Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних является важным направлением профилактической деятельности органов внутренних дел, так как правонарушающее поведение подростков не только влияет на общеуголовную преступность в настоящее время, но и во многом определяет преступность будущего, в связи с чем особое внимание следует уделять правильному выбору организации этой работы.
Согласно официальной статистике, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, из года в год уменьшается. Однако несовершеннолетние чаще начинают совершать преступления, относящиеся к категориям «тяжкие» и «особо тяжкие». Возрастает качественная характеристика совершаемых деяний, выражающаяся в тщательной подготовке и совершении преступлений в составе группы. Преступность несовершеннолетних начинает приобретать «взрослые» черты. Так, если ранее несовершеннолетние часто совершали угоны транспортных средств, кражи, то в настоящее время к этим составам преступлений добавляются умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, грабежи и вымогательства. Справедливо будет отметить, что преступность несовершеннолетних молодеет, подстраивается под современные тенденции и направления. Примерами таких деяний могут служить мошенничества, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кибербуллинг, троллинг и т.п. Причиной тому служат, как правило, свободный доступ несовершеннолетних к техническим каналам связи, гаджетам, упрощенная процедура регистрации в соцсетях и на сайтах, содержащих противоправную информацию, временной разрыв или отставание органов профилактики в разработке методик профилактики противоправной деятельности несовершеннолетних, соответствующих современным реалиям.
Предполагается, что превентивная работа в области профилактики преступности несовершеннолетних будет проводиться наиболее эффективно в случае разработки педагогической модели развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность модели процесса развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
Материал и методы исследования
Методы исследования:
- теоретические: педагогическое моделирование, анализ педагогических, философских, юридических и психологических источников;
- эмпирические: наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, статистическая обработка результата.
Методологической основой исследования выступала идеи компетентностного и системного подходов в процессе подготовки сотрудников полиции.
Теоретическую основу исследования составили теории профессиональной, педагогической и психологической готовности к деятельности (Ю.А. Грачев, М.И. Дьяченко, Р.Д. Санжаева, О.А. Пятибратов и др.); исследования по проблемам социально-педагогической деятельности (Н.И. Авдонина, В.Л. Бенин, В.А. Варывдин, A.B. Мудрик, С.Ю. Назарова, К.И. Федоров и др.); исследования по проблемам формирования профессиональных компетенций у сотрудников полиции (В.И. Селезнев, А.А. Левченко, Н.Ю. Лукашева, О.Л. Мироненкова, Е.И. Мещерякова, М.А. Чуносов).
Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день процесс обучения представляет собой три последовательных этапа учебно-познавательной деятельности: предметно-ознакомительный, аналитико-речевой и моделирующий. В настоящей статье особый интерес мы проявляем к последнему этапу учебной деятельности.
В научной литературе встречается классическое разделение педагогических моделей на: функциональные, структурные, содержательные.
Согласно мнению Е.А. Лодатко, «расширение предмета моделирования позволяет ввести в научный оборот понятий педагогических моделей соответствующих “квазитипов”» [1, с. 127]. Автор предлагает выделить в качестве самостоятельного типа структурно-содержательную педагогическую модель.
Е.А. Солодова и Ю.П. Антонов предлагают классифицировать образовательные модели на «модели “макроуровня” и модели “среднего” уровня, где первые способствуют определению концепции развития системы образования», а вторые: «моделирующие качество образования на выходе конкретного вуза» [2, с. 193]. В современной научной литературе прослеживается интерес авторов к изучению вопросов педагогического моделирования в системе профессионального образования, а именно к построению дидактических моделей процесса обучения курсантов ведомственных образовательных учреждений. Однако не так много авторов рассматривают проблемы построения структурно-содержательных моделей образовательного процесса развития профессионально значимых качеств и профессиональных компетенций у действующих сотрудников полиции, притом что процесс повышения квалификации играет значительную роль в профессиональном развитии сотрудников правоохранительной сферы.
Проблемы дидактического моделирования рассматривались в научных трудах Г.Е.Козлова, Е.И. Смирнова, В.Э. Штейнберга (логико-смысловое моделирование), М.А.Ядровской, Е.А. Солодовой (математическое моделирование педагогических систем) и др.
Согласно мнению авторов, дидактические модели дают возможность учесть особенности и специфику образовательного учреждения, условия обучения, что позволяет сформировать необходимые компетенции. Мы согласны с указанным мнением и считаем, что благодаря дидактическому моделированию появляется возможность сформировать индивидуальные траектории обучения для лиц, проходящих курсы повышения квалификации. Так, реализация системного подхода позволяет максимально учесть как внутренние, так и внешние факторы профессионального образования.
Мы разделяем мнение В.С. Бедрина о том, что: «формирование общекультурной компетентности сотрудников полиции является достаточно актуальным, поскольку современное общество заинтересовано в повышении качества образования, в том числе и юридического, что позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов с использованием передовых педагогических технологий, форм, средств и методов, основанных на диалоговом и деятельностном обучении» [3, с. 280]. Считаем, что процесс развития готовности сотрудников ОВД к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних будет эффективен, если у сотрудников полиции в ходе повышения квалификации будут выработаны как общепрофессиональные, так и предметные компетенции.
Под термином «профессиональная готовность» мы понимаем «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности» [4, 7].
Как отмечает Д.А. Хикматуллаева: «Дидактические принципы – это основополагающие требования к практической организации учебного процесса» [5, с. 43–44]. Принципы позволяют определить установки и позиции, с которыми педагог подходит к построению процесса обучения.
