Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPLEMENTATION OF THE COMPETITION OF METHODOLOGICAL DEVELOPMENTS AS A WAY FOR THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS

Kotenko V.V. 1 Getman N.A. 2 Kotenko E.N. 2
1 Omsk state pedagogical University, Omsk, Russia
2 Omsk State Medical University
The study conducted by the authors served as evidence that such a way of work with teachers as a competition of methodological developments is effective for the development of the psychological and pedagogical competence of teachers. The purpose of the competition was to identify and popularize the experience of teachers in the implementation of the innovative content of professional activities, as well as to increase the diversity and quality of curricula, developments, materials that ensure the development of professional competence of teachers. The authors identified nominations, competitions, corresponding to the basic areas of activity of university teachers: 1) organizational and managerial support (organization of the educational process, educational process, informatization of the educational environment of the university); 2) software optimization (transition to new federal state educational standards, etc.); 3) development of a fund of evaluation funds; 4) scientific and methodological support for the development of professional psychological and pedagogical competence. The article presents excerpts from the regulation on the competition and the program for its implementation. The authors proposed original developments of questionnaires to identify self-realization and motivation of medical university teachers (students in the professional retraining system). The theoretical and practical significance of the study lies in identifying the full range of opportunities offered by the PDO system for the development of psychological and pedagogical competence. After analyzing the results of the survey of students in the PDO system under the program "Teacher of Vocational Education", the authors came to the following conclusions: holding the competition "Methodological Kaleidoscope: Developing Together" in the declared nominations (Educational work with students. Implementation of the Federal State Educational Standard of Higher Education. Scientific and methodological work of the teacher) is an effective way to increase motivation for professional activities, promotes the self-development of teachers and develops their professional psychological and pedagogical competence.
professional retraining
pedagogical conditions
psychological and pedagogical competence
methodological activity
competition
development of professional motivation

Одним из основных способов сохранения высокого человеческого потенциала является образование «через всю жизнь». Независимо от возраста человека постоянная мыслительная деятельность позволяет сохранять умственную активность и избегать ряда кризисов зрелого возраста. С. Вершловский отмечает, что «…подлинно непрерывным образование становится тогда, когда "заданность извне" сменяется внутренней потребностью взрослого в постоянном обновлении своих знаний, ценностных представлений» [1].

Существенный вклад в изучение содержания психолого-педагогической компетентности преподавателя внесли такие исследователи, как Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев [2], Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов [3]. Е.Р. Зинкевич сделала выводы о необходимости технологического подхода к обучению преподавателей медицинского вуза, важности контекстного анализа клинико-педагогических ситуаций, основанного на педагогической рефлексии и т.д. [4].

Анализ проблематики материалов по развитию компетентности показал, что существует противоречие между потребностью преподавателей в непрерывном развитии психолого-педагогической компетентности и недостаточным разнообразием форм и способов ее развития, а также неготовностью преподавателей, в большей степени имеющих ученые степени и звания медицинского профиля, участвовать в конкурсах педагогической направленности. Мы предположили, что развитие профессиональной психолого-педагогической компетентности преподавателя в системе последипломного образования будет успешным, если используется такой способ выявления и развития творческого потенциала преподавателей, как конкурс методических разработок «Методический калейдоскоп: развиваемся вместе».

Целью исследования являлось обоснование того, что такая форма работы с преподавателями, как проведение конкурса методических разработок, является эффективным способом развития психолого-педагогической компетентности преподавателей.

Материалы и методы исследования. В проведенном исследовании мы опирались на компетентностно ориентированный и личностно-деятельностный подходы. Традиционно использовались в исследовании следующие методы: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение продуктов образовательной деятельности преподавателей (слушателей программы профессиональной переподготовки).

Результаты исследования и их обсуждение. Потребность высшей школы в преподавателе нового типа предопределила необходимость создания и реализации условий, в которых развивается психолого-педагогическая компетентность преподавателя. К таким педагогическим условиям можно отнести: выявление сущности, содержания и компонентов профессиональной психолого-педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза; актуализация системы ценностных ориентаций и положительной мотивации к профессиональному самосовершенствованию; использование эффективных способов развития творческого потенциала преподавателей (например, конкурс «Методический калейдоскоп: развиваемся вместе»).

