Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH COLLECTIVE ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY

Doguchaeva T.A. 1 Mollaeva A.T. 1
1 Kabardino-Balcar State University n.a. H.M. Berbekov
The article considers such a condition of formation of interpersonal relations of junior schoolchildren, as organized collective art-creative activity. It is emphasized that the key educational competencies include a component of interpersonal relations, formation of which is considered as the most important goal of primary education. The degree of influence of active inclusion of children in creative activity on successful team building is analyzed. In the course of the study information about the formation of interpersonal relationships between elementary school students was obtained, as well as the quality of interpersonal connections of each student to the team in which he learns, and to the educational process as a whole was analyzed. Collective art and creative work in extracurricular activities was tested and its effectiveness in the formation of interpersonal relationships of elementary school students was determined. The tasks of collective artistic and creative type, corresponding to the modern requirements for the formation of a team of elementary school students, have been developed and implemented. These tasks allow to consistently include children in various options for creative interaction, from the simplest - work in pairs, to more complex, such as work in a group of twenty people. The diagnostics at the control stage of the study reveals positive dynamics in the team, as well as a decrease in the percentage of isolated children. It is substantiated that in order to educate children teachers need to organize a variety of joint activities, without which it is impossible to lay the necessary social habits and form a real team.
interpersonal relationships
primary school age
collective creative activity

Результативность взаимодействия между людьми в основном зависит от умения общаться (коммуникативных навыков), то есть способности налаживать и поддерживать нужные связи с социумом. Коммуникативная компетентность (умение общаться) состоит из системы знаний и навыков (техник), которые, как известно, гарантируют человеку высокий процесс успешности в абсолютно разных случаях взаимодействия [1]. Актуальность исследования определяется современным обществом, которое нуждается в людях, способных к совместной деятельности, групповым взаимоотношениям, партнерству. Анализ результатов многочисленных психолого-педагогических исследований и опыта общеобразовательных учреждений свидетельствует о том, что существенной проблемой начального образования XXI в. является увеличение числа детей с дезадаптацией к жизни в школе. У детей младшего школьного возраста такие понятия, как «школа» и «школьная жизнь», ассоциацируются с узконаправленными явлениями – класс, одноклассники и учителя. В связи с этим психологи выделили несколько условий, в значительной степени влияющих на успешность или неуcпешность адаптационного процесса: вид взаимоотношений в структуре «учитель – ученик»; специфика межличностных отношений в классе; наличие у ребенка способности проявлять свою уникальность и индивидуальность; стремление и навык сотрудничества. Отношения между людьми формируются во всех сферах деятельности человека, но наиболее устойчивыми оказываются те, которые были установлены в совместной трудовой активности. Кроме укрепления оперативной связи, при выполнении коллективной работы создаются и совершенствуются межличностные отношения, которые впоследствии обретают более многогранный характер [2]. Поэтому описание свойств межличностных отношений представляет собой часть ключевых образовательных компетенций, развитие которых можно считать важнейшей задачей начального образования.

Цель исследования – теоретически подтвердить и экспериментально проверить эффективность метода использования групповой художественной деятельности в формировании межличностных отношений у детей 7–10 лет.

Материал и методы исследования. При проведении эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – обзор психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; эмпирические – опросные методы: диагностическая методика «Поздравь товарища» (автор Я.Л. Коломинский, адаптирована учителем начальных классов А.С. Кононовой), диагностическая методика «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» (автор Рене Жиль, адаптирована педагогом-психологом М.С. Новичковой), «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» (адаптирована Д.Н. Пустовой), опытно-экспериментальная работа, методы математической обработки результатов исследования.

Экспериментальное исследование по формированию у детей младшего школьного возраста межличностных отношений проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 им. Героя России Трошева Г.Н.» г.о. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 «Е» класса.

Результаты исследования и их обсуждение

Младшим школьникам предоставляются большие возможности, чтобы сформировать и развить внутреннюю нравственность и позитивные качества личности. Пластичность психики, восприимчивость к внушению, предрасположенность к подражательству, влияние авторитетных учителей и взрослых могут создать положительные условия, необходимые для формирования успешной личности [3].

