Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов сложилась как профилированная отрасль физической культуры, которая в современной системе высшего образования заняла важное место. В настоящее время ППФП реализуется в качестве раздела обязательного курса физического воспитания в педагогическом вузе, и его назначение заключается в подготовке будущих учителей к успешной профессионально-педагогической деятельности.
Занятия физической культурой и спортом, включенные в ППФП, не только направлены на физическое совершенствование человека, но и оказывают положительное влияние на его здоровье, трудоспособность, а также способствуют развитию профессионально значимых личностных качеств, психомоторных способностей, чувств и воли, мировоззренческих убеждений, творческой и общественной активности, повышению интереса и потребности в физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов во многом предопределены спецификой и профилем их будущей педагогической деятельности. У студентов необходимо сформировать практические (прикладные) знания и умения, воспитать требуемые для учителя психофизические (например, психоэмоциональную устойчивость, выносливость и др.) и профессионально значимые качества, непосредственно связанные с педагогической деятельностью.
Цель исследования: выявить особенности и характер профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов педагогического вуза – будущих учителей физической культуры.
Материалы и методы исследования. С целью изучения влияния средств профессионально-прикладной физической подготовки, условий и стиля жизни студентов, образовательной среды вуза, характера участия студентов в спорте, туризме и других формах самостоятельных занятий физической культурой и спортом на формирование физических и профессионально значимых качеств студентов были проведены анализ педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, констатирующий педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта.
Для проведения констатирующего эксперимента использовалось анкетирование, в котором приняли участие 68 студентов 3-го и 4-го курсов Высшей школы физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» г. Челябинска.
Результаты исследования и их обсуждение. Профессионально-прикладная физическая подготовка является одним из направлений подготовки будущих учителей физической культуры, которое многими педагогами и специалистами в области физической культуры и спорта рассматривается как подсистема физического воспитания, направленная на подготовку человека к профессиональной деятельности средствами физической культуры.
По мнению В.А. Кутейникова, профессионально-прикладная физическая подготовка обеспечивает формирование и совершенствование качеств и свойств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессии [1]. Безусловно, данное направление подготовки оказывает влияние на успешность и эффективность педагогической деятельности будущего учителя физической культуры.
Изучение педагогической литературы по рассматриваемой проблеме убеждает нас в том, что проблема профессионально-прикладной подготовки будущих специалистов достаточно широко представлена в научных работах А.А. Бишаева [2], Г.Д. Иванова [3], В.С.Кузнецова [4], С.В. Федоровой [5] и др. Хочется отметить большое количество учебной литературы, направленной на организацию профессионально-прикладной физической подготовки студентов в вузах разного профиля.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов, считает В.С. Ежков, способствует положительному воздействию на развитие физических и профессионально значимых качеств, уровень совершенствования важнейших профессиональных психомоторных способностей студентов и является мощным активизатором мотивации физкультурно-спортивной деятельности [6].
Целью профессионально-прикладной физической подготовки студентов в вузе служит развитие умений поддерживать на оптимальном уровне свое психофизическое состояние, вырабатывать функциональную и психоэмоциональную устойчивость в процессе профессиональной деятельности.
Следует отметить, что образовательная среда вуза представляет собой особенно благодатную сферу для наблюдения за формированием прикладных знаний, умений и навыков в процессе профессионально-прикладной физической подготовки будущих педагогов разного профиля педагогической деятельности.
При изучении специальных средств ППФП следует рассмотреть не только проблемы, связанные с необходимостью заботы об обеспечении и сохранении состояния здоровья, физической подготовленности студенческой молодежи, но и использование средств физической культуры и спорта для подготовки студента к профессионально-педагогической деятельности. Мы считаем, что процесс физического воспитания студентов вуза должен осуществляться с опорой на приобретаемые студентами прикладные знания, которые имеют непосредственную связь с будущей педагогической деятельностью в школе. Так, в период педагогической практики в школе студентам предлагаются задания, требующие знаний, способствующих формированию у них прикладных умений и навыков (организаторских, инструкторских, судейских и др.), необходимых учителю физической культуры и спорта. Например, разработать план организации и проведения школьной спартакиады школьников 5–9-х классов или спортивного праздника; составить комплекс физических упражнений для проведения утренней гимнастики; составить фотовыставку спортивных достижений студентов и др.
