Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PRACTICE-ORIENTED ASSESSMENT OF RESULTS IN PROFESSIONAL EDUCATION

Minina V.V. 1
1 FGBOOU VO "The Novgorod state university of Yaroslav the Wise"
In the Federal project "Professionality" as one of the current trends to be achieved by 2030, the development and implementation of new forms of assessing the educational results of students is put forward. As part of the implementation of this project, scientific developments of organizational and pedagogical conditions aimed at achieving a new quality of vocational education are of particular relevance. The article presents the problem of identifying the organizational and pedagogical conditions for a practice-oriented assessment of the readiness of graduates of professional educational organizations to work in real production conditions without time and resource losses during the adaptation period. An analysis of dissertation research in recent years has shown that topical issues related to the modernization of approaches to the organization of training and the assessment of educational results in the system of secondary vocational education have not been considered. Based on a theoretical analysis of regulatory documents, dissertations and scientific articles of recent years in the direction of "Pedagogical Sciences"; studying and summarizing the experience of evaluating educational results and organizing the educational process, as well as the author’s personal experience when working in the management system of the organization of secondary vocational education, the organizational and pedagogical conditions for the practice-oriented assessment of the learning outcomes of students of secondary vocational education presented at the levels of readiness, environment and regulations with a meaningful description each of them.
innovative educational environment
modernization of vocational education
organizational and pedagogical conditions
practice-oriented assessment of results
secondary vocational education

Одним из стратегических ориентиров экономического развития государства является качественная подготовка кадров среднего звена для сфер производства и услуг. Обобщенные направления достижения необходимого и достаточного уровня подготовленности к профессиональной деятельности отражены в федеральном проекте «Профессионалитет» [1]

Ключевыми трендами, достижимыми к 2030 году, в проекте заявлены:

- создание образовательно-производственных кластеров, представляющих собой коллаборацию профессиональных организаций с функционирующими производствами;

- внедрение новых образовательных программ, реализующих интенсивные технологии и отражающих современные потребности полного спектра рынка труда;

- повышение квалификации всех категорий педагогических работников на приобретение компетенций эффективной реализации идей проекта «Профессионалитет»;

- разработку и внедрение новых форм оценки образовательных результатов обучающихся.

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года дополняет этот список необходимостью создания «системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников в рамках государственной итоговой аттестации, регулируемой федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования, включая государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы, предполагающей комплексную оценку результатов освоения образовательной программы, путем внедрения профессионального (демонстрационного) экзамена как одной из обязательных форм проведения государственной итоговой аттестации» [2].

Можно констатировать, что достижимость перечисленных направлений безусловно приведет к новому качеству специалиста, что, в свою очередь, позволит достичь более высокого уровня развития производства и сферы услуг, обеспечивая тем самым экономическую независимость России, что особенно актуально в условиях санкций [3].

Перечисленные тренды реализуют организационно-управленческие аспекты модернизации профессионального образования. Собственно, педагогические проблемы декларируемых процессов в явном виде в Проекте и Концепции не отражены. Таким образом, в качестве цели статьи автор рассматривает выявление организационно-педагогических условий, ориентированных на достижение нового качества профессионального образования.

С 2020 года по настоящее время по специальности 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования» (13.00.01) защищено две кандидатских диссертации, в которых в разных контекстах рассматривается проблематика организационно-педагогических условий.

Так, в исследовании Надежды Владимировны Астрецовой (дата защиты 30.11.2020) на тему «Организационно-педагогические условия оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников» в качестве предмета исследования рассматриваются «организационно-педагогические условия оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы» [4, c.5]

В качестве организационно-педагогических условий исследователь выдвигает:

- изменение традиционных процедур и диагностического инструментария процедур оценивая образовательных результатов;

- расширение спектра приемов оценивая путем включения метода проектов, практикоориентированных и творческих заданий, самооценивания и др.;

- постоянный мониторинг достижений обучающихся, в том числе и возникающих затруднений, ориентированный на построение прогнозных моделей индивидуального развития;

- организация событийных мероприятий для обучающихся, ориентированных на формирование и развитие у них универсальных учебных действий.

