Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MENTORING IN THE WORK ON THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF STUDENTS

Gabdulkhakov V.F. 1 Zinnurova A.F. 2 Garifullina A.M. 1 Egorova Z.R. 1 Pavlova L.D. 1
1 Kazan (Volga Region) Federal University
2 Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan
The purpose of the article is to determine the role features of teachers in the system of mentoring activities, to establish the degree of influence of a teacher engaged in the transfer (translation) of innovative knowledge, curator of research activities, consultant, tutor, mentor on the development of students' research activities. This was necessary to solve the problem of optimizing the developing pedagogical system of mentoring in Russia. In Russian universities, all roles are formally performed by one teacher. The study was conducted on the basis of the Institute of Psychology and Education of Kazan Federal University for 15 years (2007–2022). The empirical material of international and all-Russian competitions of innovative ideas for the system of preschool education was used. Students - future bachelors, masters of preschool education took part in the annual competitions. In total, 1500 students took part in the competitions. Teachers associated with the organization and conduct of competitions conducted a differentiated preparation of students for research activities. University teachers and practitioners acted as translators of innovative ideas; curators specifying the choice of areas of innovation; consultants, tutors, mentors who ensure that students achieve significant results in innovative activities. Results: the experiment (2007–2022) showed that each role structure matters (all role structures affect the quality of students' research activities), with the systematic organization of these structures, mentoring turns into an effective pedagogical technology. The effectiveness of mentoring increases significantly if the functions of a translator, curator, consultant, tutor, mentor are performed not by one teacher, but by several (from six to twelve people), among whom there are strong scientists, practitioners, and innovators.
mentoring
teacher-translator
curator
consultant
Tutor
mentor
mentor
student
research activity
university

В современной российской литературе понятия куратор, консультант, тьютор, наставник, ментор часто употребляются как синонимы [1, 2, 3] или как слова, позволяющие уточнить содержание одного из них [4]. В России статус тьютора, например, закреплен лишь декларативно: он прописан в нормативных документах [5], однако финансовое обеспечение этих специалистов носит недостаточный или формальный характер [4].

За рубежом все иначе [6, 7, 8]. В Англии предпочитают больше говорить о проблемах тьюторского сопровождения студентов [6], в США – об особой роли наставника (ментора) [7], во Франции – о программном обеспечении менторинга в вузах [8]. Статус каждого строго регламентирован и имеет хорошую финансовую мотивацию. При этом по умолчанию принято, что инновационная деятельность вторична: она не может возникнуть без базовой фундаментальной подготовки. И, если в роли консультанта может выступать каждый преподаватель, то в роли тьютора – не все: он нацелен на сопровождение образовательной деятельности, то есть на организацию базовой фундаментальной подготовки студента.

В университетах Западной Европы, США ментор – это и есть наставник, то есть это одно понятие [7]. В Россию слово ментор вернулось недавно и стало употребляться в новом значении [4]. У нас наставник больше ориентирован на организацию инновационной деятельности студента, ментор же – на достижение значимых результатов в инновационной деятельности [9]. В России декларируется важная роль наставничества, менторинг рассматривается как инновационная форма методической работы [9, 10].

Менторинг в интерпретации российских педагогов является методической системой и включает в себя трансляцию инновационных знаний (идей), кураторство, консультирование, коучинг (как технологию раскрытия творческого потенциала личности), наставничество и иные формы творческого взаимодействия преподавателя и студента (или методиста и педагогов) [11, 12, 13].

При этом слово ментор постепенно утрачивает привычный для русского языка нарицательный смысл (недопустимый менторский тон, стиль поведения и т.д.) и чаще обозначает высшую форму кураторской, наставнической деятельности [4]. За ментором признают право менторского (безальтернативного) воздействия, поскольку он имеет большой авторитет в профессиональном сообществе, обладает передовым опытом и достижениями в профессиональной деятельности [4].

Однако, если говорить о конечном субъекте всей менторинговой деятельности (то есть о ребенке, школьнике, студенте), то надо признать, что в российском образовании активно утверждается рынок платных образовательных услуг в форме репетиторства (то есть тьюторства – по западному типу). Поэтому многие менторинговые системы сейчас больше похожи на виртуальные, далекие от реальной практики [14].

