Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF SOCIAL AND PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF THE FUTURE SPECIALIST IN THE CONDITIONS OF MEDICAL EDUCATION

Nevolina V.V. 1 Moskaleva Y.A. 1 Yudaeva Yu.A. 1
1 Orenburg State Medical University (OrSMU)
Global trends in social development pose new challenges to professional education in the preparation of a future medical specialist. The research is aimed at the conceptual substantiation of the process of formation of social and professional responsibility of the future doctor and the development of software, methodological and technological means of implementing the formation of this phenomenon. The research is based on the synthesis of methodological approaches (competence-based, anthropological, contextual) to create a predictive model of the formation of social and professional responsibility of the future physician based on modern pedagogical technologies (foresight projects, quests), testing of diagnostic tools ((questionnaires, surveys) and software and methodological support (presentation complex, workshops, diaries). The authors substantiate the conditionality of higher education by the need for the formation of social and professional responsibility in the future medical specialist as an essential element of professional adaptation; the content and direction of the professional responsibility of the future doctor; the effectiveness of the introduction of a predictive model in the practice of preparing a physician for professional activity. Psychological and pedagogical conditions have been developed and implemented in the practice of Orenburg State Medical University (OrGMU), contributing to the modernization of the educational process based on a hybrid learning format, which can become the basis for the development of new courses (modules); updating the content of medical education with the developed scientific and methodological support; development of diagnostic tools in monitoring the formation of social and professional responsibility of the future doctor.
professional pedagogy
social and professional responsibility
medical university

Актуальность исследования определяется мировыми тенденциями, которые определяют приоритеты профессиональной подготовки будущего специалиста: востребованность социально-профессиональной ответственности будущего врача, гуманизацию медицинского образования и наукоемкой медицины. Опыт деятельности научных школ мира демонстрирует возрастающие научно-педагогические возможности медицинского вуза в формировании социально-профессиональной ответственности будущего врача как базового ориентира его профессионализации и профессионального саморазвития. Акцентируется необходимость психолого-педагогического сопровождения формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача в современном медицинском вузе, который интегрирует морально-нравственные контексты медицины и инновационные ресурсы науки, практики и профессиональных кадров. Конкретизировались приоритеты современной подготовки будущего врача: клиническая практика на основе высокой научной квалификации и цифровой компетентности, приверженность профессиональному долгу в условиях морального выбора. Эти требования обеспечиваются в медицинском вузе как становящееся представление врача о мире его профессии и медицинской деонтологии. В связи с этим проблема формирования социально-профессиональной ответственности будущих медиков является актуальной и значимой в научно-педагогическом и в социальном аспектах, что обусловливает поиск диагностических и технологических инструментов реализации.

Мы отмечаем историко-культурные взаимосвязи между научно-педагогическими задачами современного медицинского образования и проблематикой становления профессиональной ответственности будущего врача. В ходе исследования определены междисциплинарные взаимообусловленности (социология, философия, психология, педагогика) в генезисе отечественных и зарубежных представлений о феномене социально-профессиональной ответственности. Анализ предпосылок формирования социально-профессиональной ответственности специалиста насыщен разнообразными примерами социального, этического, деонтологического и педагогического контекстов (А.Д. Доника [1]; В. Н. Левина [2]; И.В. Силуянова [3]; И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова [4]). Имеется противоречие в нравственно-этических принципах и ценностях, преобладающих в современном социуме (А.Г. Асмолов [5]). Проведенное исследование специфики социально-профессиональной ответственности будущего специалиста-медика встроено в междисциплинарное пространство разработанных ранее концепций (Аброськина Е.Ю., Зотьева Ю.А. [6]; А. Ф. Амиров, Л. В. Мурзагалина [7]; В.Л. Бозаджиев [8]; Т.В. Семина [9]), что позволило соотнести авторские концептуальные идеи и известные исследования. В исследовании обосновано наличие специфики в формировании социально-профессиональной ответственности будущего врача (особое социальное и моральное отношение к другим людям и обществу, выраженное в способности оказывать эффективную, доступную и безопасную медицинскую помощь населению). Проведен междисциплинарный анализ эволюции различных аспектов медицинского образования, а также современных тенденций профессиональной педагогики. Выявлены структурные компоненты социально-профессиональной ответственности будущего врача – мотивационно-ценностный (аксиологические доминанты профессионального долга), гностический (знания этических и деонтологических норм и принципов), праксиологический (профессиональные умения и компетенции), рефлексивный (нравственные регулятивы).

