Разработка и реализация программ высшего образования осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, которые в последние 15–20 лет меняются (актуализируются) практически стремительно. Включение Российской Федерации в Болонский процесс в 2003 г. стало поворотным моментом, интенсифицирующим процесс внедрения третьего поколения образовательных стандартов для высшей школы. Одной из ключевых перемен, предпринятых в связи с подписанием Болонской декларации, стало выделение в качестве отдельных уровней образования бакалавриата и магистратуры, хотя бакалаврские и магистерские программы существовали в нашей стране и в 1990-е гг. Важным преимуществом реализации такого подхода к построению образовательного процесса в вузах стала возможность студентов после получения бакалаврского диплома корректировать свою образовательную траекторию и обучаться в магистратуре по иному направлению подготовки. Например, получив диплом по направлению подготовки 46.03.01 История, выпускник бакалавриата мог продолжить образование в магистратуре по направлению 43.04.02 Туризм, направленность (профиль) Событийный туризм, что расширяло возможности его трудоустройства.
Первый выпуск федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) вступил в действие с 2010–2011 гг. (по мере утверждения); второй выпуск (ФГОС ВО 3+) – в 2014–2015 гг., реже – 2016; ФГОС ВО 3++ принимались и вводились в действие по мере утверждения в 2018, 2019 гг., часть стандартов – в 2021 г. Введение и динамичная актуализация образовательных стандартов связаны с ускорением глобальных процессов в России и мире, стремительным распространением информационных технологий в различных сферах общественной жизни, внедрением новых научных изобретений и технологий, быстрым обновлением знаний и перечня профессий, требующих повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
Введение стандартов поколения ФГОС (стандартов 3-го поколения) было обусловлено необходимостью перехода от «знаниевого компонента» к компетентностному. Трансформация (актуализация) ФГОС ВПО (3) во ФГОС ВО (3+) была проведена с целью приведения образовательных стандартов в соответствие Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативно-правовым актам федерального уровня. Необходимостью учета профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП) обусловлены новая актуализация ФГОС ВО (3+) и появление ФГОС ВО (3++). Спецификой ФГОС ВО 3++ является их ориентация на профессиональные стандарты, что в целом ряде случаев требует кропотливой работы по изучению профессиональных стандартов и проработки механизмов учета основных положений последних при разработке программ высшего образования.
Отличительными чертами образовательных стандартов третьего поколения являются:
- возможность совместно с обучающимися и объединениями работодателей выбирать конкретные виды профессиональной деятельности, чтобы обеспечить лучшую готовность выпускников к работе;
- самостоятельная разработка вузами образовательных программ бакалавриата и профессиональных компетенций для них, что развивает конкуренцию между образовательными организациями: это в итоге приводит к повышению качества образования;
- возможность устанавливать порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся и определять виды практик, что также «работает» на профессиональную подготовку будущих специалистов;
- самостоятельная разработка вузами конкретных форм и процедур текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине/ практике, оценочных материалов к ним при оценке качества освоения образовательных программ.
Кроме перечисленных характерных черт, следует отметить еще важные особенности стандартов третьего поколения:
- научно-исследовательская работа студентов теперь является обязательным компонентом образовательной программы, особенно это касается магистратуры. Такой подход позволяет готовить более квалифицированных специалистов с научным видением профессиональных процессов и проблем;
- в формировании требований к выпускникам, в разработке и реализации образовательных программ активно участвуют объединения работодателей, предлагая включение определенных дисциплин в образовательную программу и участвуя в составе Государственных экзаменационных комиссий. Представители работодателей руководят выпускными квалификационными работами и предлагают их темы, участвуют в организации практической подготовки студентов. Все указанные, а также иные формы участия работодателей и их объединений в подготовке выпускников позволяют преодолеть различия между требованиями работодателей, потребностями конкретного предприятия и реалиями обучения.
Окончательный переход на новые ФГОС ВО завершился в сентябре 2021 г. Одной из ключевых особенностей ФГОС ВО 3++ является конкретизация требований к рабочему месту будущего выпускника. Предыдущие выпуски образовательных стандартов (ФГОС ВПО (3) и ФГОС ВО (3+) содержали требования формирования определенных компетенций в очень общем виде, между тем ФГОС ВО (3++) устанавливают четкие параметры, которые приближают высшее образование к требованиям работодателей в той или иной профессии, нацеливают обучение в вузе на формирование компетенций деятельности по конкретной специальности или направлению подготовки.
