Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE ORENBURG BRANCH OF THE RANEPA

Vidischeva R.S. 1 Sviridenko I.N. 1 Chalovskiy V.V. 1
1 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Orenburg branch, Orenburg
The article is devoted to the analysis of priority areas for the development of the educational potential of the Orenburg branch of the RANEPA in modern conditions. This topic is relevant, since the education system constantly needs to analyze external and internal factors, to assess the qualitative and quantitative indicators of development. Using analysis, synthesis, comparison, description, questioning as a methodological base, the authors studied the state of the labor market in the region, the demand for specialists in the field of economics, management, jurisprudence in order to justify both further improvement and scaling of the training of highly qualified managerial personnel for the Orenburg region, and expansion of alternative areas of training. The relevance of the implementation of the existing basic professional educational programs of higher education is determined, as well as the factors influencing the choice of new programs for the preparation of bachelors and masters. In addition, the article presents the results of an analysis of the needs of Russian companies in certain personnel, the requirements for the availability of competencies among specialists - graduates of higher educational institutions. The data obtained during the study can be used to analyze the current situation, adjust the educational strategy of the educational institution and conduct further scientific research.
ranepa
management
state and municipal administration
magistracy
personnel training

Образование как одна из активно развивающихся сфер жизни общества быстро реагирует на меняющиеся условия. Учитывая важность системы образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения, подготовки высококвалифицированных специалистов, требуются анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эту область, а также оценка качественных и количественных показателей развития [1, 2].

Оренбургский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее – Оренбургский филиал РАНХиГС, Филиал, Филиал Президентской Академии) является одним из ведущих учебных заведений Оренбургской области, занимающихся подготовкой профессиональных кадров в сфере экономики и управления. Выпускники филиала – это представители политической и бизнес-элиты региона, государственные и муниципальные служащие всех уровней и ветвей власти, успешные руководители, управленцы и менеджеры.

Цель исследования: анализ современного состояния и перспектив дальнейшего развития образовательного потенциала Оренбургского филиала РАНХиГС.

Материалы и методы исследования. При проведении исследования авторами были использованы следующие методологические приемы и средства: анализ, синтез, сравнение, описание, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Филиал старается идти в ногу со временем, активно развивается и совершенствуется.

Одним из важнейших направлений деятельности Оренбургского филиала РАНХиГС является расширение предоставляемых абитуриентам возможностей выбора направления подготовки для дальнейшего обучения. С этой целью на 2022/2023 учебный год запланированы реализация действующих, а также открытие новых для Оренбургского филиала РАНХиГС основных профессиональных образовательных программ высшего образования:

- программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» [3, 4];

- программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» [5, 6];

- программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» [7, 8];

- программы магистратуры по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» [9, 10].

Указанные основные профессиональные образовательные программы высшего образования были выбраны исходя из реальных существующих потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах данных областей – как страны в целом, так и Оренбургской области в частности.

По официальным данным Министерства труда и занятости Оренбургской области, профессиями, пользующимися наибольшим спросом на региональном рынке труда в период с декабря 2021 г. по январь 2022 г., явились: учитель, бухгалтер, агент по недвижимости, менеджер и др. [11].

В соответствии со «Сведениями о потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов», размещенными на официальном сайте Министерства труда и занятости Оренбургской области [11], регион испытывает дефицит кадров в сфере юриспруденции, экономики и управления (табл. 1).

Таблица 1

Потребность в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов на территории Оренбургской области за 2022–2028 гг. (человек) (фрагмент)

Код

Наименование укрупненных групп специальностей

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

38.00.00

Экономика и управление (в том числе менеджмент, экономическая безопасность)

1118

1113

1108

1104

1109

1100

1127

40.00.00

Юриспруденция

26

23

19

20

18

25

17

Анализ представленных в таблице данных свидетельствует, что необходимость подготовки высокопрофессиональных специалистов по направлениям «Экономика и управление», «Юриспруденция» сохраняет свою актуальность в перспективе.

Кроме того, специалисты Министерства труда и занятости Оренбургской области, проанализировав текущую ситуацию, сформировали прогноз баланса трудовых ресурсов на 2022–2024 гг. [11] (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз баланса трудовых ресурсов в Оренбургской области на 2022–2024 гг. (тыс. человек) (фрагмент)

№ п/п

Наименование

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Справочно

2021 г.

2020 г.

Распределение трудовых ресурсов:

1.

Среднегодовая численность занятых в экономике

847,6

850,0

853,6

842,9

832,3

Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД:

2.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; соц. обеспечение

49,1

49,2

49,4

48,8

48,2

Анализ данных таблицы демонстрирует тенденцию на увеличение количества работников, занятых в сфере экономики, государственного и муниципального управления, что, в свою очередь, потребует их качественной, профессиональной подготовки, ориентированной на получение практических умений и навыков.

Востребованными остаются в настоящее время специалисты в области государственного и муниципального управления, что обусловлено повышением привлекательности работы в госструктурах. По прогнозам, это приведет к усилению конкуренции среди учебных заведений, готовящих кадры для органов государственной и муниципальной власти. Также высока потребность в управленцах, осуществляющих свою деятельность в коммерческих структурах.

Открытие магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» – требование времени. Сегодня многие органы власти Оренбуржья испытывают кадровый голод, крайне нуждаются в современных, высокопрофессиональных управленцах. Магистратура во многом решит имеющуюся проблему. Программа подготовки направлена на освоение, прежде всего, профессиональных компетенций, связанных с особенностями системы управления региона, необходимостью решения актуальных задач теоретической и практической направленности, формированием организационных, управленческих, консультационных, информационно-аналитических, коммуникативных и иных навыков и умений.

Магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» подразумевает глубокий практико-ориентированный подход к обучению. А результатом станет подготовка специалистов-управленцев для органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих предприятий и учреждений.

В более широком аспекте, основываясь на официальных статистических данных, сведениях различных информагентств, а также на мнении опытных экспертов в исследуемой области, можно утверждать, что потребность отечественного рынка труда в менеджерах (различных специфик), юристах, специалистах в сфере экономической и информационной безопасности также весьма высока. Причем особую актуальность приобретают смежные профессии. Речь идет, например, о юристах, обладающих, помимо основных профессиональных, информационными компетенциями, или о менеджерах, обладающих не просто управленческими компетенциями, а компетенциями, связанными со знанием систем HR-автоматизации.

По данным крупнейшего в России интернет-портала и аналитического агентства в сфере корпоративной информатизации TAdviser, аналитики hh.ru и облачной CRM-системы была проведена оценка рынка вакансий в сфере менеджмента, в частности в сфере управления персоналом и HR, в 2021 г. [12].

Данные по вакансиям в сфере «Управление персоналом, тренинги», поступившие от ряда российских компаний на сайт hh.ru за период январь – октябрь 2021 г., были проанализированы анонимно, без привязки к этим организациям. Компании в качестве обязательного требования к потенциальным работникам предъявляли знание системы управления взаимоотношениями с клиентом (или CRM) [12].

Анализ собранных сведений показал, что за указанный период времени по сравнению с предыдущим временем спрос вырос почти в 3 раза. Работодатели нуждаются сегодня в специалистах, не просто способных эффективно работать в сфере управления персоналом, но и знать и уметь применять знания систем HR-автоматизации. В каждой пятой вакансии указано требование к знанию цифровых решений и экономической безопасности [12].

В общей совокупности по состоянию на начало текущего года компании, осуществляющие деятельность в Российской Федерации, открыли более 5,8 тыс. вакансий. Одними из основных требований к компетенции работников работодатели указали обязательное умение использовать в работе автоматизированные системы обработки данных, знание основ экономической безопасности [12].

Таким образом, потребность российских работодателей в специалистах в сфере менеджмента растет. Так, только за 2021 г. российский бизнес нуждался в 230 тыс. специалистах в сфере HR и управления персоналом. Безусловно, можно выделить основные сферы, которые испытывают дефицит управленцев с цифровыми навыками. Это IT-индустрии, ритейл, перевозки и логистика, бухгалтерия и др. [12].

В декабре 2021 г. Минтрудом РФ была проведена оценка потребностей организаций в специалистах области экономической и информационной безопасности.

Специалисты Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации прогнозируют дальнейший рост потребности в IT-специалистах, который к 2024 г. может вырасти в 2 раза. Потребность в специалистах, совмещающих компетенции в сфере управления, юридической, экономической и компьютерной безопасности, возрастет в 2,5 раза. Помимо универсальных (способность применять критический анализ информации, использовать экономические знания для решения практических задач, уметь принимать экономически обоснованные решения, осуществлять коммуникацию и др.) и общепрофессиональных компетенций (способность разрабатывать и реализовывать управленческие решения, анализировать нормы права, применять их в своей профессиональной деятельности, использовать информационно-коммуникационные технологии и др.), от претендентов на должности требуются умения анализировать, проектировать, тестировать, разрабатывать и вести проектную документацию, проводить переговоры, готовить презентации и многое другое. В структуре спроса на компетенции таких специалистов преобладают организаторские и управленческие умения, навыки экономического анализа, умение «читать» и применять правовые нормы, технические навыки, например знание и умение пользоваться специальными программами и системами.

Все более развивающаяся цифровая экономика требует появления специалистов в сфере юриспруденции нового качества. Российским работодателям необходимы юристы со знанием машинопроектируемого права. Как показала практика, одним из основных факторов сдерживания реализации концепции АНО «Цифровая экономика» стала недостаточная квалификация юристов, обладающих умениями использования цифровых технологий, в частности для внедрения в область машиночитаемого права искусственного интеллекта. В качестве нового веяния эксперты-аналитики в области права и юриспруденции высказывают мнение о том, что в данной сфере должно быть выделено цифровое ядро – перечень цифровых компетенций, обязательных для специалистов данной профессии. Компетенции первого уровня позволят не потерять текущий статус и работать в современных условиях, второго – активно участвовать в разработке новых продуктов и услуг.

Заключение. Таким образом, реализация основных образовательных программ тех направлений подготовки, которые востребованы на современном рынке труда, дает возможность интеграции навыков, знаний и умений различных областей. При этом в качестве конечного продукта такой интеграции выступает высококвалифицированный специалист с набором сформированных компетенций, в полной мере отвечающих современным реалиям.

Возвращаясь к региональному аспекту, следует отметить, что основным источником обеспечения благосостояния населения Оренбургской области является развитый рынок приложения труда, предлагающий населению возможность реализации своих профессиональных знаний и навыков и получения материального вознаграждения, соответствующего качеству и количеству затраченного труда. Со своей стороны, наличие необходимых трудовых ресурсов, соответствующих текущим и перспективным потребностям области, является одним из ключевых факторов функционирования и эффективного развития экономики региона. В связи с этим реализация основных образовательных программ Оренбургским филиалом РАНХиГС в том их перечне, который реализуется на сегодняшний день и спланирован на ближайшую перспективу, позволяет ему всецело отвечать современным требованиям регионального рынка труда, потребностям экономики, а также повысить инвестиционную привлекательность региона.