В стремительно изменяющемся мире глобальной информатизации и высоких технологий необходимо создавать и постоянно совершенствовать такую систему подготовки и повышения квалификации специалистов, которая могла бы быстро реагировать на изменения рынка образовательных и оздоровительных услуг, иначе полученные ранее знания быстро превращаются в устаревший шаблон, который приводит к безликости педагога и его отставанию от современного уровня знаний [1].
Сегодня специалист по физической культуре, фитнесу – это понятие широкое и включает различные сферы деятельности: проектирование программ, технологий; научно-исследовательские изыскания; организационные аспекты; коммуникации с участниками образовательного процесса; установление связей в профессиональном сообществе; принятие маркетинговых стратегий по продвижению фитнес-услуг; двигательная подготовленность и многое другое. Однако, чтобы быть всегда современным, овладевать новыми технологиями, нужно стремиться постоянно обучаться, проходить повышение квалификации по разным направлениям профессиональной деятельности.
В 1991 году в Санкт-Петербурге были организованы курсы повышения квалификации по фитнесу на базе РГПУ им. А.И. Герцена. Для определения факторов успешности и совершенствования системы курсов повышения квалификации проводились различные исследования. Возникшая проблема, в которую всех поставила пандемия, потребовала перехода курсов повышения квалификации на новый формат обучения слушателей. В этот период не столько прогнозировалось информационное будущее курсов, сколько решалась проблема сохранения эффективности курсов повышения квалификации в условиях дистанционного формата обучения.
Цель исследования: определение эффективных путей развития курсов повышения квалификации в условиях дистанционного формата обучения.
Материал и методы исследования. За 30 лет беспрерывной работы курсов повышения квалификации по детскому фитнесу преподавателями научно обосновано и разработано более 25 программ по 9 направлениям детского фитнеса, написано более 60 учебно-методических пособий, семь тысяч слушателей закончили обучение и работают в разных учреждениях города и Ленинградской области. В течение этих лет проводились различные исследования, в которых приняли участие более 1000 специалистов по физической культуре и фитнесу, что позволило сделать курсы востребованными и актуальными.
В данной статье представлены результаты, полученные за последние годы. Использованы методы анкетирования, опроса, педагогических наблюдений, сравнительно-сопоставительного анализа. Были проанализированы инновационные технологии, проводился опрос специалистов и слушателей курсов, разрабатывались новые фитнес-программы, осуществлялся их переход в электронный формат, проходило их апробирование. На основании проведенных исследований были получены результаты, которые сегодня могут представлять интерес для специалистов, и показаны дальнейшие перспективы развития курсов повышения квалификации.
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе анализа собственного педагогического опыта сравнительно-сопоставительного анализа исследований определено, что оценки использования дистанционных технологий в обучении по теоретическим и практическим дисциплинам неоднородны [2-5 и др.]. Так, если в применении ДО в теоретических дисциплинах можно выделить больше плюсов, то в практических дисциплинах, имеющих существенную и приоритетную двигательную составляющую, есть как положительные стороны, так и сложности, связанные со спецификой контроля выполнения упражнений, необходимость адаптации к имеющимся у каждого обучающегося условиям (пространство, инвентарь и оборудование и т.д.). Однако насущная необходимость применения ДО в возникших условиях определила поиск путей оптимизации обучения во всех аспектах, в том числе и двигательных. Особое значение это имеет для курсов повышения квалификации специалистов по физической культуре и фитнесу, так как на данном этапе нет научных работ, посвященных этой проблеме.
Любую программу обучения определяет цель прихода слушателей на курсы, от этого зависит во многом содержание обучения и его эффективность. В связи с этим следует отметить, что по сравнению с прошлыми годами, где слушатели обучались в очном формате, цель изменилась. Опросы, которые проводились с 2007 по 2016 год, показывали, что 45-46% слушателей считали основной целью прихода на курсы повышения квалификации – «получение специальности». В 2019 году было проведено анкетирование, и для большинства опрошенных (52%) приоритетом являлось «получение новых знаний». Однако в эти годы появляется тенденция у 23% респондентов «получить документ о повышении квалификации», а 3% опрошенных отметили, что пришли на курсы для получения баллов к аттестации (табл. 1).
