Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL MOTIVATION OF MEDICAL STUDENTS: PEDAGOGICAL ASPECT

Kechina E.A. 1 Nasekina S.N. 1 Kalinina M.A. 1
1 Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov of the Ministry of Health of Russia, Ryazan
This article presents the results of an experimental study of the culturally determined specifics of the image of a doctor from the point of view of Russian and foreign first-year students of the medical faculty of Ryazan State Medical University named after I.P. Pavlov. The results of the analysis of the obtained data allowed the authors to identify the most significant factors that determine the professional choice and professional self-determination of respondents - representatives of various national groups. In the course of the study, we developed a questionnaire, the text of which was translated into English and French using the double translation method. Universal and national features of professional motivation must be taken into account when planning and implementing the educational process in a medical university, especially in connection with the need to adapt first-year students. Work practice in a multi-level multicultural group of 1st year students allows us to assert that the organization of the pedagogical process is important for the teacher taking into account the individual, personal and cultural characteristics of students. A necessary condition for the implementation of this approach to learning is the development of tasks of different levels for various types of educational activities. This also makes it possible to form in depth many universal and professional competencies. The teacher should rely on common motivational factors that are important for representatives of these cultures and at the same time differentiate tasks taking into account their national differences.
professional motivation
adaptation of medical students
taking into account national and cultural characteristics
optimization of the educational process at the university
Developmental education
personality-oriented learning

Исследование профессиональной мотивации студентов актуально, поскольку дает возможность преподавателю использовать эти факторы при организации учебного процесса и оптимизировать его, реализуя также принципы личностно ориентированного образования. Как утверждает Е.А. Куприянов, профессиональная мотивация представляет собой «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [1]. При этом ведущим фактором становления профессиональной личности является процесс профессионального самоопределения.

Согласно мнению ряда специалистов, «успешность профессионального самоопределения на ранних этапах освоения профессиональной деятельности, эффективность его психолого-педагогического обеспечения в ходе профессиональной подготовки в значительной мере обусловливают процесс достижения мастерства в профессии, максимальной творческой самореализации специалиста и достижения высшего уровня жизненной самореализации» [2]. В свою очередь, мотивационная и ценностно-смысловая направленность, профессиональная самооценка и саморегуляция являются компонентами такого важного понятия, как «профессиональное самосознание». Изучение данных компонентов может выступать в качестве критериев для оценки сформированности у студентов уровня профессионального самосознания.

Проблема профессиональной мотивации входит в круг интересов многих ученых, однако в большинстве своем используемые ими методики ориентированы на определенную национальную группу и адаптированы к исследованию мотивации обучающихся определенных профессиональных сфер, например будущих педагогов [3, 4]. В современных исследованиях профессиональной мотивации студентов медицинских вузов мотивы профессионального выбора рассматриваются в контексте либо профессионально значимых качеств врача, либо ценностных ориентаций [5, 6]. В настоящей работе результаты проведенного анкетирования описываются с точки зрения педагогов-практиков, использующих выводы об особенностях профессиональной мотивации студентов – представителей различных культур в педагогическом процессе. Ответы респондентов в тексте статьи выделены курсивом.

Цель исследования – описать факторы профессиональной мотивации российских и иностранных студентов первого курса медицинского вуза и представить рекомендации по их учету в педагогическом процессе.

Материал и методы исследования. Объектом настоящего исследования являются национальные различия профессиональной мотивации российских студентов и студентов дальнего зарубежья, обучающихся на первом курсе лечебного факультета РязГМУ имени академика И.П. Павлова. Представляемое в данной статье исследование имеет ряд особенностей:

1) добровольность участия, которая обусловливает высокий уровень мотивации опрошенных;

2) использование межкультурной коммуникации, поскольку с учетом контингента были выделены группы не по языковому, а по национальному признаку;

3) участие в обсуждении вопросов анкеты представителей каждой из национальных групп; кроме того, к каждой иностранной группе были прикреплены русские студенты, владеющие языком-посредником;

4) использование анкетирования в качестве основного метода исследования с целью формулирования универсальных для каждой национальной группы вопросов.

В ходе исследования нами была составлена анкета, структура которой включала в себя два основных блока. Для выявления профессионального самоопределения респондентов были сформулированы следующие вопросы:

· Что повлияло на Ваш выбор профессии врача?

· В чем вы видите смысл выбранной Вами профессии?

· Каково Ваше личное отношение к уровню медицинского обслуживания в Вашей стране?

