Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT MUSICAL AND PEDAGOGICAL STUDENT’S TRAINING IN THE SPECIAL CLASS OF VOICED PSALTERY IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Starchak A.M. 1
1 Moscow state pedagogical University
This article is devoted to the theoretical substantiation of the concept of «musical and pedagogical training» of students of the class of gusli zvonchaty music college. The author reveals the essence and content of the concept of «musical and pedagogical training» and outlines ways to improve it on the example of a special class of musical harps, in which training is conducted on the basis of professional educational organizations implementing federal state educational standards of secondary vocational education. The main provisions and conclusions of the conducted research will contribute to the introduction of the components of musical and pedagogical training – knowledge, skills and abilities that should be formed in the future musician-teacher for the subsequent development of the traditions of performing on the sonorous gusli in the conditions of modern culture, the transfer of performing experience – into the training of students of the class of musical and educational institutions of the middle level. The scientific novelty of the article lies in the theoretical substantiation of the concept of «musical and pedagogical training» of students in the class of sonorous harps, as well as in determining ways to improve the content of musical and pedagogical training based on the introduction of interdisciplinary and culturological approaches to its study. As a result of the conducted research, it was revealed that the content of musical and pedagogical training of students in the class of harps is conditioned by the demands of modern society to the personality of a musician-teacher, as well as the goals and objectives of teaching musicians-teachers in the conditions of secondary vocational education institutions.
musicpedagogy
secondaryvocationaleducation
educationalstandard
russian folkmusicinstruments
thevoicedpsaltery
modernmusical and pedagogical training in the voiced psaltery’s special class

В системе современного российского музыкального образования на сегодняшний день остро стоит вопрос обновления и совершенствования содержания профессиональной подготовки музыкантов-педагогов. Универсализм и разнонаправленность деятельности современных специалистов требуют существенной модернизации содержания обучения уже на этапе получения ими среднего профессионального образования в музыкальных колледжах и училищах. Из этого следует, что передача и сохранение исполнительского опыта игры на гуслях звончатых являются важнейшими задачами современной педагогики народно-инструментального исполнительства. Вышесказанное выдвинуло новые требования к подготовке педагога и исполнителя на гуслях звончатых.

Современная образовательная практика требует от выпускников музыкальных училищ и колледжей, кроме наличия исполнительских умений и навыков (умения создавать яркие интерпретации, читать с листа, владеть исполнительской техникой), сформированных компетенций музыкально-педагогического характера, среди которых – владение формами и методами передачи исполнительского опыта, знание основ педагогики и психологии, умение задействовать в процессе обучения междисциплинарные связи и т.д. Помимо вышеперечисленных качеств, педагог должен обладать психологической гибкостью, стрессоустойчивостью, комплексом коммуникативных способностей и знаниями возрастной психологии [1]. Такие требования к личности педагога-музыканта обусловливают необходимость пересмотра содержания подготовки обучающихся, в том числе в специальном классе гуслей звончатых, в музыкальном училище и колледже. Исходя из вышесказанного отметим, что актуальность темы исследования определяется существующими на современном этапе развития обучения учащихся в классе гуслей звончатых противоречиями: между востребованным в современной исполнительской практике исполнительством на гуслях звончатых и необходимостью сохранения национальных исполнительских традиций, формировавшихся в культуре России на протяжении нескольких столетий; между применяемыми в практике подготовки учащихся класса гуслей звончатых формами и направлениями музыкально-педагогической подготовки культурологического характера учащихся в классе гуслей звончатых в процессе обучения в музыкальном колледже и отсутствием их теоретического обоснования в научно-методической литературе.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании содержания музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых в системе среднего профессионального образования.

Научная новизна исследования состоит в обосновании путей совершенствования музыкально-педагогической подготовки учащихся в классах гуслей звончатых в системе среднего профессионального образования в контексте современной социокультурной ситуации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные сведения, изложенные в статье, будут способствовать активному внедрению в теорию и практику обучения обучающихся в специальном классе гуслей звончатых музыкальных училищ и колледжей нового содержания музыкально-педагогической подготовки, включающей в себя особенности организации, формы и методы обучения будущих музыкантов-педагогов.

Материал и методы исследования

Для теоретического обоснования сущности и содержания понятия музыкально-педагогической подготовки обучающихся в специальном классе гуслей звончатых были использованы методы системного и комплексного анализа: они позволили накопить и обобщить выявленные закономерности и определить пути совершенствования музыкально-теоретической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых музыкальных училищ и колледжей. Также благодаря использованию данных методов автором статьи осуществляется уточнение понятия «музыкально-педагогическая подготовка обучающихся в классе гуслей звончатых музыкальных училищ и колледжей» с учетом традиций бытования гуслей звончатых в отечественной музыкальной культуре и исполнительской практике.

Проблема, рассматриваемая в данной статье, в разное время затрагивалась в различных исследованиях. Среди них – научные разработки в области педагогики музыкального образования Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Е.В.Николаевой, Т.Г. Мариупольской, Д.С. Лихачева, Г.В. Сумарокова, П.Ф. Маркина. Назовем также труды в области методики преподавания игры на гуслях звончатых Л.Я. Жук, Ю.Т. Евтушенко, И.Н. Ершовой, Д.В. Волкова.