Таблица 1
Мотивация слушателей по цели прихода на курсы повышения квалификации, %
Мотивы |
Результаты, % |
||||
2004- 2005 гг. |
2005- 2006 гг. |
2007-2009 гг. |
2012-2016 гг. |
2019-2020 гг. |
|
Пополнить свой двигательный запас |
11 |
8 |
5 |
3 |
19 |
Пополнить запас знаний |
30 |
9 |
11 |
11 |
52 |
Повысить квалификацию |
33 |
35 |
34 |
36 |
- |
Получить новую специальность |
22 |
40 |
47 |
46 |
- |
Получить баллы к переаттестации |
- |
- |
3 |
4 |
6 |
Получить дополнительное образование |
4 |
7 |
- |
- |
- |
Получить документ |
- |
- |
- |
- |
23 |
Стоит предположить, что это связано с необходимостью предоставлять в учреждение документы о получении новых знаний с определенной периодичностью, а значит, и прохождение слушателями курсов повышения квалификации может быть вынужденной мерой для получения документа, а не собственным желанием получить новые знания. Это показывает, что для привлечения слушателей на курсы повышения квалификации необходима тщательная разработка содержания программы обучения.
Однако можно отметить, что желание знать современные тенденции в физической культуре, научиться методически грамотно обучать и проводить занятия, используя инновационные образовательные и оздоровительные технологии, было у большинства слушателей.
Особый интерес в результате проведённого анкетирования представляют ответы слушателей на вопрос о формах обучения на курсах и их значимости, о распределении количества часов на разделы учебной программы. Одной из главных форм обучения слушатели считают практические занятия, и именно им должно отводиться большее количество часов при обучении на курсах. Далее респонденты отводят второе место по значимости и, соответственно, по количеству часов методико-практическим занятиям. Лекции как форма обучения является для слушателей хоть и не главной, но достаточно значимой. Однако теоретические знания, по их мнению, должны даваться узко направленные, но глубокие, конкретные и связанные именно с тем направлением, по которому они проходят курсы обучения [6]. При вопросе о предпочитаемом формате получения новой информации большинство слушателей отметили мастер-классы и краткосрочные курсы, открытые уроки, однако если они приходят за документом, то курсы должны быть 72 часа. В сравнении с прошлыми годами мнение слушателей несколько изменилось: если раньше приоритетом у них были курсы от 80 до140 часов, то в настоящее время более востребованными являются краткосрочные курсы от 3 до 5 дней с предоставлением документа.
Таким образом, было определено, что специалисту необходимо повышать свою квалификацию в краткие сроки, получив при этом максимум информации, практических умений и документ, подтверждающий прохождение обучения. Наиболее удобной по-прежнему является очная форма обучения, ее выбрали 56% опрошенных. Однако 28% участников предпочли очно-заочную форму обучения, а 16% респондентов выбрали дистанционный формат обучения.
В 2020 г. проведенный опрос слушателей (123 специалиста) дал совсем другие цифры, по сравнению с 2019 годом, 88% специалистов ответили, что создание дистанционного обучения и электронной платформы с постоянным доступом является одним из современных путей оптимизации обучения. В связи с тем что в настоящее время возникает необходимость проведения занятий по фитнесу в дистанционном формате, а опыта работы недостаточно, то обучение на курсах, в этом формате, может пополнить запас знаний и решить эту проблему. Также респонденты отметили, что дистанционное обучение позволит учиться без специальных командировок, отпусков, совмещая его с основной деятельностью, при этом делать акцент на обучение вечером или в выходные дни. В своих ответах они отметили, что дистанционное обучение получается дешевле за счет снижения расходов на переезды или проживание в другом городе.