В работе по развитию инновационной деятельности студентов преподаватели российских вузов выполняют сразу несколько разных ролей:

– транслятора инновационных идей или инновационного содержания; роль куратора, закрепляющего за студентами направления инновационной деятельности;

– консультанта, разъясняющего возникшие у студентов вопросы по организации и проведению исследовательской деятельности;

– тьютора, обеспечивающего научно-методическое сопровождение проектирования и реализации исследовательской деятельности студентов;

– наставника, корректирующего и направляющего исследовательскую деятельность на основе имеющегося у него передового опыта;

– ментора, обеспечивающего достижение студентами значительных результатов в исследовательской деятельности.

Если в университетах стран Запада эти роли дифференцированы и строго регламентированы, то в российских вузах они могут совмещаться одним лицом и носить в результате формальный характер [7, 8, 9]. Ролевые структуры преподавательской деятельности – транслятора, куратора, консультанта, тьютора, наставника, ментора – прописаны как структуры профессиональной деятельности в виде общекультурных и профессиональных компетенций, целевых показателей и технологий в образовательных и рабочих программах вузов.

Отсутствие дифференциации этих структур, регламентации в формате профильной подготовки не позволяет осуществлять в должной мере персонализацию исследовательской деятельности студентов.

Этим обусловлена проблема исследования: какие ролевые структуры взаимодействия преподавателя и студента имеют значение для построения оптимальной российской педагогической системы менторинга.

Цель исследования – установить степень влияния ролевых структур преподавателя-транслятора, куратора, консультанта, тьютора, наставника, ментора на развитие исследовательской деятельности студентов.

Материалы и методы исследования

В исследовании использовались методы теоретического анализа: системный, аналитический, сравнения, установления практической целесообразности научной идеи, математической и статистической обработки результатов исследования.

В Институте психологии и образования Казанского федерального университета 15 лет (2007–2022 гг.) проводятся международные и всероссийские конкурсы инновационных идей для системы дошкольного образования [15]. В конкурсе участвуют студенты – будущие бакалавры, магистры дошкольного образования. Каждый год в конкурсе принимают участие 100 студентов, отобранных в соответствии с требованиями к конкурсным работам. Таким образом, за 15 лет через конкурс прошли 1500 студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Цели конкурса

1. Выявление уровня научно-методической культуры будущих педагогов дошкольных организаций.

2. Проверка готовности будущих воспитателей, психологов, методистов к инновационной деятельности в дошкольном учреждении.

3. Мотивация студентов к организации и проведению востребованной на практике исследовательской деятельности.

4. Объединение творческого и научно-методического потенциала детских садов вокруг университета как научно-методического центра инновационной деятельности в сфере дошкольного образования.

5. Пополнение университетского банка инновационных идей в сфере дошкольного образования (издание сборника инновационных идей).

Задачи конкурса

1. Формирование практико-ориентированной системы подготовки бакалавров, магистров для дошкольного образования.

2. Повышение качества непрерывного образования будущих педагогов, психологов, управленцев и исследователей проблем дошкольного образования.

3. Развитие творческих исследовательских способностей будущих бакалавров и магистров, специализирующихся на проблемах дошкольного образования.

Требования

Инновационный проект студента должен:

– отражать специфику дошкольной, образовательной, методической или управленческой деятельности (20 баллов);

– содержать инновационную педагогическую или методическую идею (20 баллов);

– раскрывать цель, принципы построения образовательно-развивающего процесса в детском саду (20 баллов);

– показывать методику (технологию) достижения образовательных результатов (20 баллов);

– иллюстрировать практическую целесообразность предложенной инновационной идеи (20 баллов).

В итоге конкурсная работа студента могла набрать максимально 100 баллов от каждой ролевой структуры или 200 баллов от двух ролевых структур вместе (транслятора и куратора, консультанта и тьютора, наставника и ментора).

Подготовка студентов к конкурсу проводилась в аудиторное и внеаудиторное время, в индивидуальном и фронтальном формате, традиционно и дистанционно.

Проектная организация конкурса

Преподавательский состав кафедры дошкольного образования, связанный с организацией и проведением конкурса, в течение года вел дифференцированную и в ряде случаев персонализированную подготовку студентов. Одни преподаватели выступали в роли трансляторов инновационных идей и инновационного содержания; другие выполняли функцию кураторов, конкретизирующих выбор студентами направлений инновационной деятельности; третьи выступали как консультанты, разъясняющие возникающие у студентов вопросы по организации и проведению инновационной деятельности; четвертые исполняли обязанности тьюторов, сопровождающих проектирование и реализацию инновационной деятельности студентов; пятая группа преподавателей выступала в качестве наставников, корректирующих и направляющих инновационную деятельность на основе имеющегося у них передового опыта; шестая группа реализовала функции менторов, обеспечивающих достижение студентами значимых результатов в исследовательской деятельности.

