Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING UNIVERSITY STUDENTS

Berezina T.I. 1 Moskalenko M.S. 1 Fedorova E.N. 1 Yakovleva E.A. 2
1 Moscow State Pedagogical University
2 Petrozavodsk State University
The article is devoted to the problem of presenting educational material to students using innovative technologies. Variants of using Internet technologies and creative technologies on the educational platform classroomscreen, the garticphone game application, dictation-drawing at certain stages of the lesson are considered, the functions of visualization and observation in the process of studying the subject are indicated. In the practical part of the study, the possibilities of using virtual tasks by students of a pedagogical university in their industrial practice are disclosed, the presented methodological techniques were used in the lesson on the practical methodology of teaching at school .. We are also talking about the use of new platforms for use during the practical training of students of a pedagogical university. The features of the application of various teaching methods are revealed. Access to the Internet service is proposed as a modern way of transferring experience and organizing distance learning. Various roles of the teacher in the modern educational space, as well as the functions of modern education are considered. The importance of group work, which the proposed innovative technologies help to provide, as well as individualization, differentiation and personalization of the learning process, are emphasized. The components of the lesson are presented, which are necessary for the development of a creative orientation and stimulation of self-realization of the personality of the future teacher. The conclusions in the article are based on the research of such well-known scientists in the field of pedagogy as Academician of the Russian Academy of Education V.A. Slastenin and psychologist Martin Stewart Weeks.
educational platform
modern technologies
motivation
creative focus
educational practice

Образование, являясь одним из основных культурных и социальных институтов, выступает в качестве ключевого инструмента инноваций и одним из ведущих факторов развития человеческих ресурсов общества знаний XXI в. Как справедливо отмечает в одной из своих работ Мартин Стeварт Уикс, «…только сдвиги в культуре обеспечивают изменения в социальных системах. В конечном итоге, инновации теряют всякий смысл, если они не обеспечивают изменения в культуре как основу позитивных сдвигов в социальной системе» [1].

В полной мере сказанное выше относится и к проблемам инновационного развития педагогической теории и образовательной практики в нашей стране. По мнению академика РАО В.А. Сластёнина, инновации обладают огромным системным эффектом влияния на все компоненты педагогического процесса, общую структуру и деятельность педагогического сообщества в целом. В отличие от других общественных новинок, педагогические инновации предполагают личностный и творческий процесс обучения школьников, обеспечивают весь пласт профессионального образования учителя, осуществляющего актуальные функции – эксперта, тьютора, проектировщика, педагога инновационной школы [2, 31].

Цель исследования: анализ использования инновационных методов преподавания немецкого языка, описание и анализ современных методик.

Материал и методы исследования: апробация в процессе практических занятий по немецкому языку и анализ образовательных и игровых платформ https://garticphone.com/de, https://www.classroomscreen.com/, zoom.com, образовательной методики Maldiktat, наблюдение, рефлексия, опрос.

Результаты исследования и их обсуждение

Образование сейчас должно выполнять совершенно новые функции, такие как: содействие в развитии и стимулирование «внутренних сил» личности в ситуации образовательной альтернативы и образовательного выбора; развитие и поддержка индивидуализированной и персонализированной образовательной среды с целью содействия развивающейся личности в успешном построении и реализации собственного уникального образовательного маршрута и жизненного пути; совместное создание новых условий, способов и инструментов педагогического взаимодействия, в том числе проектирование и реализация более широкого репертуара образовательных и педагогических дискурсов (индивидуализация, дифференциация и персонализация) [3]. Инновационные технологии в образовании – это особый механизм, посредством которого реализуются новые средства и способы образовательной системы.

Инновационные методы позволяют достичь определенных целей в процессе изучения иностранного языка, таких как: 1) доступность восприятия аутентичных знаний; 2) систематизация учебного материала; 3) реализация творческого подхода; 4) саморазвитие; 5) снятие психологического барьера (боязни общения, совершения ошибки). Использование инновационных методов в процессе обучения предполагает владение цифровыми технологиями обеими сторонами образовательного процесса.

Обучение с помощью инновационных технологий предполагает безопасное и продуктивное использование гаджетов и возможностей сети Интернет в процессе киберсоциализации обучающихся. Поэтому применение современных технических средств обучения гармонично сочетается с творческим подходом в образовании. Приведем некоторые примеры из практики школьных занятий.

Одним из методов реализации творческого подхода на уроке немецкого языка является диктант-рисунок (Maldiktat). Его смысл заключается в том, что обучающиеся не записывают продиктованное слово, а рисуют его. Таким путем формируются или контролируются лексические навыки обучающихся, их восприятие понятия, которое дает слово.

