Исследование профессиональной мотивации студентов актуально, поскольку дает возможность преподавателю использовать эти факторы при организации учебного процесса и оптимизировать его, реализуя также принципы личностно ориентированного образования. Как утверждает Е.А. Куприянов, профессиональная мотивация представляет собой «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [1]. При этом ведущим фактором становления профессиональной личности является процесс профессионального самоопределения.
Согласно мнению ряда специалистов, «успешность профессионального самоопределения на ранних этапах освоения профессиональной деятельности, эффективность его психолого-педагогического обеспечения в ходе профессиональной подготовки в значительной мере обусловливают процесс достижения мастерства в профессии, максимальной творческой самореализации специалиста и достижения высшего уровня жизненной самореализации» [2]. В свою очередь, мотивационная и ценностно-смысловая направленность, профессиональная самооценка и саморегуляция являются компонентами такого важного понятия, как «профессиональное самосознание». Изучение данных компонентов может выступать в качестве критериев для оценки сформированности у студентов уровня профессионального самосознания.
Проблема профессиональной мотивации входит в круг интересов многих ученых, однако в большинстве своем используемые ими методики ориентированы на определенную национальную группу и адаптированы к исследованию мотивации обучающихся определенных профессиональных сфер, например будущих педагогов [3, 4]. В современных исследованиях профессиональной мотивации студентов медицинских вузов мотивы профессионального выбора рассматриваются в контексте либо профессионально значимых качеств врача, либо ценностных ориентаций [5, 6]. В настоящей работе результаты проведенного анкетирования описываются с точки зрения педагогов-практиков, использующих выводы об особенностях профессиональной мотивации студентов – представителей различных культур в педагогическом процессе. Ответы респондентов в тексте статьи выделены курсивом.
Цель исследования – описать факторы профессиональной мотивации российских и иностранных студентов первого курса медицинского вуза и представить рекомендации по их учету в педагогическом процессе.
Материал и методы исследования. Объектом настоящего исследования являются национальные различия профессиональной мотивации российских студентов и студентов дальнего зарубежья, обучающихся на первом курсе лечебного факультета РязГМУ имени академика И.П. Павлова. Представляемое в данной статье исследование имеет ряд особенностей:
1) добровольность участия, которая обусловливает высокий уровень мотивации опрошенных;
2) использование межкультурной коммуникации, поскольку с учетом контингента были выделены группы не по языковому, а по национальному признаку;
3) участие в обсуждении вопросов анкеты представителей каждой из национальных групп; кроме того, к каждой иностранной группе были прикреплены русские студенты, владеющие языком-посредником;
4) использование анкетирования в качестве основного метода исследования с целью формулирования универсальных для каждой национальной группы вопросов.
В ходе исследования нами была составлена анкета, структура которой включала в себя два основных блока. Для выявления профессионального самоопределения респондентов были сформулированы следующие вопросы:
· Что повлияло на Ваш выбор профессии врача?
· В чем вы видите смысл выбранной Вами профессии?
· Каково Ваше личное отношение к уровню медицинского обслуживания в Вашей стране?
Вопросы, помогающие раскрыть особенности становления профессионального самосознания, были сформулированы таким образом:
· Как Вам кажется, какими свойствами, необходимыми для профессии врача, Вы обладаете?
· Какие черты характера, необходимые для выбранной Вами профессии, Вы хотели бы выработать у себя в будущем?
· Кто, по-вашему, может называться успешным врачом?
С учетом того, что иностранные студенты обучаются с сервисом перевода, текст анкеты был составлен на английском и французском языках, что позволило провести анкетирование студентов не только в российской, но и в арабской и индийской аудиториях. В каждой из опрошенных национальных групп было по 35 студентов первого курса.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты анализа полученных ответов у различных национальных групп выявили определяющие факторы мотивации выбора будущей профессии: престижность профессии врача, самореализация потребностей и наклонностей личности в области медицинской науки, стремление помогать людям и приносить пользу обществу, а также авторитетное мнение родителей. Как видно из приведенной ниже диаграммы (рис.), для русских и арабских студентов доминирующими являются популярность и престижность профессии в обществе, а также стремление к самореализации. Непререкаемый авторитет родителей и их мнение оказали решающее влияние на профессиональное самоопределение в группе индийских студентов. Кроме того, для этой группы респондентов немаловажным является материальный фактор, поэтому в своих анкетах они указывали материальное вознаграждение как один из мотивов выбора профессии, в отличие от арабских студентов. По мнению последних, врача отличают бескорыстность и готовность к оказанию помощи пациентам независимо от их расовой принадлежности и вероисповедания.
