Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении является одним из важнейших аспектов оптимизации современного учебного процесса. Онлайн-инструменты стали органичной частью смешанного обучения, актуальность которого связана со снижением роли традиционного взаимодействия педагога с учащимися в пользу новых коммуникационных возможностей современных электронных образовательных ресурсов. Смешанное обучение – это объективная реальность современной образовательной среды. Педагоги ситуацию, вызванную эпидемией коронавирусной инфекции, и обращение к смешанной форме обучения называют неизбежным ответом на реальность.
Исследователи отмечают, что рост интереса к этой сфере обусловлен рядом причин, связанных не только с высокой педагогической отдачей, результативностью, но и с решением вопросов, связанных с охраной здоровья, экономическими, политическими и миграционными реалиями. Языковая ситуация Казахстана такова, что в традиционных классах обучаются дети, не владеющие ни русским, ни казахским языком. При этом перед педагогами встают вопросы по обеспечению учащихся электронными ресурсами и соответствующей организации учебной деятельности. Одним из современных механизмов обучению иностранным языкам является интерактивное приложение Акелиус, которое позволит учителю сделать преподавание более эмоциональным и продуктивным.
Целью исследования является рассмотрение некоторых методов и форм смешанного обучения, применяемых в процессе обучения иностранному языку, в частности использования онлайн-приложения Акелиус, которое находится в свободном доступе. Приложение Акелиус доступно учителям с разным уровнем владения информационными технологиями благодаря интуитивно понятному интерфейсу и простому функционалу. Каждый языковой уровень состоит из десяти глав, которые имеют такие разделы, как лекции, грамматические упражнения, игры, песни, квиз.
Материалы и методы исследования
В исследовании были использованы следующие общенаучные методы:
1) анализ методологических основ профессиональной деятельности преподавателей в условиях смешанного обучения;
2) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросам коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку;
3) наблюдение за учебным процессом, необходимое для систематического, целенаправленного восприятия процесса формирования компетенций в ходе прикладных исследований;
4) обобщение педагогического опыта по использованию современного онлайн-приложения Акелиус при изучении иностранных языков.
На сегодняшний день существуют разные модели смешанного обучения. В.И. Блинов [1] и иные исследователи считают, что смешанное (или гибридное) обучение включает такие формы, как: 1) обучение в «живой» аудитории и с помощью платформ, например Zoom, Teams и др.; 2) «электронное + автономное» обучение, где под автономным понимается «обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети». Здесь речь идет скорее о «дистанционном обучении». Грань между названиями, формами, средствами обучения очень тонка. Безусловно, важна роль педагога, который в потоке информации, множестве форм и возможностей подачи информации должен выстроить, спланировать, организовать учебный процесс, в котором смешанный подход позволит ему совместить традиционные методики с актуальными современными технологиями.
По мнению С. Тимкина, под смешанной формой обучения («blended learning») подразумевают навыки с использованием «распределенных информационно-образовательных ресурсов» в привычном аудиторном обучении с применением компонентов «асинхронного и синхронного» удаленного образования. Комплекс различных методов может применяться как на уровне лекции, специального курса, дисциплины, так и на уровне образовательной программы в целом – «смешение курсов» [2].
Исследователи обращают внимание на гибкость образовательной среды в условиях смешанного обучения, влияние на скорость усвоения изучаемого материала. И.И.Просвиркина и иные в методике обучения русскому как иностранному используют приспособленную под их цели и задачи, а также особенности предмета меняющуюся подмодель смешанного обучения «Смена рабочих зон» [3].
Специалисты считают, что такой подход в обучении направлен на решение одномоментно нескольких задач: 1) переформатирование традиционного подхода в увлекательный процесс изучения иностранного языка с учетом интересов, личных потребностей учащихся; 2) вовлечение каждого учащегося в языковую практику на базе его индивидуальных способностей, объема лексического и грамматического минимума; 3) создание коммуникативной и информационную компетенции обучающихся; 4) комфортное распределение время на занятии за счет частичного освоения материала [3].
