Влияние пандемии COVID-19 на изменение системы образования сложно отрицать. Актуализировались вопросы применения инструментов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (онлайн-обучения). Онлайн-курсы и открытые платформы онлайн-обучения в сложившихся условиях предоставляют возможности по реализации отдельных дисциплин основных образовательных программ с учетом необходимости соблюдения социальной дистанции, выполнения учебных планов вузов и своевременного достижения обучающимися запланированных образовательных результатов.
Активное внедрение инструментов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализацию образовательного процесса обусловливает формирование новых требований к организации обучения: во-первых, возникает необходимость перевода всех образовательных технологий в цифровую среду, а навыки цифровых компетенций становятся основополагающими. При этом студенты и преподаватели не всегда владеют цифровыми компетенциями в требуемом объеме. Во-вторых, необходимо иначе подходить к процессу оценивания образовательных результатов, потому что визуальный контроль со стороны преподавателя и вовлеченность в процесс обучения со стороны студентов приобретают не всегда релевантный онлайн-характер. В-третьих, для обеспеченности интереса и результативности курса преподаватели должны находить более четкие критерии оценивания образовательных результатов и обращаться к услугам прокторинга, чтобы оценка на экзамене или зачете была объективной.
Эксперты отмечают, при самостоятельном изучении успешно оканчивают онлайн-курсы только 10–20% студентов.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с Томским государственным университетом посредством онлайн-опроса определяли отношение студентов к дистанционному формату обучения. Большинство респондентов отметили, что при высоком уровне подготовленности вузов к онлайн-формату эффективность онлайн-обучения остается ниже, чем при традиционном очном формате. При этом социальная составляющая студенческой жизни и уровень ежедневного стресса показали негативные тенденции – более половины студентов стали реже общаться с друзьями и чаще испытывать беспокойство по поводу будущего [1].
Ряд исследователей считают, что цифровое образование приводит к сокращению преподавателей, усилению компьютерной зависимости у студентов, недостаточной творческой составляющей и тенденции к общественной изоляции обучающихся, поскольку изучение реализуется каждым студентом в отдельности [2, 3]. Сторонники формата образования офлайн считают, что необходимо создать условия преемственности традиционного образования при переходе к уровню онлайн-формата [4, с. 97].
П.C. Рогачева и С.В. Семергей отмечают проблемы для студентов и преподавателей при переходе на онлайн-формат [5]. К таким сложностям эксперты отнесли неготовность к восприятию онлайн-формата, общую расслабленность как результат сложности самостоятельного выстраивания графика, недоступность онлайн-формата в изучении прикладных дисциплин. Эти трудности усиливаются традиционным для студентов стремлением сдавать задания в последний момент и необходимостью дополнительного разъяснения материала, которое в офлайн-формате реализовать проще. В отношении преподавателей при переходе на дистанционное обучение авторы отметили следующие сложности: недостаток временных ресурсов и информационных навыков при подготовке образовательного материала, отсутствие удобной платформы для реализации онлайн-формата обучения, недостаток либо отсутствие цифровых навыков при внедрении методов обучения в онлайн-формате, проблемы контроля успеваемости и проведения онлайн-сессий.
В целом проблема развития онлайн-обучения складывается из двух основных аспектов. Во-первых, онлайн-обучение требует развития цифровых компетенций студентов как будущих специалистов. Эту проблему сопровождает недостаточность цифровых навыков преподавателей, материально-технического и информационного обеспечения онлайн-программ, платформ для реализации онлайн-курсов и соответствующих цифровых компетенций. Во-вторых, реализация онлайн-курсов с точки зрения бизнес-процессов требует от компаний и вузов поиска и привлечения участников образовательных программ в рамках онлайн-курсов. К этой проблеме можно отнести сложности в получении и обработке обратной связи участников онлайн-курсов с помощью средств обработки данных этих участников [6].
Развитие и рост онлайн-курсов в современной ситуации на рынке образования определяются различными причинами. Марина Коган и Евгения Уайндстэйн называют в качестве таких причин решение давно назревших проблем в системе традиционного вузовского образования, возможность непрерывного обучения и повышения квалификации, снижение уровня авторитарности высшего образования и повышение открытости в реализации образовательных продуктов [7].
И.А. Еремицкая и Н.А. Ахунжанова дополняют преимущества использования онлайн-курсов в образовательном процессе следующими факторами: восполнение при помощи онлайн-курсов недостатков в квалифицированных кадрах по обучению, экономия бюджета и времени на реализацию образовательных продуктов. К недостаткам внедрения онлайн-курсов ученые относят крупные затраты на разработку, размещение и сопровождение онлайн-курсов, необходимость оформлять договоры на реализацию образовательных программ в сетевой форме с использованием онлайн-курсов [8].
