Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIAGNOSIS OF PATRIOTISM OF YOUTH STUDENTS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOL

Voskrekasenko O.A. 1 Konstantinov V.V. 1 Pashin A.A. 1 Trengulov K.R. 1
1 Penza State University
The article actualizes the problem of patriotic education of modern student youth as an important component of professional education in higher education. The analysis of the degree of study of the main aspects of the problem in modern scientific literature is carried out. The unity of researchers in understanding the significance of the initial diagnosis for the effective construction of a system of activities for the patriotic education of student youth is shown. The main attention is paid to the description of the test developed by the authors of the article for diagnosing the patriotism of students, which is based on the concept of subjective personality relations. The proposed test makes it possible to assess the patriotism of student youth in terms of such parameters of subjective attitude as significance (dominance) and strength of manifestation (intensity), as well as its components (perceptual-affective, cognitive, practical and behavioral). The results of an empirical study of the value attitude of students to the Motherland are presented. Three groups of students are singled out and characterized according to the degree of formation of patriotism. An analysis of the diagnostic results showed that with the development of a value attitude towards the Motherland from a low to a high level, emotions gradually lose their dominant significance and the cognitive and practical components acquire a leading role in its characterization, which is naturally expressed in a person’s activities and actions, i.e. in readiness to defend the interests of the Motherland. It is concluded that the developed diagnostic tool allows you to determine and correct the system of patriotic education of student youth, taking into account the understanding of the dynamics of development of their relationship to the Motherland revealed during the diagnostics.
professional education
patriotic education
patriotism
components of the value attitude to the motherland
student youth
higher education
diagnostics
testing

В настоящее время значимое место в системе профессиональной подготовки в высшей школе занимает процесс воспитания студенческой молодежи. К традиционным задачам профессионального воспитания, получившим новое звучание в современных социокультурных условиях, относится формирование патриотизма [1]. На необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, включая студенчество, указывают многочисленные нормативные документы (ст. 67.1 Конституции РФ, ФЗ от 02.07.2021 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» и др.) и федеральные проекты (например, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»). Возрастные особенности юношеского возраста, а также особенности современного поколения студенческой молодежи актуализируют обращение к проблеме патриотического воспитания обучающихся в высшей школе. В связи с этим патриотическое воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений развития личности студента в годы профессиональной подготовки в вузе [2].

Педагогическая наука находится в поиске эффективных путей решения стоящей перед ней социально-педагогической задачи [3, 4]. Так, теоретико-методологические основы и концептуальные подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения раскрываются в работах М.А. Абросимовой, С.Ю. Болотова, С.В. Бородина, А.М. Воронцова, Н.А. Дубровина, Е.Л. Ермолаевой, Е.С. Илюшиной, Е.Ю. Левиной, Д.Н. Семенова, А.А.Тимофеева, Ю.Н. Трифонова, А.В.Хлебалина, М.В. Чельцова и др.

Целый ряд работ посвящен рассмотрению проблем осуществления патриотического воспитания в современных условиях (О.В.Глубокова, А.Н.Зайцев, И.В.Масалова, М.Г.Суслов, С.П.Цаплина и др.), его содержанию (Л.С. Габдрафикова, И.В.Зотов, В.В.Муравлева, Л.А.Пантелева, Н.Л. Ревенко и др.), а также используемым формам, методам, средствам и технологиям (В.А.Белоганов, М.В. Гулакова, О.С. Тамер, С.П. Зайцева, Л.К.Казакова, А.А. Коваленко, Н.Г. Крайнов, С.В. Лепилин, С.Г. Молчанов, Д.В. Полежаев, Н.М.Третьякова и др.).