Технологии смешанного формата обучения, по мнению ряда специалистов, отвечают запросам времени: они связывают и объединяют основные образовательные стратегии с информационно-коммуникационными технологиями. Опираясь на многочисленные исследования в этой области, можно сделать выводы о значительных преимуществах и возможностях смешанного подхода в обучении для форсирования развития навыков и компетенций в различных учебных дисциплинах [4].
В рамках нашего исследования важно понимание принципов коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (так как приложение Акелиус полностью опирается на данный метод), основными из которых являются: максимальный учет индивидуальных, возрастных, национальных особенностей обучающихся; создание на занятиях и поддержание у обучающихся потребности в общении. Знания правил грамматики не дают практического результата, не позволяют учащимся стать полноценными участниками общения на новом для них языке. Этим объясняется и подход к выбору изучаемых тем – они не соответствуют традиционному уроку. Выбор изучаемого материала зависит от активности использования, необходимости для «вхождения» в речь. [5].
Интерпретацией коммуникативно-деятельностного подхода к обучению является обучение в сотрудничестве: учитель – дети; дети разного возраста и разного уровня подготовленности.
Обучение языку с помощью приложения Акелиус помогает решать воображаемые или реальные задачи: познакомиться, рассказать о себе, совершить покупки, отправиться в путешествие, приготовить еду, заняться спортом и др. Такой подход дает учащимся понимание нужности изучаемого материала, позволяет быстрее адаптироваться в новую для них среду обучения и повседневного общения. Грамматические упражнения являются вспомогательными, не основными, особенно на начальном этапе обучения. Поэтому при планировании урока необходимо делать акцент на лексическую тему, а грамматическую лишь «подразумевать». Коммуникативно-деятельностный подход, в отличие от грамматического подхода, строится на имитации повседневных ситуаций. Это осуществляется посредством моделирования различных несложных диалогов, игр, когда демонстрируется образец речи, повторяются аналогичные вопросы и ответы. Таким способом закрепляются полученные знания и навыки, а затем формируются навыки самостоятельной продуктивной речи.
Обучение языку сквозь призму повседневного обучения результативно и при самостоятельной деятельности с помощью приложения Акелиус. Этот принцип организации – активная лексика современного русского языка, разговорный формат, игровые моменты – отлично дополняют традиционные уроки и по форме, и по содержанию.
Результаты исследования и их обсуждение
Имеется аналогичный опыт использования приложения Акелиус для изучения греческого языка, в основном для взрослой аудитории. Работа представляет собой теоретическое описание ключевых моментов по изучению иностранных языков – подходы к изучению языка, создание учебной среды, особенности планирования занятий. Греческие педагоги отмечают важность создания специальных «рабочих станций» для изучения языка; а также определяют главной стратегией при работе с приложением скаффолдинг, что включает в себя моделирование различных ситуаций, работу с кластерами.
В нашем исследовании учитываются реалии обучения, языковая ситуация в Казахстане, где русский язык играет роль языка официально-делового.
Опыт работы с приложением Акелиус позволил определить ключевые моменты для обучения иностранному языку: стратегию включения в структуру традиционного урока, регламент использования платформы, оценивание через дескрипторы.
Авторы статьи, акцентируя внимание на практическом применении приложения, разработали серию уроков для уровней А0 – А2. При составлении разработок учитывается фактическое наполнение урока, т.е. нацеленность на умение устанавливать контакты, общаться со сверстниками и другими людьми. Подобранные материалы, как показала апробация, привлекают учащихся данной возрастной группы – это всевозможные игры, в парах и в группах, использование наглядности. В начале урока необходимо задать вектор, т.е. дать понять «нужность» изучаемого материала, например как заказать пиццу, купить билеты в кино и т.д. И только затем переходим к сообщению новой темы. Грамматику не объясняем, но «подразумеваем», и в качестве грамматической темы можно выбрать любую категорию и делать на этом акцент, подбирая соответствующие задания.
Важно, чтобы учитель, предварительно проанализировав и определив пробелы в знаниях своих учеников, при планировании дальнейшего учебного процесса соотносил цель и задачи своего аудиторного урока с темой, заданиями и упражнениями на платформе. Приводим фрагмент урока в смешанном формате с применением приложения Акелиус.