Исследование формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача в медицинском образовании направлено на достижение цели по реализации ведущих идей в практике медицинского образования: о приоритетной роли психолого-педагогического сопровождения в формировании изучаемого феномена, на основе антропологической направленности среды медицинского образования; обогащения содержания медицинского образования контекстами профессионального этоса врача; обусловленности формирования социально-профессиональной ответственности студента-медика современными педагогическими технологиями (такими как проекты, квесты, марафоны, дискуссионные площадки) и средствами (такими как презентационный комплекс, дневники, анкеты, дайджесты, памятки).

Материалы и методы исследования

На основании анализа теоретических источников философского, общенаучного и конкретно-научного уровня нами была разработана гипотеза исследования понятия «социально-профессиональная ответственность будущего врача», прогностической модели, психолого-педагогических условий, методического и инструментально-технологического обеспечения исследуемого процесса. Нормативной базой выступают документы в сфере социальной политики, высшего образования, развития здравоохранения, образовательные и профессиональные стандарты, международные этические кодексы, программные документы и статистические данные развития медицинского образования. В результате теоретико-методологического анализа выявлена необходимость более полных концептуальных обоснований процесса формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача, таких как выбор совокупности методологических подходов (компетентностного, антропологического, контекстного), конкретизация и дополнение категориального аппарата, создание прогностической модели, содержательное обновление педагогических технологий контекстами фармации (такими как форсайт-проекты, квесты, марафоны), апробация программно-методического (рекомендации, дайджесты) и диагностического (анкеты, тесты, дневники) обеспечения.

Результаты исследования и их обсуждение

Научно-теоретическим результатом исследования являются гносеологические основания: инварианты социально-профессиональной ответственности (ориентация на профессиональное саморазвитие, компетентностное становление); профессиональные вариативы в медицинском образовании (особенности медицинского этоса, приоритеты морального выбора, аксиологические доминанты здоровья, этика и деонтология врача). Определены антропологические ориентиры социально-профессиональной ответственности будущего врача: аксиологические доминанты, морально-нравственные контексты медицинского этоса, идеалы успешного специалиста медицинского профиля, ресурсы и риски социально-профессиональной ответственности будущего медицинского работника.

Формирование социально-профессиональной ответственности будущего специалиста медицинского профиля интегрирует: мотивирование в учебно-воспитательном процессе, профессионально-нравственное информирование будущего медика, проектирование, реализацию и рефлексию этико-деонтологических позиций будущей профессиональной деятельности, ориентиры морально-нравственных контекстов этоса врача, обеспечение социальной востребованности и морально-нравственных доминант учебно-профессиональной деятельности. Требования профессионального стандарта и федерального государственного общеобразовательного стандарта обусловили выбор индикаторов достижения социально-профессиональной ответственности будущего врача (сформированность мировоззренческой позиции, социально-этическая ответственность за принятые решения, готовность к саморазвитию и самообразованию). На основе анализа международного опыта подготовки врача во взаимосвязи со становлением медицинского этоса, мониторингом программ развития научно-образовательных медицинских кластеров, высшего образования в России и за рубежом, локальных нормативных актов выявлено содержание педагогического потенциала медицинского университета как совокупности: возможностей профессионально-личностного роста будущего врача; необходимых научно-методических, инструментально-технологических, психолого-педагогических ресурсов, обеспечивающих формирование социально-профессиональной ответственности студента-медика.

Констатирующий эксперимент выявил недостаточно высокий уровень сформированности структурных компонентов социально-профессиональной ответственности будущих медицинских работников. Результаты определили виды и содержание современных педагогических технологий, средств и среды (вуз, симуляционный центр, гибридные форматы обучения) формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача.

В ходе формирующего эксперимента в практике образования апробирована и в учебном процессе ОрГМУ внедрена прогностическая модель и реализованы концептуальные положения. В исследовании учитывались традиции и инновации: медицинского этоса (сочетание гуманности, ответственности, милосердия и современные нормы профессиональной этики и деонтологии врача, институт правовой ответственности медицинского специалиста, интеракция в сфере здравоохранения, информированность пациента); наукоемкой медицины (оперативность медицинской помощи и внедрение цифровизации, симуляционных технологий, сетевых глобальных интернет-ресурсов современной науки и практики в сфере здравоохранения).

Проведена актуализация педагогических технологий формирования социально-профессиональной ответственности будущих специалистов медицинского профиля: контекстное обогащение моделями «Медицины – 4П» (персонализация, предикция, превентивность и партисипативность); обновление содержания социально-нравственных практик профессиональной направленности (просвещение населения Оренбургского региона, акции милосердия, пропаганда здорового образа жизни в региональном социуме и интернет-пространстве, взаимодействие с современными специалистами медицинской отрасли – практиками на клинических базах и в симуляционном центре); демонстрация студентам-медикам высокой значимости ответственности в профессии врача в современном социуме.