Maldiktat может быть организован разными способами. Например, диктант по теме «Части тела» может проходить следующим способом: группа обучающихся садится в круг, получает бумагу для рисования и карандаш. Каждый подписывает свое имя в углу листа. Затем диктант начинается. Учитель диктует по очереди части тела/лица, учащиеся рисуют то, что слышат. Затем, спустя минуту, они передают свой рисунок по часовой стрелке, учитель диктует следующее слово, и так далее: der Kopf, das Auge, das Ohr, der Mund, der Hals (примерно 10 лексических единиц). В конце диктанта каждый ученик получает свой портрет, обычно это сопровождается смехом и положительными эмоциями.

Другой вариант организации рисованного диктанта: учащиеся получают задание начать рисунок на листке бумаги на определенную тему, например «Sommerferien» (Летние каникулы). В течение 5 минут учащиеся рисуют каждый свою картинку, затем также отправляют ее по кругу, каждый добавляет в рисунок что-то свое (в течение 2–3 минут). Затем рисунок возвращается к своему владельцу, его задача – описать то, что получилось, на немецком языке. Если класс слишком большой, задание можно выполнять по группам.

Современные технологии позволяют реализовывать творческий подход в обучении иностранному языку в цифровой форме, например с помощью сайта https://garticphone.com/de (рис. 1). Сайт представляет собой платформу для группового рассказа. Группа должна состоять из 4–8 человек, иначе игра может быть слишком короткой или, наоборот, затянуться. В качестве методического средства она может быть использована при повторении лексики по определенной теме или для составления рассказа по прочитанному произведению. Ход игры предполагает написание участниками слов или предложений, а также реакцию на вербально выраженную информацию с помощью нарисованной картинки (рис. 2). В заключение каждая группа «творцов» получает свой рассказ на иностранном языке, составленный в виде полилога с иллюстрациями, которые рисовали они сами.

Снимок3.PNG

Рис. 1. Первая страница группового рассказа в системе https://garticphone.com/de

Снимок2.PNG

Рис. 2. Предпоследняя страница группового рассказа с рисунком в системе https://garticphone.com/de

Основными методическими принципами при выполнении такого рода заданий являются визуализация и наблюдение. При обучении иностранному языку немаловажно уделять внимание такому виду познания, как наблюдение. Наблюдение часто оценивается только в процессе и результате исследовательской деятельности, но оно является значительным развивающим фактором во время групповой творческой деятельности, это активный процесс. Так в ходе групповой работы создается благоприятная возможность приобретения опыта теми обучающимися, которые в силу определенных причин еще не могут самостоятельно выполнить задание. Учитель или тьютор может также «назначить» наблюдателя, который затем расскажет о работе группы, ее плюсах и минусах, о самом проекте и его результате.

Для массовой культуры эпохи постмодерна характерно широкое использование таких приемов, как деконструкция, интерпретация, ирония, эклектичность, эстетизация. В обучении эти приемы могут быть успешно реализованы при создании виртуальной классной доски https://www.classroomscreen.com/. На панели управления классной доски представлены часы, календарь, таймер, есть возможность писать текст, прикреплять фото, видео, аудиофайлы. Учитель может использовать таймер для того, чтобы обозначить время на подготовку или обсуждение. Также мы можем добавить различные картинки, текст, видео с YouTube по своему усмотрению. Более того, есть возможность нарисовать что-то, использовать QR-код, бросить кубик, рандомно выбрать имя учащегося. Виртуальная доска может являться рабочим пространством для проведения урока в дистанционном формате, предоставляет возможности для интерактивного управления уроком по любой теме, позволяет организовать любой вид работы: индивидуальный/групповой/урок-лекция. Студенты 143-й группы Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета при прохождении практики в школе применяли виртуальную доску classroomscreen для подготовки урока по теме «Martinstag» с целью развития умения монологического высказывания (рис. 3). Обучающиеся сначала читают небольшой текст и выполняют к нему задания. Далее все вместе смотрят короткое видео по теме. В конце урока им предлагается интерактивное задание. В систему классной доски внесены имена учащихся, один случайно выбранный ученик придумывает вопрос и спрашивает другого. На вопрос нужно дать полный ответ в течение определенного времени. При создании данной доски были использованы такие инструменты, как: таймер, случайный выбор ученика, значок работы, возможности вставки видеофайлов, изображений. «Интерфейс у виртуальной доски очень простой, что позволит учителю быстро сориентироваться и организовать интересный урок по любому предмету», – отмечает обучающаяся Полина Тренина.

