Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXPERIENCE OF USING INDIVIDUAL CREATIVE TASKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Garaeva E.A. 1
1 Orenburg State University
The article presents the experience of using individual creative tasks in the educational process of the university. Based on the analysis of scientific sources, the essential characteristic of the category «individual creative task» is clarified. The role of individual creative tasks in the professional training of future teachers is actualized. The complexes of individual creative tasks are presented, which are used when students study the academic disciplines «Methodology of pedagogical research», «Pedagogy of personal self-realization». The article notes that the use of individual creative tasks in the preparation of future teachers for bachelor's and master's degree educational programs ensures the development of pedagogical thinking, creativity; the formation of professional competencies, the value attitude of students to the profession, to pedagogical activity; the formation of practice-oriented foundations of pedagogical activity; actualization of the role of the teacher in the educational process. The implementation of individual creative tasks by students contributes to the formation of experience in solving problems, practical tasks and situations arising in the activity of a teacher. In the content of the fund of evaluation funds for academic disciplines, individual creative tasks comprise complexes of materials, the use of which allows for the evaluation of learning outcomes (the formation of relevant competencies). The experience presented by the author of the article proves that the use of individual creative tasks ensures the effectiveness and improvement of the quality of training of future teachers in university conditions.
assignment
study assignment
creativity
individual creative task
pedagogical activity

Важную роль в профессиональной подготовке студентов университета играет выполнение индивидуальных творческих заданий, которые составляют значительный объем в образовательном процессе. В подготовке будущих педагогов по образовательным программам бакалавриата и магистратуры использование индивидуальных творческих заданий осуществляется с целью развития педагогического мышления, формирования практико-ориентированных основ педагогической деятельности, а также с целью формирования опыта решения проблем, практических задач и ситуаций, потенциально возникающих в профессионально-педагогической деятельности педагога. Кроме того, индивидуальные творческие задания используются педагогами при оценке результатов обучения (показателей сформированности соответствующих компетенций) – их комплексы составляют значимый блок материалов, использование которых позволяет проводить оценку категории «владеть». В связи с этим актуальной является проблема разработки и использования индивидуальных творческих заданий с целью обеспечения эффективности и повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в образовательном процессе университета.

Цель исследования: презентация опыта разработки и использования индивидуальных творческих заданий в профессиональной подготовке студентов – будущих педагогов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры.

Материал и методы исследования. Ведущими методами исследования выступают изучение, анализ и обобщение накопленного опыта использования индивидуальных творческих заданий в профессиональной подготовке студентов университета. Разработка и использование индивидуальных творческих заданий проходили в Оренбургском государственном университете в процессе подготовки будущих педагогов по образовательным программам бакалавриата и магистратуры при изучении учебных дисциплин «Методология педагогического исследования», «Педагогика самореализации личности».

Результаты исследования и их обсуждение. Проблема разработки и использования индивидуальных творческих заданий не является новой в педагогической науке и в образовательной практике.

В настоящее время накоплен достаточный фонд научных знаний и методических материалов, отражающих:

– специфику творческих заданий, их роль в развитии личности обучающихся (П.В. Новиков) [1] и методику использования в образовательном процессе (С.А. Тихомиров, Л.В. Дмитриева) [2];

– акмеологический потенциал индивидуальных творческих заданий (Е.В. Рыкова) [3];

– роль индивидуальных творческих заданий для магистрантов в развитии личности будущего ученого и формирования его профессиональной компетентности (Н.В. Барсукова) [4], а также в развитии креативных способностей магистрантов (Е.В. Кремень, Ю.А. Кремень) [5];

– практический опыт использования индивидуальных творческих заданий в изучении социально-гуманитарных дисциплин в вузе (Е.А. Гараева) [6];

– выполнение студентами творческих заданий в качестве педагогического средства вовлечения их в квазипрофессиональную деятельность (С.П. Зубова, Л.В. Лысогорова) [7].

В ряде научных публикаций актуализируется роль индивидуальных творческих заданий в формировании личностных качеств будущего специалиста, востребованных современным обществом (Л.П. Лазурина) [8].

Следует подчеркнуть, что в педагогической науке творческие задачи выделяются в особый класс задач, исходя, прежде всего, из уровня неопределенности хода решения. Творческая задача – это задача, «для решения которой в науке или в голове человека до сих пор (до ее решения) нет общепринятых правил и положений, определяющих точную программу ее решения» [9].

Исследователи С.А. Тихомиров, Л.В. Дмитриева определяют творческое задание как педагогический феномен современного образования, выделяя ряд сущностных характеристик: сопряженность с проблемой; обращенность к внутреннему миру личности; обеспечение целостности освоения деятельности по созданию собственного продукта; предварительная подготовка и разработка материалов, составляющих содержание задания; обеспечение возможности индивидуализировать полученные результаты, нестандартно их представить [2].

