Академическая неуспеваемость, под которой мы понимаем «несоответствие подготовки обучающихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения» [1, с. 36], по-прежнему остается одним из самых актуальных вопросов в парадигме вузовского образования. Многочисленность факторов, обусловливающих возникновение данной проблемы, существование неуспеваемости в различных видах предопределяют необходимость постоянного изыскания новых способов ее превенции и коррекции, а также переосмысления функциональной нагрузки и образовательного потенциала уже существующих форм учебной деятельности.
В неязыковом вузе проблема неуспеваемости часто оказывается сопряженной с иностранным языком как одной из общеобразовательных дисциплин. В качестве основной причины невысокого в целом уровня успеваемости по данному предмету признается недостаточная сформированность коммуникативных навыков у обучающихся на довузовском этапе обучения. Сравнительно небольшой объем аудиторного времени, выделяемого учебными планами на курс иностранного языка, обусловливает необходимость поиска дополнительных ресурсов повышения языковой компетенции у обучающихся в рамках внеаудиторной работы. Интересным в связи с этим представляется предметный кружок по иностранному языку. Практика многолетнего руководства таким кружком, функционирующим на кафедре иностранных языков Академии ФСИН России, позволяет взглянуть на его работу и как на творческое объединение, имеющее своей целью удовлетворение научных интересов студентов в сфере языкознания, и как на инструмент повышения уровня предметной и общей успеваемости членов этого объединения.
Цель исследования – выявление образовательного потенциала кружка по иностранному языку, работа которого направлена на повышение предметной и общей успеваемости обучающихся в неязыковом вузе.
Материал и методы исследования
Материалом для исследования является содержание работы предметного кружка, созданного на кафедре иностранных языков Академии ФСИН России. В качестве основных методов исследования были использованы анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Предметный кружок – обязательный элемент вузовской культуры, обладающий значительным потенциалом не только в рамках формирования необходимой учебной и научной автономности обучающихся, реализации их творческих способностей, но и повышения успеваемости.
Организация и содержание работы кружка в значительной степени определяются академическим статусом кафедры, набором преподаваемых дисциплин и очередностью их изучения в соответствии с учебным планом. Предметные кружки по иностранному языку, функционирующие в специализированных вузах, имеют целый ряд особенностей, отличающих их от студенческих творческих объединений на профилирующих кафедрах вуза. Одной из основных особенностей является временная локализация на начальном этапе вузовского обучения, что обусловливает смещение основного акцента работы с чисто научной деятельности, характерной для старших курсов, на учебно-научную и даже, в определенной степени, учебную работу. Следующими важными характеристиками кружка являются его универсальность, обусловленная спецификой языка, где присутствуют как внутриязыковые, так и внеязыковые аспекты, а также ярко выраженная профессиональная направленность языкового материала. Комплекс этих отличительных свойств определяет содержание всей работы кружка по иностранному языку, делает ее многовекторной и наделяет значительным потенциалом в деле повышения студенческой успеваемости.
Изучение иностранного языка в специализированном вузе – обязательный компонент образовательной программы. Предмет входит в перечень базовых дисциплин и имеет своей целью «достижение обучающимися необходимого и достаточного уровня коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, при подготовке научных работ, а также для дальнейшего самообразования» [2, с. 5]. Для достижения поставленной цели большинство высших образовательных организаций используют стандартный объем учебного времени, рекомендованный «Примерной программой по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов», – 340 часов, из которых 170 часов должны отводиться на аудиторные занятия и 170 часов – на самостоятельную работу обучающихся. На практике данная временная пропорция часто трансформируется в учебных планах в сторону уменьшения количества аудиторных часов, что ставит перед преподавателями сложные методические задачи по формированию необходимых коммуникативных компетенций у студентов в сжатые сроки [3-5]. Данное обстоятельство обусловливает необходимость постоянного поиска различных внеаудиторных форм обучения, которые могли бы выступить в качестве дополнительного академического ресурса, содействующего выполнению заявленных программных требований. Как показывает практика, серьезную помощь в этом могут оказать занятия студентов в предметном кружке по иностранному языку. Кружковая работа, не ограниченная строгими временными рамками и не скованная жестким тематическим планом, позволяет руководителю выстраивать деятельность творческого объединения нелинейно, то есть обращаться к различным лингвистическим или экстралингвистическим вопросам по мере их возникновения у обучающихся в ходе выполнения ими проектных заданий, а также совмещать и чередовать разнообразные методические приемы и формы работы с целью не только восполнить пробелы в языковых знаниях, полученных на довузовском этапе обучения, но и значительно повысить качество коммуникативных навыков в целом. Это особенно актуально с учетом невысокого в целом уровня языковых знаний у студентов неязыковых вузов, о чем свидетельствуют результаты работ С.В. Касаткиной [6], С.Ю. Казанцевой [7], А.Г. Завьяловой [8] и других исследователей, а также собственный опыт педагогической работы.
