Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH ACTIVITY OF UNIVERSITY SCIENTISTS AS A FACTOR OF REFORMING HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN CHUVASHIA

Mikhaylova T.N. 1 Mikhaylova L.K. 1
1 I.Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
The article is devoted to the problem of reforming the system of pedagogical education in accordance with the requirements of modernity, which does not lose its relevance. The issue is considered on the example of the influence of the research activities of leading scientists and, in particular, the teaching staff of the I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University on the possibility of reforming the system of higher pedagogical education in Chuvashia from the moment of the university's opening to the present. Changes in socio-political and economic conditions of life determine the requirements for the system of teacher training, therefore, by studying the research of leading university scientists in this direction, it is possible to determine their contribution to changing the system of professional pedagogical education in the region. The article presents the results of considering the potential of research of university teachers in solving the problems of improving pedagogical education in general and the formation of professional competence of future teachers, and also reveals the tasks and functions of research in ensuring the quality of training of future specialists, especially teaching staff. In accordance with the results obtained, the conditions for the effective use of the fruits of creative research activities of teachers in the process of reforming the system of higher pedagogical education in the region are proposed.
professional and pedagogical education
educational reform
research activities
training of teaching staff
research potential

В последние десятилетия неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки реформирования всей системы педагогического образования, в первую очередь высшего. Связано это, прежде всего, с тем, что образование является неотъемлемой частью социально-экономической жизни общества. Постоянно изменяющиеся общественно-политические и экономические условия диктуют свои требования к уровню подготовки специалистов разного профиля. А это значит, что должны изменяться и требования к качеству подготовки педагогических работников, главной задачей которых является передача знаний, умений и навыков молодым специалистам, подготовка профессионалов, способных успешно решать стоящие перед ними задачи.

Таким образом, возникает потребность создавать в высших учебных заведениях более современные условия обучения, прививать студентам азы научной грамотности, доступно преподносить знания в области теории и методики преподавания отдельных школьных предметов, а также педагогики и спецдисциплин, привлекать их к научно–исследовательской работе и совершенствовать образовательный процесс [1]. Конечно, профессорско-преподавательский состав вуза должен принимать активное участие в научно-исследовательской деятельности не только как руководитель студента, но и вести самостоятельные научные изыскания, что будет содействовать не только развитию и обогащению его профессиональных навыков, но и повысит качество образования в учебном заведении в целом [2]. Усиление научно-исследовательской деятельности в вузе способно помочь прогнозировать процессы дальнейшего развития системы образования в условиях постоянно меняющихся запросов общества, реагируя на них своевременными реформами в этой области.

Сегодня научные исследования выступают как своеобразные, уникальные процессы, способствующие не только изучению функционирующих, доказанных теорий, проблем, но и разработке новых способов и методов их интерпретации, и, соответственно, содействующие успешному их совершенствованию, адаптации к современным условиям жизни общества. То есть научно-исследовательская работа способствует получению новых знаний, приобретению дополнительных полезных умений и навыков и проявлению безграничных творческих способностей в процессе деятельности. Необходимо отметить, что научные исследования все чаще являются мощным толчком для развития чего-то нового, прогрессивного. Эта тенденция заметна и в области педагогики: проблемы развития системы образования были и остаются предметом рассмотрения многих исследований. На необходимость реформирования системы высшего образования с целью качественной подготовки педагогических кадров обращает внимание значительное число ученых. Труды ряда исследователей посвящены изучению вклада преподавателя в комплексное развитие профессиональных и творческих способностей студентов, активное их привлечение в научно-исследовательской деятельности: эту проблему достаточно подробно освещают Г.Н. Волков [3], А.Ю. Горчакова [1], В.Н. Иванов и Е.А. Ильина [4], Г.Н. Григорьев [5]. Не последнее место в рамках подготовки высококвалифицированных специалистов Т.В. Сулима [6], А.С. Марков [7] и другие отводят педагогической практике, связывая ее с реальной педагогической деятельностью, способной наиболее качественно подготовить выпускника педвуза к профессиональной деятельности. Многие деятели (Г.Н. Волков [3], В.Н. Иванов и Е.А. Ильина [4], И.В. Кожанов [8]) предлагают внедрять в образовательный процесс элементы этнопедагогики, что позволит наравне с модернизацией системы педобразования сохранять народный опыт и традиции. В целом отечественные исследователи (Юнусова Н.Х. [9], Соловьев О.В. [10], Турдиева Р.У. [11]) говорят о необходимости комплексного решения вопросов реформирования системы педагогического образования, учитывая в том числе и региональные особенности, для успешной интеграции регионального педагогического вуза в общероссийскую и мировую образовательную систему.

Цель исследования: определить потенциал влияния научно-исследовательской деятельности ведущих ученых вуза на возможность реформирования системы педагогического образования в регионе.