Вопросы, помогающие раскрыть особенности становления профессионального самосознания, были сформулированы таким образом:

· Как Вам кажется, какими свойствами, необходимыми для профессии врача, Вы обладаете?

· Какие черты характера, необходимые для выбранной Вами профессии, Вы хотели бы выработать у себя в будущем?

· Кто, по-вашему, может называться успешным врачом?

С учетом того, что иностранные студенты обучаются с сервисом перевода, текст анкеты был составлен на английском и французском языках, что позволило провести анкетирование студентов не только в российской, но и в арабской и индийской аудиториях. В каждой из опрошенных национальных групп было по 35 студентов первого курса.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анализа полученных ответов у различных национальных групп выявили определяющие факторы мотивации выбора будущей профессии: престижность профессии врача, самореализация потребностей и наклонностей личности в области медицинской науки, стремление помогать людям и приносить пользу обществу, а также авторитетное мнение родителей. Как видно из приведенной ниже диаграммы (рис.), для русских и арабских студентов доминирующими являются популярность и престижность профессии в обществе, а также стремление к самореализации. Непререкаемый авторитет родителей и их мнение оказали решающее влияние на профессиональное самоопределение в группе индийских студентов. Кроме того, для этой группы респондентов немаловажным является материальный фактор, поэтому в своих анкетах они указывали материальное вознаграждение как один из мотивов выбора профессии, в отличие от арабских студентов. По мнению последних, врача отличают бескорыстность и готовность к оказанию помощи пациентам независимо от их расовой принадлежности и вероисповедания.

Факторы мотивации профессии выбора врача

Смысл профессии врача, по мнению всех студентов, принимавших участие в анкетировании, заключается в помощи людям и их лечении, поскольку миссия врача благородна и гуманна.

Неоднозначна оценка уровня медицинского обслуживания в различных национальных группах респондентов. Качество медицинского обслуживания в России студенты оценивают как «средний» (43%) или «низкий» (28%). Оценка арабских студентов варьируется от «хорошо» (45%) до «неудовлетворительно» (38%). Ответы индийских студентов на данный вопрос представлены незначительным количеством и содержат в большинстве своем отрицательные характеристики, например факт доступности медицинского обслуживания только для материально обеспеченных граждан.

Перейдем к рассмотрению результатов анализа ответов на вопросы второго блока анкеты. Отвечая на вопрос: «Как Вам кажется, какими свойствами, необходимыми для профессии врача, Вы обладаете?», арабские студенты не выделяли собственные личностные качества, а называли свойства, которыми, по их мнению, должен обладать врач в целом (любовь к медицине, серьезность, ответственность, активность, желание помочь, спокойствие, терпение, обходительность, смелость, великодушие и честность). Вместе с тем арабские респонденты полагают, что им необходимо работать над приобретением важных профессиональных и общечеловеческих качеств, таких как компетентность, образованность, обходительность, дисциплинированность и ответственность, понимание больных, такт и терпение, человечность, доброта и честность.

Русские студенты, отвечая на вопрос о необходимых для профессии врача свойствах, которыми они обладают, называют целеустремленность, упорство, которое помогает всегда добиваться своего, организованность, пунктуальность, ответственность, самоотдачу, педантичность и усердность, тягу к медицине, склонность к изучению человеческого тела. Главными качествами, которые студенты хотят выработать у себя в будущем, являются трудолюбие и усидчивость. По их мнению, им не хватает настойчивости и силы воли, организованности и скорости реагирования, внимательности. Среди прочих русские респонденты выделяют качества, необходимые для успешной коммуникации, такие как умение общаться с людьми и умение слушать, отличная разговорная речь. Студенты осознают, что для успешной профессиональной самореализации им необходимо вырабатывать у себя трудолюбие, организованность, силу воли, хладнокровие, настойчивость и усидчивость, внимательность, четкость и скорость реагирования, умение общаться с людьми и хорошее к ним отношение.

Индийские студенты отмечают у себя ряд качеств, которые могут положительно сказаться на выполнении их будущих профессиональных обязанностей. К ним относятся любознательность и новаторство, ответственность, терпение и упорство, любовь и доброта. При этом индийские студенты хотели бы формировать у себя свойства, направленные на саморазвитие (быстрота в принятии решений, накопление профессиональных навыков), а также на взаимодействие с внешним миром, а именно на его улучшение (любовь к людям, содействие развитию медицины, преданность делу).

С точки зрения русских и арабских студентов, успешный врач – это профессионал в своей области, специалист высокого класса, который постоянно стремится к повышению профессионального уровня [7].