Особое место в ряду педагогических исследований занимает проблема взаимосвязи патриотического и духовно-нравственного воспитания (И.А.Ахмедов, М.А. Джичоная, Ю.В.Евдокимова, М.А. Ермошина, Т.Д. Зацепина, Е.О. Козлова, Ю.П.Колесникова, Л.Н.Михеева, В.В. Муравлева, Л.А.Пантелева, Б.А.Тиллаев, Я.В.Чумакова и др.) как важнейшей составляющей эмоционально-ценностного отношения к Родине.

Непосредственно проблема организации и осуществления патриотического воспитания студенческой молодежи в высшей школе раскрывается в работах А.В. Афанасова, С.А. Вдовина, Л.К.Гордеевой, С.В. Еремина, О.А. Исаевой, С.П.Куликова, Е.Е.Морозовой, Т.С.Мясниковой, С.В. Новикова, Е.А.Одинокова, Н.П.Пановой, А.Р. Федосенко, В.С.Шиловой и иных, где подчеркивается необходимость использования форм и технологий, отличных от используемых в системе общего образования, а также учета особенностей современного поколения студенческой молодежи.

Отдельные аспекты проблемы оценки результативности работы по патриотическому воспитанию нашли свое отражение в исследованиях А.Н.Вырщикова, Н.В.Ипполитовой, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова и др.

Исследователи едины в понимании значимости исходной диагностики для эффективного построения системы деятельности по патриотическому воспитанию студенческой молодежи [5, 6]. Проведение диагностики, в том числе и патриотизма, относится к задачам, требующим больших временных затрат и психолого-педагогической компетентности. Далеко не во всех вузах в достаточном количестве присутствуют практические психологи. Поэтому традиционно диагностику проводят кураторы студенческих групп, а также их помощники в лице студентов старших курсов [7]. Они нуждаются в доступном для них и простом в применении инструменте – тесте, позволяющем выявить исходный уровень патриотизма студентов, чтобы наметить эффективные пути его формирования в образовательном процессе вуза.

В связи с этим цель исследования – описание методики и анализ результатов диагностики патриотизма студенческой молодежи в системе патриотического воспитания в высшей школе.

Материалы и методы исследования

В качестве методов достижения поставленной цели выступили: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме патриотического воспитания студенческой молодежи; а также разработанный автором статьи тест определения ценностного отношения к Родине (А.А. Пашин) и анализ полученных в ходе тестирования студентов результатов.

Методологической основой для разработки теста как диагностического инструмента для определения патриотизма в ходе профессионального воспитания студенческой молодежи в высшей школе послужила концепция субъективных отношений личности. Ее теоретические основы были заложены еще в начале XX в. такими учеными, как В.М.Бехтерев и А.Ф.Лазурский. Категория «отношение» получила свое наиболее полное представление в трудах В.Н. Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, Д.Н. Узнадзе, в которых раскрывается связь между поступками человека и существующей у него системой субъективных отношений. В современных исследованиях отношение определяется как «субъективно сокращенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение» [8, с. 54].

Таким образом, в свете концепции субъективных отношений личности патриотизм рассматривается как ценностное отношение к Родине, т.е. любовь к своему Отечеству, гордость за его историю, преданность и готовность защищать интересы своей страны.

Понимание патриотизма как устойчивой характеристики личности, проявляющийся в чувствах и настроениях, образе жизни, истории, культуре, нравственных идеалах, нормах поведения и поступках, позволяет рассматривать его как важнейшее проявление системы субъективных отношений личности и изучать с использованием конструктов психологического измерения с привлечением математического аппарата.

Предлагаемый тест дает возможность оценить патриотизм студенческой молодежи по таким параметрам субъективного отношения, как значимость (доминантность) и сила проявления (интенсивность), а также ее компонентам (перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному) [8]. Перцептивно-аффективный компонент характеризует эмоциональную сторону отношения студентов к Родине, когнитивный – готовность к восприятию информации патриотического характера. Практический компонент показывает степень готовности студентов включаться в различные практические действия, поступочный – проявляется в конкретных поступках, направленных на изменение ценностного отношения к Родине других людей.