В работе И.А.Еремицкой и Н.А. Ахунжановой указываются вопросы, которые необходимо решать при корректировке учебных планов и образовательных программ: как отразить место дисциплины с онлайн-курсом в учебном плане; как указать вуз (и стоит ли это делать), в котором обучают студентов конкретному онлайн-курсу; как устранить несовпадения по времени изучения онлайн-курса и дисциплины в учебном плане; как сформировать рабочую программу дисциплины для онлайн-курса. Эти вопросы, конечно, представляют отдельный пласт проблем внедрения онлайн-курсов, что требует более подробного их изучения.
В исследовании М.Ковалевой отмечается, что процессы цифровизации в высшем образовании неразрывно связаны с внедрением дистанционных технологий при реализации занятий [9]. К тому же ведущие вузы разрабатывают онлайн-курсы с полноценным погружением в дисциплину, что позволяет обеспечивать глубокое изучение определенных дисциплин. Автор на основе изучения платформ онлайн-курсов [10] определяет ряд требований к оценке онлайн-курсов, среди которых, помимо результатов обучения и общей трудоемкости дисциплины, можно отметить доступность курса для студентов, наглядность и системность, практикоориентированность – эти параметры в большей степени отвечают целям нашего исследования включенности студентов в процесс электронного обучения.
Цель исследования: изучить удовлетворенность бучающихся процессом освоения дисциплины посредством онлайн-курса «Маркетинг» на открытой платформе онлайн-образования.
Материал и методы исследования
В процессе исследования был проведен анализ теоретической базы и научных источников с целью выявления критериев отбора онлайн-курсов для применения в образовательном процессе, а также анализа тенденций, которые способствуют внедрению онлайн-курсов в образовательный процесс.
При изучении удовлетворенности студентов процессом освоения дисциплины посредством онлайн-курса использовали педагогическое наблюдение и анализ первичной информации. В ходе интервью студентов формировался перечень направлений для совершенствования образовательных методик при реализации дисциплин посредством онлайн-курса.
Для получения данных проводили сквозное панельное интервью в двух этапах. Первый этап интервью включал вопросы, связанные с ожиданиями студентов при использовании онлайн-курса в ходе изучения дисциплины. На втором этапе интервью проводилось с целью сопоставления данных в начале и по окончании изучения дисциплины с использованием онлайн-курса.
В исследовании принимали участие студенты 2-го курса в количестве 100 человек. Средний возраст обучающихся – 19 лет, регион проживания – г. Казань. Студенты на момент исследования обучались на программе бакалавриата по направлению «Менеджмент».
Важно отметить, что онлайн-курсы как инструмент электронного обучения подбираются научно-педагогическими работниками, экспертами в определенной предметной области с целью оценки качества и полноты образовательного контента. Целесообразность, эффективность их использования в реализации дисциплин определяются спецификой непосредственно самой дисциплины, возможностью оценки образовательных результатов в электронной форме.
Отметим основополагающие критерии качества онлайн-курсов, которые необходимо учесть при их подборе для реализации дисциплин основных образовательных программ. Онлайн-курс должен быть построен на принципах педагогического дизайна, предполагающего четко сформулированные образовательные результаты по каждому модулю/теме, содержать различные оценочные средства (тестовые задания, кейсы, задания на взаимную оценку и т.д.) для проверки уровня достижения заявленных образовательных результатов. Как правило, лекции в рамках онлайн-курса представлены видеофрагментами, содержат конспекты и презентации лекций для всестороннего освоения тем обучающимися. Задания практических занятий должны предполагать наличие консультационного сопровождения в синхронном и асинхронном формате. Промежуточная аттестация обучающихся должна содержать базу валидных, надежных, репрезентативных средств для оценки образовательных результатов обучающимися.
Остановимся на описании практического опыта реализации дисциплины посредством онлайн-курса. При подборе онлайн-курса были тщательно изучены контент дисциплины, виды оценочных средств и их свойства.
Был проведен опрос обучающихся с целью изучения их мнения относительно процесса освоения дисциплины посредством онлайн-курса. Ниже представлены полученные результаты проведенного опроса.
В рамках опроса первым был вопросом: «Какие критерии были для Вас наиболее важными при выборе способа изучения дисциплины (аудиторный формат или онлайн-обучение)?» В результате были получены следующие результаты, которые представлены на рисунке 1.
Исходя из полученных данных наиболее важным критерием при выборе способа изучения дисциплины посредством онлайн-курса явилась возможность выполнять задания в удобное время и не посещая кампус учебного заведения. Также одним из популярных ответов был: «Возможность самостоятельно корректировать время изучения». Это свидетельствует о значимости для обучающихся самостоятельного выбора времени и места изучения дисциплины. Студентам комфортнее осваивать предмет в удобное для них время и в удобном для них режиме независимо от того, совмещает обучающийся работу с учебой или нет.