Материал и методы исследования. В ходе исследовательской работы были использованы преимущественно методы теоретического анализа научно-педагогической литературы, обработки, обобщения и систематизации результатов проведенного исследования. Изучение литературы по обозначенной проблеме позволило определить основные подходы ученых к проблеме модернизации образования в регионе, выявить и конкретизировать направления преобразований в сфере высшего профессионального образования. Материалами исследования послужили научные статьи ведущих сотрудников ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и других вузов.

Результаты исследования и их обсуждение. Можно с уверенностью говорить о том, что совершенствование и реформирование системы высшего педагогического образования в Чувашии началось уже с момента его становления, а открытие в 1930 г. первого в Чувашской АССР высшего учебного заведения – Чувашского педагогического института в г. Чебоксары, - стало, по словам профессора И.В. Павлова [12], «большим событием для чувашского народа, поворотным пунктом в развитии всей системы образования и культурного строительства» [12, с. 58]. С этого времени и начинается стадия активных преобразований в системе высшего педагогического образования, которые неразрывно связаны с наблюдениями и исследованиями ведущих педагогов, ученых-исследователей, работавших в педагогическом институте и работающих ныне в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева: Е.С. Чернова, Т.Г. Григорьева, В.Т.Харитонова, К.Е. Евлампьева, А.С. Маркова, Г.С. Сидорова, Г.Н. Григорьева, В.Н.Иванова, Г.Н. Волкова, Д.Е. Егорова, М.К. Енисеева и многих других.

Нельзя не отметить, что большинство из вышеназванных авторов в определенные периоды истории ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, помимо активной просветительско-преподавательской деятельности, занимали должности директора и ректора педагогического института (в последующем - университета). И, конечно, одной из основных их целей было создание и укрепление учебной и материально-технической базы, подбор высококвалифицированных научно-педагогических кадров и административно-управленческого персонала.

Главной стратегической задачей была и остается в настоящее время подготовка учительских кадров [5, с. 11]. И, конечно же, необходимо уделять достаточное внимание не только количественному, но качественному составу обучающихся. Поэтому немало сил прилагается для подготовки учителей всесторонне образованных, с активной жизненной позицией, умеющих «воспитывать молодое поколение готовым для будущей практической деятельности» [13, с. 15]. Этому способствовало и введение педагогической практики в школах уже с первого года обучения [13, с. 113]. В действительности, педагогическая практика в школах, дошкольных образовательных учреждениях – это своего рода дверь, ведущая в профессию учителя, воспитателя, это связь между знаниями, полученными в вузе, и реальной педагогической деятельностью, то есть педпрактика – важное звено в процессе профессионального становления студентов [6, с. 244]. Говоря о том, что образование должно быть ориентировано на будущее, исследователи отмечали необходимость создания системы непрерывного образования, дающей возможность постоянного обновления знаний, совершенствования навыков и умений в соответствии с требованиями современности. В связи с этим нужно осуществлять постоянный мониторинг ведущих принципов и тенденций в образовании, учитывать, что система педагогического образования должна быть многоуровневой, многоступенчатой, обладать определенной гибкостью и вариативностью, обязательно включать в себя элементы этнопедагогики и учитывать поликультурные связи.

Исследовательская деятельность многих ученых ЧГПУ им. И.Я. Яковлева посвящена истории этнопедагогики, вопросам внедрения народного опыта и традиций в обучение и воспитание подрастающего поколения. В частности, в научных трудах Г.Н. Волкова подробно рассматриваются ключевые вопросы традиционной системы воспитания чувашей [3]; М.Г. Харитонов [14] оценивает возможности реализации в университете магистерской программы «Этнопедагогическое образование», доказывая ее эффективность; И.В. Кожанов уделяет внимание разработке модели этнокультурной социализации будущих педагогов [8]. В трудах В.Н. Иванова рассматриваются не только вопросы внедрения в образовательный процесс основных постулатов и принципов этнопедагогики, но и проблемы модернизации образования: активное включение университета в программу Worldskills, введение демонстрационных экзаменов, создание новые тренировочных площадок и центров непрерывного развития компетенций [4]. Наличие подобных исследований, несомненно, приводит к существенному изменению системы педагогического образования, его развитию, расширению компетенций выпускников.

Только комплексное решение вопросов подготовки кадров в системе высшего педагогического образования будет способно изменить содержание и облик всей образовательной системы. Таким образом, перевод содержания вузовского образования на более высокий уровень сможет обеспечить «высококачественную профессиональную подготовку будущих специалистов» [9, с. 138].

