Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR IN THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY

Geshko O.A. 1 Alekseenko E.V. 1 Geraschenko I.P. 1
1 Omsk state pedagogical University, Omsk, Russia
The paper summarizes the results of a study conducted on the basis of 43 universities in Russia that addresses the development of educational entrepreneurship as a factor in the formation of entrepreneurial competencies of young people in the context of the implementation of state youth policy. The authors substantiate the need to involve students in the implementation of entrepreneurial initiatives both at the federal level and at the level of the university itself. The directions of scientific and methodological support for the development of the educational entrepreneurship system at the university are determined based on the respondents' answers, conclusions are drawn regarding the conditions and factors of the development of the educational entrepreneurship system in the field of higher education. The formats that are used most effectively to stimulate entrepreneurship and the formation of entrepreneurship skills among young people are identified. It is concluded that it is necessary to introduce a mechanism for supporting students' entrepreneurial initiatives, taking into account the peculiarities and capabilities of the university itself. The authors do not set the main goal of the university to ensure the readiness of all students for entrepreneurial activity, but only point out that in modern market conditions for graduates with higher education, a big plus is the presence of stable entrepreneurial competencies and the ability to innovate and adaptive thinking.
educational entrepreneurship
entrepreneurial competencies
higher education
state youth policy
economic development

В современных условиях молодежь по праву считается драйвером развития страны. Особенно важно это учитывать в сфере экономики и создавать необходимые условия для вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность. Достижение целей и задач в рамках реализации нацпроекта «Малое исреднее предпринимательство иподдержка индивидуальной предпринимательской инициативы» связано с увеличением числа занятых всекторемалого и среднего бизнеса в 2022 г. до23млн человек, в том числе за счет молодежи [1]. Достижение указанных целей связано с осуществлением беспрерывной поддержки социально значимых инициатив и инновационных решений, культивируемых в молодежной среде как на уровне государства в целом, так и в учреждениях высшего образования.

Делая ставку на студентов, авторы рассматривают их как активную часть российского общества, которые в силу мобильности и наличия адаптивного интеллекта способны гораздо быстрее осваивать новые технологии, быстрее включаются в процесс обучения и мобилизуют внутренние и внешние ресурсы для достижения результата.

Сегодня много говорят о формировании особой экосистемы на уровне государства как способе «бесшовной» поддержки молодежи и содействия их развитию в различных направлениях. Так, в Конституции Российской Федерации вопросы молодежной политики отражены вместе с общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, а также физической культуры и спорта [2]. Здесь активизация молодежного предпринимательства выступает в качестве одной из приоритетных задач. Молодежная среда – это стратегически важный трудовой ресурс, который призван способствовать модернизации национальной экономики [3]. Чего же ждет общество от молодых людей? Очевидно, новаторских идей, прогрессивного мышления, формирования и развития жизнеспособных бизнес-моделей и как следствие – сокращения диспропорций в социально-экономическом развитии, обеспечения конкурентоспособности государства.

Массовое вовлечение молодежи в предпринимательство стало возможным во многом за счет проведения различных слетов, форумов, стратегических сессий и прочих активностей Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). Его деятельность обеспечивает основу функционирования системы по самореализации молодых людей через миссию по поиску и реализации инициатив в разных сферах. В сентябре 2021 года стартовала Всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства, целью которой стало создание экосистемы для развития предпринимательства в молодежной среде. Трекинг включает Клуб молодых предпринимателей, конкурс «Твое дело», мастерскую наставников, инвестиционные сессии и многие другие возможности – от поиска бизнес-партнеров до развития собственных предпринимательских идей и их интеграции в массы [4]. Крупные игроки бизнеса, например Росатом, также заинтересованы в мотивированной, «позитивно» заряженной и социально ответственной молодежи, они прорабатывают стратегию по привлечению новых молодых кадров через «отбор» молодежных проектов. Таким образом, в сложившихся условиях императивом для общества является целеустремленная молодежь, инициативная и энергичная, отличающаяся большим потенциалом и способностями к предпринимательской активности.

Цель исследования: охарактеризовать образовательное предпринимательство как фактор формирования предпринимательских компетенций молодежи в контексте реализации государственной молодежной политики, определить направления научно-методического сопровождения развития системы образовательного предпринимательства в вузе.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования является предпринимательское образование студенческой молодежи в рамках реализации задач государственной молодежной политики на уровне вуза. Для эффективности системы образовательного предпринимательства использовались системный и экспертный подход, а также математико-статистические методы. Исследование проведено с учетом накопленного опыта ведущих ученых по формированию предпринимательских компетенций молодежи. Информационной базой послужила нормативно-правовая информация о реализации молодежной политики в части предпринимательства; статистическая информация, размещенная на официальных сайтах и отчетах по самообследованию вузов. Для определения приоритетных направлений научно-методического сопровождения развития системы образовательного предпринимательства проведено анкетирование представителей 43 вузов России.