Рис. 1. Наиболее важные критерии выбора онлайн-курса как способа изучения дисциплины (составлено авторами)
Результаты ответа на следующий вопрос, в котором нами были выявлены основные опасения студентов перед началом изучения дисциплины посредством онлайн-курса, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Опасения студентов перед началом изучения дисциплины посредством онлайн-курса (составлено авторами)
Больше всего опасений среди студентов было относительно сложности самостоятельного прохождения курса и самостоятельного выполнения сложных заданий. Необходимость прохождения курса самостоятельно, без аналоговой поддержки группы, вызвала у студентов больше всего тревог. Около 48% опрошенных опасались сдачи экзамена с прокторингом в онлайн-курсе. Также наибольшие волнения вызвало наличие еженедельного дедлайна в выполнении заданий по темам. У нескольких студентов, выбравших свои варианты ответов, не было опасений вовсе, и лишь у одного студента было беспокойство относительно некачественного контента онлайн-курса.
Перейдем к следующему вопросу, в котором студентам предлагалось оценить по 10-балльной шкале значимость составных элементов онлайн-курса. Результаты представлены в диаграмме на рисунке 3.
Рис. 3. Значимость для обучающихся составных элементов онлайн-курса (составлено авторами)
Наиболее значимыми характеристиками онлайн-курса для обучающихся оказались такие характеристики, как «Прозрачность оценивания» и «Навигация курса», что говорит о том, что для студентов очень важно то, как их будут оценивать и будет ли эта оценка понятна им. Под навигацией курса понимаются удобство освоения материала и удобство использования всех составных элементов курса. Поэтому данная характеристика заняла высокие позиции при оценке студентами. Стоит отметить, что такие характеристики, как «Достаточность материалов для аттестации» и «Интерфейс курса», также занимают значимое место при выборе студентами. Это говорит о том, что обучающимся важно получать информацию для прохождения курса непосредственного из самого курса, не прибегая к дополнительным источникам информации. Высокое значение у критерия «Интерфейс курса» объясняется высокими визуальными требованиями к современным технологиям среди студентов как представителей поколения Z.
Такие элементы онлайн-курса, как «Наличие видеолекций», «Презентации лекций», «Продолжительность курса» и «Интерактивные задания», получили высокие баллы среди студентов, но не оказались наиболее важными для студентов. Первые два критерия говорят, о том, что студентам важно наличие как видеолекций, так и презентаций лекций. При этом критерий «Продолжительность курса» является хоть и важным, но не ключевым для студентов, что говорит о том, что у них нет огромного желания пройти курс быстрее, главное для них – комфортный темп прохождения дисциплины. Это подтверждает и такой критерий, как «Дедлайны на выполнение заданий», который набрал 7,5 балла. Наличие дедлайнов необязательно для студентов и скорее ставит их в затруднительное положение и вызывает стресс, как было описано в опасениях студентов относительно онлайн-курса. Дедлайны рассматриваются не как часть самоорганизации, а скорее как неудобство при освоении дисциплины. Это связано со склонностью обучающихся оставлять «все на потом».
Критерии «Дополнительный материал» и «Интерактивные задания» находятся практически в самом конце списка значимости критериев онлайн-курса для студентов. Это говорит о том, что интерактивные задания не так важны для студентов при освоении онлайн-курсов. Стоит отметить, что при работе в офлайн-режиме интерактивные задания оцениваются студентами как наиболее значимые и увлекательные. Критерий «Дополнительный материал» не является столь значимым по причине того, что у студентов существуют опасения, хватит ли им времени для усвоения основного материала, и они не думают на данный момент времени еще и о дополнительном материале.
В самом конце списка расположились такие критерии значимости, как «Асинхронное и синхронное взаимодействие с автором курса». Это может объясняться двумя причинами: либо студентам действительно не важно взаимодействовать с автором курса, либо им не совсем понятны формулировки асинхронного и синхронного взаимодействия.
По окончании прохождения онлайн-курса по дисциплине «Маркетинг» мы вновь провели опрос с целью оценки удовлетворенности обучающихся процессом освоения дисциплины посредством онлайн-курса. На рисунке 4 представлена оценка удовлетворенности обучающихся контентом онлайн-курса.
При ответе на вопрос о полноте полученных образовательных результатов в результате изучения онлайн-курса большинство студентов согласились с тем, что изучение курса позволило получить знания, умения и определенные навыки в области маркетинга. При этом 17% респондентов отметили, что им не хватало общения с преподавателем в виде обратной связи.
