В современных социально-экономических условиях подготовка студентов к инновационной деятельности в качественно новых форматах – одна из стратегических задач государственной политики Российской Федерации [1].
Актуальность проблемы формирования готовности студентов к инновационной деятельности как современного технологического вызова отражена в нормативных документах, обеспечивающих систему образования в университетах: Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Паспорте национального проекта «Наука», программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», типовом положении о студенческом научном объединении образовательной организации высшего образования, Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Плане проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий.
Цель исследования: проанализировать актуальность проблемы формирования готовности студентов к инновационной деятельности, раскрытой в нормативных документах, определить сущность понятия «готовность к инновационной деятельности во внеучебном процессе» и содержание его структурных компонентов.
Материал и методы исследования. В статье использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, логическое обобщение, систематизация.
Результаты исследования и их обсуждение
Проследим акценты употребления в нормативных документах Российской Федерации последних пяти лет понятий «инновационная деятельность», обеспечивающих систему подготовки современного студента.
В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (ред. от 15.03.2021) прослеживается социальный заказ на подготовку студентов, готовых создавать инновации через обеспечение их возможностями и условиями.
Выделены задачи для достижения цели научно-технологического развития:
– создание условий для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, тем самым обеспечивается развитие интеллектуального потенциала страны;
– развитие системы коммуникаций в области науки, технологий и инноваций, тем самым обеспечивается повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создаются условия для развития наукоемкого бизнеса.
В этом же документе обозначается ориентация на соединение науки и технологий с инновациями, так называемое новое единство – комплексный институт «науки, технологии и инновации» [2].
В 2018 г. акцент делается на ускорение инноваций, создание инфраструктуры для эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности. Паспорт национального проекта «Наука» направлен на решение задачи ускоренного технологического развития, расширение сети организаций, создающих и реализующих технологические инновации [3].
В 2021 г. утверждается Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», направленная на развитие инновационной деятельности в университетах. В ней прослеживается связь образования, производства и инноваций; именно предприятия формируют запрос на новую продукцию, а значит, и на подготовку выпускников, готовых создавать новое, искать новые идеи и решения. В указанном документе обозначено, что программы развития университетов должны включать мероприятия, направленные на вовлечение студентов в научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и инновационную деятельность и их поддержку. Субъектами модели развития университетов в рамках Программы «Приоритет 2030» выступают команды внедрения новых технологий, включающие студентов, готовых наполнить рынок научной продукции, следовательно, и рынок технологий [4].
В этом же 2021 г. выходит типовое положение о студенческом научном объединении образовательной организации высшего образования, разработанное Минобрнауки России, в котором обозначается важная роль студенческих научных объединений в формировании готовности студента к инновационной деятельности. Студенческое научное объединение трактуется как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся, занимающихся научно-исследовательской, инновационной, научно-просветительской деятельностью» [5].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) обозначаются важная роль инновационных разработок для образовательных организаций как открытых систем для внедрения инноваций, а также право обучающихся участвовать в инновационной деятельности. В Законе указано, что «инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями». Правом обучающихся, указанным в Законе, является участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций [6]. Университет должен стать платформой для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику. Из этого следует, что инновационная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в университетах.
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 16.04.2022) ориентирует университеты на реализацию инновационных проектов, создание и модернизацию инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [7].
План проведения Десятилетия науки и технологий (утв. 25.07.2022) направлен на увеличение количества талантливых студентов, занимающихся исследованиями и разработками. Результатом реализации плана должны стать построение студентами успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны [8].
В современных университетах Федеральные государственные стандарты указывают вектор профессиональной подготовки студентов, акцентируя внимание на необходимость формирования готовности к созданию инноваций. Несмотря на это, в большинстве случаев отсутствуют конкретные требования, алгоритмы, условия обеспечения этого процесса. А ведь именно социальный заказ формирует направление подготовки востребованного на рынке труда специалиста, в том числе для сферы инноваций.
Анализ нормативных документов показывает актуальность формирования у студентов готовности к инновационной деятельности, что отвечает современным технологическим вызовам. Следовательно, необходимо создавать новые модели, которые станут частью подготовки студентов к созданию инноваций.
Рассмотрим понятие «готовность студентов к инновационной деятельности» в научной литературе. Вопросами исследования этого понятия занимались такие ученые, как Т.Ф. Бородина, Л.С. Гавриленко, Н.С. Пономарева, А. В. Хуторской, И.А. Щеглова и др.
Н.С. Пономарева определяет готовность студентов к инновационной деятельности как «совокупность взаимосвязанных индивидуально-психологических особенностей личности, профессиональных и специальных знаний и умений в сфере инноваций, определяющих стремление к обучению новым способам и приемам выполнения деятельности, определенных компетенций, соответствующих данному виду деятельности» [9].
Т.Ф. Бородина готовность студентов к инновационной деятельности рассматривает как «закономерный результат целенаправленной профессиональной подготовки, проявляющийся в ценностном отношении личности к креативно-инновационной деятельности, сформированной мотивации к осуществлению этой деятельности, во владении системой знаний и умений в области инноватики и инновационных процессов, наличии определенного опыта по созданию и внедрению новшеств, навыках рефлексии и совокупности профессионально-личностных качеств, способствующих повышению эффективности креативно-инновационной деятельности» [10].