Результаты исследования и их обсуждение

Современное состояние обучения в классе гуслей звончатых в системе среднего специального образования

Процесс музыкально-педагогической подготовки обучающихся в специальном классе гуслей звончатых является результатом глобализационных и интеграционных процессов в системе профессионального музыкального образования. В своей основе он опирается на новейшие тенденции и достижения музыкальной педагогики, психологии, методики народно-инструментального исполнительства. Данный факт подтверждает исследователь в области народно-инструментального исполнительства и образования М.И. Имханицкий. Он пишет: «В настоящее время уровень обучения на звончатых гуслях заметно возрос. Гусли полноправно вошли в вузовскую систему музыкального образования, для них создается содержательный репертуар, активно совершенствуется методическая мысль и научное осмысление всех этих процессов» [2].

Современная профессиональная подготовка обучающихся в классе гуслей звончатых реализуется на основе традиционной трехступенчатой системы подготовки будущих музыкантов-педагогов: музыкальная школа – музыкальный колледж – высшее учебное заведение. При этом, если в музыкальных школах на начальном этапе подготовки юных музыкантов обучение на гуслях звончатых выполняет функцию инструмента по выбору, то со второй ступени профессионального музыкального образования мы уже можем говорить об осознанном выборе учащимся данного профиля и, как следствие, о целенаправленности и комплексности процесса его музыкально-педагогической подготовки.

Теоретическое обоснование понятия «музыкально-педагогическая подготовка учащихся в классе гуслей звончатых»

Музыкально-педагогическая подготовка является обширным и многоаспектным понятием, раскрывающим суть профессионального обучения в системе профессионального музыкального образования. Она представляет собой целенаправленный и комплексный процесс обучения и образования учащихся класса гуслей звончатых музыкального колледжа, необходимый для осуществления ими педагогической деятельности, направленной на сохранение традиций исполнительства на инструменте, сформированных в национальной культуре.

Из вышесказанного следует, что под понятием «музыкально-педагогической подготовки учащихся на гуслях звончатых» следует понимать комплексную теоретическую и практическую подготовку учащихся класса гуслей звончатых, способствующую формированию у них знаний, умений и навыков, которые должны иметься у будущего музыканта-педагога для последующего развития традиций исполнительства на гуслях звончатых в условиях современной культуры, передачи исполнительского опыта.

В ходе музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых музыкального училища или колледжа реализуются следующие задачи:

– происходят изучение и практическое освоение разножанрового и разностилевого репертуара для гуслей звончатых;

– обучающиеся овладевают средствами музыкальной выразительности, техническим мастерством, выразительным тембром – теми составляющими исполнительского процесса, которые являются основой выразительного и содержательного художественного результата;

– будущие музыканты-педагоги приобретают навыки самостоятельной работы над музыкально-художественным репертуаром, овладевают навыками глубокого анализа и тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности, стремлением к созданию высокохудожественных интерпретаций;

– обучающиеся приобретают практический опыт работы на сцене: у них происходит формирование исполнительской выносливости и стабильности, стрессовой и эмоциональной устойчивости;

– будущие музыканты-педагоги проявляют профессиональный интерес к культурологическим исследованиям и экспедициям, направленным на выявление существующих форм бытования гуслей звончатых в современной культуре;

– обучающиеся в классе гуслей звончатых изучают накопленную методическую базу в области искусства игры на гуслях звончатых, опыт выдающихся исполнителей.

Вышеперечисленные задачи активно способствуют накоплению педагогического мастерства с целью передачи исполнительского опыта последующим поколениям.

Содержание музыкально-педагогической подготовки обучающихся в специальном классе гуслей звончатых при получении ими среднего профессионального образования составляет курс дисциплин, способствующих формированию знаний, умений и навыков, необходимых для последующего развития традиций искусства игры на гуслях звончатых в условиях современной культуры, передачи исполнительского опыта.

Основу профессиональной подготовки будущих музыкантов-педагогов составляют дисциплина «Специальный инструмент», а также ряд дисциплин исполнительского профиля, относящихся к коллективному музицированию: «Ансамблевое исполнительство», «Оркестровый класс». В результате прохождения в полном объеме перечисленных дисциплин будущие музыканты-педагоги оказываются подготовленными к предстоящей профессиональной деятельности в качестве педагога в классе гуслей звончатых, а также приобретают опыт игры в ансамбле и оркестре, что также способствует реализации их профессионализма в будущей педагогической деятельности.

Федеральными государственными образовательными стандартами определен круг знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности в сфере музыкального образования. Так, помимо исполнительских навыков, содержание музыкально-педагогической подготовки обучающихся в специальном классе гуслей звончатых включает в себя формирование у них опыта чтения с листа, умения самостоятельно работать с партитурой, нотным текстом, умения анализировать исполняемые произведения. В процессе приобретения профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС СПО у обучающихся формируются необходимые педагогические и аналитические навыки: совершенствуются общее и музыкальное развитие, художественный вкус, повышается стремление расширять музыкально-теоретические знания, развиваются творческая инициатива и чувство ответственности, дисциплина, воля к преодолению трудностей. Все это очень важно для личностного роста и развития музыканта-педагога.

