Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY OF THE PROCESS OF MASTERING THE DISCIPLINES OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION THROUGH ONLINE COURSES

Kotenkova S.N. 1 Martynova O.V. 1 Antonchenko N.G. 1 Palyakin R.B. 1
1 Kazan Federal university
COVID-19 pandemic has made certain adjustments to the educational process of higher education institutions. The task of organizing the educational process with the use of e-learning and distance learning technologies has come to the fore in setting the tasks of teaching university students. Currently, there is a further introduction of e-learning tools in the implementation of educational programs of higher education. One of the e-learning tools is online courses. The objective of the study was to evaluate the effectiveness of mastering the discipline «Marketing» by students through an online course and to form directions for improving the process of mastering disciplines using e-learning tools, including online courses. Six academic groups of students took part in the study. The optimal format for achieving high educational results in the discipline when it is implemented through an online course is a mixed learning format, in which students receive practical skills in classes with a teacher, and master theoretical knowledge in an online format. Online courses as an e-learning tool are appropriate in the implementation of basic educational programs, with a competent approach to their selection based on the planned educational results and in combination with classroom classes.
e-learning
distance learning technologies
online courses
hybrid format for mastering disciplines
formats for mastering disciplines

Влияние пандемии COVID-19 на изменение системы образования сложно отрицать. Актуализировались вопросы применения инструментов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (онлайн-обучения). Онлайн-курсы и открытые платформы онлайн-обучения в сложившихся условиях предоставляют возможности по реализации отдельных дисциплин основных образовательных программ с учетом необходимости соблюдения социальной дистанции, выполнения учебных планов вузов и своевременного достижения обучающимися запланированных образовательных результатов.

Активное внедрение инструментов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализацию образовательного процесса обусловливает формирование новых требований к организации обучения: во-первых, возникает необходимость перевода всех образовательных технологий в цифровую среду, а навыки цифровых компетенций становятся основополагающими. При этом студенты и преподаватели не всегда владеют цифровыми компетенциями в требуемом объеме. Во-вторых, необходимо иначе подходить к процессу оценивания образовательных результатов, потому что визуальный контроль со стороны преподавателя и вовлеченность в процесс обучения со стороны студентов приобретают не всегда релевантный онлайн-характер. В-третьих, для обеспеченности интереса и результативности курса преподаватели должны находить более четкие критерии оценивания образовательных результатов и обращаться к услугам прокторинга, чтобы оценка на экзамене или зачете была объективной.

Эксперты отмечают, при самостоятельном изучении успешно оканчивают онлайн-курсы только 10–20% студентов.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с Томским государственным университетом посредством онлайн-опроса определяли отношение студентов к дистанционному формату обучения. Большинство респондентов отметили, что при высоком уровне подготовленности вузов к онлайн-формату эффективность онлайн-обучения остается ниже, чем при традиционном очном формате. При этом социальная составляющая студенческой жизни и уровень ежедневного стресса показали негативные тенденции – более половины студентов стали реже общаться с друзьями и чаще испытывать беспокойство по поводу будущего [1].

Ряд исследователей считают, что цифровое образование приводит к сокращению преподавателей, усилению компьютерной зависимости у студентов, недостаточной творческой составляющей и тенденции к общественной изоляции обучающихся, поскольку изучение реализуется каждым студентом в отдельности [2, 3]. Сторонники формата образования офлайн считают, что необходимо создать условия преемственности традиционного образования при переходе к уровню онлайн-формата [4, с. 97].

П.C. Рогачева и С.В. Семергей отмечают проблемы для студентов и преподавателей при переходе на онлайн-формат [5]. К таким сложностям эксперты отнесли неготовность к восприятию онлайн-формата, общую расслабленность как результат сложности самостоятельного выстраивания графика, недоступность онлайн-формата в изучении прикладных дисциплин. Эти трудности усиливаются традиционным для студентов стремлением сдавать задания в последний момент и необходимостью дополнительного разъяснения материала, которое в офлайн-формате реализовать проще. В отношении преподавателей при переходе на дистанционное обучение авторы отметили следующие сложности: недостаток временных ресурсов и информационных навыков при подготовке образовательного материала, отсутствие удобной платформы для реализации онлайн-формата обучения, недостаток либо отсутствие цифровых навыков при внедрении методов обучения в онлайн-формате, проблемы контроля успеваемости и проведения онлайн-сессий.

