В рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 гг. Правительством РФ утвержден приоритетный стратегический проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ», согласно которому для современной цифровой экономики необходимы компетентные высококвалифицированные кадры, отвечающие требованиям информационного и цифрового общества. Модернизация современного образования с позиций стремительного развития науки и техники, ее цифровизации требует новых подходов к профессиональной подготовке выпускников технических вузов. Формирование познавательных потребностей студентов в условиях цифровой образовательной среды технического вуза является основой в становлении такого выпускника. Одним из важнейших педагогических условий формирования познавательных потребностей студентов является актуализация их мотивационного потенциала.
Цель исследования: рассмотреть существенные характеристики познавательных потребностей личности, конкретизировать понятие «познавательные потребности», раскрыть связь потребностей, мотивов и мотивационного потенциала, выявить особенности актуализации мотивационного потенциала студентов, экспериментально проверить эффективность актуализации мотивационного потенциала студентов технического вуза.
Материал и методы исследования. Основу исследования составил комплекс методов: понятийно-терминологический анализ, синтез; изучение и обобщение опыта формирования познавательных потребностей и актуализации мотивационного потенциала студентов технического вуза, педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение. Потребности студентов указывают на наличие противоречий, удовлетворение которых ведет к их активности и направлено на достижение поставленной цели. По мнению ученых-исследователей, потребности находят отражение в сознании человека как некие образы. Образы, отражающие объекты удовлетворения потребностей, называются мотивами. Таким образом мотив – это осознанная потребность.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по истолкованию понятия «потребность личности», можно заключить, что существует большой разброс в понимании сущности потребностей: трактуют потребность как «нужда», потребность как «зависимость», потребность как «отношение» [1]. Г.М.Коджаспирова определяет потребность как внутреннюю причину активности личности, которая выступает основной предпосылкой человеческой деятельности [2]. Многие ученые отмечают тесную связь потребностей с мотивами и интересами человека. По мнению Б.Н.Воронцова, потребности и интересы являются глубинными механизмами деятельности человека и всегда направлены на достижение конкретной цели[3]. В течение жизни человека его потребности постоянно развиваются, видоизменяются, принимают различную форму в виде чувства неудовлетворенности, напряженности. Г.М.Коджаспирова полагает, что потребность есть объективно испытываемая субъектом нужда в чем-либо, субъективно являющаяся источником активности, развития личности [2]. Познавательная потребность направлена на потребность в познании от деятельности [4].
Проведя теоретическое исследование научных работ по проблеме формирования познавательных потребностей студентов технического вуза, выделив их структурные компоненты и условия формирования, мы установили, что познавательные потребности студентов вуза целесообразно рассматривать как интегративное личностное качество обучающихся, выражающееся в получении удовольствия от интеллектуального поиска, включающее мотивационный, информационно-деятельностный и рефлексивный компоненты.
Критерии, показатели и методики исследования познавательных потребностей студентов технического вуза представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии, показатели и методики исследования познавательных потребностей студентов технического вуза
Критерий |
Показатели |
Методы диагностики |
Мотивационный
|
осознание своих целей и задач |
методика Орлова Ю.М. (Тест-опросник «Потребность в достижении цели (установка)», адаптированный) |
устойчивый познавательный интерес |
Список личностных предпочтений А. Эдвардса |
|
выраженность познавательного мотива |
Опросник мотивационной структуры личности (В. Гербачевский) |
|
активность во время учебных занятий |
экспертная оценка преподавателей методом наблюдений |
|
Информационно-деятельностный |
стремление к исследовательской деятельности |
экспертная оценка преподавателей методом наблюдений |
легкость генерирования идей |
экспертная оценка преподавателей методом наблюдений |
|
Рефлексивный |
направленность ценностных ориентаций на познание и саморазвитие |
методика «Ценностные ориентации», разработанная М.Рокичем, адаптированная |
сформированность рефлексивного мышления |
методика «Рефлексивные умения (личностный уровень)» Савченко Е.В
|
В соответствии с выделенными критериями описаны уровни сформированности познавательных потребностей студентов вуза: высокий, средний, низкий. Их описание приведено в таблице 2.
