Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROSPECTS OF DUAL TRAINING IN IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE FORESTRY COLLEGE

Ponomareva M.A. 1 Moiseeva L.V. 1
1 FGBOU VO "Ural State Forestry University" (UGLTU)
The dual model of education in the system of secondary vocational education implies a close relationship between the theoretical and practical training of students. The introduction of a dual learning system into the educational process allows students to immerse themselves in real practical activities, thereby contributing to the formation of their readiness for independent work and increasing the effectiveness of their practical training. The authors of the article carried out a comparative analysis of foreign and domestic experience of dual training in the system of vocational education, assessed the possibilities of dual training in improving the quality of education. However, the implementation of dual training for students of the forestry college and a comprehensive analysis of the effects of introducing a dual training model showed its unambiguously positive impact on improving the quality of education, on the increased demand for specialists trained using this training model in areas that do not belong to the high-tech category. The article reflects some of the problems associated with the introduction of a dual training model in the system of training specialists in areas that are not classified as high-tech and possible ways to solve them in order to increase the prestige and attract young people to work in the field of forestry, woodworking and land management.
secondary vocational education
industrial practice
dual training
quality of education

Необходимость решения задач по эффективному развитию экономики Российской Федерации, снижения зависимости от состояния сырьевого сектора и насыщения рынка труда нашей страны квалифицированными кадрами определяет основные направления развития отечественной системы среднего профессионального образования. Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих это развитие, является непрерывный и постоянный процесс обновления содержания и технологий профессионального образования, который определен в проекте «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года». Однако для того, чтобы совершенствование подготовки специалистов в системе среднего профессионального обучения состоялось, кроме значительного обновления целей, содержания и технологий профессионального образования, необходима их адекватная реализация в практике образовательного процесса.

Цель исследования: выявить перспективы реализации дуального обучения студентов лесотехнического колледжа.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на основе использования методов теоретического уровня, среди которых приоритетными были анализ философской, педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение материала о подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2013 г. АНО «Агентство стратегических инициатив» при участии Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства организована деятельность по реализации экспериментального проекта, суть которого состояла в целенаправленной подготовке кадров в системе среднего профессионального образования для работы на конкретном предприятии, по заявкам самого предприятия. Изначально в проекте приняли участие 10 регионов Российской Федерации, а к 2015 г. число участников возросло до13. Анализ результатов этого эксперимента показал высокую эффективность образовательных технологий, основанных на принципе синхронизации реальных кадровых потребностей в разных секторах экономики субъектов страны и подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования [1]. Возможность самостоятельно разрабатывать рабочие образовательные программы позволила образовательным организациям в наибольшей степени ориентировать процесс обучения не только на формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих успешность выполнения ими профессиональной трудовой деятельности в будущем, но и на потребности конкретных работодателей. Работодатель в качестве равноправного заинтересованного участника образовательного процесса имеет возможность принять участие в разработке этих программ, внося в их содержание изменения, которые, на его взгляд, позволят осуществить подготовку будущих специалистов, в наибольшей степени отвечающих требованиям определенного сектора экономики страны и конкретного промышленного предприятия. В случае если такого рода сотрудничество работодателя и образовательной организации состоялось, то речь может идти об элементах дуальной модели подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования.

Свою известность система дуального обучения получила в Германии. Исторически возникнув в ряде европейских стран, кроме Германии – в Австрии и Швейцарии, данная модель подготовки рабочих, развиваясь и совершенствуясь, подтвердила свою эффективность и получила общее признание. Данная модель обучения сейчас успешно реализуется в ряде не только европейских стран, таких как Греция, Италия, Испания, Швеция, Румыния, но и в других странах мира – Китае, Южной Корее, некоторых странах Африки [1]. На сегодняшний день существует достаточно большое разнообразие подходов к рассмотрению содержания понятия дуальности в образовании, при подробном анализе которых можно сделать вывод о его трактовке в широком и узком смыслах.

Авторы «узкой» трактовки при описании дуальной модели обучения делают акцент на форме организации образовательного процесса, при которой теоретическое обучение в образовательной организации совмещается с практическим обучением на предприятии. При этом внимание концентрируется на процессе проектирования дуальных образовательных программ, описании и оценке преимуществ данной модели для обучающихся и работодателей (С.В. Соловьева, Е.В. Терещенкова, Т.В. Полякова и др.) [2-4].