В целом проблема развития онлайн-обучения складывается из двух основных аспектов. Во-первых, онлайн-обучение требует развития цифровых компетенций студентов как будущих специалистов. Эту проблему сопровождает недостаточность цифровых навыков преподавателей, материально-технического и информационного обеспечения онлайн-программ, платформ для реализации онлайн-курсов и соответствующих цифровых компетенций. Во-вторых, реализация онлайн-курсов с точки зрения бизнес-процессов требует от компаний и вузов поиска и привлечения участников образовательных программ в рамках онлайн-курсов. К этой проблеме можно отнести сложности в получении и обработке обратной связи участников онлайн-курсов с помощью средств обработки данных этих участников [6].

Развитие и рост онлайн-курсов в современной ситуации на рынке образования определяются различными причинами. Марина Коган и Евгения Уайндстэйн называют в качестве таких причин решение давно назревших проблем в системе традиционного вузовского образования, возможность непрерывного обучения и повышения квалификации, снижение уровня авторитарности высшего образования и повышение открытости в реализации образовательных продуктов [7].

И.А. Еремицкая и Н.А. Ахунжанова дополняют преимущества использования онлайн-курсов в образовательном процессе следующими факторами: восполнение при помощи онлайн-курсов недостатков в квалифицированных кадрах по обучению, экономия бюджета и времени на реализацию образовательных продуктов. К недостаткам внедрения онлайн-курсов ученые относят крупные затраты на разработку, размещение и сопровождение онлайн-курсов, необходимость оформлять договоры на реализацию образовательных программ в сетевой форме с использованием онлайн-курсов [8].

В работе И.А.Еремицкой и Н.А. Ахунжановой указываются вопросы, которые необходимо решать при корректировке учебных планов и образовательных программ: как отразить место дисциплины с онлайн-курсом в учебном плане; как указать вуз (и стоит ли это делать), в котором обучают студентов конкретному онлайн-курсу; как устранить несовпадения по времени изучения онлайн-курса и дисциплины в учебном плане; как сформировать рабочую программу дисциплины для онлайн-курса. Эти вопросы, конечно, представляют отдельный пласт проблем внедрения онлайн-курсов, что требует более подробного их изучения.

В исследовании М.Ковалевой отмечается, что процессы цифровизации в высшем образовании неразрывно связаны с внедрением дистанционных технологий при реализации занятий [9]. К тому же ведущие вузы разрабатывают онлайн-курсы с полноценным погружением в дисциплину, что позволяет обеспечивать глубокое изучение определенных дисциплин. Автор на основе изучения платформ онлайн-курсов [10] определяет ряд требований к оценке онлайн-курсов, среди которых, помимо результатов обучения и общей трудоемкости дисциплины, можно отметить доступность курса для студентов, наглядность и системность, практикоориентированность – эти параметры в большей степени отвечают целям нашего исследования включенности студентов в процесс электронного обучения.

Цель исследования: изучить удовлетворенность бучающихся процессом освоения дисциплины посредством онлайн-курса «Маркетинг» на открытой платформе онлайн-образования.

Материал и методы исследования

В процессе исследования был проведен анализ теоретической базы и научных источников с целью выявления критериев отбора онлайн-курсов для применения в образовательном процессе, а также анализа тенденций, которые способствуют внедрению онлайн-курсов в образовательный процесс.

При изучении удовлетворенности студентов процессом освоения дисциплины посредством онлайн-курса использовали педагогическое наблюдение и анализ первичной информации. В ходе интервью студентов формировался перечень направлений для совершенствования образовательных методик при реализации дисциплин посредством онлайн-курса.

