повышения качества подготовки обучающихся являются гарантами подготовки конкурентоспособных специалистов здравоохранения и мерами профилактики распространения академического мошенничества. Профессиональная подготовка врача складывается из многоступенчатого образовательного процесса, в результате которого у будущего специалиста воспитываются комплекс ценностных ориентаций, устремлений к осуществлению профессиональной деятельности и реализации ее гуманистических аспектов, знаний, умений и практических навыков [6]. Особую значимость имеет учебная мотивация студентов, которая формируется далеко не вузе. Абитуриент вуза уже имеет набор индивидуальных особенностей личности, характера и физиологических процессов [7]. Учебная мотивация — это динамичный процесс, зависящий и от студента, и от педагогических условий в вузе. Особую роль в формировании учебной мотивации в преподавании медицинских наук играют высококвалифицированные, ориентированные на научно-исследовательскую деятельность преподаватели с развитыми коммуникативными компетенциями. Такой подход к подбору кадров обусловлен тем, что образовательные программы медицинских вузов ориентированы на формирование клинического мышления и профессиональных компетенций. Студенту младших курсов часто тяжело перестраиваться на режим высшего учебного заведения, усваивать большой объем учебного материала не только на тематических занятиях и лекциях, но и на курации больных. Как следствие выявляются случаи затруднения преодоления экзаменационных сессий и возникновение чувства неудовлетворенности своими знаниями. Снижается учебная мотивация, количество задолженностей по учебным дисциплинам возрастает и академический обман рассматривается как инструмент спасения от отчисления. Точно оценить масштабы академического мошенничества среди студентов не представляется возможным, но по частоте встречаемости некоторых его видов во время коллоквиума или экзамена косвенно можно предположить о довольно широком распространении. Проблема академического мошенничества в медицинском вузе требует особого внимания и выявления причин, по которым студенты выбирают применение различных форм академического обмана. Без понимания причин и особенностей академического мошенничества невозможно найти правильные пути решения проблемы [8].

Цель работы: изучение частоты академического обмана в медицинском вузе и отношение студентов к академическому мошенничеству в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова.