Надо отметить, что влияние каждой роли (транслятора, куратора, консультанта, тьютора, наставника, ментора) отслеживалось и отдельно, и в совокупности.

Этапы проектной деятельности

Первый этап (2007–2012 гг.) – на кафедре в процессе подготовки к конкурсу отрабатывались две ролевые структуры – транслятора инновационного содержания и куратора подготовки студентов к конкурсу.

Второй этап (2013–2017 гг.) – дополнительно добавлялись и экспериментировались еще две ролевые структуры – консультантов и тьюторов.

Третий этап (2018–2022 гг.) – проверялись дополнительно еще две ролевые структуры – наставников и менторов.

Эффективность проектной работы можно увидеть по количеству баллов, набранных студентами на разных этапах развития конкурсного мероприятия (таблица, диаграмма).

Как видим, результативность проектной деятельности студентов в 2007–2012 гг. обеспечивалась влиянием преподавателей, выполняющих функции транслятора инновационного содержания и играющих роль куратора, закрепляющего направления исследовательского поиска студентов.

Обобщенные результаты проведенного исследования были представлены по разным показателям: по баллам (таблица), отражающим результативность менторинговой деятельности, и по процентам (диаграмма), отражающим динамику роста этой результативности.

По итогам конкурса студенты набирали в среднем 70 баллов из 200 баллов, это оценки за исследовательский проект (таблица), или около 40% (диаграмма).

Результаты влияния ролевой структуры преподавателя на исследовательскую деятельность студентов (в баллах)

Влияние

в разные годы

Транслятора

Куратора

Консультанта

Тьютора

Наставника

Ментора

Итог

(в баллах)

2007

35

37

 

 

 

 

72

2008

38

35

 

 

 

 

73

2009

34

32

 

 

 

 

66

2010

36

33

 

 

 

 

69

2011

34

35

 

 

 

 

69

2012

35

37

 

 

 

 

72

2013

 

 

48

54

 

 

102

2014

 

 

47

53

 

 

100

2015

 

 

46

55

 

 

101

2016

 

 

45

56

 

 

101

2017

 

 

47

57

 

 

104

2018

 

 

 

 

77

89

176

2019

 

 

 

 

76

90

166

2020

 

 

 

 

78

92

170

2021

 

 

 

 

75

91

166

2022

 

 

 

 

78

93

171

 

Динамика результативности ролевой структуры преподавателя (в %)

Для сравнения: результативность проектной деятельности студентов в 2013–2017 гг. обеспечивалась не только влиянием транслятора и куратора, но и воздействием консультанта и тьютора. В результате такого взаимодействия студенты стали набирать в среднем 100 баллов из 200 (таблица), или около 50% (диаграмма).

В 2018–2022 гг. под влиянием наставников и менторов студенты стали набирать в среднем 170 баллов из 200 (таблица), или около 80–90% (диаграмма).

Таким образом, современная менторинговая система должна включать все выделенные ролевые структуры (транслятора, куратора, консультанта, тьютора, наставника, ментора). Исключение одной из перечисленных ролевых структур будет снижать эффективность творческой исследовательской деятельности студентов.

Надо признать, что выделенные ролевые структуры носят условный характер, где-то перекрещиваются и взаимодополняются. Однако многолетний эксперимент (2007–2022 гг.) показал, что каждая ролевая структура имеет значение: она действительно влияет на качество исследовательской деятельности студентов. При системной организации этих структур менторинг превращается в эффективную педагогическую технологию.

Заключение

Результаты исследования показывают, что для персонализации подготовки студентов к творческой исследовательской деятельности важное значение имеют роли транслятора, куратора, консультанта, тьютора, наставника, ментора.

Системная организация этих ролевых структур (от полученных знаний к деятельности) обеспечивает технологизацию подготовки студентов к творческой исследовательской деятельности.

Эффективность такого менторинга существенно возрастает, если эти роли выполняет не один преподаватель, а несколько (от шести до двенадцати человек), среди которых есть сильные ученые, практики, новаторы.