Одним из стратегических ориентиров экономического развития государства является качественная подготовка кадров среднего звена для сфер производства и услуг. Обобщенные направления достижения необходимого и достаточного уровня подготовленности к профессиональной деятельности отражены в федеральном проекте «Профессионалитет» [1]
Ключевыми трендами, достижимыми к 2030 году, в проекте заявлены:
- создание образовательно-производственных кластеров, представляющих собой коллаборацию профессиональных организаций с функционирующими производствами;
- внедрение новых образовательных программ, реализующих интенсивные технологии и отражающих современные потребности полного спектра рынка труда;
- повышение квалификации всех категорий педагогических работников на приобретение компетенций эффективной реализации идей проекта «Профессионалитет»;
- разработку и внедрение новых форм оценки образовательных результатов обучающихся.
Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года дополняет этот список необходимостью создания «системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников в рамках государственной итоговой аттестации, регулируемой федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования, включая государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы, предполагающей комплексную оценку результатов освоения образовательной программы, путем внедрения профессионального (демонстрационного) экзамена как одной из обязательных форм проведения государственной итоговой аттестации» [2].
Можно констатировать, что достижимость перечисленных направлений безусловно приведет к новому качеству специалиста, что, в свою очередь, позволит достичь более высокого уровня развития производства и сферы услуг, обеспечивая тем самым экономическую независимость России, что особенно актуально в условиях санкций [3].
Перечисленные тренды реализуют организационно-управленческие аспекты модернизации профессионального образования. Собственно, педагогические проблемы декларируемых процессов в явном виде в Проекте и Концепции не отражены. Таким образом, в качестве цели статьи автор рассматривает выявление организационно-педагогических условий, ориентированных на достижение нового качества профессионального образования.
С 2020 года по настоящее время по специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования» (13.00.01) защищено две кандидатских диссертации, в которых в разных контекстах рассматривается проблематика организационно-педагогических условий.
Так, в исследовании Надежды Владимировны Астрецовой (дата защиты 30.11.2020) на тему «Организационно-педагогические условия оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников» в качестве предмета исследования рассматриваются «организационно-педагогические условия оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы» [4, c.5]
В качестве организационно-педагогических условий исследователь выдвигает:
- изменение традиционных процедур и диагностического инструментария процедур оценивая образовательных результатов;
- расширение спектра приемов оценивая путем включения метода проектов, практикоориентированных и творческих заданий, самооценивания и др.;
- постоянный мониторинг достижений обучающихся, в том числе и возникающих затруднений, ориентированный на построение прогнозных моделей индивидуального развития;
- организация событийных мероприятий для обучающихся, ориентированных на формирование и развитие у них универсальных учебных действий.
Наталия Александровна Котова в кандидатской диссертации «Организационно-педагогические условия формирования инновационной образовательной среды Вуза» (дата защиты 16.04.2021) в качестве предмета обозначает «организационно-педагогические условия формирования инновационной образовательной среды вуза» [5, c.6].
Организационно-педагогические условия в исследовании Котовой Н.А. представлены следующими тезисами:
- формирование инновационной инфраструктуры образовательной организации;
- проектирование образовательного процесса с ориентацией на мероприятия вне вуза;
- создание подразделения, ориентированного на управление инновационной деятельностью всего коллектива;
- организация продуктивного сотрудничества с профильным экономическим кластером.
По специальности «5.8.7. Методология и технология профессионального образования» (13.00.08) за период с 2020 по 2022 годы так же защищено две диссертации: «Организационно-педагогические условия формирования этических ценностей будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузах» Никульшиной Ларисы Винировны (дата защиты 24.03.2021) [6]. и «Организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта» Илюхиной Ксении Александровны (дата защиты 01.03.2022) [7]. Отметим, что на момент написания данной публикации отметки о выдаче дипломов кандидатов наук на сайте ВАК отсутствовали. В этих условиях полученные авторами исследований результаты в рамках данной статьи не рассматриваются.
Таким образом, можно констатировать, что проблемы, связанные с организационно-педагогическими условиями в анонсированном в статье контексте в указанный период времени, связанный с модернизацией подходов к организации обучения и оценке образовательных результатов в системе среднего профессионального образования, не рассматривались.
В качестве результата исследования, представленного в материале статьи, выступают сформулированные организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечит практико-ориентируемую оценку результатов обученности студентов в системе профессионального образования (в том числе оценку результатов в форме демонстрационного экзамена).
Материал и методы исследования
В качестве предмета исследования, представленного в статье, рассматриваются организационно-педагогические условия выстраивания продуктивного образовательного процесса в системе среднего профессионального образования на уровне оценки подготовленности студентов к функционированию в реальных условиях промышленного производства или сферы услуг.
В качестве материала, положенного в основу авторской классификации и формулировки составляющих компонент организационно-педагогических условий, использованы документы Минпросвещения РФ, локальные акты образовательных организаций системы среднего профессионального образования Новгородской области, а также экспериментальные материалы проведенных констатирующего и формирующего экспериментов по анонсированной теме.