Применение методик «Анкета привлекательности класса», «Поздравляем товарища», «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» позволило получить информацию об уровне сформированности межличностных взаимоотношений детей 4 «Е» класса. Применение первой анкеты дало нам возможность получить сведения о субъективном мнении учеников: как они относятся к классу в общем, а также каким они видят учебный процесс. Выводы, которые мы получили при анализе применения методики, противоречивы, поскольку у учеников с хорошей успеваемостью и высокой ответственностью к учебной деятельности наблюдается желание поменять класс (перейти в другой); в то время как ученики с хорошей успеваемостью, но меньшей активностью в жизни класса и недостаточной дисциплинированностью выразили желание продолжить обучение в прежнем классе.

При использовании методики «Поздравляем товарища» нами было отмечено следующее: те учащиеся, у которых было выявлено большое желание поменять учебный класс, являлись в коллективе лидерами. Среди лидеров класса также явно выявлялась «звезда».

При проведении эксперимента по третьей методике нами было определено, насколько хорошо дети «включены» в социальную жизнь классного коллектива, результаты показали следующее: ученики, набравшие наибольшее количество баллов по первым двум методикам, в основном принадлежали к группе «неблагоприятные». Также было установлено, что в учебном коллективе присутствовали ребята, попавшие в группу «отверженных», поскольку они воспринимали себя одиночками среди остального классного сообщества.

Анализ примененных методик показал, что уровень межличностных отношений в 4 «Е» классе – выше среднего (учитывая другие исследования в нашей области), а также то, что в классе есть дети, у которых этот показатель находится на достаточно низком уровне. Чтобы улучшить показатели сформированности межличностных отношений в 4 «Е» классе, мы разработали художественно-творческие упражнения и задания, классифицированные по трем уровням сложности.

Для начала было проведено занятие «Наша любимая сказка». Оно наиболее простое в плане организации работы. Мы поделили детей на пары, учитывая схожесть их интересов к тем или иным сказкам. В этой совместной работе дети рисовали иллюстрации к книгам. И здесь было важно, насколько хорошо дети между собой поладят, смогут ли они договориться в вопросе композиции, будут ли помогать друг другу. По итогу было выявлено несколько видов разделения деятельности в парах: грубое «поровну» («Я рисую одного богатыря, ты – второго»), и более сложное, в котором дети были более подготовлены к совместной деятельности. Во втором случае распределение складывалось по принципу учитывания способностей в паре (например, в одной из работ ученица рисовала человека, а ее одноклассница – природу на втором плане).

Следующий уровень сложности организации коллективной художественно-творческой деятельности – средний. Нами было проведено несколько занятий на тему «Город» для подготовки детей к изготовлению композиции «Застройка города». Класс был поделен уже на три группы: «строителей и архитекторов», «машиностроителей» и «озеленителей». Первые занимались созданием аппликаций с изображениями различных видов зданий, вторые рисовали транспорт, третьи облагораживали город с помощью растений и других природных составляющих. Вся работа затем переносилась на один большой лист ватмана. Коллективный анализ был проведен так, что каждый ученик по очереди исполнял роль экскурсовода, рассказывая о преимуществах построенного классом города.

И, наконец, работа в большой группе – первый по сложности этап организации коллективной работы. Ученикам был выдан лист ватмана для составления ими единой композиции на тему «Солнечная система». Использование современных информационных технологий позволило провести подготовку к практической части. Ученики показали высокое качество коммуникации, наблюдался положительный климат в коллективе. Те учащиеся, у которых ранее не налаживались отношения, смогли показать свою индивидуальность, зарекомендовать себя как интересных собеседников и талантливых товарищей. Нами было отмечено, что ученики начали общаться не только на уроках, но и на перерывах и внеклассных занятиях.

Во время последующих визитов, а также на итоговом (контрольном) этапе исследования мы повторили диагностику измерения эффективности формирования межличностных отношений младших школьников в коллективной художественно-творческой деятельности.

Во время повторного анкетирования «Исследование сферы межличностных отношений ребенка» мы увидели (рис. 1), что 12 из 20 учеников (60%) нашли учебные занятия увлекательными, этот показатель на 10% выше, чем на констатирующем этапе; 8 (40%) ребят были хорошо адаптированы к учебному коллективу, это на 5% меньше, чем на первом этапе диагностики; учеников с выявленным нейтральным отношением к одноклассникам не обнаружено, что на 5% меньше по сравнению с констатирующим этапом исследования; учеников, негативно относящихся к одноклассникам не выявлено.