В рамках «узкой» трактовки понятие дуальности рассматривают А.А. Факторович при исследовании влияния дуального обучения на качество профессионального образования. Н.В. Григорьева и Н.А. Швец при изучении особенностей внедрения элементов дуального обучения в систему высшего образования РФ, Л.В. Овсиенко, И.В. Зимина, Е.Ю. Есенина, Ф.Г. Исламгалиев, В.В. Кольга, М.А. Шувалова при изучении опыта и лучших образцов внедрения дуального образования в отдельных регионах: Республике Татарстан, Омской, Свердловской областях, Красноярском крае, М.В. Югфельд, О.А. Панкина, С.А. Сотникова, определяя дуальную модель обучения как систему образования, в которой образовательный процесс осуществляется одновременно и в образовательной организации, и на обучающем предприятии [5, 6].

Одновременное обучение в образовательных организациях как высшего, так и среднего профессионального образования при организованном их взаимодействии между собой также можно считать примером дуального образования. Исследователи М. Гитман, В. Столбов, Е. Гитман отмечают, что содержанием таких программ предусмотрено освоение фундаментальных, базовых и элективных дисциплин [5]. Примером организации дуального обучения посредством реализации комбинированных (combined degree programme) и объединенных программ (joint degree programme) межучрежденческого и внутриучрежденческого характера могут являться Наньянский технологический университет – ведущий технологический университет Сингапура, а также аспирантуры во Франции: две инженерные (ESIEE Paris, ESIEE Amiens, ESIEE-IT) и одна аспирантура менеджмента (ESIEE Management). Выпускникам этих образовательных учреждений присваиваются две магистерские степени [6]. Кроме того, в странах Европы в рамках дуального обучения возможно осуществление двухуровневой: бакалавриата и магистратуры – подготовки обучающихся. Примером еще одного варианта реализации дуального образования может являться международная программа двойного диплома (double diploma education), предусматривающая возможность получения выпускниками – участниками программы двух полноценных дипломов – диплома вуза, где проходило обучение, и диплома университета-партнера из другой страны.

Исследователи Т. Ремингтон иИ. Маркус при анализе немецкой модели дуального обучения отмечают особую роль условий «координируемой рыночной экономики», которые сложились в Германии, при которых работодатели выражают готовность осуществлять инвестиции в профессиональное обучение. Защита инвестиций немецких предприятий вчеловеческий капитал, например в части минимизации рисков, связанных с переходом специалистов от одного работодателя к другому (poaching problem), обеспечивается особенностями трудового законодательства Германии и влиятельностью объединений работодателей (торгово-промышленные палаты) [Remington, Marques, 2014].

В данном случае дуальное образование рассматривается на институциональном уровне, сопряжено с исследованиями особенностей воспроизводства человеческого капитала, с определением и характеристикой качественного изменения его роли в экономике современного мира.

Рассмотрение системы дуального образования с точки зрения его значения в воспроизводстве человеческого капитала и в качестве неотъемлемого глубоко интегрированного в инновационную экономику элемента можно отнести к трактовке дуальной системы обучения в «широком» смысле. Однако независимо от «широты» трактовки понятия дуальности в образовании большинство исследователей отмечают двойственный характер обучения в рамках описываемой модели и выделяют следующие сущностные характеристики дуальной модели профессионального образования.

1. Особая организация профессионального образования, при которой теоретическая часть подготовки осуществляется на базе образовательной организации, а практическая часть – на предприятии, в условиях реального производства. В Германии обучающиеся в профессиональной школе (Berufsschule) 1–2 дня в неделю осваивают теоретическую часть профессиональной подготовки по программам, которые утверждены Министерством образования, и 3–4 дня в неделю проводят на предприятии, осваивая практическую часть образовательной программы. Таким образом, из общей продолжительности обучения, которая составляет 2–3,5 года, две трети часов отводится на освоение специальных предметов и одна треть – на освоение общетеоретических дисциплин [7].

2. Двойной, институционально закрепленный порядок разработки и реализации образовательных программ профессионального образования, где образовательная организация при разработке содержания образования руководствуется образовательными стандартами, а работодатель посредством прогноза потребностей предприятий в кадрах и необходимом количестве подготовленных специалистов вносит дополнения и участвует в обновлении образовательных программ в соответствии с реальными изменяющимися условиями на производстве, принимает участие в осуществлении независимой оценки профессиональных квалификаций [8].

3. Особый порядок финансирования профессиональной подготовки, при котором финансовые обязательства распределены между государством и работодателями.