Для получения данных проводили сквозное панельное интервью в двух этапах. Первый этап интервью включал вопросы, связанные с ожиданиями студентов при использовании онлайн-курса в ходе изучения дисциплины. На втором этапе интервью проводилось с целью сопоставления данных в начале и по окончании изучения дисциплины с использованием онлайн-курса.

В исследовании принимали участие студенты 2-го курса в количестве 100 человек. Средний возраст обучающихся – 19 лет, регион проживания – г. Казань. Студенты на момент исследования обучались на программе бакалавриата по направлению «Менеджмент».

Важно отметить, что онлайн-курсы как инструмент электронного обучения подбираются научно-педагогическими работниками, экспертами в определенной предметной области с целью оценки качества и полноты образовательного контента. Целесообразность, эффективность их использования в реализации дисциплин определяются спецификой непосредственно самой дисциплины, возможностью оценки образовательных результатов в электронной форме.

Отметим основополагающие критерии качества онлайн-курсов, которые необходимо учесть при их подборе для реализации дисциплин основных образовательных программ. Онлайн-курс должен быть построен на принципах педагогического дизайна, предполагающего четко сформулированные образовательные результаты по каждому модулю/теме, содержать различные оценочные средства (тестовые задания, кейсы, задания на взаимную оценку и т.д.) для проверки уровня достижения заявленных образовательных результатов. Как правило, лекции в рамках онлайн-курса представлены видеофрагментами, содержат конспекты и презентации лекций для всестороннего освоения тем обучающимися. Задания практических занятий должны предполагать наличие консультационного сопровождения в синхронном и асинхронном формате. Промежуточная аттестация обучающихся должна содержать базу валидных, надежных, репрезентативных средств для оценки образовательных результатов обучающимися.

Остановимся на описании практического опыта реализации дисциплины посредством онлайн-курса. При подборе онлайн-курса были тщательно изучены контент дисциплины, виды оценочных средств и их свойства.

Был проведен опрос обучающихся с целью изучения их мнения относительно процесса освоения дисциплины посредством онлайн-курса. Ниже представлены полученные результаты проведенного опроса.

В рамках опроса первым был вопросом: «Какие критерии были для Вас наиболее важными при выборе способа изучения дисциплины (аудиторный формат или онлайн-обучение)?» В результате были получены следующие результаты, которые представлены на рисунке 1.

Исходя из полученных данных наиболее важным критерием при выборе способа изучения дисциплины посредством онлайн-курса явилась возможность выполнять задания в удобное время и не посещая кампус учебного заведения. Также одним из популярных ответов был: «Возможность самостоятельно корректировать время изучения». Это свидетельствует о значимости для обучающихся самостоятельного выбора времени и места изучения дисциплины. Студентам комфортнее осваивать предмет в удобное для них время и в удобном для них режиме независимо от того, совмещает обучающийся работу с учебой или нет.

Рис. 1. Наиболее важные критерии выбора онлайн-курса как способа изучения дисциплины (составлено авторами)

Результаты ответа на следующий вопрос, в котором нами были выявлены основные опасения студентов перед началом изучения дисциплины посредством онлайн-курса, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Опасения студентов перед началом изучения дисциплины посредством онлайн-курса (составлено авторами)

Больше всего опасений среди студентов было относительно сложности самостоятельного прохождения курса и самостоятельного выполнения сложных заданий. Необходимость прохождения курса самостоятельно, без аналоговой поддержки группы, вызвала у студентов больше всего тревог. Около 48% опрошенных опасались сдачи экзамена с прокторингом в онлайн-курсе. Также наибольшие волнения вызвало наличие еженедельного дедлайна в выполнении заданий по темам. У нескольких студентов, выбравших свои варианты ответов, не было опасений вовсе, и лишь у одного студента было беспокойство относительно некачественного контента онлайн-курса.

Перейдем к следующему вопросу, в котором студентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале значимость составных элементов онлайн-курса. Результаты представлены в диаграмме на рисунке 3.

