Актуальность исследования определяется мировыми тенденциями, которые определяют приоритеты профессиональной подготовки будущего специалиста: востребованность социально-профессиональной ответственности будущего врача, гуманизацию медицинского образования и наукоемкой медицины. Опыт деятельности научных школ мира демонстрирует возрастающие научно-педагогические возможности медицинского вуза в формировании социально-профессиональной ответственности будущего врача как базового ориентира его профессионализации и профессионального саморазвития. Акцентируется необходимость психолого-педагогического сопровождения формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача в современном медицинском вузе, который интегрирует морально-нравственные контексты медицины и инновационные ресурсы науки, практики и профессиональных кадров. Конкретизировались приоритеты современной подготовки будущего врача: клиническая практика на основе высокой научной квалификации и цифровой компетентности, приверженность профессиональному долгу в условиях морального выбора. Эти требования обеспечиваются в медицинском вузе как становящееся представление врача о мире его профессии и медицинской деонтологии. В связи с этим проблема формирования социально-профессиональной ответственности будущих медиков является актуальной и значимой в научно-педагогическом и в социальном аспектах, что обусловливает поиск диагностических и технологических инструментов реализации.
Мы отмечаем историко-культурные взаимосвязи между научно-педагогическими задачами современного медицинского образования и проблематикой становления профессиональной ответственности будущего врача. В ходе исследования определены междисциплинарные взаимообусловленности (социология, философия, психология, педагогика) в генезисе отечественных и зарубежных представлений о феномене социально-профессиональной ответственности. Анализ предпосылок формирования социально-профессиональной ответственности специалиста насыщен разнообразными примерами социального, этического, деонтологического и педагогического контекстов (А.Д. Доника [1]; В. Н. Левина [2]; И.В. Силуянова [3]; И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова [4]). Имеется противоречие в нравственно-этических принципах и ценностях, преобладающих в современном социуме (А.Г. Асмолов [5]). Проведенное исследование специфики социально-профессиональной ответственности будущего специалиста-медика встроено в междисциплинарное пространство разработанных ранее концепций (Аброськина Е.Ю., Зотьева Ю.А. [6]; А. Ф. Амиров, Л. В. Мурзагалина [7]; В.Л. Бозаджиев [8]; Т.В. Семина [9]), что позволило соотнести авторские концептуальные идеи и известные исследования. В исследовании обосновано наличие специфики в формировании социально-профессиональной ответственности будущего врача (особое социальное и моральное отношение к другим людям и обществу, выраженное в способности оказывать эффективную, доступную и безопасную медицинскую помощь населению). Проведен междисциплинарный анализ эволюции различных аспектов медицинского образования, а также современных тенденций профессиональной педагогики. Выявлены структурные компоненты социально-профессиональной ответственности будущего врача – мотивационно-ценностный (аксиологические доминанты профессионального долга), гностический (знания этических и деонтологических норм и принципов), праксиологический (профессиональные умения и компетенции), рефлексивный (нравственные регулятивы).
Исследование формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача в медицинском образовании направлено на достижение цели по реализации ведущих идей в практике медицинского образования: о приоритетной роли психолого-педагогического сопровождения в формировании изучаемого феномена, на основе антропологической направленности среды медицинского образования; обогащения содержания медицинского образования контекстами профессионального этоса врача; обусловленности формирования социально-профессиональной ответственности студента-медика современными педагогическими технологиями (такими как проекты, квесты, марафоны, дискуссионные площадки) и средствами (такими как презентационный комплекс, дневники, анкеты, дайджесты, памятки).
Материалы и методы исследования
На основании анализа теоретических источников философского, общенаучного и конкретно-научного уровня нами была разработана гипотеза исследования понятия «социально-профессиональная ответственность будущего врача», прогностической модели, психолого-педагогических условий, методического и инструментально-технологического обеспечения исследуемого процесса. Нормативной базой выступают документы в сфере социальной политики, высшего образования, развития здравоохранения, образовательные и профессиональные стандарты, международные этические кодексы, программные документы и статистические данные развития медицинского образования. В результате теоретико-методологического анализа выявлена необходимость более полных концептуальных обоснований процесса формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача, таких как выбор совокупности методологических подходов (компетентностного, антропологического, контекстного), конкретизация и дополнение категориального аппарата, создание прогностической модели, содержательное обновление педагогических технологий контекстами фармации (такими как форсайт-проекты, квесты, марафоны), апробация программно-методического (рекомендации, дайджесты) и диагностического (анкеты, тесты, дневники) обеспечения.