В процессе физического воспитания следует учитывать возможности прикладных физических упражнений и разных видов спорта, способствующих выработке двигательных умений и совершенствованию психофизических качеств. Систематические самостоятельные занятия физической культурой или прикладными видами спорта в спортивных секциях, лагерях, сборах, способствуют не только формированию прикладных умений и навыков, но и воспитанию прикладных физических качеств.
Важным направлением профессионально-прикладной физической подготовки студентов являются мероприятия, ориентированные на оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, направленные на воспитание качеств, обеспечивающих профессиональную деятельность в различных условиях. Участие в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях дает возможность не только развивать прикладные умения и навыки, но и сохранить (восстановить) здоровье, сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Комплексное использование средств ППФП позволяет всесторонне развивать будущего специалиста, формировать профессионально значимые качества будущего учителя физической культуры и в целом повысить качество образовательного процесса.
Эффективность ППФП значительно повышается, если образовательные организации располагают вспомогательными средствами (различными тренажерами, техническими приспособлениями и др.), которые позволяют моделировать необходимый характер будущей профессионально-педагогической деятельности, а также условия, в которых данная деятельность осуществляется. Использование специальных технических средств на занятиях профессионально-прикладной направленности закладывает психофункциональные основы, способствует развитию двигательного аппарата, что обеспечивает успешность будущей профессиональной деятельности.
На этапе констатирующего эксперимента определялись факторы (особенности образовательной среды, местожительство студентов, их участие в спорте, туризме, взаимосвязь образа жизни студентов с имиджем современного специалиста в области физической культуры и др.), оказывающие влияние на формирование имиджа современного специалиста.
С этой целью в течение учебного года среди студентов Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета проводились анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение. В эксперименте участвовали студенты 3-го и 4-го курсов.
Анализируя результаты проведенного исследования, мы пришли к заключению, что наиболее тренированными и мотивированными являются студенты 4-го курса, что находит свое выражение в успеваемости и большом количестве завоеванных спортивных мест, достижений в соревнованиях. Наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуются студенческие спартакиады, проводимые в вузе. Более 80% респондентов занимаются различными видами спорта, многие из них активно и систематически посещали занятия спортом задолго до поступления в вуз. Большинство респондентов сходятся во мнении, что спортивные игры являются средством физического развития, способствуют нормализации психоэмоционального состояния и совершенствованию координации движений, формируют волевые качества (выносливость, настойчивость, эмоциональную устойчивость, силу воли, решительность и др.).
Следует отметить, что среди опрашиваемых встречаются студенты, которые только декларируют активное участие в различных видах физической культуры и спорта. В результате эксперимента обнаружилась группа студентов, отдающих предпочтение зрительской форме участия в спорте и занятиях физической культурой. Это явление характерно как для студентов 3-го курса, так и для студентов 4-го курса (50,0% и 45,0% соответственно).
Дифференциация предпочтений, касающихся занятий отдельными видами спорта, в исследованных студенческих совокупностях подтверждает, что на отношение к физической культуре в значительной степени влияют студенческая среда, система ценностей, сформированная школой и семьей. Опрос показал, что большая часть студентов положительно относятся к физической культуре и занятиям спортом (92,0% ‒ 3-й курс, 98,0% ‒ 4-й курс). В то же время 53,0% студентов не видят необходимости в специальных средствах ППФП, считая, что достаточно обычной физической культуры. Основными мотивами посещений занятий физической культурой они назвали такие, как: личный мотив, улучшение физического состояния, подготовка к профессионально-педагогической деятельности.
Наиболее значимым для студентов оказалось приобретение прикладных знаний о физической культуре и спорте. На вопрос: «Что нужно изменить в системе физического воспитания студентов в вузе?» из 15 предложенных вариантов ответа наиболее важными для них оказались следующие:
1) ввести в программу занятий виды спорта с оздоровительным, тренирующим и корректирующим эффектом;
2) использовать современные инвентарь и тренажерное оборудование, а также современные образовательные технологии;
3) разработать и использовать программу комплексного тестирования показателей физического развития и основных физических качеств в соответствии с возрастными стандартами;
4) сформировать комплекс мероприятий, позволяющих развивать профессионально-прикладную физическую культуру личности будущего специалиста;
5) создать условия в вузе для участия студентов в межвузовских соревнованиях, турнирах, первенствах, студенческих областных и региональных спартакиадах.