В зависимости от потребностей слушателей были определены пути перехода некоторых программ в дистанционный формат. Это проведение бесплатных ознакомительных вебинаров для предоставления краткой информации о фитнесе в целом и о работе специалистов в этой области; создание онлайн-платформ по каждому из курсов для обучения с постоянно пополняющейся базой; проведение онлайн мастер-классов и размещение учебного материала на дистанционной платформе с постоянным доступом; создание форума на основе онлайн-платформы для возможности общения выпускников, обмена опытом, помощи после обучения и ответов на вопросы.
Проведенные занятия на курсах повышения квалификации в группах слушателей по детскому фитнесу в 2021 и 2022 гг. подтвердили эффективность обучения в дистанционном формате и позволили на основе анкетирования выявить достоинства обучения и недостатки. Так, освоение программы было выполнено на 100%, что отметили слушатели в своих отзывах на сайте «Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в РГПУ им. А.И. Герцена - Детский фитнес» - http://detifitness.ru. Все лекции посещались без пропусков, методика обучения упражнениям осваивалась также на 100%. Следует отметить повышение самостоятельности и ответственности у слушателей при подготовке и выполнении контрольных нормативов, творческих и зачетных заданий. Овладение техникой движений и разучивание композиций было выполнено во многом лучше, чем в очном формате, и даже за более короткие сроки, видимо, потому что слушателям нужно было себя снимать на видео (для отчета) и пересылать преподавателю для оценки.
В результате можно выделить достоинства дистанционного обучения. Они были проранжированы и представлены в таблице 2.
Таблица 2
Достоинства дистанционного обучения
Место |
Преимущество |
Краткая характеристика конкурентного преимущества |
1 |
Технологичность |
Развитие интернет-сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиатехнологий, звука, видео делает курсы более интересными и эффективными |
2 |
Доступность |
Возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом, отсутствие необходимости специальных командировок, отрыва от работы, возможность совмещения с основной деятельностью |
3 |
Выбор |
Возможность выбора обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей |
4 |
Индивидуальность |
Слушатель сам определяет темп обучения, может возвращаться к материалу, многократно повторять, а может пропустить известные ему сведения |
5 |
Общение |
Дистанционное обучение позволяет легко формировать различные профессиональные сообщества (например, сообщества специалистов по детскому фитнесу) |
Также слушатели определили и проранжировали недостатки дистанционного обучения. По их мнению, главными недостатками дистанционного обучения являются: отсутствие прямого общения с руководителем курсов и нехватка практических занятиях в группе. Вместе с тем они отметили отсутствие постоянного контроля над выполнением упражнений и недостаточную интерактивность современных курсов дистанционного обучения. На последнее место они поставили необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, а также отметили, что им не хватает компьютерной грамотности и условий для выполнения движений по большой амплитуде, которые могут привести к травмоопасности занятий в домашних условиях.
У преподавателей также есть определенные сложности при работе с группой. Прежде всего, это отсутствие гарантий на авторское право; интернет-троллинг и хейтерство; несоответствие трудоемкости выполняемой работы в дистанционном формате нормативам их учебной нагрузки (объем проверочных работ, видео, разработка интерактива и др.); высокие риски для здоровья преподавателей (опорно-двигательный аппарат, глаза, гиподинамия, нервное напряжение); ненормированный рабочий день в общении с обучающимися и перепиской в Интернете (дополнительные индивидуальные консультации); вынужденные неоплачиваемые затраты (времени, финансов, обучения - переподготовка и др.); высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения (недостаточная квалификация по разработке); программы дистанционного обучения либо очень дороги, либо неудобны в использовании.
Также следует отметить различные варианты организации работы курсов в разных вузах. Так, в большом числе вузов, как негосударственных, так и государственных, дистанционное обучение сводится практически к некоему дистанционному экстернату – обучающиеся получают доступ к той или иной платформе, где размещены тексты лекций и других материалов, контрольные вопросы и тестовые задания, выполнение которых и является основанием для аттестации. «Живого» общения или переписки с преподавателями - не предусмотрено. В другой части учебных заведений самостоятельное освоение учебного материала осуществляется при взаимодействии с куратором курсов (есть возможность связаться либо по электронной почте, либо в виде консультации по телефону или скайпу).