Корректность полученных результатов подтвердил факторный анализ, поскольку базовые параметры и ориентиры социально-профессиональной ответственности включали такие позиции, как мотивация к оказанию качественной медицинской помощи, формирующиеся компетенции профессиональной деятельности врача, аксиологические доминанты здоровья, этико-деонтологические позиции. Факторный анализ, проведенный на контрольном этапе эксперимента, подтвердил динамику уровней сформированности социально-профессиональной ответственности будущего врача: студенты ориентированы на взаимодействие в обучении (0,81), уверенность (0,77), коммуникацию (0,71), целеустремленность (0,69), среду высшего образования (0,63), исследовательские способности (0,62). Для студентов психолого-педагогическое сопровождение стало значимым фактором формирования социально-профессиональной ответственности в сфере медицины. Авторское исследование подтверждено динамикой полученных результатов опытно-экспериментальной работы (стабильной учебной успешностью, моральным выбором будущими врачами нравственных доминант здоровья, активности и самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности). Отмечена положительная динамика уровней сформированности структурных компонентов социально-профессиональной ответственности (в экспериментальных группах доля высокого уровня гностического компонента выросла на 17%, праксиологического – на 14%, мотивационно-ценностного – на 8,1%).

С целью раскрытия потенциала образовательной среды медицинского университета выявлены ее коммуникативно-сетевая структура, информационно-технологическая насыщенность, научно-экспериментальные характеристики, адаптивность и вариативность, влияние на возможности прогрессирующего формирования социально-профессиональной ответственности будущего специалиста медицинского профиля. Антропологические составляющие социально-профессиональной ответственности будущего медицинского работника проявляются в признании антропологических ценностей в качестве приоритетных (эволюция и физическая организация, особенности психического, умственного и этнического развития человека). В результате исследования на теоретическом уровне обоснованы и в практике медицинского образования реализованы психолого-педагогические условия формирования социально-профессиональной ответственности будущего врача: мотивирование обеспечивается в ходе разработки проектов профессиональной успешности с ориентирами этики и деонтологии медика; наукоемкая среда современного образования определяет профессиональное мировоззрение будущего врача; современные педагогические технологии, средства и среды определяют компетентностное становление специалиста.

Разработана и реализована прогностическая модель формирования социально-профессиональной ответственности студентов, интегрирующая учебные, информационные, мотивирующие взаимодействия субъектов образования, реализованных педагогических технологий и методических материалов. Определены основания модернизации образовательного процесса высшей медицинской школы (профессиональное саморазвитие, моральный выбор, вариативность и гибкость программ, медицинская этика и деонтология). Системообразующим компонентом исследования является интерактивная образовательная среда, дающая возможности (онлайн-взаимодействие (обучение в режиме реального времени) и офлайн-взаимодействие (работа субъектов учебного процесса через некоторые временные промежутки)) общения студентов и преподавателей, обоснованного определения, презентации, рефлексии, корректировки и защиты деонтологической позиции и собственного развития.

Заключение

3начимость результатов для теории профессионального образования определяется: научным обоснованием, разработкой и представлением модели формирования социально-профессиональной ответственности будущих врачей в современной информационно-насыщенной, гуманистически ориентированной, технологически оснащенной образовательной среде современного медицинского вуза; расширением границ применимости информационных и технологических подходов к образованию за счет выделения профессионально развивающего потенциала образовательной среды медицинского университета; дополнением известных методов измерений в педагогике индикаторами динамики формирования социально-профессиональной ответственности будущих медицинских специалистов.

Значимость результатов для практики современного образования определяется: разработкой психолого-педагогических условий формирования социально-профессиональной ответственности будущих медиков, содействующих модернизации учебного процесса с опорой на дистанционные формы обучения; уточнением мировоззренческих, аксиологических, антропоцентрических, прогностических, ресурсо- и рискологических оснований профессиональных компетенций будущего специалиста медицинского профиля, что может стать основой разработки новых элективных и обязательных курсов (модулей); обновлением содержания медицинского образования разработанным научно-методическим обеспечением (таким как учебные программы, методические разработки и рекомендации, пособия, монографии, статьи, тезисы); разработкой диагностического инструментария преподавателей в мониторинге формирования социально-профессиональной ответственности студентов-медиков. Исследование обосновывает: аксиологическую обусловленность медицинского образования и необходимость формирования у будущих специалистов социально-профессиональной ответственности как важнейшего элемента их профессиональной адаптации; содержание и направленность социально-профессиональной ответственности будущего специалиста (этические и деонтологические аспекты профессионального этоса); эффективность и перспективность внедрения прогностической модели в практику подготовки специалистов к профессиональной деятельности в сфере современной медицины и здравоохранения.