Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL READINESS OF POLICE OFFICERS FOR THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY

Nosova D.K. 1 Amirova L.A. 2 Shevchenko S.V. 3
1 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
2 Bashkir Scientific Center of RAO
3 Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
This article discusses the problem of prevention of delinquent behavior of minors, as well as the relevance of the work of prevention subjects in relation to minors who are at risk. The learning process consists of three successive stages of educational and cognitive activity: subject-introductory, analytical-speech and modeling. In this article, the authors are particularly interested in the last stage of educational activity. The authors consider the main components of the model of the process of development of professional readiness of police officers, such as: targeted, meaningful, technological, diagnostic, effective. The target block includes goals and objectives. The content component of the model includes the forms and methods of classes. As part of the implementation of the technological component of the model, a modular refresher course on the prevention of delinquent behavior of minors has been formed. The diagnostic component of the model is the criteria for evaluating the qualities being formed, such as: cognitive, motivational, activity. The effective component of the model is the achievement of a higher level of professional readiness of each police officer who has completed advanced training courses to improve the skills of working with juvenile offenders. The authors believe that the proposed structural and content model is the most effective technology aimed at developing the professional competencies of police officers necessary in working with juvenile offenders.
crime
minors
pedagogical modeling
readiness development
crime prevention

Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних является важным направлением профилактической деятельности органов внутренних дел, так как правонарушающее поведение подростков не только влияет на общеуголовную преступность в настоящее время, но и во многом определяет преступность будущего, в связи с чем особое внимание следует уделять правильному выбору организации этой работы.

Согласно официальной статистике, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, из года в год уменьшается. Однако несовершеннолетние чаще начинают совершать преступления, относящиеся к категориям «тяжкие» и «особо тяжкие». Возрастает качественная характеристика совершаемых деяний, выражающаяся в тщательной подготовке и совершении преступлений в составе группы. Преступность несовершеннолетних начинает приобретать «взрослые» черты. Так, если ранее несовершеннолетние часто совершали угоны транспортных средств, кражи, то в настоящее время к этим составам преступлений добавляются умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, грабежи и вымогательства. Справедливо будет отметить, что преступность несовершеннолетних молодеет, подстраивается под современные тенденции и направления. Примерами таких деяний могут служить мошенничества, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кибербуллинг, троллинг и т.п. Причиной тому служат, как правило, свободный доступ несовершеннолетних к техническим каналам связи, гаджетам, упрощенная процедура регистрации в соцсетях и на сайтах, содержащих противоправную информацию, временной разрыв или отставание органов профилактики в разработке методик профилактики противоправной деятельности несовершеннолетних, соответствующих современным реалиям.

Предполагается, что превентивная работа в области профилактики преступности несовершеннолетних будет проводиться наиболее эффективно в случае разработки педагогической модели развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность модели процесса развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.

Материал и методы исследования

Методы исследования:

- теоретические: педагогическое моделирование, анализ педагогических, философских, юридических и психологических источников;

- эмпирические: наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, статистическая обработка результата.

Методологической основой исследования выступала идеи компетентностного и системного подходов в процессе подготовки сотрудников полиции.

Теоретическую основу исследования составили теории профессиональной, педагогической и психологической готовности к деятельности (Ю.А. Грачев, М.И. Дьяченко, Р.Д. Санжаева, О.А. Пятибратов и др.); исследования по проблемам социально-педагогической деятельности (Н.И. Авдонина, В.Л. Бенин, В.А. Варывдин, A.B. Мудрик, С.Ю. Назарова, К.И. Федоров и др.); исследования по проблемам формирования профессиональных компетенций у сотрудников полиции (В.И. Селезнев, А.А. Левченко, Н.Ю. Лукашева, О.Л. Мироненкова, Е.И. Мещерякова, М.А. Чуносов).

Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день процесс обучения представляет собой три последовательных этапа учебно-познавательной деятельности: предметно-ознакомительный, аналитико-речевой и моделирующий. В настоящей статье особый интерес мы проявляем к последнему этапу учебной деятельности.

В научной литературе встречается классическое разделение педагогических моделей на: функциональные, структурные, содержательные.