Урок 26 уровень А1.1 «Путешествия»
Темы из Акелиуса
● Трамвай, метро;
● Я прихожу, я должен;
● Опасный, мотоцикл
● Я путешествую, расстояние;
Тип урока: комбинированный с элементами технологии развивающего обучения.
При планировании урока необходимо ориентироваться на дескрипторы для оценивания детей уровня А1 – А2, которые приводятся в таблице.
Критерии и дескрипторы РКИ, этап обучения А1, А2
1. Устное сообщение. Формулировка простых предложений |
1. Правильно составляет устное сообщение. 2. Умеет соотносить предложение с картинками. 3. Уместно использует формулы вежливости. |
2. Составление диалога |
1. Воспроизводит простые формулы вежливости. 2. Составляет простые предложения по образцу из Акелиуса. 3. Использует правила составления диалога |
3. Умение ситуативно формулировать простые ответы и вопросы |
1. Умеет составлять простые вопросы по теме. 2. Умеет составлять короткие вопросы по тексту. 3. Может ответить на вопросы типа: Кто? Что? Когда? Где? 4. Правильно конструирует вопросительное предложение. |
4. Чтение |
1. Читает без ошибок 2. Интонация правильная. 3. Понимает смысл прочитанного. |
5. Устное общение |
1. Умеет формулировать предложения. 2. Умеет односложно отвечать на вопросы. |
6. Запись/списывание простых предложений |
1. Правильно записывает знакомые фразы и слова. 2. Аккуратный почерк. 3. Соблюдает знаки пунктуации при списывании. |
7. Выполнение инструкций учителя |
1. Правильно понимает. 2. Выполняет инструкции (открой тетрадь, передай книгу, открой книгу на стр… и т.д.). |
8. Сотрудничество в группе |
1. Демонстрирует готовность к общению в группе. 2. Воспринимает идеи одноклассников. 3. Умеет слушать и слышать собеседника (толерантность к иному мнению). |
На начальном этапе урока организуется беседа, соответствующая теме урока, целью которой является привитие навыков формулирования частотных вопросов и ответов: «Откуда вы приехали? На чем? Как вы добираетесь в школу?» и т.д.
Введение нового материала осуществляется на платформе Акелиус (раздел «Лекция», уроки «трамвай, метро», «я прихожу, я должен», «опасный, мотоцикл»). Для закрепления новых речевых умений и навыков необходимо чередование традиционных упражнений с заданиями онлайн-платформы. Работа на платформе Акелиус проводится в разделе «Лекция», урок «я путешествую, расстояние».
В завершающей части урока ученикам необходимо пройти квест на платформе Акелиус, где «зеленый свет» говорит о том, что ребенок справился с заданием.
Рефлексия:
«Нарисуй урок» на закрепление материала (учебная задача: закрепление изученного; педагогическая задача: создание благоприятной среды обучения, расслабления).
«Дерево успеха»: дети прикрепляют на «дерево» стикеры разных цветов, которые говорят о том, что оранжевый стикер с поднятым пальцем – все удалось, желтый стикер – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, розовое сердце – сегодня не все получилось, мне нужна помощь.
Рисунок, стикеры дают возможность ученикам выразить свою интенцию. Учителю следует обратить внимание на цвета, которыми пользуется ребенок, и на цвет стикера.
Оценивание: из чего складывается оценка за урок?
1. Самооценка (Дерево успеха).
2. Цветовая оценка на платформе Акелиус в Квизе, который есть в конце каждого урока.
3. Стикеры.
4. Учитель оценивает работу с новыми словами.
5. Таблица дескрипторов.
Заключение
Учебные материалы, представленные на платформе Акелиус, относятся к интерактивному обучению и дают возможность быстро изучить язык для повседневного общения, при этом в основном в устной форме. Конечно, использование приложения не может заменить урока целиком, но поможет внести в урок элементы игры, соревновательности. Применение данного онлайн-инструмента имеет несомненные преимущества в обучении иностранному языку: создает комфортную среду обучения, позволяет задавать индивидуальную траекторию, задействовать и чередовать различные методики для овладения новым языком.