Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONS WITH DISABILITIES IN CLASSES OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY

Zhukova P.V. 1 Krasilnikova Y.S. 1 Sedov I.A. 1 Startseva I.A. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named Kozma Minin
The article presents the rationale for pedagogical support of students with disabilities as an effective means of working in conditions of adaptive physical culture to improve physical education of this category of persons. The most important factor in the development of students with disabilities is adaptive physical culture and sports, which contribute to the formation of a value attitude to their health and the ability to overcome difficulties in the motor sphere. Of course, in order to successfully achieve rehabilitation and wellness goals, there is a question of competent pedagogical support for a student with disabilities. One of its main elements will be mentoring, which involves close interaction between the mentor and the accompanying person to achieve positive results of his physical development within the framework of adaptive physical culture. Nowadays, the relevance of improving physical education among students is increasing, especially those involved with HIA, which require special attention in the development of individual routes of the educational process. The education of students with disabilities is constantly in need of modernization and the introduction of modern technologies, through which the student is not only able to increase the level of his overall development, including physical, but also to adapt to the social environment. Attention is also paid to this direction in the conditions of adaptive physical culture classes with a mentoring component, which includes various types and forms of organization of pedagogical support.
adaptive physical culture
pedagogical support
students with disabilities
mentoring
physical development

Достижение физического совершенства человека посредством физического воспитания требует оптимально организованного образовательного процесса. Сегодняшняя ситуация физического воспитания студентов требует большей модернизации. В частности, актуальным вопросом остается разработка эффективной системы физической культуры для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Многообразие нозологических групп, сопутствующих дефектов, низкая мотивация и потребность в двигательной активности ставят перед выбором оптимального индивидуального пути физического развития обучающегося. В своей работе Адырхаев С.Г. поднимает вопрос о значимости физкультурно-оздоровительного сопровождения студентов с ОВЗ в условиях высшей школы, акцентируя внимание на том, что практически для всех нозологических групп физическое воспитание и его совершенствование является эффективным средством общего развития занимающегося [1,2]. Обучение студентов с особыми потребностями в вузах безусловно является элементом их интеграции в социальную среду. Не только внедрение современных технологий в учебный процесс вуза влияет на качество обучения занимающихся с ОВЗ, но и создание комфортной окружающей среды будет определять эффективность взаимодействия сопровождаемого и сопровождаемого. Актуальность обуславливается тем, что применение педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в условиях вуза благоприятно и эффективно отражается на их физическом и психическом развитии.

Целью статьи является, составление классификации видов наставничества как компонента педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в условиях адаптивной физической культуры.

Задачи:

1) Рассмотреть педагогическое сопровождение и формы его реализации, как части образовательного процесса студентов с ОВЗ;

2) Изучить особенности организации наставничества в условиях адаптивной физической культуры;

3) Составить классификацию типов наставничества эффективных в реабилитационно-оздоровительной работе со студентами с ОВЗ.

Идея сопровождения рассматривается не только в педагогических науках, но и в психологии, медицине, валеологи и др. С точки зрения психологии, сопровождение рассматривает систему создания условий для успешности человека во всех сферах жизнедеятельности. В рамках медицины и валеологии, сопровождение направлено на сохранение здоровья обучающегося на протяжении образовательного процесса. В педагогике – взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем второго. Тем не менее, педагогическое сопровождение в первую очередь направлено на соучастие педагога в индивидуальном развитии сопровождаемого, обеспечивающее снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания.

Обобщая все трактовки понятия «педагогическое сопровождение», можно утверждать, что первоначально это системный процесс педагогической деятельности, направленный на успешную социализацию субъекта в социуме. Факторами эффективности выступают социально-педагогические условия, методы и средства. Немаловажным условием успеха будет являться непосредственное взаимодействие педагога с воспитанником, на основе учета его индивидуальных особенностей, выявленных по результатам диагностики. Яковлева Н.О. считает одним из главных элементов педагогического сопровождения доброжелательные отношения сопровождаемого и сопровождающего, что по словам автора, определяет характер их совместной работы и достижение положительных результатов. Также, это будет являться основой для проектирования дальнейшей работы педагога по траектории ближайшего развития студента с ОВЗ [3].

Такие понятия как «помощь», «поддержка», «управление» нельзя считать синонимами педагогического сопровождения. Чтобы корректировать прошлое субъекта следует обратиться к процессу поддержки, в то время как сопровождение ориентировано на настоящее и будущее актуальное развитие обучающегося, с учетом всего возможного потенциала.