Материалы и методы исследования. Эмпирической основой для исследования был опрос 216 студентов с 1 по 6 курсы лечебного и педиатрического факультетов Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова. Была составлена онлайн анкета преподавателями кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии имени академика Ю.М. Лопухина с использованием сервиса Foogle Forms. Анкета включала структурированные вопросы по изучаемой проблеме. Добровольно принимавшие участие в опросе студенты, отвечали на вопросы о своем поле, возрасте, образовательном опыте, частоте применения академического мошенничества, мотивов применения академических уловок, их личного отношения к практике академического обмана. Вопросы в анкете были сформулированы относительно всего периода обучения и всех изучаемых дисциплин.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования выяснили, что из 216 опрошенных, студентов первого курса – 27 (12,5%), второго курса – 50 (23,1%), третьего курса – 52 (24,%), четвертого курса – 32 (14,8%), пятого курса – 27 (12,5%,) шестого курса – 28 (13%). Возраст опрашиваемых варьировал от 18-24 лет и старше: 104 (48,1%) – 18-20 лет, 21-23 лет – 76 (35,2%), 24 лет и старше – 36 (16,7%). 98 (45,4 %) респондентов женского пола и 118 (54,6 %) – мужского. Каждый студент, участвующий в опросе, заполнял анонимную онлайн анкету, созданную в Google Forms. Полученные данные свидетельствуют о широкой распространенности академического мошенничества среди студентов РНИМУ им.Н.И.Пирогова (рис. 1). Результаты исследования подтверждают обоснованность и необходимость введения в образовательных учреждениях и локально на кафедрах правил и памяток о запрете применения телефонов во время практических занятий, промежуточной и итоговой аттестаций, как наиболее легко доступного средства поиска, хранения и передачи информации. Выявлено, что наиболее часто (87% анкетируемых) из 7 предложенных видов уловок применяется списывание с телефона. В связи с тем, что подготовка ручным способом шпаргалки на бумажном носителе требует больших временных затрат, эту форму обмана применяют в 76,9 % (166 человек) случаев. Вместе с тем частота использования микронаушников уступает частоте применения шпаргалок на бумажном носителе, а также частоте использования телефона (40,3% (87 человек) случаев). Для эффективного использования микронаушников необходимы определенные навыки и подготовка, существует ограничение использования элемента питания по времени и есть риск повреждения барабанной перепонки, и последующего инфицирования. Списывание чужих контрольных работ с разрешения автора используют 31,5 % (68 человек) респондентов. Задачами письменного коллоквиума или экзамена являются проверка соответствия знаний, умений и практических навыков студента целям обучения учебной дисциплины, получение объективной информации о результатах и качестве обучения, развитие письменной и речевой грамотности обучающегося и удовлетворяется запрос студентов объективной и независимой оценки знаний. Для предотвращения случаев распределения билетов, содержащих близкие по тематике вопросы сидящим рядом студентам, число билетов должно быть больше не менее чем на 20% количества одновременно сдающих экзамен обучающихся. Предупреждение списывания при проведении промежуточной аттестации в виде экзамена затруднительно. Организация экзамена не предусматривает присутствие в экзаменационной аудитории других сотрудников кафедры, кроме экзаменаторов, а наличие большого количества преподавателей и проверяющих может негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии экзаменуемых. Кроме этого, присутствие проверяющих не является гарантией отсутствия факта списываний – современные технические устройства практические невозможно обнаружить из-за их небольших размеров и отсутствия звуковых сигналов. В процессе проведения экзамена преподаватель в ряде случаев может заподозрить списанный ответ, так как студент не может не только устно воспроизвести написанную им информацию на экзаменационном листе, но и ответить на устные вопросы преподавателя в рамках вопросов билета. Такие случаи приводят к конфликтным ситуациям. Студент будет настаивать на минимальной положительной оценке, ссылаясь на письменный ответ и пользуясь отсутствием объективных доказательств списывания, а преподаватель в поисках справедливости оценивает ответ студента «неудовлетворительно». Действенным решением может стать системное введение в медицинском вузе блокираторов радиосигналов в аудиториях проведения промежуточной и итоговой аттестации, но их применение имеет законодательные ограничения, хотя их регулярно применяют при проведении единого государственного экзамена. Копированием тестов, билетов коллоквиума и экзамена с последующим их распространением в студенческой среде занимаются 54,2 % (117 человек) из опрошенных обучающихся. Более 32,9% (71 человек) опрошенных использовали форму академического обмана «предоставление заранее подготовленного варианта контрольной работы» что ожидаемо, так как копированием тестов, билетов коллоквиума и экзамена и последующим их распространением в студенческой среде занимаются более половины опрошенных студентов. Это было ожидаемо, так как копированием тестов, билетов коллоквиума и экзамена и последующим их распространением в студенческой среде занимаются более половины опрошенных студентов. Практика преподавателей кафедры показывает, что при достаточно частом обновлении банка тестовых заданий и билетов, встречаются случаи предоставления студентами контрольных работ, не соответствующих содержанию билета. В структуре билетов коллоквиумов и экзамена вносились изменения, но при этом, нумерация билетов сохранялась. Это доказывает наличие факта скопированных билетов предыдущих контрольных работ. При прохождении тестового контроля коллоквиума в автоматизированной образовательной системе электронный журнал преподавателя кафедры оснащен возможностью фиксации случаев повторного входа в тестирование каждого студента. Такая техническая возможность допускает пресечение списывания заранее подготовленных ответов тестовых заданий. Полное исключение случаев списывания тестовых заданий возможно только при наличии на кафедре специально оборудованных компьютерных классов для проведения тестовой части промежуточной аттестации. Однако использование подобного оборудования требует дополнительного финансирования. Методом эффективной борьбы с копированием билетов и тестов традиционно является систематическое обновление фонда оценочных средств дисциплины. Фонд оценочных средств позволяет преподавателю выявлять и измерять уровень освоения обучающимся профессиональных компетенций, а студенту самостоятельно проверять уровень приобретенных знаний, умений и практических навыков. К фонду оценочных средств относятся тестовые задания, профессионально-ориентированные ситуационные задачи, контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к коллоквиуму и экзамену. Качественно разработанный и актуализированный с учетом новейших достижений науки и медицины фонд оценочных средств дисциплины позволяет проводить анализ учебной деятельности, регулировать и управлять образовательным процессом, что способствует формированию адекватной самооценки обучающихся. Наиболее редким видом академического обмана является сдача коллоквиума или экзамена за другого человека (20,4%). Существующие требования университета об обязательном наличии зачетной книжки или электронного пропуска студента во время промежуточной и итоговой аттестации с фотографией (при их отсутствии по уважительной причине допускается наличие удостоверения личности) уменьшают возможность широкого его распространения. Применение данного вида академической уловки во время коллоквиума практически исключено – преподаватель дисциплины знает в лицо студентов и знаком с пофамильным списком в учебной группе.