Как отмечает П.В. Новиков, в основе выполнения творческих заданий лежит исследовательский поиск, активизирующий познавательную деятельность обучающихся. Выполняя творческие задания, обучающиеся приобщаются к самостоятельному поиску ответов на возникающие проблемы, у них формируются не только познавательные способности и интересы, но и такие важные качества личности, как настойчивость, трудолюбие, самокритичность, активность, объективность [1].

Е.В. Рыкова, определяя сущность понятия индивидуального творческого задания, делает акцент на ряде важных моментов, а именно: любое задание предполагает индивидуальные усилия по решению поставленных задач; решение любого задания носит отпечаток индивидуальности ее исполнителя; любая задача для каждого ее исполнителя является творческой, поскольку предполагает наличие неопределенности хода своего решения [3].

Проведенный анализ научной литературы позволяет утверждать, что категория «индивидуальное творческое задание», несмотря на широкое использование в педагогической терминологии, является одним из трудно определяемых понятий с точки зрения сущности и содержания.

Вместе с тем, проанализировав различные суждения исследователей относительно сущности и содержания рассматриваемой педагогической категории, под индивидуальным творческим заданием мы понимаем вид учебного задания, имеющий уникальное авторское решение, определяемое индивидуальными способностями субъекта, выполняющего задание, его общими и профессиональными компетенциями, а также индивидуальными личностными особенностями [6].

В образовательном процессе Оренбургского государственного университета индивидуальные творческие задания разрабатываются и реализуются в процессе профессиональной подготовки студентов различных направлений подготовки и специальностей. Представим собственный опыт разработки и использования индивидуальных творческих заданий в профессиональной подготовке студентов – будущих педагогов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры. Так, в изучении курса «Методология педагогического исследования» на практических занятиях будущие бакалавры направления подготовки «Педагогическое образование» выполняют индивидуальные творческие задания [10].

Раздел 1. Методология педагогики: определение, задачи, функции и уровни.

Задание 1. Обоснуйте разницу между принципом и требованием применительно к процессу проведения научного исследования в области образования. Приведите примеры из практики осуществления научного исследования, когда при его проведении авторы руководствовались рядом необходимых методологических принципов и учитывали определенные требования.

Задание 2. Охарактеризуйте условие альтернативности научного поиска. Приведите в качестве примера, как это условие реализуется на практике при осуществлении исследовательского поиска в рамках определенной проблемы в сфере образования.

Задание 3. Перечислите, какие виды научных исследований в педагогической науке Вы знаете. Приведите примеры различных видов педагогических исследований. Разработайте план проведения одного из видов педагогических исследований (выбрать проблему исследования и сформулировать тему необходимо самостоятельно).

Задание 4. Покажите на примере, как с помощью методологии педагогики обеспечивается всестороннее изучение какого-либо педагогического процесса или явления.

Задание 5. Дайте обоснование методологии педагогического исследования с позиции практической значимости для развития теории и практики образовательного процесса.

Раздел 2. Понятийный аппарат педагогического исследования.

Задание 1. Сформулируйте одну из актуальных, по Вашему мнению, проблем современного образования. Представьте методологический аппарат исследования этой проблемы, включающий тему, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу. Укажите, какие методы предполагается использовать при проведении данного исследования. Представьте логику проведения педагогического исследования.

Задание 2. Разработайте анкету по проблеме своего исследования (или самостоятельно сформулированной Вами теме педагогического исследования) в соответствии с требованиями к разработке диагностического инструментария. В анкете должно быть не менее 15 вопросов закрытого и открытого характера.

Задание 3. Сформулитуйте тему педагогического исследования. Разработайте программу проведения наблюдения в соответствии с выбранной темой исследования. Укажите цель наблюдения, составьте программу наблюдения, продумав способы организации и регистрации данных – форму записи (бланк наблюдения). Продумайте и зафиксируйте критерии оценки результатов наблюдения.

Задание 4. Составьте библиографический список литературы не менее 20 источников по теме своего исследования (или самостоятельно сформулированной Вами темы педагогического исследования) в соответствии со стандартом оформления студенческих работ. Для осуществления поиска воспользуйтесь базами крупнейших электронных библиотек научных публикаций (КиберЛенинка, eLIBRARY.RU и др.).

Задание 5. Осуществите анализ обоснованности выбора исследовательских методов в авторефератах на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Раздел 3. Методология педагогического исследования проблем образования.

Задание 1. Сформулируйте пять наиболее важных в настоящее время, по Вашему мнению, проблем в системе образования. Предложите возможные варианты решения каждой из обозначенных Вами проблем.

Задание 2. Разработайте программу для проведения формирующего эксперимента по изучению проблемы развития компетентности преподавателя университета в области разработки и реализации электронных образовательных ресурсов.