Далеко не полное представление результатов проведенного исследования среди студентов позволяет определить их отношение к общей физической и профессионально-прикладной физической подготовке, выявить ее особенности и учесть при организации физического воспитания студентов в вузе, которое в последнее время не всегда ими одобряется.
На наш взгляд, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов должна осуществляться в единстве с общей физической подготовкой. Общеразвивающий характер занятий по общей физической подготовке в сочетании с занятиями профессионально-прикладного характера является средством всестороннего развития личности.
В практике педагогического вуза широко применяются прикладные виды спорта, ориентированные на развитие выносливости (бег на разные дистанции, плавание, туризм), сенсорно-моторной координации (баскетбол, волейбол, теннис, футбол и др.). На занятиях по общей физической подготовке проводятся упражнения профессионально-прикладной направленности (гимнастика, занятия на снарядах, прыжки, бег, спортивные игры и др.).
Применение средств физической культуры в ППФП является важным условием эффективной учебно-профессиональной деятельности, воспитания у будущего учителя профессионально-педагогической культуры, саморазвития и самосовершенствования. По профессионально-прикладной физической подготовке в вузе проводятся как теоретические, так и практические занятия. Целями теоретических занятий являются формирование прикладных теоретических знаний, а также формирование методических умений использования средств физической культуры на уроках и внеурочных занятиях в школе. На лекциях студенты знакомятся с формами и методами физического воспитания в школе, организационно-методическими положениями проведения познавательных туристских походов, массовых спортивных соревнований, а также методикой проведения уроков физической культуры и внеклассных форм организации физического воспитания. На занятиях прикладного характера используются упражнения, ориентированные на формирование физических умений (бег, прыжки и др.) и общефизическую подготовку.
Достаточно серьезное внимание следует уделить вопросам техники безопасности. С этой целью организуются практические занятия, на которых рассматриваются вопросы, связанные с психофизиологическими и индивидуальными особенностями деятельности учителя, изменениями работоспособности в течение рабочего дня и др. Во внеаудиторное время студентам целесообразно предложить такие виды самостоятельных занятий, как занятия под руководством тренера в секциях, туристических клубах, выполнение самостоятельных упражнений по индивидуальной программе.
Таким образом, результатом профессионально-прикладной физической подготовки являются формирование у студентов системы научных знаний, умений и навыков прикладного характера, позволяющих качественно и быстро решать профессионально-педагогические задачи в повседневной деятельности; воспитание психофизиологических качеств (выносливости, силы, быстроты, гибкости, эмоциональной устойчивости и др.), проявление которых повышает эффективность педагогической деятельности учителя, а также развивает прикладные специальные качества, необходимые для поддержания, сохранения и развития здоровья.
Организация профессионально-прикладной физической подготовки студентов включает в себя:
1) разработку программно-информационного и учебно-методического обеспечения;
2) планирование наиболее эффективных форм учебных и внеучебных занятий физической культурой и спортом, в том числе и прикладного характера;
3) организацию дифференцированных групп студентов с учетом их физических возможностей и способностей, интересов, профессиональных запросов;
4) усиление тех компонентов профессионально-прикладной физической подготовки, которые способствуют развитию профессионально значимых физических качеств и связанных с ними способностей;
5) включение в профессионально-прикладную физическую подготовку студентов тренировочных занятий, а также занятий оздоровительной направленности;
6) привлечение студентов к прикладным видам спорта, а также к различным видам туризма (таким как походы, слеты, экскурсии).
В процессе профессионально-прикладной физической подготовки у студентов формируется система профессиональных ценностей, связанных со спецификой деятельности учителя: ценность здоровья, актуальность здорового образа жизни, двигательная активность, ответственное отношение к занятиям физической культурой и иные, которые способствуют качественной подготовленности студентов к педагогической деятельности, отражают уровень общей и профессионально-педагогической культуры и компетентности.
Заключение. На протяжении последних десятилетий проблема физической подготовленности студентов остается актуальной и востребованной, возрастает интерес ученых и практиков к прикладным вопросам физического воспитания в педагогическом вузе. Несмотря на постоянное улучшение системы организации физического воспитания в вузах, она остается пока до конца не решенной. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в вузе как подсистема физического воспитания наилучшим способом может обеспечить формирование и развитие физических и профессионально значимых качеств личности будущего учителя. Этому способствует оптимальное использование разнообразных средств физической культуры и спорта теоретической и практической направленности.
Организация профессионально-прикладной физической подготовки студентов в вузе позволяет существенно повысить качество подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.