Целями исследования являются анализ подходов к проектированию ОПОП высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 06.03.01 Биология в классическом университете, выявление роли и значения профессиональных стандартов при формировании указанной образовательной программы с учетом требований современного рынка труда, выраженных в профессиональных стандартах.
Материал и методы исследования. При проведении исследования по проблеме проектирования основных профессиональных образовательных программ были использованы методы анализа, сопоставления и систематизации информации, извлеченной из научной литературы и нормативных документов федерального и локального (вузовского) уровня. Для достижения цели исследования и решения поставленных в нем задач были использованы теоретические труды и методические разработки ученых и организаторов образовательного процесса, специалистов в области управления образовательными системами. В контексте темы исследования работали отечественные ученые, исследуя вопросы проектирования образовательных программ [1–3] и использования при этом профессиональных стандартов [4–6]. Детальному анализу были подвергнуты тексты ФГОС ВО, нормативные документы федерального уровня, а также учебно-методическая документация и локальные нормативные акты, определяющие порядок и процедуру проектирования основных профессиональных образовательных программ. Были использованы такие методы, как анализ (изучение и описание структурных компонентов образовательных программ); сопоставление (сравнение различных профессиональных стандартов между собой и определение на основе выявленных существенных характеристик возможности их использования в конкретной образовательной ситуации, конкретной образовательной организации, в том числе учитывая потребности регионального рынка труда). Изучение взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов было осуществлено комплексно и системно, то есть с учетом разнообразных внешних обстоятельств и внутренних факторов развития образовательных институтов. В статье обобщен практический опыт авторов по разработке основных профессиональных образовательных программ.
Результаты исследования и их обсуждение. Мы исходим из того, что профессиональный стандарт является нормативным документом, ориентированным на определенный вид профессиональной деятельности и служащим целям подбора специалистов и их дальнейшего профессионального совершенствования. Структура профессионального стандарта определена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» и представлена четырьмя разделами:
Раздел I. Общие сведения.
Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
Раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта [7].
В раздел II профессиональных стандартов включены перечень обобщенных трудовых функций и составляющие их трудовые функции. В разделе III профессиональных стандартов обобщенные трудовые функции конкретизируются через перечень требований к образованию и обучению, опыту практической деятельности, особым условиям допуска к работе, а выполнение трудовых функций предполагает возможность выполнения определенных трудовых действий, а также владение необходимыми знаниями и умениями.
ОПОП ВО бакалавриата, реализуемая РГУ имени С.А. Есенина по направлению подготовки 06.03.01 Биология, направленность (профиль) Биоинженерия и биотехнология, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную университетом с учетом требований регионального рынка труда на основе ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки, утвержденному приказом Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920, с учетом требований профессиональных стандартов:
– 26.024 Профессиональный стандарт «Специалист в области биотехнологии биологически активных веществ», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.07.2020 г. № 441н;
– 26.008 Профессиональный стандарт «Специалист-технолог в области природоохранных (экологических) биотехнологий», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2015 г. № 1046н.
Для формирования ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 Биология на основе ФГОС ВО 3++ с учетом профессиональных стандартов нами были проанализированы области и сферы профессиональной деятельности, указанные в стандарте. Из каждой области профессиональной деятельности были отобраны для детального анализа все профессиональные стандарты, как указанные в Приложении ко ФГОС, так и размещенные на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Из области профессиональной деятельности 01 Образование и наука при разработке образовательной программы можно взять два профессиональных стандарта: ПС 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [8] и ПС 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых. Оба указанных стандарта подходят для разработки ОПОП при наличии педагогического типа задач. Их использование необходимо, на наш взгляд, в целях расширения профессиональной подготовки и увеличения возможностей трудоустройства выпускников, в том числе в образовательные организации общего образования, а также в организации дополнительного образования детей и взрослых.
Из области профессиональной деятельности 02 Здравоохранение утверждено к настоящему моменту 87 профессиональных стандартов, но из этого количества к нашему уровню квалификации, образованию и возможной профессиональной деятельности можно отнести только два профессиональных стандарта, указанных в Приложении ко ФГОС 06.03.01 Биология: ПС 02.010 Специалист по промышленной фармации в области исследования лекарственных средств и ПС 02.016 Специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств [9, 10]. При наличии в вузе специализированных лабораторий и более углубленной химической составляющей образовательной программы реализация ОПОП с учетом данных профессиональных стандартов является перспективным направлением развития, в том числе для реализации цели диверсификации подготовки специалистов не только по фармацевтическим специальностям, но и в рамках классических направлений подготовки.