Комплексный характер музыкально-педагогической подготовки обучающихся в специальном классе гуслей звончатых музыкального училища или колледжа обусловил необходимость расширения ее содержания. Одним из наиболее эффективных путей при достижении поставленной цели видится применение междисциплинарного подхода к совершенствованию данного процесса. Современные тенденции образовательного и педагогического процесса свидетельствуют о том, что одним и наиболее перспективных путей формирования и подготовки специалиста, способного эффективно и качественно обеспечить процесс его подготовки, является реализация межпредметных связей в процессе обучения.

Понятие «междисциплинарная подготовка специалиста» предполагает «…его способность в решении поставленной задачи использовать накопленные знания, умения, навыки и опыт, полученный из разных областей науки, при изучении различных дисциплин» [3].

Исходя из вышесказанного сформулируем понятие «междисциплинарная подготовка исполнителя на гуслях звончатых» следующим образом: процесс обучения и воспитания учащихся класса гуслей звончатых, опирающийся на накопленные знания, умения и навыки из дисциплин профессионального, общегуманитарного и психолого-педагогического цикла.

Усиление интеграционных процессов в содержании обучения будущих музыкантов-педагогов будет способствовать обеспечению неразрывности и единства музыкально-педагогической подготовки. В процессе реализации данного подхода к совершенствованию содержания обучения в классе гуслей звончатых музыкальных колледжей и училищ будущие музыканты-педагоги приобретают способность к решению поставленной творческой задачи, используя накопленные знания, умения и навыки из дисциплин профессионального цикла.

Целесообразность усиления интеграционных связей в обучении как части музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых заключается в том, что специальность «народно-инструментальное исполнительство» существует в профессиональном музыкальном образовании Российской Федерации уже много десятилетий. Однако за продолжительный период изменились структура подготовки, содержание учебных программ, перечень необходимых для совершенствования профессионального мастерства дисциплин. Так, на основе реализации междисциплинарного подхода содержание музыкально-педагогической подготовки учащихся в классе гуслей звончатых будет опираться на взаимодействие и единовременное комплексное осмысление дисциплин всех учебных циклов и формирование профессионального опыта на основе информации, почерпнутой из разных источников научного знания.

Культурологический подход к совершенствованию содержания музыкально-педагогической подготовки учащихся в классе гуслей звончатых

Музыкально-педагогическая подготовка в классе гуслей звончатых определяется, в том числе, социокультурными особенностями развития педагогики и исполнительства на данном инструменте. Исходя из этого отметим, что комплекс знаний, умений и навыков будущих музыкантов-педагогов вырабатывается на основе культурологического подхода к решению данной проблемы, предполагающего соответствие содержания обучения музыкантов-педагогов уровню и особенностям развития культуры [4].

Сущность применения культурологического подхода к совершенствованию содержания музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых музыкального училища или колледжа заключается в том, что педагогические традиции игры на гуслях звончатых трактуются при таком подходе как неотъемлемая часть отечественной музыкальной культуры в целом.

На основе применения культурологического подхода к процессу совершенствования музыкально-педагогической подготовки обучающихся в специальном классе гуслей звончатых в ее содержание будут внедрены такие компоненты, как:

– исторический опыт существования гуслей звончатых в истории отечественной культуры;

– духовные основы и традиции отечественной художественной культуры, в том числе и православной;

– психологические аспекты обучения и воспитания музыкантов-педагогов;

– достижения современной общей и музыкальной педагогики.

Исходя из вышеизложенного мы можем заключить, что применение культурологического подхода к формированию содержания музыкально-педагогической подготовки учащихся в классе гуслей звончатых музыкального колледжа будет опираться на компоненты отечественной музыкальной культуры, отражающие суть и содержание духовных основ развития российского общества на протяжении многих периодов. Среди них Л.А. Рапацкая выделяет: связь исполнительства с православной традицией (или ее отторжение – в контексте скоморошьей культуры), традиционализм и целостность, открытость и диалогичность [5].

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Под общим понятием «музыкально-педагогическая подготовка обучающихся в специальном классе гуслей звончатых» понимается особый комплекс теоретических знаний, умений и практических навыков, который формируется у будущих музыкантов-педагогов. Он необходим для осуществления ими педагогической деятельности, которая, в свою очередь, сосредотачивается на сохранении традиций исполнительства на данном инструменте, сформированных в национальной культуре. Содержание музыкально-педагогической подготовки обучающихся в специальном классе гуслей звончатых в музыкальном училище или колледже составляют дисциплины исполнительского, гуманитарного, музыкально-теоретического и культурологического циклов. Перспективным путем совершенствования содержания музыкально-педагогической подготовки обучающихся в классе гуслей звончатых в системе среднего профессионального образования можно назвать применение междисциплинарного и культурологического подходов к содержанию обучения. Представленные подходы будут в полной мере способствовать формированию готовности будущих музыкантов-педагогов к преемственности и приумножению исполнительских и педагогических традиций в данной области народно-инструментального исполнительства.