Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY ON CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Ivanova D.V. 1
1 Mari State University
Taking into account the new realities, an urgent question is raised in improving the system of educational work in the civil-patriotic direction of an educational organization. At the moment, migration processes are intensifying, which ignite conflict among different cultures, traditions and nationalities. The existing system of values is changing, morality in the historical development of the country is being violated. The article presents the relevance of the issue under consideration, the degree of study of the essence of the management of the university's activities on civil and patriotic education of students is noted. The purpose and organizational and pedagogical conditions are revealed (clear planning and coordination of the activities of an educational organization for the civil-patriotic education of students; inclusion of new forms, methods and technologies in the educational work of the university, taking into account modern characteristics of civil-patriotic education; professional training and retraining of administrative and teaching staff on the issues of civil-patriotic education of students; inclusion in the curriculum of specialized disciplines reflecting modern approaches of civil-patriotic education; constant monitoring of the level of civil-patriotic education of university students), noting the possibility of effective management of an educational organization within the framework of civil-patriotic education. The author gives quantitative and qualitative assessments of monitoring the identification of the level of civil and patriotic education of students. The analysis of the educational institution in accordance with the proposed organizational and pedagogical conditions is given. Conclusions are formed that it is necessary to solve the problem of managing the activities of the university for the civil and patriotic education of students through the accounting and application of organizational and pedagogical conditions, widely disclosed in the text of the article.
organizational and pedagogical conditions
management
civil-Patriotic education
students
university

В связи со сложившимися обстоятельствами в стране и мире возникла срочная необходимость в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Не так давно воспитание гражданина и патриота отходило на второй план из-за отсутствия базовой идеологии, распространения в социальных сетях и Интернете ошибочного мнения о развитии России.

Одной из главных задач высших учебных заведений является воспитание нравственно устойчивого, творчески мыслящего человека, готового и способного организовать свою профессиональную деятельность в условиях гражданского общества. Помочь сформировать данные навыки при обучении в образовательной организации обязан педагог, который является примером гражданственности и патриотизма.

Стоит отметить, что процесс формирования гражданско-патриотической воспитанности обучающихся протекает трудно и противоречиво, так как не в полном объеме представлен научно-методический аппарат управления гражданско-патриотическим воспитанием; ряд проводимых мероприятий гражданско-патриотической направленности не имеет четкую структуру и систему; в образовательном процессе участвуют обучающиеся разных стран, то есть не всегда учитывается многонациональность воспитуемых.

Затрагивая процесс гражданско-патриотического воспитания в вузе, можно отметить, что он состоит из деятельности, которая планомерно и поэтапно раскрывает гражданско-патриотические возможности обучающихся, которые, в свою очередь, выражаются в знании и уважении государственных символов России, определении себя гражданином современного общества, любви к Родине, проявлении чувств долга и гордости за свою страну, готовности отстаивать и защищать ее интересы [1].

Процесс управления образовательной организацией включает в себя широкий спектр видов профессиональной деятельности: организационная, нормативно-правовая, финансовая, кадровая и др., но основополагающей остается образовательная, которая включает преподавание и воспитательную работу. Среди направлений воспитательной работы в вузе можно выделить духовно-нравственное, экологическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, профессиональное, профориентационное и др. Однако особо актуальным на данный момент остается гражданско-патриотическое направление воспитательной работы образовательной организации.

От умелого управления процессом гражданско-патриотического воспитания обучающихся зависит гражданско-патриотическая идентичность личности студента, так как в научной литературе гражданственность и патриотизм отмечаются важнейшими чертами гармонично развитой личности. Обучающиеся разных национальностей должны знать традиции и обычаи народов России, знать историю и культурное наследие государства, уважать большие и малые достижения страны, почитать свершения и достойные страницы прошлого [2].

Гражданско-патриотическое воспитание в образовательном процессе в свое время рассматривали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, Н.В. Шелгунов и др. На современном этапе гражданско-патриотическому воспитанию посвящены работы В.А. Белевцева, А.В. Вырщикова, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В. Ковалева, А.А. Кувшиновой, В.А. Лукова, H.H. Михеева и др.

Несмотря на большой научный интерес к изучаемой проблеме, гражданско-патриотическое воспитание сдерживается недостаточным количеством управленческо-методической литературы, в которой руководители образовательных организаций и педагоги могут найти необходимые рекомендации и советы [3]. В этом мы видим проблему нашего исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить эффективность организационно-педагогических условий управления процессом гражданско-патриотического воспитания обучающихся вуза.

