В настоящее время значимое место в системе профессиональной подготовки в высшей школе занимает процесс воспитания студенческой молодежи. К традиционным задачам профессионального воспитания, получившим новое звучание в современных социокультурных условиях, относится формирование патриотизма [1]. На необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, включая студенчество, указывают многочисленные нормативные документы (ст. 67.1 Конституции РФ, ФЗ от 02.07.2021 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» и др.) и федеральные проекты (например, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»). Возрастные особенности юношеского возраста, а также особенности современного поколения студенческой молодежи актуализируют обращение к проблеме патриотического воспитания обучающихся в высшей школе. В связи с этим патриотическое воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений развития личности студента в годы профессиональной подготовки в вузе [2].
Педагогическая наука находится в поиске эффективных путей решения стоящей перед ней социально-педагогической задачи [3, 4]. Так, теоретико-методологические основы и концептуальные подходы к патриотическому воспитанию подрастающего поколения раскрываются в работах М.А. Абросимовой, С.Ю. Болотова, С.В. Бородина, А.М. Воронцова, Н.А. Дубровина, Е.Л. Ермолаевой, Е.С. Илюшиной, Е.Ю. Левиной, Д.Н. Семенова, А.А.Тимофеева, Ю.Н. Трифонова, А.В.Хлебалина, М.В. Чельцова и др.
Целый ряд работ посвящен рассмотрению проблем осуществления патриотического воспитания в современных условиях (О.В.Глубокова, А.Н.Зайцев, И.В.Масалова, М.Г.Суслов, С.П.Цаплина и др.), его содержанию (Л.С. Габдрафикова, И.В.Зотов, В.В.Муравлева, Л.А.Пантелева, Н.Л. Ревенко и др.), а также используемым формам, методам, средствам и технологиям (В.А.Белоганов, М.В. Гулакова, О.С. Тамер, С.П. Зайцева, Л.К.Казакова, А.А. Коваленко, Н.Г. Крайнов, С.В. Лепилин, С.Г. Молчанов, Д.В. Полежаев, Н.М.Третьякова и др.).
Особое место в ряду педагогических исследований занимает проблема взаимосвязи патриотического и духовно-нравственного воспитания (И.А.Ахмедов, М.А. Джичоная, Ю.В.Евдокимова, М.А. Ермошина, Т.Д. Зацепина, Е.О. Козлова, Ю.П.Колесникова, Л.Н.Михеева, В.В. Муравлева, Л.А.Пантелева, Б.А.Тиллаев, Я.В.Чумакова и др.) как важнейшей составляющей эмоционально-ценностного отношения к Родине.
Непосредственно проблема организации и осуществления патриотического воспитания студенческой молодежи в высшей школе раскрывается в работах А.В. Афанасова, С.А. Вдовина, Л.К.Гордеевой, С.В. Еремина, О.А. Исаевой, С.П.Куликова, Е.Е.Морозовой, Т.С.Мясниковой, С.В. Новикова, Е.А.Одинокова, Н.П.Пановой, А.Р. Федосенко, В.С.Шиловой и иных, где подчеркивается необходимость использования форм и технологий, отличных от используемых в системе общего образования, а также учета особенностей современного поколения студенческой молодежи.
Отдельные аспекты проблемы оценки результативности работы по патриотическому воспитанию нашли свое отражение в исследованиях А.Н.Вырщикова, Н.В.Ипполитовой, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова и др.
Исследователи едины в понимании значимости исходной диагностики для эффективного построения системы деятельности по патриотическому воспитанию студенческой молодежи [5, 6]. Проведение диагностики, в том числе и патриотизма, относится к задачам, требующим больших временных затрат и психолого-педагогической компетентности. Далеко не во всех вузах в достаточном количестве присутствуют практические психологи. Поэтому традиционно диагностику проводят кураторы студенческих групп, а также их помощники в лице студентов старших курсов [7]. Они нуждаются в доступном для них и простом в применении инструменте – тесте, позволяющем выявить исходный уровень патриотизма студентов, чтобы наметить эффективные пути его формирования в образовательном процессе вуза.
В связи с этим цель исследования – описание методики и анализ результатов диагностики патриотизма студенческой молодежи в системе патриотического воспитания в высшей школе.
Материалы и методы исследования
В качестве методов достижения поставленной цели выступили: анализ, обобщение и систематизация научной литературы по проблеме патриотического воспитания студенческой молодежи; а также разработанный автором статьи тест определения ценностного отношения к Родине (А.А. Пашин) и анализ полученных в ходе тестирования студентов результатов.