Рис. 1. Сравнительные результаты оценки привлекательности классного коллектива по методике «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива»

В результатах повторного проведения методики «Поздравь товарища» нами было выявлено (рис. 2), что 1 (5%) из 20 обучающихся все так же является «звездой» класса; 3 (15%) учащихся имели статус «предпочитаемый», который остался прежним; 13 (65%) учащихся входят в группу «принятые», а этот результат уже на 10% выше; 3 (15%) учащихся были отнесены к группе «непринятые», этот показатель уменьшился на 10%.

Рис. 2. Сравнительные результаты выявления статуса учеников по методике «Поздравь товарища»

После второго проведения опроса «Исследование межличностной сферы ребенка» были получены нижеописанные выводы (рис. 3): 13 (65%) учащихся попали в группу «благополучные» (на 10% больше); категория «неблагополучных» прежняя – 7 (35%) учащихся; «отвергнутых» детей выявлено не было, этот показатель снизился на 10%. Результаты показывают, что межличностные отношения в младших классах постепенно развиваются. Количество учащихся, относящихся к группе «предпочитаемые», составило 65% (больше на 10%). И все то говорит нам о том, что все больше ребят чувствуют благоприятную атмосферу в классе.

Рис. 3. Сравнительные результаты выявления степени адаптации детей в классе по методике «Исследование сферы межличностных отношений ребенка»

Заключение

Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сфер, является способность делать наиболее подходящий выбор в отношении способа поведения при общении с другим человеком. Как показывает жизнь, творчество необходимо не только в работе, направленной на создание материальной ценности. Оно также должно присутствовать в выборе средств для воздействия на другую личность, в выборе методов подхода к другому человеку [4].

Педагогам следует организовывать совместные мероприятия, без которых невозможно заложить необходимые социальные привычки и сформировать настоящую команду. Дети младшего школьного возраста, стремящиеся к новому опыту, воспринимают совместную деятельность очень радостно. Она их привлекает, стимулирует их дух и энергию. Мы предполагали, что для процесса формирования межличностных отношений в младших классах требуется наличие следующих условий: организация творческих коллективов во внеклассной работе, максимальное внедрение детей в творческие активности, организация и руководство педагогом коллективной художественно-творческой деятельностью [5].

Для того чтобы проверить данное предположение, мы изучили психолого-педагогическую литературу, определили ключевые понятия темы и провели эмпирическое исследование на базе МКОУ «СОШ № 11 им. Героя России Трошева Г.Н» г.о. Нальчик.

В исследовании приняли участие 20 респондентов – учеников 4 «Е» класса. В целом уровень сформированности межличностных отношений в классе был на уровне выше среднего, но были и ученики, показавшие как высокий уровень школьной адаптации, так и низкий. Нами были разработаны художественно-творческие уроки с целью формирования межличностных отношений между младшими школьниками во время внеклассных занятий. По итогу этих занятий мы смогли увидеть улучшение качества взаимодействия в группе. Большинство школьников, которые раньше не общались, стали делать это чаще не только в учебное время, но и в свободное. Данные наблюдения были позже подтверждены при последующей диагностике.

В результате мы увидели положительную динамику в атмосфере коллектива и уменьшение количества детей, находящихся в изоляции. Итак, согласно результатам проведения анкеты привлекательности классного коллектива, 12 (60%) учеников считают, что их класс является приемлемым для комфортного обучения, что на 10% больше, чем на первом этапе. Сравнительный анализ результатов применения метода «Поздравь товарища» на первом и третьем этапах исследования показал, что лидером остался тот же ученик – это 5% от общего показателя; изменение получилось увидеть в группе «непринятых», которая составила 25% (на 5% ниже, чем на первом этапе). Опрос, проведенный по методике Р. Жиля «Исследование в области межличностных отношений детей», также показал динамичное изменение показателя повышения уровня межличностных отношений среди учащихся начальных классов. 13 (65%) учащихся попали в группу «благоприятные» (на 10% выше по сравнению с первым этапом исследования). Это свидетельствует о том, что после коллективных работ большее количество учащихся начали чувствовать благоприятный для обучения и общения климат в классе.

На основании данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследовательской работы, мы пришли к выводу, что межличностные отношения младших школьников успешно формируются в процессе художественно-творческой деятельности.