Задание 3. Разработайте диагностический инструментарий для выявления уровня самореализации педагога в профессионально-педагогической деятельности.

Задание 4. Подберите методики, тесты и опросники, которые помогут педагогу в выявлении уровня профессионального саморазвития, а также определении сторон личности и сфер деятельности, нуждающихся в совершенствовании. Разработайте программу личностного и профессионального саморазвития педагога, включающую блоки «Самовоспитание», «Самообразование», «Самосовершенствование».

Задание 5. Проведите анализ научных публикаций на сайтах электронных библиотек КиберЛенинка и eLIBRARY.RU по проблеме проведения исследований в области педагогической науки. Сделайте подборку статей 2021 и 2022 гг. по данной теме. На основании изучения данных научных публикаций сделайте вывод о характере и специфике современных проблем образования.

Следует отметить, что выполнение студентами индивидуальных творческих заданий по дисциплине «Методология педагогического исследования» способствует наиболее эффективному формированию целостного представления о сущности, ваимосвязи и роли в педагогическом исследовании методологических категорий (проблема, актуальность, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования); обеспечивает эффективное формирование компетенций в области организации и проведения педагогического исследования, опыта решения проблем педагогической науки и практики.

Представим также фрагмент комплекса индивидуальных творческих заданий, которые выполняются на практических занятиях, а также используются в качестве самостоятельной работы магистрантами направления подготовки «Педагогическое образование» в изучении курса «Педагогика самореализации личности».

Раздел 1. Я-концепция личности и проблема самостановления человека.

Задание 1. Подберите методики (опросники, тесты, шкалы для диагностики и оценки), позволяющие проводить исследование самооценки, самосознания и самопознания личности. Подготовьте методику (опросник, тест, шкалу для диагностики или оценки) для проведения на практическом занятии в группе. Подготовленная методика должна быть авторской, не быть объемной и сложной в подсчете и представлении результатов.

Задание 2. Изучите схематическую структуру Я-концепции, представленную в работе В.Г. Маралова «Основы самопознания и саморазвития». Подготовьте сообщение о том, какие мысли о себе, о своих чувствах, о своих качествах и свойствах личности, о личности в целом, о своем отношении к себе, о своих самооценках возникли у Вас в ходе анализа представленной структуры Я-концепции. Как Вы считаете, позволяет ли анализ данной структуры и работы по составлению собственной Я-концепции найти причины низких или высоких самооценок, удовлетворенности или неудовлетворенности собой, а также сформировать намерения самосовершенствоваться или, наоборот, все оставить как есть. Предложите свою схему (рисунок/модель) структуры Я-концепции.

Раздел 2. Стрессогенность, самоконтроль и самореализация личности.

Задание 1. Известно: различные приемы приспособления к трудным жизненным условиям включают в себя изменение отношения к ситуации, а также переосмысление собственных личностных особенностей. Изменение отношения к ситуации реализуется с помощью различных техник. На основе проведенного анализа различных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций (в том числе, «идущее вниз сравнение» и «идущее вверх сравнение») разработайте свою модель стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями.

Задание 2. На основе изучения различных механизмов развития самоконтроля разработайте свой собственный комплекс приемов развития самоконтроля.

Задание 3. Разработайте программу личностного и профессионального саморазвития педагога на один год. В программе отразите мероприятия, обеспечивающие развитие личности педагога в следующих направлениях: самообразование; повышение педагогического мастерства; самовоспитание; совершенствование творческих способностей; сфера коммуникации; сфера досуга и отдыха.

Опыт использования индивидуальных творческих заданий при изучении дисциплины «Педагогика самореализации личности» расширяет представление студентов, обучающихся в магистратуре, о сущности, принципах и механизмах самопознания, саморазвития, самореализации. Выполняя творческие задания, студенты приобщаются к практическому опыту, осваивают на практике приемы самопознания, овладевают умениями и навыками самореализации личности в жизни и в профессиональной деятельности, получают опыт разработки программ самореализации, личностного и профессионального саморазвития, актуализируя возможные пути и сферы для саморазвития и самосовершенствования в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Заключение. Индивидуальные творческие задания представляют собой особый вид учебных заданий, имеющих уникальное авторское решение, определяемое индивидуальными способностями субъекта, выполняющего задание, его общими и профессиональными компетенциями, а также индивидуальными личностными особенностями. Использование индивидуальных творческих заданий в подготовке будущих педагогов обеспечивает развитие педагогического мышления, креативности; формирование профессиональных компетенций; формирование ценностного отношения студентов к профессии, к педагогической деятельности; формирование практико-ориентированных основ педагогической деятельности; актуализацию роли педагога в образовательном процессе; способствует формированию опыта решения проблем, практических задач и ситуаций, возникающих в деятельности педагога.