Рис. 4. Оценка удовлетворенности обучающихся контентом онлайн-курса (составлено авторами)
Следующий вопрос касался сложностей в освоении дисциплины посредством онлайн-курса. Наиболее популярным ответом оказался «Неспособность самостоятельно контролировать срок сдачи работы» (30% ответов). Большие временные затраты на изучение дисциплины посредством онлайн-курса и необходимость контакта с преподавателем отметили по 23% опрошенных студентов. На рисунке 5 представлен разброс мнений обучающихся относительно сложностей, с которыми они столкнулись при освоении дисциплины посредством онлайн-курса.
Рис. 5. Сложности, с которыми столкнулись обучающиеся в процессе изучения дисциплины посредством онлайн-курса (составлено авторами)
Стоит согласиться с тем, что волнение студентов на старте прохождения онлайн-курса оправдалось по самой популярной позиции – сложно проходить курс и самостоятельно осваивать сложные темы. При этом опасения не сдать экзамен не оправдались в полной мере – 58% опрошенных согласились с тем, что экзамен в формате онлайн менее волнительный. При этом 30% респондентов отметили меньшую определенность в оценке по сравнению с офлайн-форматом экзамена.
К преимуществам онлайн-курса по сравнению с обычным форматом изучения дисциплины респонденты отнесли: комфортный режим обучения (91%), отсутствие необходимости посещать занятия (77%) и сокращение времени на освоение материала (49%). Любопытно, что при ответе на вопрос о сложностях изучения онлайн-курсов респонденты отвечают, что требуется много времени на освоение, но тем не менее это время стоит расценивать как меньшее по сравнению с тем, что тратится на изучение дисциплины в аудиторном формате. Можно отметить, что, по сравнению с ответами в начале прохождения онлайн-курса приоритеты выбора онлайн-курса остались такими же, хоть и поменялись позициями.
Недостатки формата освоения дисциплины посредством онлайн-курсов по сравнению с традиционным аудиторным форматом оказались очевидными по результатам опроса. По окончании курса студенты отметили следующие недостатки освоения дисциплины посредством онлайн-курса: неуверенность в усвоении полученной информации (42%), недостаточность практических навыков (28%) и живого общения с преподавателем (23%). При этом на вопрос о необходимости консультаций преподавателя во время прохождения онлайн-курса 49% студентов ответили положительно и 51% отрицательно. По всей видимости, асинхронные консультации не заменяют интерактивной работы с преподавателем в процессе обучения.
Например, 88% участников исследования отмечают, что регулярно сдавали задания в срок. Студенты считают, что удобнее осваивать онлайн-курс в свободном режиме (56%), чем следовать расписанию онлайн-курса и сдавать задания каждую неделю (44%). Этот факт подтверждает предположение о том, что сложность для студентов при обучении онлайн представляет четкое следование дедлайнам и расписанию.
По критериям значимости картина несколько изменилась по сравнению с началом изучения онлайн-курса. На первом месте по значимости оказались презентации лекций – 7,77 из 10. На второе место по значимости вышли дедлайны по выполнению заданий (на момент начала изучения онлайн-курса это параметр был на одном из последних мест) и достаточность материла для аттестации. Оба параметра получили оценку 7,74 из 10. И на третьем месте по значимости расположилась продолжительность курсов (7,56 из 10).
Важными и показательными оказались ответы на вопрос о намерениях обучающихся использовать онлайн-курсы в дальнейшем для освоения дисциплин образовательной программы (рис. 6).
Рис. 6. Намерения обучающихся использовать онлайн-курсы в дальнейшем для освоения дисциплин образовательной программы (составлено авторами)
Заключение
Онлайн-курсы, без сомнения, становятся прогрессивным инструментом освоения дисциплины. Студенты обладают недостаточным уровнем цифровых компетенций для полноценного изучения онлайн-курсов. Дополнительные сложности представляют практические задания, при выполнении которых необходима консультационная помощь преподавателя/тьютора.
В большинстве студенты оказались удовлетворены тем, что с помощью онлайн-курса получили образовательные результаты по маркетингу в нужном объеме – так ответили 53% опрошенных. 17% отметили, что знания и умения усваиваются лучше, когда в процессе обучения по онлайн-курсу участвует преподаватель, оказывая консультационную помощь. В большей степени на удовлетворенность процессом освоения дисциплины посредством онлайн-курса повлияли прозрачная система оценки, навигация онлайн-курса и наличие материалов для аттестации. Для повышения удовлетворенности стоит выбирать смешанный формат, при котором преподаватель проектирует процесс изучения дисциплины посредством комбинации цифрового образовательного контента и аудиторных форм занятий.
Поэтому мы считаем, что гибридный формат обучения, при котором часть практических занятий проходит в офлайн-формате с преподавателем, будет оптимальным решением при внедрении онлайн-курсов в процесс освоения дисциплин основных образовательных программ.