Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONTEMPORARY TYPES OF CAREER-ORIENTED EVENTS AT ORGANIZING ASSISTANCE FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Shalyapina S.V. 1
1 Tomsk State Pedagogical University
The article discloses positive experience of organizing contemporary career-oriented events that are not traditional for the national system of education and that are implemented in assisting professional self-determination and employment of students of Tomsk State Pedagogical University. There are presented types of career-oriented events with the students who have found their calling to business and IT, but eagerly get involved in higher education and develop interest in it, it particularly concerns the career meeting-up «Rules of successful pedagogical start», the career-oriented event of PechaKucha type «Easily and quickly about career opportunities», the workshop «Compiling a video-resume», the career breakfast «Demand for elementary school teachers». By contrast with traditional ones, these career-oriented events imply more involvement on the part of the target audience and more interaction with the speakers as well as with other participants of these events. At the end of each of the organized events, students were suggested sharing their impressions. All in all, the most frequent evaluations of the students who were participants of these events, were as follows: «It was very interesting», «I’ll come again», «I didn’t expect such a free talk», «It was useful, there is a definite result», «I met new people», that can be called positive evaluations in general. Analysis of the career meeting, the workshop, the career breakfast, etc. organized in 2022, allowed to conclude that these career-oriented events arouse positive evaluations of those students who participated in these events and contributed to awakening students’ interest and involvement in the scheme realized by the department of social pedagogy while developing students’ positive internal motivation for consciously choosing professional pedagogical occupation.
career meetings
professional self-determination
pedagogical university students
employment
contribution

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация дефицита педагогических кадров в системе общего образования большинства регионов нашей страны держит в фокусе особого внимания государства и общественности систему подготовки будущих учителей, в том числе в организациях, реализующих программы высшего педагогического образования. Содержательные и организационные изменения внедряются во все направления деятельности педагогических вузов. С учетом требований времени совершенствуются образовательные программы направления подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки. Меняются объем и подходы к организации учебной и производственной практики будущих учителей. Активно развивается воспитательное пространство, в педвузах страны создаются Технопарки универсальных педагогических компетенций, педагогические Кванториумы [1, 2]. Эти перспективные, системные изменения уже начинают оказывать положительное влияние и на позиционирование педагогических вузов в региональном образовательном пространстве, и на отношение к педагогическому образованию у молодежи.

В связи с этим важной, на наш взгляд, является трансформация подходов как к организации образовательного процесса (лекций и практических занятий), так и к реализации мероприятий за рамками основной образовательной программы. Говоря о большом спектре разнонаправленных образовательных событий, остановимся на мероприятиях профориентационной и карьерной направленности, реализация которых должна усиливать мотивацию студентов педагогического вуза к профессиональной педагогической деятельности. Также рассмотрим гипотезу о том, что карьерные и профориентационные мероприятия, организованные с использованием современных форм, вызывают у студентов положительный отклик и способствуют их профессиональному самоопределению и дальнейшему эффективному трудоустройству на педагогические должности.

Материал и методы исследования

В Томском государственном педагогическом университете (далее – ТГПУ), как и в большинстве вузов, традиционно реализуются профориентационные встречи, Дни карьеры, круглые столы, мастер-классы, Ярмарки вакансий и т.д. [3, 4]. Все эти мероприятия объединены в вузовский план работы по содействию профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов и выпускников ТГПУ. В организацию этой работы вовлечены специалисты деканатов и центра карьеры как структурного подразделения, отвечающего за содействие трудоустройству выпускников вуза. Уточним, что центр карьеры (изначально отдел содействия занятости) был создан в ТГПУ в 2002 г. Кроме организации профориентационных и карьерных мероприятий, специалисты центра проводят работу по следующим направлениям: информационно-консультационное взаимодействие со студентами и выпускниками; проведение индивидуальных консультаций для студентов-целевиков / студентов с особыми возможностями здоровья и их сопровождение при выходе на рынок труда; взаимодействие с социальными партнерами (организациями-работодателями, государственными и муниципальными органами власти и т.д.), заинтересованными в эффективном трудоустройстве студентов и выпускников; мониторинг и анализ трудоустройства выпускников. Кроме того, профессорско-преподавательским составом кафедры социальной педагогики осуществляется активная работа по содействию профессиональному самоопределению, выбору вида педагогической активности и образовательной организации для успешного старта педагогической карьеры студентов ТГПУ. Исторически сложилось так, что данная кафедра занимала активную научно-исследовательскую позицию по вопросам профессиональной ориентации детей, подростков и молодежи на педагогическую деятельность. Помимо этого, преподаватели и заведующий кафедрой активно взаимодействуют с региональным профессионально-педагогическим сообществом, включаясь в организацию и экспертирование педагогических конкурсов, программ, проектов для школьников и действующих учителей города Томска и Томской области. Эта включенность позволяет им видеть потребность региона в мотивированных на педагогическую деятельность выпускниках ТГПУ и осознавать важность внутривузовской работы по данному направлению. Таким образом, на момент начала исследования (2021 г.) в ТГПУ сложилась система содействия профессиональному самоопределению студентов и трудоустройству выпускников, но пассивность студентов в отношении предлагаемых традиционных мероприятий требовала ее трансформации.