Немаловажным элементом в повышении качества подготовки педагогов является возможность интеграции педагогического вуза в общероссийскую и мировую образовательную систему [10, с. 220]. Это становится возможным благодаря заключению межвузовских и международных договоров о сотрудничестве, в том числе с зарубежными образовательными учреждениями, стажировке студентов и преподавателей в рамках программ обучения по обмену – так называемая «академическая мобильность». Например, еще в 1970 году были установлены «…дружеские связи и деловое сотрудничество с Эгерским педагогическим институтом имени Хо Ши Мина Хевешской области Венгерской Народной Республики» [7, с. 150], в настоящее время активно развиваются отношения с Китайской Народной Республикой, Республиками Узбекистан, Казахстан, Киргизской Республикой и другими [15]. Обмен педагогами высокой квалификации и студентами способствует внесению в образовательный процесс новых интересных элементов обучения, позволяет перенимать успешный опыт использования технических средств обучения, внедрять совершенно новые, инновационные методики преподавания, а также оказывает существенное влияние на повышение рейтинга образовательной организации, ее конкурентоспособности. Приглашение на обучение в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева иностранных студентов также воздействует на изменение системы педагогического образования: перед преподавателями ставится задача на основе эмпирических методов исследования определить возможность адаптации образовательных программ под уровень подготовленности иностранных студентов. Таким образом, формируется совершенно новая образовательная среда, соответствующая задачам международной деятельности в области высшего педагогического образования, а также научно-педагогических связей.

Необходимо также отметить, что в последнее десятилетие заметно выросла роль научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава в оценке эффективности деятельности образовательной организации в целом: показатели по количеству и качеству научных исследований выступают одним из основных индикаторов результативности и эффективности вуза и, соответственно, определяют его место не только в национальных, но и международных рейтингах образовательных организаций. В итоге повышение значимости научных исследований преподавателей оказывает прямое воздействие не только на уровень профессиональной самореализации педагога, но и на возможность изменения и модернизации образовательной системы. При этом не стоит забывать о том, что основной задачей НИР является не только обособленная деятельность педагогов, научных деятелей, но и активное вовлечение в такого рода работу обучающихся с целью формирования и развития у них навыков самостоятельной, творческой научно-исследовательской работы в профессиональной области, совершенствования умений, необходимых для подготовки выпускной квалификационной работы и для дальнейшей профессиональной деятельности, возможно даже научной, содействие повышению качества профессиональной подготовки молодых специалистов. В этом процессе оптимально применяются все функции научно-исследовательской работы: образовательная – посредством овладения практическими и теоретическими знаниями и умениями; организационно-ориентационная – через способность ориентироваться в области научной литературы и умений организовывать свою деятельность; корректирующая – благодаря умению анализировать и корректировать свою работу; развивающая – с помощью совершенствования мышления, умения доказывать и отстаивать свою точку зрения; мотивационная – путем повышения интереса к науке, самообразованию.

Исследовательская деятельность педагогов вуза оказывает непосредственное влияние на организацию образовательного процесса, способствует повышению качества образования в целом и предоставляет возможности его реформирования. Научно-исследовательский потенциал педагога практически неисчерпаем, система образования предоставляет обширнейшее поле для научных изысканий: можно исследовать и человека, и его особенности и способности, ЗУНы, технологии, компетенции, систему управления образованием и т.д. – можно перечислять бесконечно. И практически каждое исследование может стать предпосылкой для проведения реформы в области педагогического образования. Но все же, по словам Р.У. Турдиевой, «…основными принципами реформирования системы образования должно стать формирование в обществе атмосферы престижности знаний, образованности и высокого интеллекта… обеспечения тесной связи образования с будущей практической профессиональной деятельностью молодежи; формирования у обучающихся приоритетности общечеловеческих ценностей, высокой духовности, культуры и творческого мышления…» [11]. Поэтому первоочередное значение имеют исследования, посвященные качеству подготовки будущих специалистов, в особенности педагогических работников, и своевременной реакции на постоянно меняющиеся требования общества к системе профессионального образования.

Выводы. Исследовательская деятельность научно-педагогических работников высших учебных заведений представляет собой специфическое средство качественной профессиональной подготовки будущих педагогов – высококвалифицированных специалистов, обладающих научно обоснованными знаниями, умениями и навыками, сформированными представлениями о профессиональной деятельности. Изучение научных работ ведущих педагогов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева показало, что вуз обладает достаточно высоким потенциалом научно-исследовательской деятельности, способной внести изменения в систему педагогического образования в регионе. Совершенствование учебно-методического материала, подходов к преподаванию учебных дисциплин, внедрение элементов этнопедагогического образования наравне с использованием высокотехнологичных методик – достаточно эффективно решает задачи по подготовке востребованных педагогических кадров для разных ступеней образования: от дошкольного до высшего и послевузовского. Но все же существуют и определенные недостатки: слабая вовлеченность обучающихся в научно-исследовательскую деятельность наряду с недостаточной работой профессорско-преподавательского состава по формированию у студентов мотивации к проведению научных исследований, прекращение деятельности студенческих научных лабораторий, низкая информированность других категорий работников педагогического вуза о возможности участия в научных разработках, грантах. Для эффективной реализации потенциала результатов научно-исследовательской деятельности ученых университета в аспекте реформирования системы педагогического образования необходимо осуществление целенаправленной работы по разработке и внедрению различных инноваций, новых учебных курсов, авторских методик преподавания спецдисциплин, создание благоприятных условий для активного вовлечения студентов в научные исследования (одним из таких успешно внедренных моментов является создание на базе университета Технопарка универсальных педагогических компетенций), отказ от формального отношения к осуществлению НИР студентов, повсеместной интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности педагогического и студенческого состава университета.