Результаты исследования и их обсуждение
Научно-теоретическим результатом исследования являются гносеологические основания: инварианты социально-профессиональной ответственности (ориентация на профессиональное саморазвитие, компетентностное становление); профессиональные вариативы в медицинском образовании (особенности медицинского этоса, приоритеты морального выбора, аксиологические доминанты здоровья, этика и деонтология врача). Определены антропологические ориентиры социально-профессиональной ответственности будущего врача: аксиологические доминанты, морально-нравственные контексты медицинского этоса, идеалы успешного специалиста медицинского профиля, ресурсы и риски социально-профессиональной ответственности будущего медицинского работника.
Формирование социально-профессиональной ответственности будущего специалиста медицинского профиля интегрирует: мотивирование в учебно-воспитательном процессе, профессионально-нравственное информирование будущего медика, проектирование, реализацию и рефлексию этико-деонтологических позиций будущей профессиональной деятельности, ориентиры морально-нравственных контекстов этоса врача, обеспечение социальной востребованности и морально-нравственных доминант учебно-профессиональной деятельности. Требования профессионального стандарта и федерального государственного общеобразовательного стандарта обусловили выбор индикаторов достижения социально-профессиональной ответственности будущего врача (сформированность мировоззренческой позиции, социально-этическая ответственность за принятые решения, готовность к саморазвитию и самообразованию). На основе анализа международного опыта подготовки врача во взаимосвязи со становлением медицинского этоса, мониторингом программ развития научно-образовательных медицинских кластеров, высшего образования в России и за рубежом, локальных нормативных актов выявлено содержание педагогического потенциала медицинского университета как совокупности: возможностей профессионально-личностного роста будущего врача; необходимых научно-методических, инструментально-технологических, психолого-педагогических ресурсов, обеспечивающих формирование социально-профессиональной ответственности студента-медика.
Констатирующий эксперимент выявил недостаточно высокий уровень сформированности структурных компонентов социально-профессиональной ответственности будущих медицинских работников. Результаты определили виды и содержание современных педагогических технологий, средств и среды (вуз, симуляционный центр, гибридные форматы обучения) формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача.
В ходе формирующего эксперимента в практике образования апробирована и в учебном процессе ОрГМУ внедрена прогностическая модель и реализованы концептуальные положения. В исследовании учитывались традиции и инновации: медицинского этоса (сочетание гуманности, ответственности, милосердия и современные нормы профессиональной этики и деонтологии врача, институт правовой ответственности медицинского специалиста, интеракция в сфере здравоохранения, информированность пациента); наукоемкой медицины (оперативность медицинской помощи и внедрение цифровизации, симуляционных технологий, сетевых глобальных интернет-ресурсов современной науки и практики в сфере здравоохранения).
Проведена актуализация педагогических технологий формирования социально-профессиональной ответственности будущих специалистов медицинского профиля: контекстное обогащение моделями «Медицины – 4П» (персонализация, предикция, превентивность и партисипативность); обновление содержания социально-нравственных практик профессиональной направленности (просвещение населения Оренбургского региона, акции милосердия, пропаганда здорового образа жизни в региональном социуме и интернет-пространстве, взаимодействие с современными специалистами медицинской отрасли – практиками на клинических базах и в симуляционном центре); демонстрация студентам-медикам высокой значимости ответственности в профессии врача в современном социуме.