Таблица 2
Уровни сформированности познавательных потребностей студентов вуза
Высокий |
Средний |
Низкий |
Студент проявляет устойчивый интерес к обучению; активно участвует в учебном процессе; положительно относится к умственной деятельности; осознает ценность знаний; проявляет самостоятельность, оригинальность мышления, легкость генерирования идей при решении нестандартных задач |
Студент имеет недостаточно выраженный интерес к обучению; к учебной деятельности относится положительно, но мало проявляет активности; ценность знаний осознается, но не является руководством для самостоятельной деятельности, не часто демонстрирует оригинальность мышления, с трудом высказывает самостоятельные идеи |
Студент имеет слабый интерес к обучению; умственная деятельность не вызывает положительных эмоций; ценность знаний не осознается; самостоятельность практически не проявляет, не проявляет оригинальности мышления, не может самостоятельно генерировать идеи по решению нестандартных задач |
Формирование познавательных потребностей студентов технического вуза происходит эффективнее, если в ходе учебного процесса реализовать педагогическое условие, состоящее в актуализации их мотивационного потенциала в условиях цифровой образовательной среды вуза. В контексте нашего исследования уточним понятие мотивационного потенциала.
Е.П.Ильин полагает, что мотив есть «субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека» [5,с.162]. А.Н.Леонтьев посвятил много исследований раскрытию отношений «потребность – мотив – деятельность». По его мнению, мотив – это опредмеченная потребность, побуждающая и направляющая деятельность человека и являющаяся источником побудительной силы мотива [6]. С педагогических позиций, по мнению А.М.Новикова, мотив – «побудитель деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается» [7, с. 115]. Следует отметить, что мотив – это еще и осознанная потребность. Мотивы всегда связаны с целями, которые ставит личность. Мотив определяет, с одной стороны, потребность, с другой – побуждение к достижению определенной цели. Мотивация есть процесс образования мотива, мотив – это продукт мотивации. Вслед за Н.В.Бордовской мотивом мы будем считать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенной потребности [8].
Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих к деятельности. Мотивацию познавательной деятельности можно представить в виде системы целей, потребностей студентов, побуждающих их к активному приобретению знаний и умений. Желания, интересы, потребности, мотивы составляют мотивационную сферу человека [9]. Принимая точку зрения О.В.Лешер, выделяем следующие основные функции мотивации: «побуждающая, связанная с ускорением конкретной деятельности, в том числе и познавательной; целеполагающая, отражающая осмысление конкретного результата деятельности; направляющая, включающая удовлетворение потребностей и достижение цели развития личности; регулирующая, связанная с изменением потребностей и переключением мотивов деятельности; контрольная, связанная с проверкой достижения цели деятельности; установочная функция и ценностно-ориентировочная» [10, с. 95].
В словаре русского языка С.И.Ожегова «потенциал» означает «возможность того, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях» [9]. Под мотивационным потенциалом будем понимать комплекс наиболее важных мотивов учебной деятельности, которые реализуются или, возможно, будут реализованы при определенных организационных условиях [11]. В нашем исследовании под мотивационным потенциалом студентов вуза мы будем понимать наличие у них потребности, склонности, положительного отношения к образовательной деятельности, заключающееся в повышении их успеваемости, заинтересованности, активности.
Таким образом, под мотивом будем понимать внутренний стимул к деятельности, направленный на удовлетворение определенной потребности, под мотивацией – процесс побуждения человека к совершению определенной деятельности, под мотивационной сферой личности – комплекс мотивов, образующих определенную систему, отражающих потребности студентов, под мотивационным потенциалом студентов технического вуза – способность обучающихся умножать свои внутренние возможности, активизацию скрытых внутренних ресурсов, побуждающих к познавательной деятельности.
В качестве средства актуализации мотивационного потенциала студентов вуза нами используются информационные ресурсы цифровой образовательной среды. Как сказано в Постановлении Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 г. «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», цифровая образовательная среда представляет собой «совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ независимо от места их нахождения» [12]. Цифровизация образовательного процесса представляет собой не только внедрение новых цифровых технологий в учебный процесс, но и адаптацию всего учебного процесса обучения для наилучшего использования всех возможностей цифровой образовательной среды [13].