Митрохин Е.А. обозначает основные компоненты организации педагогического сопровождения в условиях рекреационной среды вуза, считая главным: непосредственное сохранение оптимального уровня здоровья студента, формирования навыков, самовоспитания, самоконтроля психофизиологических и функциональных возможностей своего организма, опыта организации физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, а также формирования у студентов с ОВЗ мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, физической культуре, спорту [4].

Для определения условий физического воспитания студентов с ОВЗ в условиях высшей школы, обратимся к понятию адаптивной физической культуры. Она определяется как комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, нацеленных на реабилитацию и адаптацию к стандартной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических преград, тормозивших ощущению полноценной жизни. Систематические занятия адаптированной физической культурой расширяют спектр двигательных возможностей студента с инвалидностью, улучшают состояние опорно-двигательного аппарата, положительно влияют на эмоционально-психическое состояние занимающегося.

По мнению Водопьяновой А.А., целью адаптивной физкультуры является не только повышение навыков физической подготовки, но и социализация студента с ограниченными возможностями здоровья, улучшение уровня качества жизни личности, наполнение жизни новыми эмоциями, знакомствами, общением [5].

Одним из основных вопросов адаптированной физической культуры является борьба с последствиями гиподинамии и активизация всех имеющихся функций организма, также профилактика многих заболеваний или осложнений. Практически при каждой нозологии совершенствование физического воспитания доказало свою эффективность. На эффект в первую очередь будет влиять точный выбор системы упражнений, определение дозировки выполнения и интенсивности, а также периоды отдыха и другие факторы.

Сниженные двигательные возможности, инертность характера, отсутствие силы воли, низкий уровень коммуникативных навыков, отсутствие специальных знаний и информации у родителей и самого студента с различными нарушениями, оздоровительно-реабилитационных программ и рекомендаций – эти и многие другие проблемы, которые до сих пор актуальны для обучающихся с ОВЗ, в том числе и в среде высшей школы. Следует признать, что физкультурно-спортивная деятельность является уникальным средством интеграции лиц с инвалидностью, и преодолеть эти проблемы можно посредством повышения уровня физического воспитания и занятий адаптивным спортом. У студента с ОВЗ снижение двигательного потенциала, спровоцированное нозологией, является барьером, но не запретом для совершенной двигательной активности.

Педагогическое сопровождение тесно связано со стратегией индивидуального подхода в разработке программы занятий по физической подготовке студента с ОВЗ. Такой подход должен включать в себя все функциональные особенности настоящего состояния занимающегося, что и станет основой применения адаптированных методик во время проведения занятий. Приоритетным направлением этой стратегии будет автоматизация и совершенствование элементов физической активности и двигательных действий в целом, при условии продуктивной реализации конкретных особенностей занимающегося с ОВЗ.

Безусловно одной из важнейших структур в комплексе педагогического сопровождения будет являться наставничество. Студентам с ограниченными возможностями необходимо компетентное сопровождение по реализации индивидуального образовательного маршрута, в том числе и по реабилитационно-оздоровительному направлению, субъектом которого будет являться наставник. Наставничество рассматривается как двусторонний, взаимообогащающий, взаимонаправленный процесс, в котором активными сторонами должны выступать и наставник, и подопечный. Рассматривая наставничество как средство физического воспитания студента с ОВЗ в условиях адаптивной физической культуры и спорта, роль наставника в процессе педагогического сопровождения определяется созданием благоприятных условий для реабилитационно-оздоровительной деятельности студентов различных нозологических групп, с последующим повышением уровня их физического потенциала [6].

Наличие информации о состоянии здоровья и индивидуальных физических особенностях сопровождаемого – основной элемент в разработке персонального маршрута развития физической работоспособности студента с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальных программ физического воспитания и спортивной тренировки для самостоятельных занятий. Отличительной особенностью наставничества в адаптивном спорте является изучение влияния физических упражнений на конкретную нозологию и разработку рекомендаций по улучшению состояния занимающегося.