Номинации, которые были выделены в конкурсе, соответствуют базовым направлениям деятельности преподавателей вуза: 1) организационно-управленческое обеспечение (организация образовательного процесса, воспитательного процесса, информатизация образовательной среды вуза); 2) оптимизация программного обеспечения (переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и т.д.); 3) разработка фонда оценочных средств; 4) научно-методическое обеспечение развития профессиональной психолого-педагогической компетентности. Принимая во внимание работы Красовского Ю.Д., мы актуализировали основные требования к организации образовательного процесса в системе ПДО. «…Образовательный процесс можно представить как динамическую систему с четким выделением составных компонентов, которое позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом» [5, с. 48]. Выделив основные «…образующие систему компоненты: 1) целевой; 2) содержательный; 3) деятельностный; 4) результативный» [6], мы разработали модель развития психолого-педагогической компетентности преподавателей вуза, представленную на рисунке 1.

В данной модели представлена связь между целью развития психолого-педагогической компетентности преподавателя, педагогическими условиями, ресурсами, внешними и внутренними требованиями к квалификации преподавателя, факторами, влияющими на процесс переподготовки преподавателя, компонентами и уровнями проявления развития компетентности и, главное, полученным результатом. В таблице представлено описание критериев и показателей психолого-педагогической компетентности преподавателей вуза.

Критерии и показатели психолого-педагогической компетентности преподавателя

Критерий

Показатель проявления психолого-педагогической компетентности

Уровни проявления

Мотивационно-целевой

Наличие мотивации к педагогической деятельности.

Наличие теоретических знаний для постановки целей профессиональной деятельности.

Готовность к самосовершенствованию и развитию в профессиональном плане и т.д.

 

 

 

 

 

Репродуктивный

 

 

 

 

 

Продуктивный

 

 

 

 

 

Научно-исследовательский

 

Деятель-ностный

Осуществление профессионально-педагогической деятельности в соответствии с внешними и внутренними требованиями.

Владение педагогическими технологиями и использование их в деятельности и т.д.

Результативный

Владеет различными способами самоанализа своей деятельности.

Выявляет положительные и негативные стороны своей профессиональной деятельности.

Планирует развитие с учетом своих достижений и ошибок и т.д.

Рис. 1. Модель развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза в системе ПДО

Теоретическое исследование позволило разработать основные положения конкурса, оценочные листы к конкурсным работам. Целью конкурса было выявление и популяризация опыта преподавателей в реализации инновационного содержания профессиональной деятельности, а также увеличение разнообразия и качества учебных программ, разработок, материалов, обеспечивающих развитие профессиональной компетенции преподавателей.

Разработанное положение о конкурсе и программа его реализации представлены на сайте Омского государственного медицинского университета [7]. Для выявления самореализации и мотивированности преподавателей медицинского вуза (обучающихся в системе профессиональной переподготовки) были использованы адаптированные анкеты.

Развивая творческий потенциал преподавателей, мы реализовали определенные нами условия: выявили сущность, содержание и компоненты профессиональной психолого-педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза; актуализировали систему ценностных ориентаций и положительной мотивации к профессиональному самосовершенствованию; провели конкурс «Методический калейдоскоп: развиваемся вместе».

На проведение данного конкурса отводилось два месяца, преподаватели вуза (слушатели программы профессиональной переподготовки «Преподаватель профессионального образования» и все желающие педагогические работники вуза) предоставляли жюри свои методические разработки. В первом этапе приняло участие 57 преподавателей (43 работы). Во второй этап прошло 23 работы (30 преподавателей), в которых уровень проявления развития психолого-педагогической компетентности конкурсантов был определен членами жюри как научно-исследовательский, что отражено в оценочных листах.

Конкурс проводился по направлениям: 1. Воспитательная работа со студентами: а. Проведение мероприятий по ЗОЖ (здоровый образ жизни); b. Сопровождение творческой студенческой работы; c. Волонтерское движение. 2. Реализация ФГОС ВО: а. Разработка рабочей программы дисциплины (в рамках компетентностного подхода), b. Разработка олимпиады по дисциплине; c. Современные технологии реализации ФГОС (технологические карты занятий, проектирование процесса обучения и воспитания с использованием компетентностно ориентированных образовательных технологий; технологий оценки образовательных достижений; формирования проектной деятельности, методик использования электронных ресурсов). 3. Научно-методическая работа преподавателя, аспиранта, магистранта: a. Разработка программы сопровождения НИРС (научно-исследовательская работа студента); b. Разработка ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) развития профессиональной компетенции преподавателя; c. Взаимодействие с лечебными организациями.