Методами послужили теоретический анализ регламентирующих документов, диссертаций и научных статей последних лет по направлению «Педагогические науки» и связанных с предметом исследования; изучение и обобщение опыта оценки образовательных результатов и организации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования; экспертные оценки научным сообществом сформулированных организационно-педагогических условий практико-ориентированной оценки результатов обученности студентов СПО (научные семинары, конференции); личный опыт автора при работе в системе управления организацией среднего профессионального образования.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях, когда инновации выступают в качестве показателя развития общества, когда в области экономики наблюдаются интеграционные процессы, когда выпускники школ ориентированы на материальное благосостояние и статусное положение в профессиональном социуме, актуализируется проблема их мотивации на получение качественного, отвечающего всем современным требованиям, образования. При этом работодатель хочет получить «готового» специалиста – самостоятельного, инициативного, конкурентоспособного, специалиста, которого не надо доучивать и переучивать после того, как он придет со студенческой скамьи на производство.
Понимание необходимости изменений в организации и содержании подготовки в системе среднего профессионального образования выражается и на государственном уровне. Можно привести, например, такие документы, выпущенные Минпросвещения России за последний год как:
- Методические рекомендации об особенностях приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» [8];
- Методические рекомендации по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро среднего профессионального педагогического образования") [9];
- Методические рекомендации по применению аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования [10];
- Положение о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет" [11].
Все перечисленные документы ориентированы на актуализацию среднего профессионального образования для российской молодежи, на повышение качества человеческого капитала в сфере производства, что, в свою очередь, связывается с повышением уровня благосостояния народа и укрепления экономической независимости России.
Для выполнимости стратегических ориентиров, выделенных в указанных документах, необходимо обеспечить соответствующие организационно-педагогические условия.
Достаточно подробный семантический анализ понятия «организационно-педагогические условия» проведен в статье Александра Анатольевича Володина и Натальи Григорьевны Бондаренко «Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия»».
Под организационно-педагогическими условиями указанные авторы понимают: «характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы» [12, с.147].
Интерес представляет также сделанный авторами указанной выше статьи вывод относительно того, что организационные и педагогические условия в коллаборации образуют новую сущность – педагогическую систему. Первичными при этом являются условия организационные, что «создает возможности для реализации педагогических условий» [12, с.150].
В рамках проведенного нами исследования организационно-педагогические условия трактуются как практико-ориетированная совокупность требований, которые реализуются в педагогической практике оценки результатов обученности в профессиональном образовании, ориентированных на эффективное функционирование и развитие целостной педагогической системы.
Предлагаются следующие структурные составляющие организационно-педагогических условий: готовность, среда и регламенты.
Каждая из составляющих выражается через комплекс тезисов.
Организационно-педагогические условия трактуемые через характеристику готовности представляются:
- мотивированностью обучающихся и педагогов на практико-ориентированную оценку результатов образования;
- материально-техническим обеспечением процедур оценки результатов обученности;
- информационно-методическим сопровождением подготовки и проведения диагностических мероприятий.
Средовая составляющая организационно-педагогических условий практико-ориентированной оценки достижений обучающихся связывается с личностно-деятельностным подходом и трактуется через:
- новое содержание теоретической и практической составляющей образовательной программы, отвечающее современному уровню технологического развития;
- интеграцию образовательной деятельности в учебных организациях с профильными промышленными предприятиями и организациями высшего образования;
- приобщение студентов к системе профессиональных ценностей и этических норм;
- обеспечение вовлеченности обучающихся в социально значимую жизнь образовательной организации, региона и страны с целью формирования активной позиции гражданина России.
Описание организационно-педагогических условий, которые проявляются как регламенты, представляет из себя следующее:
- выполнимость ФГОС СПО и соответствие профессиональному стандарту по группам профессий и специальностей;
- совокупность предписаний и положений, зафиксированных в локальных актах профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих высокое качество учебного процесса и положительный имидж рабочих профессий;
- наличие прозрачных и измеримых критериев оценки результатов профессиональных достижений обучающихся;
- подготовленность педагогов к управлению познавательной деятельностью в условиях быстро меняющихся материалов и технологий.
Сформулированные организационно-педагогические условия, положенные в основу концепции развития практико-ориентированной оценки результатов студентов, определяют общую методологию современной подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования.
Выявленная структура организационно-педагогических условий и содержательное наполнение ее компонент получили одобрение научной общественности при выступлениях автора на семинарах и конференциях.
Выводы
В ходе проведенной научной работы доказана необходимость теоретического обоснования классификации и содержательного описания организационно-педагогических условий практико-ориентированной оценки результатов обученности студентов, достижения их готовности к осуществлению профессиональной деятельности без дополнительных ресурсных вложений и доведение их умений и навыков до необходимого и достаточного уровня, принятого в реальном секторе экономики.
Следующим этапом исследования планируется моделирование целостной системы подготовки студентов к практико-ориентированной форме представления своих учебных результатов (демонстрационный экзамен) на каждом этапе обучения с пошаговым теоретическим обоснованием выполняемой деятельности и прогнозированием качества получаемого продукта в зависимости от имеющегося материала и используемой технологии с обоснованием возможности рационализации процесса производства. Фундаментом такой модели послужат выделенные организационно-педагогические условия оценки результатов обученности, по сути – профессиональной пригодности.