В области профессиональной деятельности 13 Сельское хозяйство разработано много профессиональных стандартов, но для предполагаемой профессиональной деятельности можно использовать только 4 для разработки ОПОП при соответствующей направленности (профиле). Из этих профессиональных стандартов возможно выбрать отдельные Обобщенные трудовые функции, которые можно будет выполнять в рамках получаемой профессии биолога. Это профессиональные стандарты: ПС 13.008 Специалист по фитосанитарному мониторингу и контролю качества семян, ПС 13.013 Специалист по зоотехнии, ПС 13.015 Специалист в области декоративного садоводства, ПС 13.023 Агрохимик-почвовед [11–14]. В качестве профилей основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата 06.03.01 Биология можно предложить следующие: Специалист в области ландшафтной архитектуры, декоративного садоводства и флористики; Биотехнология продуктов питания; Общая и прикладная биотехнология; Охотоведение; Биопочвоведение; Генетические ресурсы и биобезопасность; Биоресурсы; Физиология растений и биотехнология и др.
В области профессиональной деятельности 14 Лесное хозяйство, охота утверждены 15 профессиональных стандартов, но их невозможно использовать для разработки образовательных программ для специалиста-биолога, так как освоение профессиональных навыков и осуществление будущей профессиональной деятельности требуют изучения большого блока специальных дисциплин почвоведческого и сельскохозяйственного профиля, что негативно повлияет на общепрофессиональную подготовку биолога-бакалавра.
Из области профессиональной деятельности 15 Рыбоводство и рыболовство в настоящее время утверждено 5 профессиональных стандартов, но из этого количества к уровню квалификации и специфике выполнения профессиональных задач можно отнести только 2 профессиональных стандарта. Это ПС 15.003 Специалист по добыче (вылову) и обработке водных биологических ресурсов на судах рыбопромыслового флота, ПС 15.004 Специалист по водным биоресурсам и аквакультуре [15, 16]. Последний профессиональный стандарт использован для разработки ОПОП бакалавриата в РГУ имени С.А. Есенина. Указанные профессиональные стандарты могут быть полезны при разработке ОПОП соответствующего профиля при расширении блока дисциплин по водным биоресурсам. Предлагаем следующие профили подготовки с учетом данных профстандартов: Гидробиология и ихтиология; Водные биоресурсы и аквакультура. Данные профили подготовки могут быть перспективными в рамках осуществления импортозамещения и создания продуктов питания из полноценного сырья.
В области профессиональной деятельности 26 Химическое, химико-технологическое производство разработано 34 профессиональных стандарта, из этого количества к нашему уровню квалификации и возможному использованию для разработки ОПОП относят 2: ПС 26.008 Специалист-технолог в области природоохранных (экологических) биотехнологий, ПС 26.024 Специалист в области биотехнологии биологически активных веществ [17, 18]. Остальные профессиональные стандарты требуют весомого блока дисциплин химической подготовки. При разработке ОПОП ВО на основе ПС 26.024 Специалист в области биотехнологии биологически активных веществ возможно введение следующих профилей ОПОП: Микробиология; Медицинская биохимия и микробиология; Генетика, микробиология и биотехнология.
Таким образом, в рамках проектирования и подготовки к реализации направления подготовки 06.03.01 Биология можно сформировать несколько профилей подготовки с учетом профессиональных стандартов из разных областей и сфер профессиональной деятельности, что и показало проведенное нами исследование.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Переход образовательной деятельности на ФГОС ВО 3++ был обусловлен необходимостью учета профессиональных стандартов при разработке ОПОП ВО, определенными требованиями к конкретному рабочему месту выпускников, в то время как предыдущие редакции ФГОС включали в себя только перечень компетенций различного типа.
2. В ходе исследования определены основные подходы к формированию образовательной программы бакалавриата на основе ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 06.03.01 Биология, предложены профессиональные стандарты для их использования при разработке ОПОП.
3. С учетом предлагаемых профессиональных стандартов представлены возможные профили подготовки в рамках бакалавриата 06.03.01 Биология с целью диверсификации образовательных программ и увеличения возможностей трудовой деятельности выпускников в различных сферах экономики. Среди профилей, которые могут быть реализованы в образовательном процессе, выявлены следующие: Специалист в области ландшафтной архитектуры, декоративного садоводства и флористики; Биотехнология продуктов питания; Общая и прикладная биотехнология; Охотоведение; Биопочвоведение; Генетические ресурсы и биобезопасность; Биоресурсы; Физиология растений и биотехнология; Гидробиология и ихтиология; Водные биоресурсы и аквакультура; Микробиология; Медицинская биохимия и микробиология; Генетика, микробиология и биотехнология.