Проведя анализ научно-методической литературы, мы выделили следующие организационно-педагогические условия управления деятельностью вуза по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся:

– четкое планирование и координация деятельности образовательной организации по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;

– включение в систему воспитательной работы вуза новых форм, методов и технологий с учетом современных характеристик гражданско-патриотического воспитания;

– профессиональная подготовка и переподготовка административного и профессорско-преподавательского состава по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

– включение в учебный план специализированных дисциплин, отражающих современные подходы гражданско-патриотического воспитания;

– постоянный мониторинг уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся вуза.

Материал и методы исследования. Рассмотрим каждое из условий более подробно. Четкое планирование и координация деятельности образовательной организации по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся включает ежегодное составление и реализацию плана и календарного графика воспитательной работы вуза. Планирование воспитательных мероприятий, определение тематик часов куратора позволит наладить систему воспитательной работы образовательной организации. Четкая координация от отдела по воспитательной работе и молодёжной политики проводимых мероприятий позволит осуществить помощь и оказать поддержку участникам образовательного процесса по гражданско-патриотическому направлению [4].

Включение в систему воспитательной работы вуза новых форм, методов и технологий с учетом современных характеристик гражданско-патриотического воспитания – при организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию важно учитывать современные тенденции в экономике и образовании. Включение цифровых технологий в воспитательную работу по гражданско-патриотическому направлению позволит заинтересовать подрастающее поколение в изучении истории, традиций и обычаев народов России; позволит получить доступ к объектам, которые сложно найти или изучить в реальном формате, заменяя его виртуальным видом; позволить представить информацию в удобном, легко воспринимаемом формате.

Профессиональная подготовка и переподготовка административного и профессорско-преподавательского состава по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся – для эффективного процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся вуза важно иметь высокий уровень осведомленности в данном вопросе как руководителю образовательной организации, так и профессорско-преподавательскому составу. Знание современных направлений гражданско-патриотического воспитания, форм и методов представления изучаемого материала позволит усовершенствовать образовательный процесс. В помощь управленцу и педагогам идут курсы профессиональной подготовки и переподготовки, организуемые в очном формате, дистанционном и смешанном (очно-дистанционном). Примерами могут служить курсы повышения квалификации «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся: современные тенденции», «Развитие патриотизма у обучающихся», «Организационные условия гражданско-патриотической деятельности вуза» и др. [5]. Для обмена опытом по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся проводятся различные семинары, круглые столы, конференции, форумы, где можно узнать современное состояние изучаемого вопроса [6].

Включение в учебный план специализированных дисциплин, отражающих современные подходы гражданско-патриотического воспитания – внедрение в образовательный процесс дисциплин, которые в своем содержании раскрывали бы сущность гражданско-патриотического воспитания. Такими дисциплинами могут быть: «История России», «История родного края», «Политология», «Социология», «Культурология», «Марийский язык», «Этнопедагогика» [7], «Этнокультурное воспитание» и др. Содержание перечисленных дисциплин может напрямую способствовать росту гражданско-патриотической воспитанности обучающихся, так как они раскрывают историческую сущность страны и малой родины, могут познакомить обучающихся с культурой и национальными ценностями государства. Также целесообразно, помимо введения новых дисциплин, включать материал гражданско-патриотического воспитания в уже существующие дисциплины: «Педагогика», «Психология», «Воспитательная работа», «Методика преподаваемого предмета» и т.д. Например, по дисциплине «Педагогика» в разделе «Воспитательная работа» при знакомстве с направлениями воспитательной деятельности можно включить в содержание историческую составляющую, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации, формы проведения мероприятий по данному направлению, ценность и важность такой воспитательной работы для подрастающего поколения, современные тенденции в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся.

Постоянный мониторинг уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся вуза необходим для отслеживания динамики и обратной связи проводимых воспитательных мероприятий. Мониторинг позволяет собрать данные гражданско-патриотической воспитанности обучающихся, что в свою очередь проверяет эффективность используемых методов, форм и технологий воспитательной работы, позволяет скорректировать деятельность образовательной организации по данному направлению. В последнее время популярными стали онлайн-платформы для проведения опросов и диагностик, которые упрощают процесс распространения анкет, подсчета результатов и могут наглядно представить полученные данные в диаграммах и таблицах (Survio, Яндекс.Формы, Simpoll и др.).

С целью выявлении уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся вуза, определяющего эффективность работы образовательной организации по данному направлению, было проведено исследование. Диагностика проводилась по многоаспектной анкете гражданско-патриотического поведения и сознания среди студентов 1-4 курсов Марийского государственного университета в количестве 66 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Получение статистической информации и выявление существенных признаков формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся позволило комплексно рассмотреть изучаемые явления на современном этапе.

В ходе исследования при определении патриотизма большая часть респондентов ориентировалась на понятии «любовь к Родине и готовность отстаивать ее интересы». Печально осознавать, что к патриотам относят себя лишь половина студентов.