Основываясь на системном и компетентностном подходах, мы определили основные принципы модели: непрерывности обучения, компетентности, последовательности, комплексности.
Принцип непрерывности обучения реализуется нами следующим образом: процесс формирования готовности к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних начинается в период обучения в ведомственном вузе. В рамках изучения дисциплин «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Юридическая психология», «Тактико-специальная подготовка», «Административное право», «Гражданское право», «Криминология» приобретаются основные знания в области работы с трудными несовершеннолетними. Знания о работе с несовершеннолетними правонарушителями, получаемые из различных отраслей научного знания, не позволяют системно и последовательно освоить основные особенности работы с указанной категорией правонарушителей. В дальнейшем, с учетом изменений нормативно-правовой базы, полученные знания должны быть обновлены и усовершенствованы для наиболее эффективной работы сотрудников полиции в области профилактики преступности несовершеннолетних, что возможно в системе повышения квалификации. После прохождения курсов повышения квалификации эти знания должны приумножаться на местах несения службы в рамках еженедельных занятий по служебной и боевой подготовке.
Под принципом компетентности мы понимаем целенаправленный процесс развития профессиональных компетенций, необходимых сотруднику полиции для осуществления деятельности по профилактике преступного поведения несовершеннолетних.
Принцип последовательности находит свое применение в поэтапном развитии профессионально значимых качеств, ценностных ориентаций сотрудников полиции и в последовательном формировании профессиональных компетенций, необходимых сотрудникам ОВД для решения служебных задач по профилактике преступности среди несовершеннолетних.
Принцип комплексности реализуется двумя путями: в первом случае под принципом комплексности мы понимаем единый комплекс психолого-педагогического воздействия по отношению к сотрудникам полиции, проходящим курсы повышения квалификации. Во втором случае комплексность реализуется в необходимости объединения знаний о деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних в единый модульный курс.
Под теоретической моделью процесса развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних мы понимаем «единство структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического диагностического, результативного» [6, с. 374].
Рассмотрим более подробно каждый из компонентов модели. Целевой компонент включает в себя два блока: цель и задачи, на основе которых реализована описываемая модель.
Так, в качестве цели мы определили формируемые компетенции, определяющие готовность сотрудников полиции осуществлять деятельность по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.
Содержательный компонент модели развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних заключается в выборе эффективных и адекватных форм организации образовательного процесса. Таким образом, процесс развития готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних реализуется посредством традиционных курсов повышения квалификации, проводимых согласно нормам российского законодательства не реже чем один раз в три года; посредством курсов повышения квалификации в формируемых группах, проводимых по мере необходимости (в случаях увеличения количества преступлений различной направленности (корыстной, корыстно-насильственной, насильственной); увеличения преступлений, совершаемых отдельными категориями граждан (несовершеннолетними, ранее судимыми и т.п.)); в рамках проведения еженедельных занятий по служебной и боевой подготовке, занятий по морально-психологической подготовке.
Содержательный компонент модели реализуется посредством следующих форм: лекционные и практические занятия, самостоятельная работа.
Курс повышения квалификации представляет собой программу, разделенную на модули, включающие в себя следующие вопросы: социально-педагогические особенности профилактики преступности несовершеннолетних, правовые основы работы с несовершеннолетними правонарушителями, психологические особенности работы с детьми, входящими в группу риска.
Методами проводимых работ выступают: мозговой штурм, обучающие и контролирующие тесты, деловые и ролевые игры.
Технологический компонент модели процесса развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних включает в себя этапы формирования профессиональных компетенций: информационно-актуализирующий этап, сравнительно оценочный этап, исследовательско-прогностический.
Информационно-актуализирующий этап направлен на формирование системы профессиональных знаний о самоактуализации роли сотрудника полиции в превентивной работе с несовершеннолетними правонарушителями, актуализацию уже сформированных знаний и индивидуальных особенностей сотрудника полиции.
Сравнительно-оценочный этап характеризуется оценкой индивидуального опыта сотрудника полиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями. На данном этапе производилась оценка базовых знаний, умений и навыков, необходимых сотруднику полиции для осуществления профилактики преступности несовершеннолетних. В связи с тем, что в исследовании принимали участие сотрудники различных подразделений полиции (инспекторы ПДН, следователи, сотрудники Центра для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, сотрудники уголовного розыска), производилось сравнение уровней знаний, умений и навыков работы с несовершеннолетними у каждой отдельной группы [7, с. 199].
Исследовательско-прогностический этап заключается в развитии профессиональных компетенций, в интеграции результатов профессиональной деятельности и прогнозировании дальнейших путей совершенствования работы полиции по профилактике преступности несовершеннолетних.
Диагностический компонент модели представляет собой разработанные критерии оценки формируемых качеств, такие как: когнитивный, мотивационный, деятельностный, которые, в свою очередь, делятся по шкале оценивания на высокий, средний и низкий уровни.
Результативный компонент модели представляет собой достижение более высокого уровня профессиональной готовности каждого сотрудника полиции, прошедшего курсы повышения квалификации, по совершенствованию навыков работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Заключение. Таким образом, разработанная теоретическая модель процесса развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних представляет собой динамичную и целостную систему, которая является открытой для постоянного обновления. Полагаем, что заложенные в модели ресурсы обеспечат формирование профессиональных качеств, обшепрофессиональных и предметных компетенций сотрудника полиции, которые позволят наделить сотрудника полиции мотивационной и личностной готовностью, а также сформировать знания и умения, необходимые для исследуемого вида профессиональной деятельности.