Согласно мнению Е.А. Лодатко, «расширение предмета моделирования позволяет ввести в научный оборот понятий педагогических моделей соответствующих “квазитипов”» [1, с. 127]. Автор предлагает выделить в качестве самостоятельного типа структурно-содержательную педагогическую модель.

Е.А. Солодова и Ю.П. Антонов предлагают классифицировать образовательные модели на «модели “макроуровня” и модели “среднего” уровня, где первые способствуют определению концепции развития системы образования», а вторые: «моделирующие качество образования на выходе конкретного вуза» [2, с. 193]. В современной научной литературе прослеживается интерес авторов к изучению вопросов педагогического моделирования в системе профессионального образования, а именно к построению дидактических моделей процесса обучения курсантов ведомственных образовательных учреждений. Однако не так много авторов рассматривают проблемы построения структурно-содержательных моделей образовательного процесса развития профессионально значимых качеств и профессиональных компетенций у действующих сотрудников полиции, притом что процесс повышения квалификации играет значительную роль в профессиональном развитии сотрудников правоохранительной сферы.

Проблемы дидактического моделирования рассматривались в научных трудах Г.Е.Козлова, Е.И. Смирнова, В.Э. Штейнберга (логико-смысловое моделирование), М.А.Ядровской, Е.А. Солодовой (математическое моделирование педагогических систем) и др.

Согласно мнению авторов, дидактические модели дают возможность учесть особенности и специфику образовательного учреждения, условия обучения, что позволяет сформировать необходимые компетенции. Мы согласны с указанным мнением и считаем, что благодаря дидактическому моделированию появляется возможность сформировать индивидуальные траектории обучения для лиц, проходящих курсы повышения квалификации. Так, реализация системного подхода позволяет максимально учесть как внутренние, так и внешние факторы профессионального образования.

Мы разделяем мнение В.С. Бедрина о том, что: «формирование общекультурной компетентности сотрудников полиции является достаточно актуальным, поскольку современное общество заинтересовано в повышении качества образования, в том числе и юридического, что позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов с использованием передовых педагогических технологий, форм, средств и методов, основанных на диалоговом и деятельностном обучении» [3, с. 280]. Считаем, что процесс развития готовности сотрудников ОВД к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних будет эффективен, если у сотрудников полиции в ходе повышения квалификации будут выработаны как общепрофессиональные, так и предметные компетенции.

Под термином «профессиональная готовность» мы понимаем «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности» [4, 7].

Как отмечает Д.А. Хикматуллаева: «Дидактические принципы – это основополагающие требования к практической организации учебного процесса» [5, с. 43–44]. Принципы позволяют определить установки и позиции, с которыми педагог подходит к построению процесса обучения.

Основываясь на системном и компетентностном подходах, мы определили основные принципы модели: непрерывности обучения, компетентности, последовательности, комплексности.

Принцип непрерывности обучения реализуется нами следующим образом: процесс формирования готовности к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних начинается в период обучения в ведомственном вузе. В рамках изучения дисциплин «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Юридическая психология», «Тактико-специальная подготовка», «Административное право», «Гражданское право», «Криминология» приобретаются основные знания в области работы с трудными несовершеннолетними. Знания о работе с несовершеннолетними правонарушителями, получаемые из различных отраслей научного знания, не позволяют системно и последовательно освоить основные особенности работы с указанной категорией правонарушителей. В дальнейшем, с учетом изменений нормативно-правовой базы, полученные знания должны быть обновлены и усовершенствованы для наиболее эффективной работы сотрудников полиции в области профилактики преступности несовершеннолетних, что возможно в системе повышения квалификации. После прохождения курсов повышения квалификации эти знания должны приумножаться на местах несения службы в рамках еженедельных занятий по служебной и боевой подготовке.

Под принципом компетентности мы понимаем целенаправленный процесс развития профессиональных компетенций, необходимых сотруднику полиции для осуществления деятельности по профилактике преступного поведения несовершеннолетних.

Принцип последовательности находит свое применение в поэтапном развитии профессионально значимых качеств, ценностных ориентаций сотрудников полиции и в последовательном формировании профессиональных компетенций, необходимых сотрудникам ОВД для решения служебных задач по профилактике преступности среди несовершеннолетних.