Специфика деятельности наставника зависит от базового процесса развития сопровождаемого и совершенствования его деятельности. Основой наставничества также будет являться направление развития занимающегося, в которое наставник должен погрузить сопровождаемого. В рамках адаптивной физической культуры такими направлениями могут выступать реабилитационные комплексы физического развития, оздоровительно-состязательная деятельность занимающегося, тренировочные процессы, направленные на укрепление и совершенствование двигательных навыков, включая потенциальные возможности студента с ОВЗ. Также, фактом наставничества будет являться передача теоретических основ адаптивной физической культуры, как метод погружения студента в среду адаптивного спорта и создание мотивации к оздоровительной работе [7].

Каждая форма организации наставничества по-своему уникальна и содержит в себе выполнение конкретных задач в рамках реализации индивидуальной программы обучающегося. В настоящей статье, на основе общего функционала наставника в процессе педагогического сопровождения студента с ОВЗ, мы предлагаем классификацию типов наставничества (таблица), которые эффективны в реализации индивидуального образовательного маршрута занимающегося, в рамках адаптивной физической культуры, и непосредственно влияют на его личное, эмоциональное, и собственно физическое развитие, благоприятствующее успешной адаптации в рекреационной среде вуза.

Классификация типов наставничества как средства педагогического сопровождения студента с ОВЗ

Тип наставничества

Определение

Функция

Инструктор

Специалист, обеспечивающий реабилитационную (восстановительную) деятельность с помощью средств адаптивной физической культуры, спортивной подготовки обучающихся с ОВЗ в сфере адаптивного физического воспитания и спорта.

- Разработка конкретных заданий по развитию нужных физических качеств и включение их в индивидуальный план занятий студента с ОВЗ;

- Обоснование рекомендаций, на основе настоящего физического состояния обучающегося и учетом индивидуальных особенностей здоровья;

- Демонстрация техники выполнения упражнений и контроль эффективности реабилитационных программ;

- Мониторинг и оперативная диагностика изменений состояния занимающегося;

- Осуществление просветительской деятельности с родителями (и лицами, их замещающими) обучающегося с ОВЗ в ходе осуществляемой индивидуальной программе развития.

Тренер

Специалист, руководящий тренировочным процессом на спортивно-оздоровительном этапе, направленном на коррекцию нарушений в развитии занимающихся с ОВЗ.

- Проведение тренировочных мероприятий и руководство соревновательной деятельностью студентов с ОВЗ;

- Организация физической реабилитации, развитие и поддержание спортивного потенциала сопровождаемых студентов с ОВЗ;

- Проведение образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся.

 

Тьютор

Особая педагогическая позиция, направленная на разработку индивидуальной программы обучения студента с ОВЗ и сопровождение его в процессе индивидуального образования.

- Адаптация дидактического материала по индивидуальному образовательному и оздоровительному маршруту;

- Вовлечение в физкультурную оздоровительную деятельность, развитие мотивации;

- Поддержание и развитие коммуникации обучающегося с ОВЗ с окружающей его средой в процессе инклюзии;

- Реализация и поддержание рекомендаций специалистов, участвующих в комплексном психолого-педагогическом сопровождении студента.

Медиатор

Независимое физическое лицо, которому участники спора доверили разрешение между ними конфликта.

 

- Разрешение споров и конфликтных ситуаций, возникших между нормотипичными студентами и студентами с ОВЗ, с проявлением агрессии у последних;

- Регуляция взаимоотношений внутри группы занимающихся с ОВЗ, а также в конфликтных линейках «преподаватель-родитель», «преподаватель-студент»;

- Создание эмоционально-комфортной и безопасной среды для занимающихся с ОВЗ во время тренировочного процесса, состязательной деятельности в рамках адаптивного спорта.

Все представленные типы наставничества безусловно должны быть в единой системе и взаимодействии для эффективной реализации педагогического сопровождения в работе со студентами с ОВЗ. Все они направлены на оптимизацию индивидуального физического развития занимающегося, компенсации двигательных нарушений и совершенствовании его физических навыков, результатом чего должна стать успешная адаптация студента в социальном пространстве не только в среде вуза, но и жизни в целом. Комплексный подход к организации сопровождения является определяющим фактором успеха.

Таким образом, рассматривая роль педагогического сопровождения студента с ОВЗ в условиях адаптивной физической культуры, можно сделать вывод о его эффективности в работе с данной группой лиц в реализации адаптированного образовательного маршрута. Наставничество, как метод сопровождения студента строится на тесном взаимодействии наставника и подопечного, преследуя главную цель – успешную реабилитацию и адаптацию занимающегося в социуме и среде жизни, посредством развития и совершенствования собственных двигательных возможностей.