Факторы мотивации профессии выбора врача
Смысл профессии врача, по мнению всех студентов, принимавших участие в анкетировании, заключается в помощи людям и их лечении, поскольку миссия врача благородна и гуманна.
Неоднозначна оценка уровня медицинского обслуживания в различных национальных группах респондентов. Качество медицинского обслуживания в России студенты оценивают как «средний» (43%) или «низкий» (28%). Оценка арабских студентов варьируется от «хорошо» (45%) до «неудовлетворительно» (38%). Ответы индийских студентов на данный вопрос представлены незначительным количеством и содержат в большинстве своем отрицательные характеристики, например факт доступности медицинского обслуживания только для материально обеспеченных граждан.
Перейдем к рассмотрению результатов анализа ответов на вопросы второго блока анкеты. Отвечая на вопрос: «Как Вам кажется, какими свойствами, необходимыми для профессии врача, Вы обладаете?», арабские студенты не выделяли собственные личностные качества, а называли свойства, которыми, по их мнению, должен обладать врач в целом (любовь к медицине, серьезность, ответственность, активность, желание помочь, спокойствие, терпение, обходительность, смелость, великодушие и честность). Вместе с тем арабские респонденты полагают, что им необходимо работать над приобретением важных профессиональных и общечеловеческих качеств, таких как компетентность, образованность, обходительность, дисциплинированность и ответственность, понимание больных, такт и терпение, человечность, доброта и честность.
Русские студенты, отвечая на вопрос о необходимых для профессии врача свойствах, которыми они обладают, называют целеустремленность, упорство, которое помогает всегда добиваться своего, организованность, пунктуальность, ответственность, самоотдачу, педантичность и усердность, тягу к медицине, склонность к изучению человеческого тела. Главными качествами, которые студенты хотят выработать у себя в будущем, являются трудолюбие и усидчивость. По их мнению, им не хватает настойчивости и силы воли, организованности и скорости реагирования, внимательности. Среди прочих русские респонденты выделяют качества, необходимые для успешной коммуникации, такие как умение общаться с людьми и умение слушать, отличная разговорная речь. Студенты осознают, что для успешной профессиональной самореализации им необходимо вырабатывать у себя трудолюбие, организованность, силу воли, хладнокровие, настойчивость и усидчивость, внимательность, четкость и скорость реагирования, умение общаться с людьми и хорошее к ним отношение.
Индийские студенты отмечают у себя ряд качеств, которые могут положительно сказаться на выполнении их будущих профессиональных обязанностей. К ним относятся любознательность и новаторство, ответственность, терпение и упорство, любовь и доброта. При этом индийские студенты хотели бы формировать у себя свойства, направленные на саморазвитие (быстрота в принятии решений, накопление профессиональных навыков), а также на взаимодействие с внешним миром, а именно на его улучшение (любовь к людям, содействие развитию медицины, преданность делу).
С точки зрения русских и арабских студентов, успешный врач – это профессионал в своей области, специалист высокого класса, который постоянно стремится к повышению профессионального уровня [7].
Кроме того, русские студенты акцентируют внимание на том, что для успешной профессиональной деятельности врачу необходимо постоянно расширять свой кругозор и заниматься научной деятельностью, а в качестве отличительных черт успешного врача они отмечают милосердие и коммуникативность, любовь к выбранной профессии. Успешный врач – это тот, кто готов помочь людям в любую минуту, не требуя за это вознаграждения; кто не потерял себя в гонке за высокие места, тот, для кого более важно здоровье людей, чем личное обогащение.