Высокую эффективность в организации работы кружка, направленной на повышение уровня языковых знаний, обеспечивает индивидуальный подход к каждому члену кружка. Классический принцип методики преподавания иностранного языка, позволяющий максимально учитывать познавательные возможности, способности и интересы обучающихся, приобретает в кружковой работе особые качества. Он позволяет дифференцировать тематику проектных работ с учетом их объема и сложности, варьировать индивидуальные и групповые формы деятельности, а также положительно мотивировать обучающихся к продолжению занятий по изучению иностранного языка. Это особенно важно, так как согласно результатам опроса, проведенного П.А. Завьяловой и М.В. Коноваловой среди студентов младших курсов неязыкового вуза, 87% обучающихся заявили о неуверенности в своих силах при изучении иностранного языка [9]. Такая ситуация возникает, как правило, не только по причине несформированности необходимых коммуникативных навыков, но и вследствие того, что студенты часто не владеют в должной мере методами самостоятельной работы. В связи с этим индивидуальная работа с членами кружка должна включать в себя и восполнение недостающих языковых знаний, и обучение студентов хотя бы базовым приемам (при необходимости коррекция этих приемов) работы с грамматическим и текстовым материалом, лексикой. Особое внимание следует обратить на переводческие виды работы, которые часто подменяются студентами машинным переводом без какого-либо последующего редактирования.
Важную роль в повышении уровня успеваемости студентов предметный кружок может сыграть, как показывает практика, в тех случаях, когда они в силу ряда причин не достигли на довузовском этапе обучения необходимого уровня языковой компетенции, а также в ситуациях с императивной сменой языка, не вызванной ни требованиями будущей профессии, ни желанием самого обучающегося. Речь идет о тех случаях, когда первокурсники, изучавшие ранее, например, немецкий или французский язык, из-за своей относительной малочисленности определяются в учебные группы с английским языком, что нередко ведет к снижению успеваемости по дисциплине «Иностранный язык». Более того, в связи с необходимостью усиленно готовиться к занятиям по новому для себя иностранному языку студент вынужден тратить время, отведенное на подготовку к другим предметам, что негативно сказывается и на общей успеваемости. В ситуации с императивной сменой языка часто именно предметный кружок позволяет студенту в спокойной обстановке и под контролем педагога познакомиться с базовыми аспектами фонетико-фонологической системы нового иностранного языка, сводом его грамматических норм и правил, а также нарастить минимально необходимый на первом этапе лексический запас.
Изучая иностранный язык, студент обязательно выходит за рамки собственно лингвистической составляющей и знакомится с культурой, которую данный язык обслуживает и частью которой является. Такая особенность дисциплины позволяет существенно расширить тематику работ в рамках предметного кружка и способствует повышению успеваемости студента не только непосредственно по иностранному языку, но и по смежным дисциплинам за счет углубления знаний студента в других предметных сферах, овладения им соответствующей терминологией и расширения его кругозора. Язык выступает в этом случае в качестве своеобразного кодового ключа к огромному информационному массиву, который условно можно разделить на два блока: общекультурные и профессионально ориентированные знания. Работая с иностранным языком, обучающийся знакомится с национальными особенностями истории, географии, политической жизни различных стран, культурными традициями и обычаями проживающих там народов, в результате чего получает дополнительные знания или углубляет имеющиеся. Приобретенный информационный багаж с успехом используется в целом ряде смежных общеобразовательных дисциплин, изучаемых параллельно с иностранным языком на начальном этапе вузовского обучения, а также в различных учебных и научных мероприятиях, организуемых соответствующими кафедрами.
Выполнение в рамках кружковой работы проектных заданий, относящихся к профессионально ориентированному тематическому блоку, позволяет членам кружка не только получить дополнительную информацию по предметам профессионального цикла, но и познакомиться с некоторыми базовыми терминами и понятиями до начала их изучения в рамках соответствующих профильных дисциплин. Это становится возможным вследствие наличия у иностранного языка в специализированном вузе такого качества, как учебная пропедевтичность, под которой мы понимаем сокращенное системное изложение профильной науки в упрощенной форме. Весь курс специализированного иностранного языка в системе отечественного образования построен с учетом этой дидактической особенности. Это касается и тематических планов дисциплины, и даже подавляющего большинства учебников, где языковой материал подается, начиная с общепрофессиональных тем и заканчивая узкопрофессиональными.
