В современных условиях молодежь по праву считается драйвером развития страны. Особенно важно это учитывать в сфере экономики и создавать необходимые условия для вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность. Достижение целей и задач в рамках реализации нацпроекта «Малое исреднее предпринимательство иподдержка индивидуальной предпринимательской инициативы» связано с увеличением числа занятых всекторемалого и среднего бизнеса в 2022 г. до23млн человек, в том числе за счет молодежи [1]. Достижение указанных целей связано с осуществлением беспрерывной поддержки социально значимых инициатив и инновационных решений, культивируемых в молодежной среде как на уровне государства в целом, так и в учреждениях высшего образования.
Делая ставку на студентов, авторы рассматривают их как активную часть российского общества, которые в силу мобильности и наличия адаптивного интеллекта способны гораздо быстрее осваивать новые технологии, быстрее включаются в процесс обучения и мобилизуют внутренние и внешние ресурсы для достижения результата.
Сегодня много говорят о формировании особой экосистемы на уровне государства как способе «бесшовной» поддержки молодежи и содействия их развитию в различных направлениях. Так, в Конституции Российской Федерации вопросы молодежной политики отражены вместе с общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, а также физической культуры и спорта [2]. Здесь активизация молодежного предпринимательства выступает в качестве одной из приоритетных задач. Молодежная среда – это стратегически важный трудовой ресурс, который призван способствовать модернизации национальной экономики [3]. Чего же ждет общество от молодых людей? Очевидно, новаторских идей, прогрессивного мышления, формирования и развития жизнеспособных бизнес-моделей и как следствие – сокращения диспропорций в социально-экономическом развитии, обеспечения конкурентоспособности государства.
Массовое вовлечение молодежи в предпринимательство стало возможным во многом за счет проведения различных слетов, форумов, стратегических сессий и прочих активностей Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь). Его деятельность обеспечивает основу функционирования системы по самореализации молодых людей через миссию по поиску и реализации инициатив в разных сферах. В сентябре 2021 года стартовала Всероссийская программа по развитию молодежного предпринимательства, целью которой стало создание экосистемы для развития предпринимательства в молодежной среде. Трекинг включает Клуб молодых предпринимателей, конкурс «Твое дело», мастерскую наставников, инвестиционные сессии и многие другие возможности – от поиска бизнес-партнеров до развития собственных предпринимательских идей и их интеграции в массы [4]. Крупные игроки бизнеса, например Росатом, также заинтересованы в мотивированной, «позитивно» заряженной и социально ответственной молодежи, они прорабатывают стратегию по привлечению новых молодых кадров через «отбор» молодежных проектов. Таким образом, в сложившихся условиях императивом для общества является целеустремленная молодежь, инициативная и энергичная, отличающаяся большим потенциалом и способностями к предпринимательской активности.
Цель исследования: охарактеризовать образовательное предпринимательство как фактор формирования предпринимательских компетенций молодежи в контексте реализации государственной молодежной политики, определить направления научно-методического сопровождения развития системы образовательного предпринимательства в вузе.
Материалы и методы исследования. Объектом исследования является предпринимательское образование студенческой молодежи в рамках реализации задач государственной молодежной политики на уровне вуза. Для эффективности системы образовательного предпринимательства использовались системный и экспертный подход, а также математико-статистические методы. Исследование проведено с учетом накопленного опыта ведущих ученых по формированию предпринимательских компетенций молодежи. Информационной базой послужила нормативно-правовая информация о реализации молодежной политики в части предпринимательства; статистическая информация, размещенная на официальных сайтах и отчетах по самообследованию вузов. Для определения приоритетных направлений научно-методического сопровождения развития системы образовательного предпринимательства проведено анкетирование представителей 43 вузов России.
Результаты исследования и их обсуждение. Столь позитивная на федеральном уровне повестка, обозначенная во введении, потребовала ее подкрепления на уровне самой образовательной организации как almamater не только кузницы кадров, но и платформы для формирования и развития предпринимательских компетенций молодежи. В современных условиях педагогическому сообществу необходима интенсификация усилий по разработке и внедрению эффективного механизма для «воспитания» поколения молодых предпринимателей нового типа с ключевыми знаниями, наличием качеств и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности. В этом авторы видят актуальную потребность педагогической практики в научно-методическом обосновании сущности и механизмов становления предпринимательских компетенций молодежи. Здесь внимание обращено на образовательное предпринимательство в вузе (в широком смысле) как деятельность, которая направлена на выявление склонности студентов к предпринимательству, формирование и развитие у обучающихся предпринимательских компетенций, а также вовлечение их в предпринимательские процессы на основе имеющегося предпринимательского потенциала и (или) мотивации к созданию собственного бизнеса [5].