Для определения в ходе патриотического воспитания значимости (доминантности) отношения студентов к Родине им предлагалось выбрать из списка три наиболее и наименее важных для них ценности: 1) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 2) счастье и благополучие моей страны и моего народа; 3) развлечения (приятное времяпровождение); 4) развитие (постоянное интеллектуальное, духовное и физическое совершенствование); 5) материальное благополучие; 6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 7) здоровье (физическое и психическое).

Первой ценности из трех, выбранных среди наиболее важных, присваивается первый ранг, второй – второй, третьей – третий. Первой ценности из трех наименее важных присваивается седьмой ранг, второй – шестой, третьей – пятый. Оставшимся ценностям присваивается четвертый ранг. О значимости «ценностного отношение к Родине» судят по рангу ответа «Счастье и благополучие моей страны и моего народа».

Для определения в ходе патриотического воспитания силы проявления (интенсивности) отношения студентов к Родине им предложили выбрать из двух противоположных высказываний (А или Б) наиболее подходящее. Вопросы разрабатывались таким образом, чтобы определить не только интенсивность, но и компоненты сфрмированности патриотизма студентов.

Так, например, для определения сформированности перцептивно-аффективного компонента патриотизма студентам было предложено выбрать из следующих высказываний вариант, который им более близок: А) победы в соревнованиях спортсменов моей страны вызывают во мне чувство радости, а поражения огорчают; Б) победы или поражения спортсменов моей страны не вызывают во мне никаких чувств; А) меня не волнует, как мои знакомые относятся к достижениям соотечественников в науке, спорте и культуре; Б) среди моих друзей нет равнодушных к нашей стране; и др.

В свою очередь, для определения сформированности когнитивного компонента в структуре патриотизма студенческой молодежи использовались такие варианты высказываний, как: А) просматривая интернет-новости, я не читаю публикации о достижениях своей страны; Б) публикации о достижениях моей страны я читаю с большим интересом; А) я хочу знать ключевые моменты из истории своей страны; Б) я не загружаю свою память ненужной информацией; и др.

На определение сформированности практического компонента патриотизма студенческой молодежи направлены, например, такие варианты высказываний, как: А) если друзья предложат поехать в Волгоград, посмотреть мемориальный комплекс «Мамаев курган», «Родина-мать», я с удовольствием поеду; Б) я предпочту отдохнуть у моря; А) мне не интересно посещение исторических музеев и мемориальных комплексов, посвященных героям нашей страны; Б) они являются хорошим средством для формирования чувства долга и ответственности за судьбу Отечества, и я с большим интересом их посещаю; и др.

Сформированность поступочного компонента определялась по сделанному студентами выбору из таких высказываний, как: А) я не могу оставаться в стороне, если кто-то при мне начинает негативно высказываться о России; Б) я не вступаю в дискуссию и часто готов с ними согласиться; А) я рассказываю, беседую со своими товарищами о великих достижениях России в культуре, науке и спорте; Б) у меня недостаточно для этого собственных знаний; и др.

Результаты определяются с помощью ключей. Показатель интенсивности отношения получается путем суммирования баллов и показывает уровень патриотизма, т.е. насколько в целом сформировано ценностное отношение к Родине и насколько сильно оно проявляется.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальное исследование патриотизма студенческой молодежи с помощью разработанного диагностического инструментария проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ПГУ) в рамках осуществляемой в образовательной организации высшего образования комплексной работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

В исследовании приняли участие 300 студентов первого и второго курсов (уровень бакалавриата) политехнического, юридического, экономического, медицинского и педагогического институтов ПГУ.