Учет принципа профессиональной направленности в кружковой работе предопределяет возможность выполнения проектов и на узкоспециальные темы. Конечно, работы такого плана следует рассматривать в качестве своеобразного «штучного товара». При их выполнении необходимо соблюдать ряд требований: они не должны выполняться первокурсниками, студент должен обладать хорошей языковой подготовкой, такие работы требуют обязательного научного консультирования со стороны соответствующих специалистов, которые, кстати, относятся к функции соруководителя проекта положительно, так как результаты выполненного исследования часто служат базовым материалом для написания курсовых работ или докладов на научных мероприятиях, организуемых профильными кафедрами. Дополнительным положительным качеством этих работ является то, что они часто выступают в качестве своеобразного триггера, запускающего процесс формирования у обучающихся концептуального понимания учебной архитектоники профессиональных дисциплин, а также алгоритма и стратегии их изучения, что положительным образом влияет на студентов в плане укрепления их уверенности в правильности сделанного профессионального выбора в целом и в плане повышения личной адаптации к образовательной деятельности в вузе в частности.
Именно адаптационные трудности в первые месяцы вузовского обучения, по мнению Е.Н. Николаевой, являются одной из наиболее значимых причин низкой успеваемости студентов [10], с чем мы абсолютно согласны. Смена образовательных парадигм, влекущая за собой использование иных методических принципов подачи учебного материала, существенное увеличение его объема, особенности организации учебного процесса в вузе, отсутствие устойчивых навыков самостоятельной работы у обучающихся – все это может стать причиной возникновения серьезных психологических проблем у первокурсников. Предметный кружок по иностранному языку в состоянии помочь снять в определенной степени остроту данного вопроса. Это обусловлено тем, что одним из базовых принципов функционирования кружков в целом является принцип тьюторства, находящий свое выражение в «стремлении их руководителей к сопровождению всего процесса научного проектирования и выполнения подопечным своей исследовательской программы, а также к научению обучающихся методике максимального использования самых различных ресурсов для выполнения намеченного (учебно-)исследовательского плана» [11, с. 11], то есть кружковая работа позволяет первокурсникам постепенно знакомиться с особенностями вузовского обучения под постоянным учебно-научным кураторством педагога. В случае с предметным кружком по иностранному языку такое знакомство с вузовской образовательной парадигмой происходит в атмосфере доброжелательности и взаимного доверия между руководителем и членами кружка, без которых кружковая работа невозможна. Важным оказывается и тот факт, что адаптация студентов к вузовскому обучению проходит в рамках дисциплины, знакомой, изучаемой уже много лет, и это, несомненно, привносит в эмоциональный статус первокурсников большую стабильность и позитивный настрой, что обязательно скажется и на их общей успеваемости.
Заключение. Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что предметный кружок по иностранному языку следует рассматривать как многофункциональное творческое объединение студентов, основными характеристиками деятельности которого являются не только формирование навыков и умений научно-исследовательской работы, но и углубление, совершенствование знаний в рамках базовой дисциплины. Временная локализация иностранного языка в самом начале вузовского обучения обусловливает возможность смещения основного акцента в кружковой работе именно на учебную деятельность, так как навыки научно-исследовательской работы находятся у обучающихся пока на начальном этапе развития, а уровень языковых знаний у многих еще не очень высок. Уделяя необходимое количество времени учебному материалу, который вызывает у членов кружка определенные проблемы как в ходе выполнения проектных заданий, так и в рамках базового курса иностранного языка, удается значительно повысить уровень предметной успеваемости у обучающихся. Особенно важным это оказывается в тех случаях, когда студенты по не зависящим от них причинам вынуждены были сменить иностранный язык в самом начале обучения.
Существующая в языке тесная взаимосвязь лингвистического и экстралингвистического позволяет существенно расширить тематику проектных заданий за счет включения в нее материалов общекультурного характера, а также профессионально ориентированных работ. Такое свойство кружка по иностранному языку дает возможность его участникам значительно улучшить качество знаний не только по общеобразовательным дисциплинам, но и, что особо значимо для неязыкового вуза, в профессиональной сфере.
Специфика изучения иностранного языка, предполагающая тесное взаимодействие преподавателя и обучающегося в процессе формирования «второй языковой личности», проецируется и на кружковую работу, где к указанному качеству обязательно добавляются позитивная мотивация и взаимное доверие, играющие исключительно важную роль в процессе быстрой адаптации студентов младших курсов к вузовской среде и, соответственно, позитивно влияющие на их общую успеваемость.