Методологической основой для разработки теста как диагностического инструмента для определения патриотизма в ходе профессионального воспитания студенческой молодежи в высшей школе послужила концепция субъективных отношений личности. Ее теоретические основы были заложены еще в начале XX в. такими учеными, как В.М.Бехтерев и А.Ф.Лазурский. Категория «отношение» получила свое наиболее полное представление в трудах В.Н. Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, Д.Н. Узнадзе, в которых раскрывается связь между поступками человека и существующей у него системой субъективных отношений. В современных исследованиях отношение определяется как «субъективно сокращенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение» [8, с. 54].
Таким образом, в свете концепции субъективных отношений личности патриотизм рассматривается как ценностное отношение к Родине, т.е. любовь к своему Отечеству, гордость за его историю, преданность и готовность защищать интересы своей страны.
Понимание патриотизма как устойчивой характеристики личности, проявляющийся в чувствах и настроениях, образе жизни, истории, культуре, нравственных идеалах, нормах поведения и поступках, позволяет рассматривать его как важнейшее проявление системы субъективных отношений личности и изучать с использованием конструктов психологического измерения с привлечением математического аппарата.
Предлагаемый тест дает возможность оценить патриотизм студенческой молодежи по таким параметрам субъективного отношения, как значимость (доминантность) и сила проявления (интенсивность), а также ее компонентам (перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному) [8]. Перцептивно-аффективный компонент характеризует эмоциональную сторону отношения студентов к Родине, когнитивный – готовность к восприятию информации патриотического характера. Практический компонент показывает степень готовности студентов включаться в различные практические действия, поступочный – проявляется в конкретных поступках, направленных на изменение ценностного отношения к Родине других людей.
Для определения в ходе патриотического воспитания значимости (доминантности) отношения студентов к Родине им предлагалось выбрать из списка три наиболее и наименее важных для них ценности: 1) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 2) счастье и благополучие моей страны и моего народа; 3) развлечения (приятное времяпровождение); 4) развитие (постоянное интеллектуальное, духовное и физическое совершенствование); 5) материальное благополучие; 6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 7) здоровье (физическое и психическое).
Первой ценности из трех, выбранных среди наиболее важных, присваивается первый ранг, второй – второй, третьей – третий. Первой ценности из трех наименее важных присваивается седьмой ранг, второй – шестой, третьей – пятый. Оставшимся ценностям присваивается четвертый ранг. О значимости «ценностного отношение к Родине» судят по рангу ответа «Счастье и благополучие моей страны и моего народа».
Для определения в ходе патриотического воспитания силы проявления (интенсивности) отношения студентов к Родине им предложили выбрать из двух противоположных высказываний (А или Б) наиболее подходящее. Вопросы разрабатывались таким образом, чтобы определить не только интенсивность, но и компоненты сфрмированности патриотизма студентов.
Так, например, для определения сформированности перцептивно-аффективного компонента патриотизма студентам было предложено выбрать из следующих высказываний вариант, который им более близок: А) победы в соревнованиях спортсменов моей страны вызывают во мне чувство радости, а поражения огорчают; Б) победы или поражения спортсменов моей страны не вызывают во мне никаких чувств; А) меня не волнует, как мои знакомые относятся к достижениям соотечественников в науке, спорте и культуре; Б) среди моих друзей нет равнодушных к нашей стране; и др.
В свою очередь, для определения сформированности когнитивного компонента в структуре патриотизма студенческой молодежи использовались такие варианты высказываний, как: А) просматривая интернет-новости, я не читаю публикации о достижениях своей страны; Б) публикации о достижениях моей страны я читаю с большим интересом; А) я хочу знать ключевые моменты из истории своей страны; Б) я не загружаю свою память ненужной информацией; и др.
На определение сформированности практического компонента патриотизма студенческой молодежи направлены, например, такие варианты высказываний, как: А) если друзья предложат поехать в Волгоград, посмотреть мемориальный комплекс «Мамаев курган», «Родина-мать», я с удовольствием поеду; Б) я предпочту отдохнуть у моря; А) мне не интересно посещение исторических музеев и мемориальных комплексов, посвященных героям нашей страны; Б) они являются хорошим средством для формирования чувства долга и ответственности за судьбу Отечества, и я с большим интересом их посещаю; и др.
Сформированность поступочного компонента определялась по сделанному студентами выбору из таких высказываний, как: А) я не могу оставаться в стороне, если кто-то при мне начинает негативно высказываться о России; Б) я не вступаю в дискуссию и часто готов с ними согласиться; А) я рассказываю, беседую со своими товарищами о великих достижениях России в культуре, науке и спорте; Б) у меня недостаточно для этого собственных знаний; и др.
Результаты определяются с помощью ключей. Показатель интенсивности отношения получается путем суммирования баллов и показывает уровень патриотизма, т.е. насколько в целом сформировано ценностное отношение к Родине и насколько сильно оно проявляется.