Кроме того, русские студенты акцентируют внимание на том, что для успешной профессиональной деятельности врачу необходимо постоянно расширять свой кругозор и заниматься научной деятельностью, а в качестве отличительных черт успешного врача они отмечают милосердие и коммуникативность, любовь к выбранной профессии. Успешный врач – это тот, кто готов помочь людям в любую минуту, не требуя за это вознаграждения; кто не потерял себя в гонке за высокие места, тот, для кого более важно здоровье людей, чем личное обогащение.

Профессионализм и любовь к профессии также названы индийскими респондентами как качества, необходимые для успешного врача, наряду с признанием среди своих пациентов. Олицетворением успешного врача для некоторых индийцев является, например, отец, а кто-то образцом такого врача считает Мать Терезу.

Одним из фактов, подтверждающих практическую значимость проведенного исследования, является то, что доклад студентов, помогавших проводить анкетирование, был опубликован в университетском сборнике лучших научных студенческих докладов. «Выявление и учет ведущих профессиональных потребностей и наклонностей студентов разных национальностей внутри межкультурного сообщества университета является залогом успешного обучения и необходимого в современном обществе уважительного международного сотрудничества», – такой вывод сделали студенты в своей работе [8].

Реальность современного учебного процесса в Рязанском государственном медицинском университете, как и во многих российских университетах, такова, что «студенческие группы представляют собой разноуровневые и часто разновозрастные многонациональные сообщества, объединенные языком-посредником, который студенты знают также на разном уровне» [9]. Кроме того, для педагогов, работающих со студентами первого курса, важно учитывать процессы адаптации, происходящие в студенческой группе. Специалисты считают, что «для дальнейшей учебы важен не только уровень учебной мотивации», но и сама «структура мотивов учебной деятельности» [10].

Практика работы в разноуровневой поликультурной группе студентов первого курса позволяет утверждать, что для педагога важным является организовать педагогический процесс таким образом, чтобы давать студентам задания разного уровня на разнообразные виды учебной деятельности с учетом их индивидуально-личностных и культурных особенностей. Это дает возможность также углубленно формировать многие универсальные и профессиональные компетенции (умение работать в команде, навыки научно-исследовательской работы, творческий поиск, коммуникативные навыки). При организации учебного процесса в разноуровневой аудитории преподавателю следует опираться на общие важные для представителей данных этносов мотивационные факторы и в то же время дифференцировать задания с учетом культурных различий. Поэтому в учебный процесс должны быть включены задания, выполняемые по микрогруппам, в которых используется командная работа; разноуровневые задания (от заданий на повторение и отработку стандартных навыков до творческих олимпиадных заданий); задания проектные и способствующие развитию научно-исследовательских компетенций. При выполнении последних происходит также осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования. Кроме того, в процессе преподавания следует формировать определенные стороны профессиональной мотивации. Так, в аудитории российских студентов необходимо выбирать не только задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью, но и задания, которые будут помогать развивать эмпатию, коммуникативную компетенцию, навыки самоанализа и самооценки, чтобы выработать привычку повышать свой профессиональный уровень. Помимо заданий, подразумевающих самопроверку и взаимопроверку, следует использовать большой развивающий и творческий потенциал заданий проектного типа [11]. В аудитории арабских и индийских студентов при изучении гуманитарных дисциплин важно использовать тексты о великих врачах древних времен и современности, поскольку представители этих национальностей считают очень важным наличие у врача личностных качеств: такта, понимания больных, толерантности, доброты. Студенты из Индии отмечают среди качеств, которые должны быть присущи врачу, быстроту принятия решений. В группе таких студентов следует практиковать использование ситуационных задач, а также кейсов, связанных с совершенствованием медицинского обслуживания. Студенты-индусы хорошо справляются с заданиями, в которых есть опорные слова и выражения, однако задания творческого характера вызывают у них определенные сложности.

Заключение

Полученные нами результаты исследования помогли выявить как универсальные, так и специфические для представителей разных культур особенности профессиональной мотивации. Их следует учитывать в используемом на занятиях типе учебного материала и разных образовательных технологиях. Проведенное анкетирование стало мотивационным фактором и помогло развить коммуникативные компетенции и навыки межкультурного общения в единой образовательной среде.

Студенты первого курса, в особенности студенты-иностранцы, нуждаются в успешной и полной эффективной адаптации. При эффективной организации учебного процесса преподавателем в разноуровневой поликультурной группе с учетом профессиональной мотивации студентов разных культур реализуются принципы личностно ориентированного и развивающего обучения.