Результаты исследования и их обсуждение. Столь позитивная на федеральном уровне повестка, обозначенная во введении, потребовала ее подкрепления на уровне самой образовательной организации как almamater не только кузницы кадров, но и платформы для формирования и развития предпринимательских компетенций молодежи. В современных условиях педагогическому сообществу необходима интенсификация усилий по разработке и внедрению эффективного механизма для «воспитания» поколения молодых предпринимателей нового типа с ключевыми знаниями, наличием качеств и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности. В этом авторы видят актуальную потребность педагогической практики в научно-методическом обосновании сущности и механизмов становления предпринимательских компетенций молодежи. Здесь внимание обращено на образовательное предпринимательство в вузе (в широком смысле) как деятельность, которая направлена на выявление склонности студентов к предпринимательству, формирование и развитие у обучающихся предпринимательских компетенций, а также вовлечение их в предпринимательские процессы на основе имеющегося предпринимательского потенциала и (или) мотивации к созданию собственного бизнеса [5].

В рамках поставленной задачи коллективом кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования Омского государственного педагогического университета под руководством доцентов О.А.Гешко и Е.В. Алексеенко проведено исследование на базе 43 вузов. Респондентами выступили проректоры по научной и учебной работе; начальники структурных подразделений, отвечающих за научно-исследовательскую и инновационно-предпринимательскую деятельность в вузе (всего 43 человека по числу университетов, принимающих участие в исследовании). В ответ на вопрос: «Считаете ли Вы важным развитие образовательного предпринимательства в вузе?» 18,6% респондентов характеризуют указанное как ключевой аспект в деятельности организации высшего образования; 44,2% респондентов разделяют данную задачу, но не считают ее целью обучения в вузе; для 9,3% опрошенных это лишь дополнительная компетенция, формируемая вне образовательной программы вуза; 23,3% отрицают значимость рассматриваемого условия.

Для определения целостности системы образовательного предпринимательства в вузе были изучены ее элементы, к которым отнесены следующие: вузовские конкурсы на лучший студенческий предпринимательский проект, программы по обучению предпринимательству в бакалавриате и магистратуре, в том числе курсы по предпринимательству; дополнительные программы по обучению предпринимательству; функционирование на базе вуза технопарка / бизнес-инкубатора / центра развития предпринимательства / акселератора или стартап-студии; участие вуза в мероприятиях по поддержке студенческого предпринимательства, проводимых региональными Институтами развития (Сколково, АСИ, НТИ и т.д.). Преимущественно задачи по развитию молодежного предпринимательства реализуются в рамках деятельности технопарков (81,4%). Респонденты отмечают важность функционирования в вузе бизнес-инкубатора (4,7%), акселератора (4,7%) и стартап-студии (4,7%), а также наличия проектного офиса (20,9% опрошенных). Респонденты поддерживают необходимость участия студентов в различных активностях предпринимательской направленности, в том числе включения студенческой молодежи в реализацию инициатив в рамках Всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства.

Опрошенные считают, что работа вуза по формированию, управлению активностью и реализации студенческих предпринимательских инициатив может быть выполнена через деятельность студенческих объединений и студенческих сообществ преимущественно в формах студенческой лаборатории и студенческого предпринимательского клуба. Указывая на значимость данной работы, 23,3% респондентов отметили необходимость ее включения в перспективный план работы на текущий учебный год.

Как уже было отмечено выше, результативность деятельности в области образовательного предпринимательства связана с необходимостью повышения эффективности управления активностью и реализацией студенческих предпринимательских инициатив. При этом ответственность за эту работу должен нести начальник соответствующего структурного подразделения, чья деятельность связана с решением указанных задач. Так считают более 46% опрошенных. Непосредственно на проректора возлагают данные обязанности 37,2% респондентов.

Далее участникам исследования было предложено выделить не менее 5 критериев для оценки эффективности системы образовательного предпринимательства вуза. На первое место респонденты поставили технопарк как важнейшую составляющую учебного научно-инновационного комплекса (58,5%), на втором месте находятся проводимые вузами конкурсы на лучший предпринимательский проект (53,5%), третье место разделили реализация дополнительной программы по обучению предпринимательству и функционирование стартап-студии (41,9%), на четвертое место поставили уже упоминаемое участие вуза в мероприятиях по поддержке студенческого предпринимательства, проводимых федеральными Институтами развития (37,2%), и завершает рейтинг финансирование вузом студенческих предпринимательских проектов (34,9%).

Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность связано в том числе с проведением различных просветительских мероприятий образовательно-предпринимательской направленности. На рисунке 1 представлены результаты ответа респондентов на вопрос: «В какой форме преимущественно организованы и проводятся для студентов Вашего вуза такие мероприятия?»