Профессионализм и любовь к профессии также названы индийскими респондентами как качества, необходимые для успешного врача, наряду с признанием среди своих пациентов. Олицетворением успешного врача для некоторых индийцев является, например, отец, а кто-то образцом такого врача считает Мать Терезу.
Одним из фактов, подтверждающих практическую значимость проведенного исследования, является то, что доклад студентов, помогавших проводить анкетирование, был опубликован в университетском сборнике лучших научных студенческих докладов. «Выявление и учет ведущих профессиональных потребностей и наклонностей студентов разных национальностей внутри межкультурного сообщества университета является залогом успешного обучения и необходимого в современном обществе уважительного международного сотрудничества», – такой вывод сделали студенты в своей работе [8].
Реальность современного учебного процесса в Рязанском государственном медицинском университете, как и во многих российских университетах, такова, что «студенческие группы представляют собой разноуровневые и часто разновозрастные многонациональные сообщества, объединенные языком-посредником, который студенты знают также на разном уровне» [9]. Кроме того, для педагогов, работающих со студентами первого курса, важно учитывать процессы адаптации, происходящие в студенческой группе. Специалисты считают, что «для дальнейшей учебы важен не только уровень учебной мотивации», но и сама «структура мотивов учебной деятельности» [10].
Практика работы в разноуровневой поликультурной группе студентов первого курса позволяет утверждать, что для педагога важным является организовать педагогический процесс таким образом, чтобы давать студентам задания разного уровня на разнообразные виды учебной деятельности с учетом их индивидуально-личностных и культурных особенностей. Это дает возможность также углубленно формировать многие универсальные и профессиональные компетенции (умение работать в команде, навыки научно-исследовательской работы, творческий поиск, коммуникативные навыки). При организации учебного процесса в разноуровневой аудитории преподавателю следует опираться на общие важные для представителей данных этносов мотивационные факторы и в то же время дифференцировать задания с учетом культурных различий. Поэтому в учебный процесс должны быть включены задания, выполняемые по микрогруппам, в которых используется командная работа; разноуровневые задания (от заданий на повторение и отработку стандартных навыков до творческих олимпиадных заданий); задания проектные и способствующие развитию научно-исследовательских компетенций. При выполнении последних происходит также осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования. Кроме того, в процессе преподавания следует формировать определенные стороны профессиональной мотивации. Так, в аудитории российских студентов необходимо выбирать не только задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью, но и задания, которые будут помогать развивать эмпатию, коммуникативную компетенцию, навыки самоанализа и самооценки, чтобы выработать привычку повышать свой профессиональный уровень. Помимо заданий, подразумевающих самопроверку и взаимопроверку, следует использовать большой развивающий и творческий потенциал заданий проектного типа [11]. В аудитории арабских и индийских студентов при изучении гуманитарных дисциплин важно использовать тексты о великих врачах древних времен и современности, поскольку представители этих национальностей считают очень важным наличие у врача личностных качеств: такта, понимания больных, толерантности, доброты. Студенты из Индии отмечают среди качеств, которые должны быть присущи врачу, быстроту принятия решений. В группе таких студентов следует практиковать использование ситуационных задач, а также кейсов, связанных с совершенствованием медицинского обслуживания. Студенты-индусы хорошо справляются с заданиями, в которых есть опорные слова и выражения, однако задания творческого характера вызывают у них определенные сложности.
Заключение
Полученные нами результаты исследования помогли выявить как универсальные, так и специфические для представителей разных культур особенности профессиональной мотивации. Их следует учитывать в используемом на занятиях типе учебного материала и разных образовательных технологиях. Проведенное анкетирование стало мотивационным фактором и помогло развить коммуникативные компетенции и навыки межкультурного общения в единой образовательной среде.
Студенты первого курса, в особенности студенты-иностранцы, нуждаются в успешной и полной эффективной адаптации. При эффективной организации учебного процесса преподавателем в разноуровневой поликультурной группе с учетом профессиональной мотивации студентов разных культур реализуются принципы личностно ориентированного и развивающего обучения.