Первым шагом стал запуск цифровой карьерной среды (сайта «Центр карьеры ТГПУ» https://jobcenter.tspu.edu.ru/, сообщества в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/rabotatspu, telegram-канала «ПРОцелевое» @procelevoe) как одного из актуальных для современной молодежи формата общения и получения информации. Вторым этапом стала апробация новых, более актуальных для современной студенческой молодежи форм карьерных мероприятий, на изучение которых и направлено основное содержание нашего исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Начиная с 2021 г., с момента запуска педагогического технопарка и создания в вузе мобильных воспитательных пространств, лекториума, исторического парка, пространства педагогических проб, появилась возможность реализации карьерных и профориентационных мероприятий в современных трансформирующихся помещениях (условиях). Это позволило преподавателям кафедры социальной педагогики совместно со специалистами центра карьеры активизировать использование современных форм организации карьерных мероприятий и реализовать: общевузовское образовательное событие «Карьерная НЕконференция в ТГПУ», митап «Правила успешного педагогического старта», Печа-кучу «О вакансиях быстро и просто», карьерный завтрак «Востребованность учителей начальных классов», пресс-ланч «Работа в школе – мой выбор», интерактив «Профессиональные контакты», воркшоп «Создаем видеорезюме», тренинг «Работа мечты», карьерную фейл-конференцию «На ошибках учимся» и др. Отметим, что перечисленные формы мероприятий (неконференция, митап, Печа-куча, воркшоп, пресс-ланч и др.) изначально нашли свое признание в бизнес-сообществах и IT-сфере, но на данном этапе все активнее внедряются в сферу образования и вызывают интерес студенческой аудитории.

Реализованные в ТГПУ карьерные мероприятия, в отличие от традиционных, предполагают большую вовлеченность целевой аудитории и большее взаимодействие как со спикерами, так и с другими участниками мероприятия, что является более эффективным при содействии профессиональному самоопределению студентов. Рассмотрим некоторые из перечисленных форм.