Рис. 1. Формы проведения просветительских мероприятий образовательно-предпринимательской направленности

С учетом того, что развитие предпринимательских компетенций студентов рассматривается авторами как комплекс не только предметных, но также личностных и социальных навыков и умений, была выделена внеучебная траектория «Образование, бизнес и предпринимательство». Респондентам было предложено определить те форматы, которые наиболее эффективно применяются для стимулирования предпринимательской деятельности и формирования навыков предпринимательства у молодежи. Преимущественно работа ведется через участие обучающихся в конкурсах на лучшего предпринимателя, в том числе в сфере образования. Данный факт подтвердили 55,8% респондентов. Оказание консультационной и тьюторской поддержки результативно по мнению 39,5% ответивших.

Если рассматривать предпринимательскую компетентность как готовность к решению специфических задач предпринимательства, то в качестве слагаемых успеха можно назвать организаторскую, инвесторскую, управленческую и коммуникативную компоненты. На вопрос: «Реализуются ли в Вашем вузе образовательные программы, направленные на формирование предпринимательских компетенций студентов?», 37,2% респондентов ответили, что такие компетенции формируются в рамках факультативов, 25,6% отмечают также прохождение курсов дополнительного профессионального образования, а 9,3% – общеуниверситетских курсов по выбору. По мнению 14% опрошенных, образовательные программы предпринимательской направленности в их вузе не реализуются.

На сегодняшний день в педагогической практике прижилась форма «Стартап как диплом», когда выпускники вместо традиционного диплома разрабатывают и защищают свой бизнес-проект. На вопрос: «Осуществляется ли в Вашем вузе защита проектов образовательно-предпринимательской направленности в рамках программы “Стартап как диплом”?» 16,2% респондентов ответили положительно.

Помимо прочего, авторами изучалась база образовательного предпринимательства в вузах. На рисунке 2 представлены результаты ответов респондентов на вопрос: «Реализуются ли на базе Вашего вуза финансируемые научные и инновационные проекты в области образовательного предпринимательства?» В категории «прочее» опрошенные указывали преимущественно в качестве источника финансирования «внешние» гранты.

Рис. 2. Финансирование научных и инновационных проектов в области образовательного предпринимательства

По мнению респондентов, проекты, связанные с предпринимательством, в основном находятся в плоскости дополнительного образования (53,8%), а также в сфере информационных технологий (23,1%).

Кульминацией в рамках проводимого исследования была оценка респондентами эффективности функционирования в вузах системы образовательного предпринимательства. Лишь 7% считают, что она уже сформирована и дает свои результаты. В целом развитие образовательного предпринимательства опрошенные напрямую связывают с необходимостью дальнейшего совершенствования инфраструктуры вуза как условия для укрепления предпринимательского потенциала студенческой молодежи.

С учетом того, что сегодня отечественной экономике нужны люди дела с особым предпринимательским мышлением, важно учить молодежь предпринимательству, формируя умение работать в команде, и развивать управленческие навыки. Современная ситуация такова, что предпринимательские навыки – это компетенция уже не будущего, а настоящего. Учитывая тот факт, что всем мире увеличивается темп, заданный в направлении формирования предпринимательских компетенций молодежи в образовательном пространстве, авторы акцентируют внимание на образовании нового поколения. Результаты исследования указывают на значимость трансформации вузов с целью внедрения механизма обучения предпринимательству [6]. Многие из них уже стали частью данного процесса, другие, объединяя свои усилия, подхватили эстафету развития. Очевидно, что система сопровождения предпринимательских инициатив студентов не может быть универсальной и зависит от самого вуза, его внутренних особенностей, но наличие различных форм и средств поддержки, безусловно, оказывает важное влияние, способствует формированию предпринимательского мышления молодежи. Нужно не столько обеспечить готовность всех студентов к предпринимательской деятельности, сколько создать те условия, в которых будут формироваться устойчивые предпринимательские компетенции и получит развитие инновационное мышление как результат достижения целей и задач реализации государственной молодежной политики.

Заключение. В работе приведена характеристика образовательного предпринимательства как необходимого фактора формирования предпринимательских компетенций молодежи. Авторами выделены ключевые элементы трансформации системы образовательного предпринимательства в вузе – от университетских конкурсов на лучший студенческий предпринимательский проект до участия в мероприятиях по поддержке студенческого предпринимательства, проводимых региональными Институтами развития. Определены критерии оценки эффективности системы образовательного предпринимательства вуза, где ведущую роль играет развитие технопарка. Выделена внеучебная траектория «Образование, бизнес и предпринимательство» как комплекс предметных, личностных и социальных навыков и умений. Проведен анализ направлений научно-методического сопровождения развития системы образовательного предпринимательства в вузе. Показано, что полученные результаты имеют общий характер и могут быть применены для совершенствования экосистемы вуза в направлении укрепления предпринимательского потенциала студенческой молодежи с учетом целей и задач современной государственной молодежной политики.