Наталия Александровна Котова в кандидатской диссертации «Организационно-педагогические условия формирования инновационной образовательной среды Вуза» (дата защиты 16.04.2021) в качестве предмета обозначает «организационно-педагогические условия формирования инновационной образовательной среды вуза» [5, c.6].

Организационно-педагогические условия в исследовании Котовой Н.А. представлены следующими тезисами:

- формирование инновационной инфраструктуры образовательной организации;

- проектирование образовательного процесса с ориентацией на мероприятия вне вуза;

- создание подразделения, ориентированного на управление инновационной деятельностью всего коллектива;

- организация продуктивного сотрудничества с профильным экономическим кластером.

По специальности «5.8.7. Методология и технология профессионального образования» (13.00.08) за период с 2020 по 2022 годы так же защищено две диссертации: «Организационно-педагогические условия формирования этических ценностей будущих графических дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузах» Никульшиной Ларисы Винировны (дата защиты 24.03.2021) [6]. и «Организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта» Илюхиной Ксении Александровны (дата защиты 01.03.2022) [7]. Отметим, что на момент написания данной публикации отметки о выдаче дипломов кандидатов наук на сайте ВАК отсутствовали. В этих условиях полученные авторами исследований результаты в рамках данной статьи не рассматриваются.

Таким образом, можно констатировать, что проблемы, связанные с организационно-педагогическими условиями в анонсированном в статье контексте в указанный период времени, связанный с модернизацией подходов к организации обучения и оценке образовательных результатов в системе среднего профессионального образования, не рассматривались.

В качестве результата исследования, представленного в материале статьи, выступают сформулированные организационно-педагогические условия, реализация которых обеспечит практико-ориентируемую оценку результатов обученности студентов в системе профессионального образования (в том числе оценку результатов в форме демонстрационного экзамена).

Материал и методы исследования

В качестве предмета исследования, представленного в статье, рассматриваются организационно-педагогические условия выстраивания продуктивного образовательного процесса в системе среднего профессионального образования на уровне оценки подготовленности студентов к функционированию в реальных условиях промышленного производства или сферы услуг.

В качестве материала, положенного в основу авторской классификации и формулировки составляющих компонент организационно-педагогических условий, использованы документы Минпросвещения РФ, локальные акты образовательных организаций системы среднего профессионального образования Новгородской области, а также экспериментальные материалы проведенных констатирующего и формирующего экспериментов по анонсированной теме.

Методами послужили теоретический анализ регламентирующих документов, диссертаций и научных статей последних лет по направлению «Педагогические науки» и связанных с предметом исследования; изучение и обобщение опыта оценки образовательных результатов и организации образовательного процесса в системе среднего профессионального образования; экспертные оценки научным сообществом сформулированных организационно-педагогических условий практико-ориентированной оценки результатов обученности студентов СПО (научные семинары, конференции); личный опыт автора при работе в системе управления организацией среднего профессионального образования.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях, когда инновации выступают в качестве показателя развития общества, когда в области экономики наблюдаются интеграционные процессы, когда выпускники школ ориентированы на материальное благосостояние и статусное положение в профессиональном социуме, актуализируется проблема их мотивации на получение качественного, отвечающего всем современным требованиям, образования. При этом работодатель хочет получить «готового» специалиста – самостоятельного, инициативного, конкурентоспособного, специалиста, которого не надо доучивать и переучивать после того, как он придет со студенческой скамьи на производство.

Понимание необходимости изменений в организации и содержании подготовки в системе среднего профессионального образования выражается и на государственном уровне. Можно привести, например, такие документы, выпущенные Минпросвещения России за последний год как:

- Методические рекомендации об особенностях приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» [8];

- Методические рекомендации по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро среднего профессионального педагогического образования") [9];

- Методические рекомендации по применению аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования [10];

- Положение о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет" [11].