Митап (от английского Meetup – «встреча»). В широком понимании – это неформальная тематическая встреча. А.А. Гуцина и Ю.В. Рогачева пишут, что митап – это «площадка для встречи будущих специалистов разных направлений в неформальной обстановке для обсуждения какой-либо темы, обмена опытом и идеями … с целью познакомить студентов друг с другом, поделиться личным опытом обучения, обменяться мнениями по интересующему их вопросу» [5]. Нередко митап рассматривается как короткая встреча – обмен опытом по решению в неформальной обстановке какого-то конкретного вопроса или проблемы [6]. По своей организационной структуре такая встреча обычно включает несколько (2–3) небольших выступлений и свободное обсуждение заданной докладами темы, когда участники на равных со спикерами высказывают свое мнение или делятся своим опытом. Несмотря на то что чаще всего митапы проводятся как групповые, а не массовые мероприятия, с оптимальным количеством участников 20–30 человек, можно выделить встречи внутреннего и внешнего уровня. Данная группировка зависит от того, входят ли в число спикеров и участников встречи приглашенные внешние специалисты. Исходя из опыта организации и проведения карьерных митапов для студентов педагогического вуза, можно отметить, что их успех зависит от того, насколько свободно и просто, а может быть, даже с определенной долей креатива и юмора приглашенные спикеры задают тему встречи своими выступлениями/докладами. Немаловажной является и способность спикеров не просто погрузить участников в размышления по определенной теме или поделиться своим опытом, а «подтолкнуть», вывести аудиторию на обсуждение и комфортное, дружественное общение по данной теме. Поэтому самым важным и сложным при организации митапа является определение и приглашение спикеров. В качестве одного из ярких примеров реализованных в ТГПУ карьерных митапов можно привести упомянутый выше митап «Правила успешного педагогического старта», состоявшийся в апреле 2022 г. Его участниками стали 25 студентов 4–5-х курсов педагогических направлений подготовки и 3 выпускника – молодых специалиста региональной системы общего образования. Местом проведения стало мобильное воспитательное пространство педагогического технопарка ТГПУ, что позволило участникам свободно передвигаться и взаимодействовать не только с соседями по парте. Изначально заданная выступлениями молодых специалистов неформальная атмосфера способствовала построению диалогов о перспективности педагогической деятельности, а предложенные спикерами интерактивы помогли каждому из студентов сформулировать индивидуальные правила своего успешного педагогического старта. В целом реализованное в форме митапа карьерное мероприятие вызвало положительный отклик и интерес студентов, что способствовало их профессиональному самоопределению. Отметим, что 10 студентов-участников из общего количества на сегодняшний день уже завершили обучение в ТГПУ и успешно начали свою профессиональную деятельность. При последующем взаимодействии с преподавателями – организаторами митапа эти студенты отмечали, что именно энергетика спикеров и неформальное общение с ними стали мотиваторами для создания «своих правил», а также их реального использования при поиске работы.

Печа-куча (от японского ぺちゃくちゃ – «болтовня») – презентация за 400 секунд. Мероприятие в формате Печа-куча предполагает выступления 8–10 докладчиков, которые поставлены в четкие рамки: представить весь материал с помощью 20 слайдов, каждый из которых демонстрируется ровно 20 секунд, после чего автоматически переключается (6 минут 40 секунд на докладчика). «Благодаря лимиту презентация получается емкой, динамичной. Довольно строгие временные ограничения доклада способствуют умениям выделять главную информацию от второстепенной» [5]. Формат, пришедший к нам из Японии, довольно быстро набирает популярность в нашей стране и используется для представления и обсуждения самых разных тем. Организованный в июне 2022 г. цикл карьерных мероприятий «О вакансиях быстро и просто» с использованием презентаций в формате Печа-куча позволил представить «без воды» самую важную информацию о кадровых потребностях образовательных организаций студентам-выпускникам. В рамках данного цикла состоялись мероприятия на всех факультетах вуза, участие в которых приняли более 300 студентов предвыпускного и выпускного курса. Отметим, что наиболее актуальной такая форма стала при организации карьерных мероприятий для студентов выпускного курса обучения самых дефицитных профилей подготовки: будущих учителей математики, физики, информатики, иностранного языка, русского языка и литературы. Открытых вакансий для студентов данных профилей подготовки очень много, и, чтобы заинтересовать этими вакансиями, большинство работодателей готовы представлять их очень подробно, что не всегда способствует повышению интереса к данной вакансии. 400 секунд в рамках Печи-кучи – это как быстрое знакомство, которое не успевает наскучить студентам-соискателям и вызывает интерес. При этом для заинтересовавшейся аудитории есть перерывы между выступающими, во время которых можно задать уточняющие вопросы или высказать свой комментарий. Чаще всего построенные по строгому таймингу динамичные выступления работодателей перестают напоминать стандартные, скучные ярмарки вакансий и вызывают бурные обсуждения участников.