В рамках поставленной задачи коллективом кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования Омского государственного педагогического университета под руководством доцентов О.А.Гешко и Е.В. Алексеенко проведено исследование на базе 43 вузов. Респондентами выступили проректоры по научной и учебной работе; начальники структурных подразделений, отвечающих за научно-исследовательскую и инновационно-предпринимательскую деятельность в вузе (всего 43 человека по числу университетов, принимающих участие в исследовании). В ответ на вопрос: «Считаете ли Вы важным развитие образовательного предпринимательства в вузе?» 18,6% респондентов характеризуют указанное как ключевой аспект в деятельности организации высшего образования; 44,2% респондентов разделяют данную задачу, но не считают ее целью обучения в вузе; для 9,3% опрошенных это лишь дополнительная компетенция, формируемая вне образовательной программы вуза; 23,3% отрицают значимость рассматриваемого условия.
Для определения целостности системы образовательного предпринимательства в вузе были изучены ее элементы, к которым отнесены следующие: вузовские конкурсы на лучший студенческий предпринимательский проект, программы по обучению предпринимательству в бакалавриате и магистратуре, в том числе курсы по предпринимательству; дополнительные программы по обучению предпринимательству; функционирование на базе вуза технопарка / бизнес-инкубатора / центра развития предпринимательства / акселератора или стартап-студии; участие вуза в мероприятиях по поддержке студенческого предпринимательства, проводимых региональными Институтами развития (Сколково, АСИ, НТИ и т.д.). Преимущественно задачи по развитию молодежного предпринимательства реализуются в рамках деятельности технопарков (81,4%). Респонденты отмечают важность функционирования в вузе бизнес-инкубатора (4,7%), акселератора (4,7%) и стартап-студии (4,7%), а также наличия проектного офиса (20,9% опрошенных). Респонденты поддерживают необходимость участия студентов в различных активностях предпринимательской направленности, в том числе включения студенческой молодежи в реализацию инициатив в рамках Всероссийской программы по развитию молодежного предпринимательства.
Опрошенные считают, что работа вуза по формированию, управлению активностью и реализации студенческих предпринимательских инициатив может быть выполнена через деятельность студенческих объединений и студенческих сообществ преимущественно в формах студенческой лаборатории и студенческого предпринимательского клуба. Указывая на значимость данной работы, 23,3% респондентов отметили необходимость ее включения в перспективный план работы на текущий учебный год.
Как уже было отмечено выше, результативность деятельности в области образовательного предпринимательства связана с необходимостью повышения эффективности управления активностью и реализацией студенческих предпринимательских инициатив. При этом ответственность за эту работу должен нести начальник соответствующего структурного подразделения, чья деятельность связана с решением указанных задач. Так считают более 46% опрошенных. Непосредственно на проректора возлагают данные обязанности 37,2% респондентов.
Далее участникам исследования было предложено выделить не менее 5 критериев для оценки эффективности системы образовательного предпринимательства вуза. На первое место респонденты поставили технопарк как важнейшую составляющую учебного научно-инновационного комплекса (58,5%), на втором месте находятся проводимые вузами конкурсы на лучший предпринимательский проект (53,5%), третье место разделили реализация дополнительной программы по обучению предпринимательству и функционирование стартап-студии (41,9%), на четвертое место поставили уже упоминаемое участие вуза в мероприятиях по поддержке студенческого предпринимательства, проводимых федеральными Институтами развития (37,2%), и завершает рейтинг финансирование вузом студенческих предпринимательских проектов (34,9%).
Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность связано в том числе с проведением различных просветительских мероприятий образовательно-предпринимательской направленности. На рисунке 1 представлены результаты ответа респондентов на вопрос: «В какой форме преимущественно организованы и проводятся для студентов Вашего вуза такие мероприятия?»
Рис. 1. Формы проведения просветительских мероприятий образовательно-предпринимательской направленности
С учетом того, что развитие предпринимательских компетенций студентов рассматривается авторами как комплекс не только предметных, но также личностных и социальных навыков и умений, была выделена внеучебная траектория «Образование, бизнес и предпринимательство». Респондентам было предложено определить те форматы, которые наиболее эффективно применяются для стимулирования предпринимательской деятельности и формирования навыков предпринимательства у молодежи. Преимущественно работа ведется через участие обучающихся в конкурсах на лучшего предпринимателя, в том числе в сфере образования. Данный факт подтвердили 55,8% респондентов. Оказание консультационной и тьюторской поддержки результативно по мнению 39,5% ответивших.