При рассмотрении вопроса определения способов становления гражданско-патриотического сознания личности респонденты отметили преимущество бессознательного становления – в кругу семьи и близких, от мнения друзей и товарищей. Вторичными остаются способы активного становления гражданско-патриотического сознания: участие в патриотических и гражданских мероприятиях, изучение истории родного края и страны, целенаправленная заинтересованность в знакомстве с другими национальными традициями и обычаями и др.

На вопрос «Насколько ваше окружение патриотично настроено?» респонденты ответили, что большая часть их ближайшего окружения является патриотами (60%). 21% опрошенных ответили, что в их окружении мало патриотично настроенных людей, 19% – затруднились ответить.

Интересен факт, что при анализе российского патриотизма с национальной точки зрения 82% студентов считают, что наибольшее развитие патриотизма отслеживается в местах, где проживает русское население. Несмотря на это, респонденты отметили положительный аспект в многонациональности Российской Федерации (79%).

Любопытен анализ ранжирования респондентами групп населения по развитию у них чувств гражданственности и патриотизма. Первые места, по мнению опрошенных, занимают военные работники и пенсионеры. Судя по всему, данные категории населения ассоциируются у студентов с представителями настоящего проявления гражданско-патриотических качеств. С другой стороны, свою категорию (молодежь и студенты) респонденты оставили на низкой позиции (9%).

Высоко студенты оценивают проведение занятий и мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, отмечая важность и их ценность.

Проводя анализ последнего компонента анкеты, стоит отметить, что большая часть опрошенных предпочла бы покинуть свой населенный пункт и перебраться в город покрупнее. Можно сделать вывод, что при среднем уровне сформированности гражданско-патриотического сознания и неактивном участии в деятельности по данному направлению - лояльность к Родине не сформирована.

Достаточно важным стало выявление у респондентов мнения по совершенствованию системы воспитания по гражданско-патриотическому направлению. Обучающиеся отметили острую необходимость в формировании качеств гражданина и патриота за счет систематического включения подрастающего поколения в процесс организации и реализации рассматриваемого процесса.

Выводы. Результаты диагностики способствовали анализу управления гражданско-патриотическим воспитанием студентов Марийского государственного университета. Была изучена нормативно-правовая документация вуза, структура управления гражданско-патриотическим воспитанием, а также основные направления деятельности по данному вопросу.

В рамках плана воспитательной работы вуза на факультете были организованы мероприятия гражданско-патриотической направленности: интерактивный час куратора по теме «4 ноября – День образования Республики Марий Эл», конкурс чтецов ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, семинар «Этнокультурное образование в Республике Марий Эл» и др. Вместе с тем обучающиеся являлись активными участниками различных выставок, открытых лекций, экскурсий в музеи города и республики. В воспитательный процесс по гражданско-патриотическому направлению были включены современные технологии и формы проведения следующих мероприятий с использованием цифровых инструментов: посещение виртуальных экскурсий, использование электронно-образовательных ресурсов, электронно-методического сопровождения, использование технологий дополненной реальности, цифрового проектирования, когнитивных и облачных технологий. С патриотическими проектами студенты участвовали в конкурсах «Моя страна – моя Россия», всероссийских форумах и конференциях, где занимали призовые места.

В рамках методической поддержки процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся вуза мы разработали электронно-образовательное пособие «Культура и быт марийского народа» [8]. Ресурс предназначен для знакомства студентов с марийскими национальными костюмами, марийскими музыкальными инструментами, устным народным творчеством марийцев, особенностями марийской вышивки, марийскими национальными праздниками. Материал пособия имеет теоретическую составляющую, дополненную видео- и аудиоконтентом. Все разделы регулярно пополняются новым материалом. Обучающиеся могут осваивать материал самостоятельно либо вместе с педагогом на занятиях. После каждого раздела студентам необходимо проверить уровень освоения изученного материала, выполнив упражнения в игровом формате. Упражнения созданы на электронной площадке Learning.apps и позволяют в интерактивном формате проверить качество полученных знаний. По окончании курса каждому пользователю открывается возможность проверить свои знания о культуре и быте марийского народа с помощью итогового тестирования. Также каждый участник может оставить обратную связь, оценив пособие по пятибалльной шкале и оставив отзывы.

Таким образом, управление деятельностью вуза по гражданско-патриотическому воспитанию студентов – процесс, в настоящее время требующий достаточного внимания руководителя. Эффективность его будет высокая, если будут выполняться вышеперечисленные организационно-педагогические условия, отражающие все стороны гражданско-патриотического воспитания обучающихся высших образовательных организаций.