 

Рис. 1. Диаграмма частоты использования различных форм академического мошенничества студентами медицинского университета

На рисунке 2 представлена частота использования академического обмана в учебных группах опрашиваемых студентов. Выявлено, что 100% опрошенных студентов имеют опыт использования той или иной формы академического обмана. Почти половина респондентов – 99 (45,8%) отметила частое использование различных вариантов уловок, из которых 24 студента (11,1%) использовали академический обман почти всегда, а 56 студентов (25,9%) – отметили периодическое использование форм академической нечестности. Редкое использование различных видов академического обмана отметили 37 (17,1%) студентов. Ни один из анкетируемых студентов не выбрал вариант «никогда не использовал». Механизм принятия и приобщения к недобросовестному поведению во время учебного процесса в зарубежной литературе описан как «эффект согласованности» (coordination effect) [9]. Академическому обману более склонны студенты из учебных групп, где широко используются различные виды недобросовестных уловок. В группах с высокой учебной и моральной мотивацией, заинтересованностью в получении качественного образования и освоении профессиональных компетенций, необходимых будущему конкурентоспособному специалисту склонность к академическому обману не отмечена [10]. Эти результаты исследования также косвенно свидетельствуют о существующих проблемах освоения и закрепления полученных знаний. Организация тематических занятий с применением интерактивных методов обучения («мозговой штурм», «кейс-метод», учебные медицинские симуляторы) соответствует требованиям компетентностно ориентированных образовательных стандартов. Студент выводится из роли пассивного слушателя, неумеющего высказывать свою точку зрения и успешно выстраивать коммуникацию. В диалоге у обучающегося формируются клиническое мышление и коммуникативные компетенции, что положительно влияет на повышение самооценки и учебной мотивации. При организации учебного процесса преподавателю необходимо заинтересовать студента, доказать практическую и социальную значимость профессии врача. Студентами хорошо усваиваются знания, умения и навыки, позволяющие ему стать эффективным и конкурентоспособным специалистом.

 

Рис. 2. Диаграмма мнений студентов по вопросу: «Как часто используют в вашей учебной группе академический обман?»

При полной вовлеченности анкетированных студентов в явление академического обмана на вопрос «Знакомы ли Вы с термином «академическое мошенничество»» более 72% (156) респондентов ответили отрицательно и только 27,8% (60) – «да» (рис. 3). Студенты знают, что обман, списывание и фальсификацию нельзя применять в качестве инструментов достижения учебных целей, но недостаточно осведомлены, что данные действия расцениваются как мошенничество и могут иметь серьезные последствия в формировании их личностных и профессиональных качеств. По мнению авторов, формирование качественной образовательной среды учебного заведения зависит от нескольких факторов:

- наличия неформальных правил популяризации учебного процесса в вузе свободного от академического обмана и пропаганда добросовестной учебы, продвигаемые наиболее активными лидерами студенчества, тьюторами и старостами.

- реализации образовательного процесса, когда между преподавателем и студентом происходит процесс сотрудничества в совместной деятельности, а не сухой подачи учебного материала преподавателем студенту.

- организации работы преподавателя в роли наставника для студента с целью сохранения или повышения учебной мотивации, разрешения возникших проблем.

- уменьшения количества учебного материала, требующего «зазубривания» без осмысления и с излишней трудоемкостью, в пользу увеличения доли практической и научно-исследовательской работ.

Рис. 3. Диаграмма мнений студентов на вопрос: «Знакомы ли вы с термином «академическое мошенничество»?»

На вопрос о мотивационных факторах, побуждающий их прибегать к использованию академического обмана, больше половины опрошенных (128 (59,3%) человек) отметили затруднения в освоении большого объема учебного материала даже при систематической подготовке. 52 (24,1%) анкетируемых студентов признают нерегулярность академической подготовки и вынужденный выбор мошенничества, чтобы не быть отчисленными. Студентам этих двух групп можно попытаться найти оправдание их поступку, так как у них в разной степени, но присутствуют чувство ответственности за свои действия и самокритика. Размышления о наличии отрицательного сдвига в системе ценностей в культуре общества и возможно, о существующих недостатках системы образования появляются при наличии 36 (16,7%) студентов, которые отметили отсутствие желания обучения и сознательный выбор мошенничества. Приходится признать наличие определенного количества студентов, не обремененных устойчивыми морально-этическими принципами, обучающихся только ради получения диплома врача, а не ради знаний, умений и профессиональных компетенций. Данная проблема не всегда имеет прямое отношение к высшей школе. Она раскрывает смещение этических норм и ценностей в обществе в целом, когда получение медицинского высшего образования рассматривается как неосмысленный и формальный процесс [11]. Решением может быть более серьезный подход работы со старшеклассниками среднеобразовательных школ по профориентации, когда абитуриент основательно может провести самоанализ своих возможностей обучения в медицинском вузе. Медицинская высшая школа имеет ряд особенностей, которые вызывают у студента в процессе обучения большое количество трудностей, когда необходима поддержка преподавателя-наставника в развитии волевых качеств личности и целеустремленности. При организации учебного процесса в медицинском вузе необходимо знать, выявлять и учитывать индивидуальные особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Знание факторов, которые имеют влияние на учебную мотивацию обучающихся, позволяет профессорско-преподавательскому коллективу вуза проводить работу по созданию условий, необходимых для развития и поддержания познавательной и учебной активности студентов:

- совмещения традиционных подходов и новых современных методик в организации образовательного процесса;

- содействия в удовлетворении потребности в самореализации студента во время аудиторной и внеаудиторной деятельности;

- компетентностно ориентированного обучения студентов;

- разработки и внедрения активных и интерактивных форм обучения;

- реализация эффективной и последовательной цепи «образовательная активность вуза – обучающая активность преподавателя – учебная активность студента – профессиональная компетентность квалифицированных специалистов» [12].

В воспитании и формировании компетентного специалиста здравоохранения большую роль играет способность обучающегося к самообразовательной деятельности. Для этого вектор организации учебного процесса вуза должен быть направлен на формирование у студентов академической мобильности, умений адаптироваться к незнакомым информационным и образовательным технологиям. Для реализации этой задачи созданы электронные образовательные ресурсы кафедр, направленные на развитие и воспитание навыков самостоятельной работы студентов, где представлены учебные вебинары и презентации, лекции. При ответе на вопрос «Считаете ли Вы, использование академического мошенничества серьезным проступком для будущего специалиста здравоохранения?» мнения респондентов разделились на 2 группы: 109 (50,5%) студентов относят академическое мошенничество в процессе получения высшего медицинского образования к серьезным проступкам. А остальные 107 (49,5%) человек не считают мошенничество серьезным проступком или затрудняются ответить. Полученные результаты подтверждают, что количество студентов, мотивированных на результативность обучения и эффективное освоение профессиональных компетенций врача, превалирует над количеством студентов, считающих обман проявлением нормы. Основами авторитета образовательного учреждения, обеспечивающего подготовку уникальных медицинских кадров, являются преемственность поколений и наставничество для сохранения и приумножения накопленного опыта, культ качественного освоения дисциплин, уважение и почитание основоположников и учителей. Без такой этической основы высшая школа лишается своей ценности и доверия общества. Студенческий научный кружок, внутри- и межвузовские олимпиады и научные конференции развивают коммуникативные компетенции и навыки научной работы обучающихся. В настоящее время эффективным инструментов стимулирования научной активности студентов является учет результатов индивидуальных достижений при поступлении в ординатуру посредством начисления баллов за определенные достижения по утвержденным критериям. Мнение анкетируемых студентов на вопрос «Использование различных форм академического мошенничества может ли негативно отразиться на профессиональных навыках в будущем?»:

- 82 (38%) – согласен;

- 66 (30,6%) – скорее согласен, чем не согласен;

- 34 (15,7%) – не согласен;

- 34 (15,7%) – скорее не согласен, чем согласен.

В целом у анкетируемых студентов университета отмечается солидарность в негативном отношении к проявлениям и последствиям академического обмана. При положительном и нейтральном отношении к явлению академического обмана и частом его использовании, 121 (56,1%) респондент выразил обеспокоенность уровнем доверия к ним в будущей профессиональной среде сформированным их же однокурсниками, знающих об их использовании уловок в процессе обучения. Наиболее лояльную позицию имеют 86 (39,8%) опрошенных студентов, которых не беспокоит изменение уровня профессионального доверия к ним коллег, которые владеют информацией о частоте и фактах использования ими академического мошенничества. У студентов, не относящих применение академического мошенничества к серьезным проступкам и не беспокоящихся о своей профессиональной репутации, есть высокий риск формирования стойкой привычки избегать ответственности и поиска наиболее легких, не всегда корректных и одобряемых обществом путей достижения цели.

Заключение

Академическое мошенничество приобрело широкое распространение среди студентов медицинского вуза. Вместе с тем, большинство анкетируемых студентов обеспокоены репутационными и профессиональными потерями в будущем при частом использовании форм академического мошенничества. Основным мотивом применения академического обмана является большой объем учебной информации и снижение учебной мотивации. В связи с этим, необходимо обратить внимание на факторы, формирующие адекватный образовательный климат вуза – организацию учебного процесса с упором на научно-исследовательскую и познавательную деятельность, внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов обучения, повышение профессиональной подготовки преподавателей и пропаганду добросовестного обучения среди студентов.