Все перечисленные документы ориентированы на актуализацию среднего профессионального образования для российской молодежи, на повышение качества человеческого капитала в сфере производства, что, в свою очередь, связывается с повышением уровня благосостояния народа и укрепления экономической независимости России.

Для выполнимости стратегических ориентиров, выделенных в указанных документах, необходимо обеспечить соответствующие организационно-педагогические условия.

Достаточно подробный семантический анализ понятия «организационно-педагогические условия» проведен в статье Александра Анатольевича Володина и Натальи Григорьевны Бондаренко «Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия»».

Под организационно-педагогическими условиями указанные авторы понимают: «характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы» [12, с.147].

Интерес представляет также сделанный авторами указанной выше статьи вывод относительно того, что организационные и педагогические условия в коллаборации образуют новую сущность – педагогическую систему. Первичными при этом являются условия организационные, что «создает возможности для реализации педагогических условий» [12, с.150].

В рамках проведенного нами исследования организационно-педагогические условия трактуются как практико-ориетированная совокупность требований, которые реализуются в педагогической практике оценки результатов обученности в профессиональном образовании, ориентированных на эффективное функционирование и развитие целостной педагогической системы.

Предлагаются следующие структурные составляющие организационно-педагогических условий: готовность, среда и регламенты.

Каждая из составляющих выражается через комплекс тезисов.

Организационно-педагогические условия трактуемые через характеристику готовности представляются:

- мотивированностью обучающихся и педагогов на практико-ориентированную оценку результатов образования;

- материально-техническим обеспечением процедур оценки результатов обученности;

- информационно-методическим сопровождением подготовки и проведения диагностических мероприятий.

Средовая составляющая организационно-педагогических условий практико-ориентированной оценки достижений обучающихся связывается с личностно-деятельностным подходом и трактуется через:

- новое содержание теоретической и практической составляющей образовательной программы, отвечающее современному уровню технологического развития;

- интеграцию образовательной деятельности в учебных организациях с профильными промышленными предприятиями и организациями высшего образования;

- приобщение студентов к системе профессиональных ценностей и этических норм;

- обеспечение вовлеченности обучающихся в социально значимую жизнь образовательной организации, региона и страны с целью формирования активной позиции гражданина России.

Описание организационно-педагогических условий, которые проявляются как регламенты, представляет из себя следующее:

- выполнимость ФГОС СПО и соответствие профессиональному стандарту по группам профессий и специальностей;

- совокупность предписаний и положений, зафиксированных в локальных актах профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих высокое качество учебного процесса и положительный имидж рабочих профессий;

- наличие прозрачных и измеримых критериев оценки результатов профессиональных достижений обучающихся;

- подготовленность педагогов к управлению познавательной деятельностью в условиях быстро меняющихся материалов и технологий.

Сформулированные организационно-педагогические условия, положенные в основу концепции развития практико-ориентированной оценки результатов студентов, определяют общую методологию современной подготовки будущих специалистов в системе среднего профессионального образования.

Выявленная структура организационно-педагогических условий и содержательное наполнение ее компонент получили одобрение научной общественности при выступлениях автора на семинарах и конференциях.

Выводы

В ходе проведенной научной работы доказана необходимость теоретического обоснования классификации и содержательного описания организационно-педагогических условий практико-ориентированной оценки результатов обученности студентов, достижения их готовности к осуществлению профессиональной деятельности без дополнительных ресурсных вложений и доведение их умений и навыков до необходимого и достаточного уровня, принятого в реальном секторе экономики.

Следующим этапом исследования планируется моделирование целостной системы подготовки студентов к практико-ориентированной форме представления своих учебных результатов (демонстрационный экзамен) на каждом этапе обучения с пошаговым теоретическим обоснованием выполняемой деятельности и прогнозированием качества получаемого продукта в зависимости от имеющегося материала и используемой технологии с обоснованием возможности рационализации процесса производства. Фундаментом такой модели послужат выделенные организационно-педагогические условия оценки результатов обученности, по сути – профессиональной пригодности.