Если рассматривать предпринимательскую компетентность как готовность к решению специфических задач предпринимательства, то в качестве слагаемых успеха можно назвать организаторскую, инвесторскую, управленческую и коммуникативную компоненты. На вопрос: «Реализуются ли в Вашем вузе образовательные программы, направленные на формирование предпринимательских компетенций студентов?», 37,2% респондентов ответили, что такие компетенции формируются в рамках факультативов, 25,6% отмечают также прохождение курсов дополнительного профессионального образования, а 9,3% – общеуниверситетских курсов по выбору. По мнению 14% опрошенных, образовательные программы предпринимательской направленности в их вузе не реализуются.
На сегодняшний день в педагогической практике прижилась форма «Стартап как диплом», когда выпускники вместо традиционного диплома разрабатывают и защищают свой бизнес-проект. На вопрос: «Осуществляется ли в Вашем вузе защита проектов образовательно-предпринимательской направленности в рамках программы “Стартап как диплом”?» 16,2% респондентов ответили положительно.
Помимо прочего, авторами изучалась база образовательного предпринимательства в вузах. На рисунке 2 представлены результаты ответов респондентов на вопрос: «Реализуются ли на базе Вашего вуза финансируемые научные и инновационные проекты в области образовательного предпринимательства?» В категории «прочее» опрошенные указывали преимущественно в качестве источника финансирования «внешние» гранты.
Рис. 2. Финансирование научных и инновационных проектов в области образовательного предпринимательства
По мнению респондентов, проекты, связанные с предпринимательством, в основном находятся в плоскости дополнительного образования (53,8%), а также в сфере информационных технологий (23,1%).
Кульминацией в рамках проводимого исследования была оценка респондентами эффективности функционирования в вузах системы образовательного предпринимательства. Лишь 7% считают, что она уже сформирована и дает свои результаты. В целом развитие образовательного предпринимательства опрошенные напрямую связывают с необходимостью дальнейшего совершенствования инфраструктуры вуза как условия для укрепления предпринимательского потенциала студенческой молодежи.
С учетом того, что сегодня отечественной экономике нужны люди дела с особым предпринимательским мышлением, важно учить молодежь предпринимательству, формируя умение работать в команде, и развивать управленческие навыки. Современная ситуация такова, что предпринимательские навыки – это компетенция уже не будущего, а настоящего. Учитывая тот факт, что всем мире увеличивается темп, заданный в направлении формирования предпринимательских компетенций молодежи в образовательном пространстве, авторы акцентируют внимание на образовании нового поколения. Результаты исследования указывают на значимость трансформации вузов с целью внедрения механизма обучения предпринимательству [6]. Многие из них уже стали частью данного процесса, другие, объединяя свои усилия, подхватили эстафету развития. Очевидно, что система сопровождения предпринимательских инициатив студентов не может быть универсальной и зависит от самого вуза, его внутренних особенностей, но наличие различных форм и средств поддержки, безусловно, оказывает важное влияние, способствует формированию предпринимательского мышления молодежи. Нужно не столько обеспечить готовность всех студентов к предпринимательской деятельности, сколько создать те условия, в которых будут формироваться устойчивые предпринимательские компетенции и получит развитие инновационное мышление как результат достижения целей и задач реализации государственной молодежной политики.
Заключение. В работе приведена характеристика образовательного предпринимательства как необходимого фактора формирования предпринимательских компетенций молодежи. Авторами выделены ключевые элементы трансформации системы образовательного предпринимательства в вузе – от университетских конкурсов на лучший студенческий предпринимательский проект до участия в мероприятиях по поддержке студенческого предпринимательства, проводимых региональными Институтами развития. Определены критерии оценки эффективности системы образовательного предпринимательства вуза, где ведущую роль играет развитие технопарка. Выделена внеучебная траектория «Образование, бизнес и предпринимательство» как комплекс предметных, личностных и социальных навыков и умений. Проведен анализ направлений научно-методического сопровождения развития системы образовательного предпринимательства в вузе. Показано, что полученные результаты имеют общий характер и могут быть применены для совершенствования экосистемы вуза в направлении укрепления предпринимательского потенциала студенческой молодежи с учетом целей и задач современной государственной молодежной политики.