Рис. 3. Значимость для обучающихся составных элементов онлайн-курса (составлено авторами)

Наиболее значимыми характеристиками онлайн-курса для обучающихся оказались такие характеристики, как «Прозрачность оценивания» и «Навигация курса», что говорит о том, что для студентов очень важно то, как их будут оценивать и будет ли эта оценка понятна им. Под навигацией курса понимаются удобство освоения материала и удобство использования всех составных элементов курса. Поэтому данная характеристика заняла высокие позиции при оценке студентами. Стоит отметить, что такие характеристики, как «Достаточность материалов для аттестации» и «Интерфейс курса», также занимают значимое место при выборе студентами. Это говорит о том, что обучающимся важно получать информацию для прохождения курса непосредственного из самого курса, не прибегая к дополнительным источникам информации. Высокое значение у критерия «Интерфейс курса» объясняется высокими визуальными требованиями к современным технологиям среди студентов как представителей поколения Z.

Такие элементы онлайн-курса, как «Наличие видеолекций», «Презентации лекций», «Продолжительность курса» и «Интерактивные задания», получили высокие баллы среди студентов, но не оказались наиболее важными для студентов. Первые два критерия говорят, о том, что студентам важно наличие как видеолекций, так и презентаций лекций. При этом критерий «Продолжительность курса» является хоть и важным, но не ключевым для студентов, что говорит о том, что у них нет огромного желания пройти курс быстрее, главное для них – комфортный темп прохождения дисциплины. Это подтверждает и такой критерий, как «Дедлайны на выполнение заданий», который набрал 7,5 балла. Наличие дедлайнов необязательно для студентов и скорее ставит их в затруднительное положение и вызывает стресс, как было описано в опасениях студентов относительно онлайн-курса. Дедлайны рассматриваются не как часть самоорганизации, а скорее как неудобство при освоении дисциплины. Это связано со склонностью обучающихся оставлять «все на потом».

Критерии «Дополнительный материал» и «Интерактивные задания» находятся практически в самом конце списка значимости критериев онлайн-курса для студентов. Это говорит о том, что интерактивные задания не так важны для студентов при освоении онлайн-курсов. Стоит отметить, что при работе в офлайн-режиме интерактивные задания оцениваются студентами как наиболее значимые и увлекательные. Критерий «Дополнительный материал» не является столь значимым по причине того, что у студентов существуют опасения, хватит ли им времени для усвоения основного материала, и они не думают на данный момент времени еще и о дополнительном материале.

В самом конце списка расположились такие критерии значимости, как «Асинхронное и синхронное взаимодействие с автором курса». Это может объясняться двумя причинами: либо студентам действительно не важно взаимодействовать с автором курса, либо им не совсем понятны формулировки асинхронного и синхронного взаимодействия.

По окончании прохождения онлайн-курса по дисциплине «Маркетинг» мы вновь провели опрос с целью оценки удовлетворенности обучающихся процессом освоения дисциплины посредством онлайн-курса. На рисунке 4 представлена оценка удовлетворенности обучающихся контентом онлайн-курса.

При ответе на вопрос о полноте полученных образовательных результатов в результате изучения онлайн-курса большинство студентов согласились с тем, что изучение курса позволило получить знания, умения и определенные навыки в области маркетинга. При этом 17% респондентов отметили, что им не хватало общения с преподавателем в виде обратной связи.

 

Рис. 4. Оценка удовлетворенности обучающихся контентом онлайн-курса (составлено авторами)

Следующий вопрос касался сложностей в освоении дисциплины посредством онлайн-курса. Наиболее популярным ответом оказался «Неспособность самостоятельно контролировать срок сдачи работы» (30% ответов). Большие временные затраты на изучение дисциплины посредством онлайн-курса и необходимость контакта с преподавателем отметили по 23% опрошенных студентов. На рисунке 5 представлен разброс мнений обучающихся относительно сложностей, с которыми они столкнулись при освоении дисциплины посредством онлайн-курса.