Для отечественной системы образования дуальное обучение в том виде, в котором оно возникло в Германии, не является новым явлением. Одним из ведущих принципов профессионального обучения в советский и постсоветский период являлся принцип сотрудничества образовательных организаций с промышленными предприятиями. Обязательная реализация этого принципа была обусловлена требованием Закона РСФСР «О народном образовании» [9]. Статья 64 данного Закона, посвященная вопросу профессионального обучения на производстве, определяла, что профессиональное обучение может осуществляться на курсах, в учебно-курсовых комбинатах, на производстве, а также на базе средних профессионально-технических училищ. При этом предприятия, учреждения и организации обязаны были создавать необходимые условия и учебно-производственную базу для осуществления профессионального обучения и его контроля на производстве [9].

Уже в тот период не подлежала сомнению необходимость практической части обучения, организованной непосредственно на предприятии. Было определено, что обучение такого характера позволяет в наибольшей степени реализовать основные задачи УПК, а именно: «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии» [10].

В настоящее время внедрение дуального обучения является одним из приоритетных направлений развития отечественной системы среднего образования. Данное направление рассматривается как достаточно перспективное, поскольку на уровне мировой практики признана и подтверждена эффективность дуальной модели обучения не только в части привлечения работодателей к финансовому участию в подготовке необходимых кадров, но и в части сближения и синхронизации целей и задач образования с кадровыми потребностями реальных секторов экономики и производств. В лесотехническом колледже при ФГЮОУ ВО «УГЛТУ» обучаются 620 человек, из них 522 на очном отделении и 98 человек на заочном. Результаты внедрения дуальной модели обучения в 2021 г. представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Поступили в вуз студенты после окончания колледжа

Форма обучения

Год выпуска

%

очная

2020

28

2021

48

заочная

2020

0

2021

29

Таблица 2

Трудоустроились студенты после окончания колледжа

Форма обучения

Год выпуска

%

очная

2020

59

2021

44

заочная

2020

100

2021

100

Очевиден также факт значительного повышения качества подготовки выпускников системы среднего образования за счет организации активного и заинтересованного участия работодателей в разработке образовательных программ. В этом случае рабочие образовательные программы обновляются и корректируются с учетом потребностей работодателей. Процесс обучения становится направленным в первую очередь на формирование профессиональных компетенций, выполнение профессиональной трудовой деятельности в будущем, более конкретным.

Необходимо добавить, что Правительственная программа, предусматривающая развитие системы дуального образования в Российской Федерации, начавшая действовать с 2014 г., получила свое продолжение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года (в ред. постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701) [9]. Исследователи Ф.Ф. Дудырев, О.А. Романова, А.И. Шабалин в работе «Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения» отмечают, что опыт и практика внедрения дуальной модели в 2013–2016 гг. имеют ограничения, связанные с открытостью данной модели, с ее направленностью на кадровое обеспечение инновационных проектов и качественный рост региональной экономики [10, с. 54]. По их мнению, модель дуального обучения – это лишь во вторую очередь методика обучения, а попытки введения дуального обучения в регионах и отраслях, где нет экономического роста и потока инвестиций, неизбежно ведут к выхолащиванию содержания этой модели. Востребованность выпускников системы среднего профессионального образования, их мобильность, конкурентоспособность и успешность на рынке труда зависят от качества их подготовки, которая должна осуществляться в соответствии с современными требованиями экономики, с учетом интересов работодателей и на уровне мировых стандартов.

Заключение. Таким образом, учитывая то, что компетентные специалисты высокого уровня подготовки сегодня востребованы повсеместно, а не только в высокотехнологичных отраслях экономики, можно с полной уверенностью утверждать, что или элементы дуального обучения, или модель дуального обучения в «узком» ее понимании как образовательной технологии либо методики обучения могут быть успешно внедрены и распространены в системе среднего профессионального образования, включая подготовку специалистов для сфер сельского, лесного, рыбного хозяйства, деревообработки и землеустройства и т.п.

Взаимодействие системы среднего профессионального образования и работодателей возможно в разных форматах: это могут быть разные варианты учебных и учебно-производственных практик, которые будут осуществляться с привлечением потенциальных работодателей в качестве наставников; предоставление рабочих мест с трудоустройством обучающихся во время обучения в образовательной организации; участие работодателей в процессе разработки образовательных программ не только практической, но и теоретической частей подготовки кадров; предоставление работодателем образовательной организации своих площадей, инструментов и оборудования. Любые конфигурации возможны, если они ориентированы на повышение качества подготовки специалистов и являются результатом совместных усилий негосударственного, общественного и частного секторов. Результаты таких совместных усилий могут быть по-настоящему значимыми, если их внедрять и воспринимать как инвестиции, «долгосрочные вклады в своих граждан» с гарантированно высокими процентами.