По результатам проведенного исследования были выделены три группы студентов по степени сформированности патриотизма. В среднюю группу вошли обучающиеся ПГУ, чьи показатели находились в интервале Мср±1,5σ, в группу с низким уровнем – те, чьи показатели < Мср – 1,5σ, в группу с высоким уровнем – те, чьи показатели > Мср+1,5σ. Так как средний показатель М±m = 46,227±0,482, то в среднюю группу вошли те из студентов, кто набрал от 33 до 58 баллов. Они составили 64% (n=191). В свою очередь, в группу с низкими показателями вошли те из студентов, кто набрал <33 баллов. Таких студентов оказалось 16% (n=49). Высокий уровень был выявлен у тех студентов, кто набрал >58 баллов. Они составили 20% (n=60). На рисунке представлены структурные компоненты отношения к Родине в группах с различным уровнем его развития.

Уровни и структурные компоненты отношения к Родине среди студентов

Как показали результаты исследования, у студентов с низким уровнем преобладает эмоциональный компонент, наименее сформирован поступочный компонент. Когерентность низкая (к=4,6). Иными словами, у студентов данной группы ценностное отношение к Родине носит в большей степени эмоциональный характер. Они испытывают чувство гордости за свою страну, переживают за ее судьбу. Однако для студентов данной группы характерны слабо выраженная готовность к практической деятельности по защите интересов страны, отсутствие конкретных поступков, направленных на изменение ценностного отношения к Родине других людей.

В группе с диагностированным средним уровнем отмечается наибольший прирост когнитивного и практического компонентов, когерентность низка (к=5,1). Отношение к Родине приобретает познавательный характер. От эмоциональной реакции студенты данной группы переходят к активной познавательной деятельности. Они с интересом знакомятся со страницами истории своей страны. Часть из них проявляют готовность включиться в различные практические действия патриотического характера (участие в волонтерском движении, акциях памяти и др.).

В группе студентов с диагностированным высоким уровнем ценностного отношения к Родине эмоциональный, когнитивный и практический компоненты практически сравниваются. Поступочный компонент, проявляющейся в конкретных поступках, направленных на изменение ценностного отношения к Родине других людей, оставаясь на последнем месте в структуре патриотизма, демонстрирует наибольший прирост (+8,2 балла). Показатели компонентов превосходят средние значения. Структура сбалансирована (к=1,3).

Анализ результатов диагностики показал, что при развитии отношения от низкого к высокому уровню эмоции постепенно утрачивают свое главенствующее значение и в характеристике отношения к Родине ведущую роль приобретают познавательный и практический компоненты, что закономерно выражается в деятельности и поступках человека, т.е. в готовности отстаивать интересы Родины. Понимание выявленной диагностики динамики развития отношения студенческой молодежи к Родине позволяет сформулировать ряд выводов по ее патриотическому воспитанию в высшей школе.

Во-первых, в ходе патриотического воспитания студентов необходима реализация дифференцированного подхода к его содержательному наполнению, в также выбору форм, методов и средств в зависимости от выявленного уровня сформированности у обучающихся ценностного отношения к Родине.

Во-вторых, работу следует выстраивать в логике: эмоциональное воздействие – расширение соответствующей системы знаний и представлений – включение в практические формы социально значимой деятельности.

В-третьих, необходимо учитывать как возрастные особенности юношеского возраста (критическое мышление, юношеский максимализм, поиск себя и своего места в жизни, выраженная потребность в самореализации и самоутверждении и др.), так и особенности современного поколения студенческой молодежи (индивидуализм, «жизнь в сети» и др.).

Заключение

Таким образом, формирование патриотизма является важной составляющей профессионального воспитания студентов в высшей школе. Педагогическая наука и практика находятся в состоянии поиска эффективного решения данной задачи с учетом особенностей современной молодежи. Одним из значимых условий эффективного осуществления патриотического воспитания студентов в высшей школе является диагностика исходного состояния сформированности патриотизма как ценностного отношения к Родине. Разработанный диагностический инструмент позволяет определить и откорректировать систему патриотического воспитания студенческой молодежи с учетом понимания выявленной в ходе диагностики динамики развития ее отношения к Родине.