Рис. 5. Сложности, с которыми столкнулись обучающиеся в процессе изучения дисциплины посредством онлайн-курса (составлено авторами)

Стоит согласиться с тем, что волнение студентов на старте прохождения онлайн-курса оправдалось по самой популярной позиции – сложно проходить курс и самостоятельно осваивать сложные темы. При этом опасения не сдать экзамен не оправдались в полной мере – 58% опрошенных согласились с тем, что экзамен в формате онлайн менее волнительный. При этом 30% респондентов отметили меньшую определенность в оценке по сравнению с офлайн-форматом экзамена.

К преимуществам онлайн-курса по сравнению с обычным форматом изучения дисциплины респонденты отнесли: комфортный режим обучения (91%), отсутствие необходимости посещать занятия (77%) и сокращение времени на освоение материала (49%). Любопытно, что при ответе на вопрос о сложностях изучения онлайн-курсов респонденты отвечают, что требуется много времени на освоение, но тем не менее это время стоит расценивать как меньшее по сравнению с тем, что тратится на изучение дисциплины в аудиторном формате. Можно отметить, что, по сравнению с ответами в начале прохождения онлайн-курса приоритеты выбора онлайн-курса остались такими же, хоть и поменялись позициями.

Недостатки формата освоения дисциплины посредством онлайн-курсов по сравнению с традиционным аудиторным форматом оказались очевидными по результатам опроса. По окончании курса студенты отметили следующие недостатки освоения дисциплины посредством онлайн-курса: неуверенность в усвоении полученной информации (42%), недостаточность практических навыков (28%) и живого общения с преподавателем (23%). При этом на вопрос о необходимости консультаций преподавателя во время прохождения онлайн-курса 49% студентов ответили положительно и 51% отрицательно. По всей видимости, асинхронные консультации не заменяют интерактивной работы с преподавателем в процессе обучения.

Например, 88% участников исследования отмечают, что регулярно сдавали задания в срок. Студенты считают, что удобнее осваивать онлайн-курс в свободном режиме (56%), чем следовать расписанию онлайн-курса и сдавать задания каждую неделю (44%). Этот факт подтверждает предположение о том, что сложность для студентов при обучении онлайн представляет четкое следование дедлайнам и расписанию.

По критериям значимости картина несколько изменилась по сравнению с началом изучения онлайн-курса. На первом месте по значимости оказались презентации лекций – 7,77 из 10. На второе место по значимости вышли дедлайны по выполнению заданий (на момент начала изучения онлайн-курса это параметр был на одном из последних мест) и достаточность материла для аттестации. Оба параметра получили оценку 7,74 из 10. И на третьем месте по значимости расположилась продолжительность курсов (7,56 из 10).

Важными и показательными оказались ответы на вопрос о намерениях обучающихся использовать онлайн-курсы в дальнейшем для освоения дисциплин образовательной программы (рис. 6).

Рис. 6. Намерения обучающихся использовать онлайн-курсы в дальнейшем для освоения дисциплин образовательной программы (составлено авторами)

Заключение

Онлайн-курсы, без сомнения, становятся прогрессивным инструментом освоения дисциплины. Студенты обладают недостаточным уровнем цифровых компетенций для полноценного изучения онлайн-курсов. Дополнительные сложности представляют практические задания, при выполнении которых необходима консультационная помощь преподавателя/тьютора.

В большинстве студенты оказались удовлетворены тем, что с помощью онлайн-курса получили образовательные результаты по маркетингу в нужном объеме – так ответили 53% опрошенных. 17% отметили, что знания и умения усваиваются лучше, когда в процессе обучения по онлайн-курсу участвует преподаватель, оказывая консультационную помощь. В большей степени на удовлетворенность процессом освоения дисциплины посредством онлайн-курса повлияли прозрачная система оценки, навигация онлайн-курса и наличие материалов для аттестации. Для повышения удовлетворенности стоит выбирать смешанный формат, при котором преподаватель проектирует процесс изучения дисциплины посредством комбинации цифрового образовательного контента и аудиторных форм занятий.

Поэтому мы считаем, что гибридный формат обучения, при котором часть практических занятий проходит в офлайн-формате с преподавателем, будет оптимальным решением при внедрении онлайн-курсов в процесс освоения дисциплин основных образовательных программ.