4KU9_ROMcAw.jpg

Рис. 3. Скриншот классной доски по теме «Martinstag»

В условиях современного образования нельзя обойти вниманием использование платформы Zoom при обучении иностранным языкам. Программа Zoom подходит для развития у учащихся таких аспектов речи, как аудирование, чтение и письмо. Данная платформа позволяет организовывать синхронное онлайн-общение между преподавателем и учащимися в дистанционном формате [4]. Мы представили поэтапный план учебных действий на платформе в онлайн-режиме с использованием предлагаемых инструментов программы для решения разнообразных учебных задач (табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм организации поэтапной работы в Zoom

Этап работы

Инструменты Zoom

Виды работы и учебной деятельности

1-й этап – ознакомление с учебным материалом

Доска сообщений

Демонстрация экрана

Чат для вопросов

Реакция (опция «поднять руку»)

Лекция, объяснение лексико-грамматического материала, вопросно-ответные задания

2-й этап – тренировка

Доска сообщений

Демонстрация экрана

Сессионный зал

Отработка учебного материала в тренировочных упражнениях (письмо, говорение, аудирование)

3-й этап – применение полученных знаний

Доска сообщений

Демонстрация экрана

Чат для вопросов

Реакции

Сессионные залы

Практика письменной и устной речи

4-й этап – контроль

Сессионные залы

Демонстрация экрана

Дискуссия, доклад, сообщение с презентацией, мини-проект

Одним из важных положительных аспектов дистанционного обучения на платформе Zoom, а также и на других обучающих сайтах, рассмотренных в статье, можно назвать возможность снижения психологического напряжения для учащихся и, как следствие, повышение коммуникативной активности [4]. Часть обучающихся избегают активного участия в образовательном процессе в силу застенчивости, тревожности, тогда как в домашней обстановке эти особенности могут быть преодолены. Инновационные технологии образовательной платформы classroomscreen, игрового приложения garticphone, метод диктанта-рисунка, технические возможности платформы Zoom дают возможность в процессе обучения совместить теорию с практикой, сформировать знания по предмету, развить профессиональные навыки и умения.

Создание благоприятных психолого-педагогических условий и учет методических принципов инновационного обучения (таких как креативность, усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков, использование наглядности), несомненно, способствует более эффективному освоению программы в учебном процессе [5]. К необходимым условиям проведения онлайн-занятия можно отнести следующие:

· четкое планирование учебного занятия и отбор необходимого учебного контента во взаимосвязи с использованием определенных инструментов программы Zoom для наилучшей презентации материала;

· цифровая компетентность и необходимые цифровые навыки для работы в программе Zoom;

· доверительно-диалогический (по Г.А. Коваль) стиль педагогического общения и педагогические технологии вовлечения обучающихся в онлайн-общение;

· этика общения онлайн и защита личного пространства и мнения собеседника.

Немаловажным аспектом проведения занятия на платформе Zoom является идентификация личности обучающегося, и не только во время аттестации, но и на текущих занятиях. Не всегда участник конференции может включить камеру, но его реальное присутствие могут демонстрировать его активность в чате или голосовая связь. Поэтому тем учителям и преподавателям, которые ведут занятия в форме лекций, можно проверять реальное присутствие обучающихся с помощью переклички в начале и в конце занятия. Также «мертвые души» можно обнаружить, когда занятие уже закончилось и основная масса участников покинула виртуальное пространство.

Использование технологий требует общего управления учебным занятием, проводимым на платформе. Это означает, что при проведении занятия дистанционно от группы обучающихся преподаватель должен уметь совмещать подачу материала с грамотным педагогическим общением, применять современные технологии для оптимизации интерактивности и удержания мотивированности обучающихся [4].

Заявление

Проанализировав вышеупомянутые платформы, можно сказать, что они все позволяют сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным, тем самым вызывая интерес обучающихся. Как показывает опыт, наибольший интерес у участников образовательного процесса вызывают игровой формат упражнений, в связи с чем данные ресурсы способны оказать большую техническую поддержку учителям иностранных языков.

Опираясь на основные тенденции современного образовательного процесса, мы обобщаем характерные черты получения знаний в современных условиях: использование комплекса знаний и навыков из различных областей; соответствие предлагаемых тем интересам и потребностям обучающихся; творческую направленность, стимулирование самореализации личности; ориентацию на практический, социально значимый результат.