Несмотря на разноплановость подходов к проблеме формирования готовности студентов к инновационной деятельности, большинство исследователей рассматривают этот феномен применительно к учебному процессу. При этом почти не обозначается инновационный потенциал внеучебной работы в университете.
Мы согласны с мнением Л.С. Гавриленко, который отмечает, что «если мы хотим иметь стабильный качественный результат, то инновации должны касаться всех составляющих образовательной системы», в том числе внеучебного процесса» [11] .
Так, А.В. Хуторской под готовностью студента к инновационной деятельности во внеучебном процессе понимает внутреннюю силу, которая формирует инновационную позицию студента в рамках внеучебной деятельности. Это является предпосылкой эффективности образовательного процесса, стимулирующего максимальную реализацию профессиональных навыков студента, а также развитие его творческих способностей [12].
И.А. Щеглова в своем диссертационном исследовании отмечает важность внеучебной деятельности для высшего образования, а именно для развития у современного студента-инноватора универсальных навыков, качеств лидера, критического мышления, навыков командной работы [13].
Важную роль в формировании готовности студентов к инновационной деятельности во внеучебном процессе занимает деятельность студенческих научных объединений (как один из видов НИРС, дополняющих учебный процесс), перед которыми стоят задачи создания инновационных проектов. В связи с этим актуальным становится вопрос формирования готовности к инновационной деятельности студентов в условиях внеучебного процесса, наполненного разными возможностями для привлечения талантов и наращивания кадрового потенциала для сектора исследований и разработок, поддержки молодых ученых [14, 15].
Взяв за основу определения Н.С. Пономаревой, мы предлагаем рассматривать готовность студентов к инновационной деятельности во внеучебном процессе университета как совокупность профессионально значимых качеств современного студента, формируемых в целенаправленно созданной продуктивной среде, проявляющихся в системе ценностей и мотивации к инновациям, в знаниях и представлениях об инновациях, наличии практического опыта по созданию и внедрению инновационного продукта, навыках рефлексии собственной инновационной деятельности.
В структуре готовности студентов к инновационной деятельности во внеучебном процессе университета мы предлагаем различать ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностно-рефлексивный компоненты.
Ценностно-мотивационный компонент готовности включает стимулирующие мотивы, ценностные установки и потребности личности и выражается:
– в наличии устойчивой мотивации к занятию инновационной деятельностью;
– в понимании социальной значимости результатов инновационной деятельности;
– в желании и стремлении участвовать в инновационной деятельности в условиях студенческого коллектива;
– в потребности в достижении признания через инновационную деятельность.
Когнитивный компонент представляет собой владение понятийным аппаратом, знаниями и представлениями об инновационной деятельности и обнаруживается:
– в знании теоретических основ инновационной деятельности;
– в понимании логики построения этапов и реализации инновационной деятельности.
Деятельностный компонент готовности отображает практическую готовность студента к инновационной деятельности. Структура компонента представлена комплексом умений и способностей, необходимых для инновационной деятельности, таких как:
– способность к генерированию новых идей;
– умение выстраивать жизненный цикл инновационного проекта;
– коммуникативно-организаторские умения в процессе инновационной деятельности (инициирование взаимодействия, командная работа, деловое общение).
Личностно-рефлексивный компонент обеспечивает осмысление студентом своей инновационной деятельности, в ходе которой воплощаются в действительность оценка и переоценка своих способностей и возможностей, просчетов в деятельности, обнаруживается стремление к совершенствованию. Данный компонент выражается:
– в способности к осуществлению анализа результатов инновационной деятельности;
– в активности и результативности участия в инновационной деятельности.
Формирование у студентов вышеперечисленных компонентов готовности к инновационной деятельности позволит привлечь студентов к построению научной карьеры, созданию разработок по приоритетным направлениям технологического развития страны.
Заключение
В заключение отметим, что представленный анализ нормативных документов отражает актуальность формирования готовности студентов к осуществлению инновационной деятельности в целях решения важнейших технологических задач развития общества и страны. Реализация перспективных инициатив и проектов данных документов направлена на привлечение молодежи в сферу исследований и разработок.
Уточнено понимание сущности понятия «готовность студентов к инновационной деятельности во внеучебном процессе» как совокупность профессионально значимых качеств современного студента, формируемых в целенаправленно созданной продуктивной среде, проявляющихся в системе ценностей и мотивации, в знаниях и представлениях, наличии практического опыта по созданию и внедрению инноваций, навыках рефлексии собственной инновационной деятельности. Раскрыто содержание структурных компонентов понятия «готовность к инновационной деятельности во внеучебном процессе», которое представляет собой систему ценностей, мотивов, знаний и умений, необходимых для успешной инновационной деятельности. Представленный материал способен стать базой для проектирования педагогической модели формирования готовности студентов к инновационной деятельности во внеучебном процессе.