Корректность полученных результатов подтвердил факторный анализ, поскольку базовые параметры и ориентиры социально-профессиональной ответственности включали такие позиции, как мотивация к оказанию качественной медицинской помощи, формирующиеся компетенции профессиональной деятельности врача, аксиологические доминанты здоровья, этико-деонтологические позиции. Факторный анализ, проведенный на контрольном этапе эксперимента, подтвердил динамику уровней сформированности социально-профессиональной ответственности будущего врача: студенты ориентированы на взаимодействие в обучении (0,81), уверенность (0,77), коммуникацию (0,71), целеустремленность (0,69), среду высшего образования (0,63), исследовательские способности (0,62). Для студентов психолого-педагогическое сопровождение стало значимым фактором формирования социально-профессиональной ответственности в сфере медицины. Авторское исследование подтверждено динамикой полученных результатов опытно-экспериментальной работы (стабильной учебной успешностью, моральным выбором будущими врачами нравственных доминант здоровья, активности и самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности). Отмечена положительная динамика уровней сформированности структурных компонентов социально-профессиональной ответственности (в экспериментальных группах доля высокого уровня гностического компонента выросла на 17%, праксиологического – на 14%, мотивационно-ценностного – на 8,1%).
С целью раскрытия потенциала образовательной среды медицинского университета выявлены ее коммуникативно-сетевая структура, информационно-технологическая насыщенность, научно-экспериментальные характеристики, адаптивность и вариативность, влияние на возможности прогрессирующего формирования социально-профессиональной ответственности будущего специалиста медицинского профиля. Антропологические составляющие социально-профессиональной ответственности будущего медицинского работника проявляются в признании антропологических ценностей в качестве приоритетных (эволюция и физическая организация, особенности психического, умственного и этнического развития человека). В результате исследования на теоретическом уровне обоснованы и в практике медицинского образования реализованы психолого-педагогические условия формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача: мотивирование обеспечивается в ходе разработки проектов профессиональной успешности с ориентирами этики и деонтологии медика; наукоемкая среда современного образования определяет профессиональное мировоззрение будущего врача; современные педагогические технологии, средства и среды определяют компетентностное становление специалиста.
Разработана и реализована прогностическая модель формирования социально-профессиональной ответственности студентов, интегрирующая учебные, информационные, мотивирующие взаимодействия субъектов образования, реализованных педагогических технологий и методических материалов. Определены основания модернизации образовательного процесса высшей медицинской школы (профессиональное саморазвитие, моральный выбор, вариативность и гибкость программ, медицинская этика и деонтология). Системообразующим компонентом исследования является интерактивная образовательная среда, дающая возможности (онлайн-взаимодействие (обучение в режиме реального времени) и офлайн-взаимодействие (работа субъектов учебного процесса через некоторые временные промежутки)) общения студентов и преподавателей, обоснованного определения, презентации, рефлексии, корректировки и защиты деонтологической позиции и собственного развития.
Заключение
3начимость результатов для теории профессионального образования определяется: научным обоснованием, разработкой и представлением модели формирования социально-профессиональной ответственности будущих врачей в современной информационно-насыщенной, гуманистически ориентированной, технологически оснащенной образовательной среде современного медицинского вуза; расширением границ применимости информационных и технологических подходов к образованию за счет выделения профессионально развивающего потенциала образовательной среды медицинского университета; дополнением известных методов измерений в педагогике индикаторами динамики формирования социально-профессиональной ответственности будущих медицинских специалистов.
Значимость результатов для практики современного образования определяется: разработкой психолого-педагогических условий формирования социально-профессиональной ответственности будущих медиков, содействующих модернизации учебного процесса с опорой на дистанционные формы обучения; уточнением мировоззренческих, аксиологических, антропоцентрических, прогностических, ресурсо- и рискологических оснований профессиональных компетенций будущего специалиста медицинского профиля, что может стать основой разработки новых элективных и обязательных курсов (модулей); обновлением содержания медицинского образования разработанным научно-методическим обеспечением (таким как учебные программы, методические разработки и рекомендации, пособия, монографии, статьи, тезисы); разработкой диагностического инструментария преподавателей в мониторинге формирования социально-профессиональной ответственности студентов-медиков. Исследование обосновывает: аксиологическую обусловленность медицинского образования и необходимость формирования у будущих специалистов социально-профессиональной ответственности как важнейшего элемента их профессиональной адаптации; содержание и направленность социально-профессиональной ответственности будущего специалиста (этические и деонтологические аспекты профессионального этоса); эффективность и перспективность внедрения прогностической модели в практику подготовки специалистов к профессиональной деятельности в сфере современной медицины и здравоохранения.