Результаты исследования и их обсуждение
Экспериментальное исследование патриотизма студенческой молодежи с помощью разработанного диагностического инструментария проводилось на базе ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ПГУ) в рамках осуществляемой в образовательной организации высшего образования комплексной работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
В исследовании приняли участие 300 студентов первого и второго курсов (уровень бакалавриата) политехнического, юридического, экономического, медицинского и педагогического институтов ПГУ.
По результатам проведенного исследования были выделены три группы студентов по степени сформированности патриотизма. В среднюю группу вошли обучающиеся ПГУ, чьи показатели находились в интервале Мср±1,5σ, в группу с низким уровнем – те, чьи показатели < Мср – 1,5σ, в группу с высоким уровнем – те, чьи показатели > Мср+1,5σ. Так как средний показатель М±m = 46,227±0,482, то в среднюю группу вошли те из студентов, кто набрал от 33 до 58 баллов. Они составили 64% (n=191). В свою очередь, в группу с низкими показателями вошли те из студентов, кто набрал <33 баллов. Таких студентов оказалось 16% (n=49). Высокий уровень был выявлен у тех студентов, кто набрал >58 баллов. Они составили 20% (n=60). На рисунке представлены структурные компоненты отношения к Родине в группах с различным уровнем его развития.
Уровни и структурные компоненты отношения к Родине среди студентов
Как показали результаты исследования, у студентов с низким уровнем преобладает эмоциональный компонент, наименее сформирован поступочный компонент. Когерентность низкая (к=4,6). Иными словами, у студентов данной группы ценностное отношение к Родине носит в большей степени эмоциональный характер. Они испытывают чувство гордости за свою страну, переживают за ее судьбу. Однако для студентов данной группы характерны слабо выраженная готовность к практической деятельности по защите интересов страны, отсутствие конкретных поступков, направленных на изменение ценностного отношения к Родине других людей.
В группе с диагностированным средним уровнем отмечается наибольший прирост когнитивного и практического компонентов, когерентность низка (к=5,1). Отношение к Родине приобретает познавательный характер. От эмоциональной реакции студенты данной группы переходят к активной познавательной деятельности. Они с интересом знакомятся со страницами истории своей страны. Часть из них проявляют готовность включиться в различные практические действия патриотического характера (участие в волонтерском движении, акциях памяти и др.).
В группе студентов с диагностированным высоким уровнем ценностного отношения к Родине эмоциональный, когнитивный и практический компоненты практически сравниваются. Поступочный компонент, проявляющейся в конкретных поступках, направленных на изменение ценностного отношения к Родине других людей, оставаясь на последнем месте в структуре патриотизма, демонстрирует наибольший прирост (+8,2 балла). Показатели компонентов превосходят средние значения. Структура сбалансирована (к=1,3).
Анализ результатов диагностики показал, что при развитии отношения от низкого к высокому уровню эмоции постепенно утрачивают свое главенствующее значение и в характеристике отношения к Родине ведущую роль приобретают познавательный и практический компоненты, что закономерно выражается в деятельности и поступках человека, т.е. в готовности отстаивать интересы Родины. Понимание выявленной диагностики динамики развития отношения студенческой молодежи к Родине позволяет сформулировать ряд выводов по ее патриотическому воспитанию в высшей школе.
Во-первых, в ходе патриотического воспитания студентов необходима реализация дифференцированного подхода к его содержательному наполнению, в также выбору форм, методов и средств в зависимости от выявленного уровня сформированности у обучающихся ценностного отношения к Родине.
Во-вторых, работу следует выстраивать в логике: эмоциональное воздействие – расширение соответствующей системы знаний и представлений – включение в практические формы социально значимой деятельности.
В-третьих, необходимо учитывать как возрастные особенности юношеского возраста (критическое мышление, юношеский максимализм, поиск себя и своего места в жизни, выраженная потребность в самореализации и самоутверждении и др.), так и особенности современного поколения студенческой молодежи (индивидуализм, «жизнь в сети» и др.).
Заключение
Таким образом, формирование патриотизма является важной составляющей профессионального воспитания студентов в высшей школе. Педагогическая наука и практика находятся в состоянии поиска эффективного решения данной задачи с учетом особенностей современной молодежи. Одним из значимых условий эффективного осуществления патриотического воспитания студентов в высшей школе является диагностика исходного состояния сформированности патриотизма как ценностного отношения к Родине. Разработанный диагностический инструмент позволяет определить и откорректировать систему патриотического воспитания студенческой молодежи с учетом понимания выявленной в ходе диагностики динамики развития ее отношения к Родине.