На наш взгляд, наиболее оптимальным является вариант работы курсов по детскому фитнесу в РГПУ им. А.И. Герцена. Это предполагает, помимо размещенных лекционных материалов, вопросов и тестов, доступ слушателей к видео с методикой обучения каждого программного упражнения с детальным его разбором, а также видео с выполнением упражнения целиком с музыкальным сопровождением. Следует особо отметить наличие «контактного» времени работы педагогов со слушателями. Лекции читаются преподавателями курсов в режиме онлайн с использованием платформ Zoom либо Google Meet, а также нами разработаны варианты проведения практических занятий онлайн. Все вопросы, возникающие у обучающихся, можно задать преподавателю лично. Также осуществляется контроль освоения техники выполнения упражнений и методики их обучения слушателями. Все изученные упражнения они должны присылать преподавателю в виде видеозаписи. Педагоги изучают полученный материал и дают необходимые рекомендации по исправлению тех или иных недочетов и усовершенствованию выполнения упражнений.
На основании проведенных нами исследований, а также опыта коллег [4; 7] дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения, на наш взгляд, связано со следующими факторами. Это мультимедийность (озвученные видео- и слайд-фильмы, анимация, графика); насыщенная интерактивность; использование аудио и видео; многообразие контрольных и тестовых заданий; увеличением объема учебного материала, который благодаря мультимедиа легко усваивается; общение слушателей между собой в социальных сетях (создание групп).
Для эффективного обучения слушателям предпочтительнее предлагать краткосрочные, но более информативные курсы. Теоретические знания должны быть конкретные и глубокие. Обязательно следует давать дополнительные источники научной, учебно-методической литературы и методических материалов для самостоятельного изучения. Практических занятий должно быть больше, чем теории. Акцент следует делать на методике обучения, используя в основном расчлененный метод обучения. Фитнес-программы предлагать востребованные, инновационные, научно обоснованные, апробированные, эффективные, разработанные на перспективу. Каждая программа должна быть обеспечена методическим пособием, аудио- и видеоматериалами. По возможности следует применять смешанный формат обучения - это отметили 100% участников эксперимента.
Заключение. На основании проведенных опросов слушателей и преподавателей считаем, что для эффективной работы курсов повышения квалификации в дистанционном формате должны быть разработаны: рекомендации по профилактике травматизма обучающихся в домашних условиях; нормативные акты по сохранению здоровья преподавателей, работающих в дистанционном формате; нормативы по учебной нагрузке преподавателей (рабочие дни) и условия проведения; финансовая поддержка преподавателей с учетом реально затраченного времени и материальных затрат. Применительно к подготовке специалистов по детскому фитнесу можно констатировать, что потребность в специалистах по фитнесу велика, сфера их профессиональной деятельности развивается, вызывает интерес и по мере улучшения благосостояния нашего общества и повышения качества жизни населения будет постоянно увеличиваться [8]. В заключение следует отметить, что сегодня возникает необходимость в разработке новых моделей обучения, интегрирующих дистанционные и традиционные технологии в очном формате, которые позволят перейти к новому уровню подготовки кадров на курсах повышения квалификации и профессиональной подготовки по детскому фитнесу, отвечающему требованиям современного общества. При этом рациональная пропорция включения дистанционного обучения в традиционное при сохранении требований и стандартов последнего - задача, требующая своего дальнейшего разрешения [9].
Более того, необходимость овладения новыми платформами и различными информационными продуктами при обучении позволит слушателям курсов расширить собственные возможности и экстраполировать полученный в ходе обучения опыт на свое профессиональное взаимодействие с обучающимися, что сегодня крайне необходимо как в связи с ситуацией пандемии, так и в условиях неуклонно и стремительно наступающего технического прогресса.