Воркшоп (от английского workshop – «цех/мастерская»). А.Н. Толкачев определяет воркшоп как «мероприятие, где под руководством мастера своего дела можно создавать новые, уникальные, зачастую интеллектуальные продукты и обмениваться опытом» [7]. Е.А. Дегтярева рассматривает воркшоп как один из тренинговых методов, набирающих сейчас популярность, и, ориентируясь на позицию известного немецкого психолога К. Фопеля, пишет, что «воркшоп настраивает людей на самовыражение, на возможность внутренних изменений, вселяет надежду на встречу с привлекательными “соучастниками” и вдохновляющим ведущим» [8]. Каждый воркшоп имеет конкретно определенную узкую тематическую направленность [9]. По продолжительности воркшопы могут длиться от 1 часа до нескольких дней. Нередко их сравнивают с традиционными мастер-классами – у этих форм действительно много общего, но есть и отличия, основное из которых заключается в том, что мастер / ведущий воркшопа только задает вектор практической деятельности и создает условия для поиска решения через групповую работу «… участники учатся прежде всего благодаря собственной активной работе. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении динамического знания» [10]. Карьерные мероприятия в форме воркшопа оптимальны, на наш взгляд, для рассмотрения со студентами прикладных вопросов, связанных с подготовкой к выходу на рынок труда, таких как: написание резюме, подготовка профессионального портфолио, создание презентационных роликов и т.д. В качестве примера реализованных по данной проблематике воркшопов приведем воркшоп «Создаем видеорезюме», состоявшийся в сентябре 2022 г. для 18 студентов 4-го курса ТГПУ. Ведущим воркшопа выступила выпускница ТГПУ (направления подготовки «Информационные системы и технологии»), ранее подготовившая свое видеорезюме и представившая его участникам воркшопа. В течение 1,5 часа (одной учебной пары), взаимодействуя друг с другом и помогая друг другу, участники готовили текст резюме, осуществляли видеосъемку, монтаж и т.п. Ведущая при этом направляла процесс, не загоняя его в жесткие рамки и не сводя под свой конкретный пример. В результате у каждого получился свой уникальный практический продукт в виде готового соискательского видеорезюме, которое можно использовать при поиске «работы мечты». Ярким положительным эффектом для организаторов воркшопа стал запрос на повторное его проведение для заинтересовавшихся одногруппников, посмотревших подготовленные видеорезюме. Немаловажным также является то, что студенты – участники проведенных воркшопов стали заинтересованно относиться к другим карьерным мероприятиям, реализуемым в рамках внутривузовского содействия профессиональному самоопределению студентов, и принимать в них активное участие.

Мероприятия в форме карьерного завтрака построены на принципах организации бизнес-завтраков, которые имеют свою популярность в разных сферах бизнеса. В рамках стандартного бизнес-завтрака предполагаются встреча каких-либо представителей бизнеса, обсуждение актуального вопроса, совместный поиск решения и/или получение экспертного мнения, налаживание контактов, все это происходит во время реального завтрака. Трансформированный из бизнес-завтрака и реализованный в мае 2022 г. карьерный завтрак «Востребованность учителей начальных классов» был организован как встреча за завтраком студентов последнего курса обучения профиля подготовки «Начальное образование» с представителями общеобразовательных организаций города Томска. Сидя за одним чайным столом, студенты, присутствующие директора школ и действующие учителя обсудили вопрос востребованности молодых учителей начальных классов. Во время неформального общения студенты услышали, что их ждут в образовательных организациях, помогут в наработке профессионального опыта, и получили приглашение на следующую встречу в стенах школы. Организованный карьерный завтрак помог в налаживании взаимодействия между участниками и стал одним из эффективных мероприятий в направлении содействия профессиональному самоопределению студентов.

Заключение

В рамках исследования в конце каждого из представленных карьерных мероприятий организаторы предлагали участникам высказать свои впечатления во время короткого рефлексивного момента. В обобщенном виде наиболее распространенными стали следующие высказывания студентов-участников: «Было очень интересно», «Приду еще», «Не ожидал, что получится такое открытое общение», «Полезно, есть конкретный результат», «Новые контакты», которые в целом можно назвать положительным откликом. Таким образом, анализ проведенных карьерных мероприятий и положительные отклики участников подтверждают актуальность и эффективность внедрения в практику работы по содействию профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза современных интерактивных форм мероприятий с привлечением действующих педагогических работников системы образования.