Принцип комплексности реализуется двумя путями: в первом случае под принципом комплексности мы понимаем единый комплекс психолого-педагогического воздействия по отношению к сотрудникам полиции, проходящим курсы повышения квалификации. Во втором случае комплексность реализуется в необходимости объединения знаний о деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних в единый модульный курс.

Под теоретической моделью процесса развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних мы понимаем «единство структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического диагностического, результативного» [6, с. 374].

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов модели. Целевой компонент включает в себя два блока: цель и задачи, на основе которых реализована описываемая модель.

Так, в качестве цели мы определили формируемые компетенции, определяющие готовность сотрудников полиции осуществлять деятельность по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.

Содержательный компонент модели развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике преступности несовершеннолетних заключается в выборе эффективных и адекватных форм организации образовательного процесса. Таким образом, процесс развития готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних реализуется посредством традиционных курсов повышения квалификации, проводимых согласно нормам российского законодательства не реже чем один раз в три года; посредством курсов повышения квалификации в формируемых группах, проводимых по мере необходимости (в случаях увеличения количества преступлений различной направленности (корыстной, корыстно-насильственной, насильственной); увеличения преступлений, совершаемых отдельными категориями граждан (несовершеннолетними, ранее судимыми и т.п.)); в рамках проведения еженедельных занятий по служебной и боевой подготовке, занятий по морально-психологической подготовке.

Содержательный компонент модели реализуется посредством следующих форм: лекционные и практические занятия, самостоятельная работа.

Курс повышения квалификации представляет собой программу, разделенную на модули, включающие в себя следующие вопросы: социально-педагогические особенности профилактики преступности несовершеннолетних, правовые основы работы с несовершеннолетними правонарушителями, психологические особенности работы с детьми, входящими в группу риска.

Методами проводимых работ выступают: мозговой штурм, обучающие и контролирующие тесты, деловые и ролевые игры.

Технологический компонент модели процесса развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних включает в себя этапы формирования профессиональных компетенций: информационно-актуализирующий этап, сравнительно оценочный этап, исследовательско-прогностический.

Информационно-актуализирующий этап направлен на формирование системы профессиональных знаний о самоактуализации роли сотрудника полиции в превентивной работе с несовершеннолетними правонарушителями, актуализацию уже сформированных знаний и индивидуальных особенностей сотрудника полиции.

Сравнительно-оценочный этап характеризуется оценкой индивидуального опыта сотрудника полиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями. На данном этапе производилась оценка базовых знаний, умений и навыков, необходимых сотруднику полиции для осуществления профилактики преступности несовершеннолетних. В связи с тем, что в исследовании принимали участие сотрудники различных подразделений полиции (инспекторы ПДН, следователи, сотрудники Центра для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, сотрудники уголовного розыска), производилось сравнение уровней знаний, умений и навыков работы с несовершеннолетними у каждой отдельной группы [7, с. 199].

Исследовательско-прогностический этап заключается в развитии профессиональных компетенций, в интеграции результатов профессиональной деятельности и прогнозировании дальнейших путей совершенствования работы полиции по профилактике преступности несовершеннолетних.

Диагностический компонент модели представляет собой разработанные критерии оценки формируемых качеств, такие как: когнитивный, мотивационный, деятельностный, которые, в свою очередь, делятся по шкале оценивания на высокий, средний и низкий уровни.

Результативный компонент модели представляет собой достижение более высокого уровня профессиональной готовности каждого сотрудника полиции, прошедшего курсы повышения квалификации, по совершенствованию навыков работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Заключение. Таким образом, разработанная теоретическая модель процесса развития профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних представляет собой динамичную и целостную систему, которая является открытой для постоянного обновления. Полагаем, что заложенные в модели ресурсы обеспечат формирование профессиональных качеств, обшепрофессиональных и предметных компетенций сотрудника полиции, которые позволят наделить сотрудника полиции мотивационной и личностной готовностью, а также сформировать знания и умения, необходимые для исследуемого вида профессиональной деятельности.