Грамотная организация образовательного процесса преподавателем, использование всех технических возможностей цифровой среды играет важную роль в актуализации мотивационного потенциала обучающихся. Нами проводились занятия с применением различных обучающих интернет-сайтов, облачных сервисов, компьютерных программ и технических инструментов, использовались различные цифровые технологии, а также возможности современных социальных сетей. Мы обращались к мотивационному потенциалу обучающихся на всех этапах занятия. На мотивационном этапе обозначалась цель занятия, достижение которой интересно обучающимся. Для того чтобы достижение цели было реально для студента, обозначались и визуализировались задачи, решение которых должно привести к достижению цели. Для актуализации мотивационного потенциала на начальном этапе занятия мы применяли методы геймификации. Основной целью использования данных методов является максимальное вовлечение учащихся в учебный процесс, а также мотивирование учащихся за счет конкуренции и азарта. Элементы геймификации используют многие образовательные платформы: Coursera, Codecademy, Code Schools, LinguaLeo.ru, Motion Math Games, MinecraftEdu, World Classcraft (WoC), АНО «Живые игры», «Академия игропрактики», «Игровая инициатива», «Экстерн» и др. На операционно-познавательном этапе для актуализации мотивационного потенциала нами использовались методы повышения наглядности: представление информации в виде схем, таблиц, инфографики, а также использование видеоинформации, что приводило к лучшему пониманию и запоминанию нового материала; автоматизация поисковой деятельности способствовала ускорению доступа к информации, способствовала развитию познавательной активности. Использование интеллект-карт и карт-понятий позволяет студентам научиться работать с большим количеством информации, отбирать ее, анализировать и систематизировать, что приводит к более четкой генерации идей и более быстрому поиску верного решения. Работать с данными картами удобно в сервисах MindMeister, XMind или Mapul. Рефлексивно-оценочный этап в цифровой среде проводился с использованием электронных тестов, рейтингов, а также электронного портфолио.
На первом этапе формирующего эксперимента осуществлена проверка данного педагогического условия по формированию познавательных потребностей студентов технического вуза. В экспериментальной группе (ЭГ) введено педагогическое условие, в контрольной группе (КГ) условие не вводилось, процесс обучения организован традиционным образом.
Экспериментальная работа проводилась на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова, в ней приняли участие 28 обучающихся первого курса группы АИб-21-2 по направлению подготовки «Информационная безопасность автоматизированных систем» в процессе освоения дисциплин «Информатика» и «Языки программирования». Группа АИб-21-1 была выбрана в качестве контрольной.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты воздействия педагогического условия (первый этап формирующего эксперимента) представлены в таблице 3. Полученные данные показывают, что есть небольшие различия в группах ЭГ, КГ в показателях уровня сформированности познавательных потребностей обучающихся, находящиеся в основном на низком и среднем уровнях. В экспериментальной группе ЭГ после введения педагогического условия, заключающегося в актуализации мотивационного потенциала, наблюдается положительная динамика увеличения количества студентов с более высоким уровнем сформированности познавательных потребностей студентов относительно исходных данных.
Таблица 3
Результаты воздействия педагогического условия на уровень сформированности познавательных потребностей студентов (первый этап формирующего эксперимента)
Группа |
1-й этап |
Уровни |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
|||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
КГ (28 чел.) |
начало |
15 |
54 |
11 |
39 |
2 |
7 |
конец |
6 |
21 |
18 |
64 |
4 |
14 |
|
ЭГ (25 чел.) |
начало |
12 |
48 |
10 |
40 |
3 |
12 |
конец |
9 |
36 |
13 |
52 |
3 |
12 |
Заключение
В качестве необходимого педагогического условия, обеспечивающего эффективность процесса формирования познавательных потребностей студентов технического вуза, в нашем исследовании определена актуализация мотивационного потенциала студентов в контексте цифровой образовательной среды. В ходе теоретического исследования определен компонентный состав «познавательных потребностей», уточнены их содержание и выполняемые функции, конкретизированы понятия «познавательные потребности», «мотивы», «мотивационный потенциал», выделены показатели, способствующие формированию познавательных потребностей студентов вуза в цифровой образовательной среде, такие как осознание своих целей и задач, устойчивый познавательный интерес, выраженность познавательного мотива в структуре мотивов учебной деятельности, активность во время учебных занятий, стремление к исследовательской деятельности, легкость генерирования идей, направленность ценностных ориентаций на познание и саморазвитие, сформированность рефлексивного мышления. В процессе педагогического эксперимента проведена проверка выделенного педагогического условия посредством вовлечения студентов в активное использование цифровой образовательной среды вуза и применения интерактивных методов обучения, в результате которого у студентов повысились навыки целеполагания, уверенность в успешном достижении своих целей, интерес к осуществлению познавательной деятельности, увеличилось стремление к саморазвитию и осознание своих целей и задач, стала более выраженной активность во время учебных занятий и легкость генерирования идей, что подтверждает эффективность выделенного педагогического условия по актуализации мотивационного потенциала обучающихся, способствующего формированию познавательных потребностей студентов технического вуза.