Для объективности подведения итогов данного конкурса в положении были представлены оценочные листы, для каждого направления они были уникальны. Приведем пример содержания одного из оценочных листов в номинации «Разработка рабочих программ дисциплин (в рамках компетентностного подхода)». Оценочный лист состоит из двух компонентов: дидактическая и творческая составляющие. В первом блоке (дидактический компонент) оценивалось по шестибалльной (0-5) системе соответствие представленного материала целям и содержанию федеральных государственных образовательных стандартов; качество описания реализации принципов личностно-деятельностного и компетентностного подходов; способы представления и целесообразность использования различных видов деятельности студентов; возможность использования данных разработок другими преподавателями в образовательном процессе; пошаговое описание компетентностно ориентированной технологии, используемой для проведения данного занятия; способы оценивания результата занятия. Творческий компонент оценивался по критериям: творческий подход, оригинальность, методическая ценность данной находки и ее апробации на практике участником конкурса. Немаловажный показатель уровня развития психолого-педагогической компетентности – умение провести самоанализ занятия.

Развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей, принимавших участие в конкурсе, с учетом выделенных подсистем компетентности (коммуникативная и деятельностная) проверялась по следующим критериям: наличие внутренней и внешней положительной мотивации. Для оценки мотивации профессиональной деятельности нами использовалась адаптированная методика К. Замфир в модификации А. Реана. Оценка значимых мотивов (как внешних, так и внутренних) проводилась по пятибалльной шкале. Рассматривая наиболее значимые мотивы профессиональной деятельности, можно отметить, что на первом месте были поставлены: денежный заработок; стремление к продвижению по карьерной лестнице; стремление избежать внешней критики; стремление избегать неприятностей. Менее значимыми оказались мотивы, которые, на наш взгляд, должны были быть на первом месте, а именно: социальный престиж и уважение со стороны коллег; удовлетворение от самого процесса и результата работы; возможность наиболее полной самореализации именно в данной области [8]. Однако, изучив возрастной состав опрошенных, мы определили, что первая группа мотивов была наиболее значима для преподавателей в возрасте от 27 до 45 лет. Вторая группа мотивов была отмечена в приоритете у преподавателей более старшего возраста.

В данном исследовании был проведен сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов по «Методике оценки мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир, А.А. Реан), который представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Методика оценки мотивации профессиональной деятельности

(К. Замфир, А.А. Реан)

Анализ данных свидетельствует о том, что после реализации конкурса «Методический калейдоскоп: развиваемся вместе» показатель мотивационного компонента в структуре профессиональной психолого-педагогической компетентности возрос.

Преобладает внешняя положительная мотивация конкурсантов в профессиональной деятельности, которая составила 70% желания добиться успеха ради достижения результата и, наоборот, показатель внешней отрицательной мотивации составил 0%.

Внутренняя мотивация к профессиональной деятельности слушателей, преподавателей вуза, осталась неизменной, желание научиться чему-то новому для самореализации, совершенствование в профессии, интерес к профессиональной деятельности преподавателя - повысились.

Изучение способности преподавателя к творческому саморазвитию проводилось по анкете «Выявление способности педагогов к саморазвитию». Оценка творческого потенциала проводилась по пятибалльной шкале. Среди 14 заданных вопросов были, например, такие: «...Я оставляю время для развития, как бы ни был(а) занят(а) работой и домашними делами. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время. Я получаю удовольствие от освоения нового и т.д.». Преподаватели после прохождения анкеты могли самостоятельно определить уровень способности к саморазвитию: от остановившегося к активному развитию и т.д. [9].

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Выявление способности педагогов к саморазвитию

Анализ данных, представленных рисунком 3, свидетельствует о том, что после реализации конкурса «Методический калейдоскоп: развиваемся вместе» показатель способности к саморазвитию в структуре психолого-педагогической компетентности возрос.

Мы выявили, что показатель высокого уровня способности преподавателя к активному саморазвитию составляет 70%, первоначально этот показатель был равен 25%.

С 60% до 35% снизился уровень развития, который зависит от внешних условий. У слушателей, имеющих данный уровень, отсутствовала сложившаяся система саморазвития, кроме того, их ориентация на развитие по-прежнему зависит от различных условий. Показатель с низким уровнем развития способностей педагога к творческому саморазвитию снизился с 15 до 5%.

Заключение. Нами доказано, что проведение методического конкурса способствует выявлению и распространению инновационного опыта преподавателей, увеличению разнообразия и качества учебных программ, разработок, материалов, обеспечивающих развитие профессиональной психолого-педагогической компетентности преподавателей. Проанализировав итоги анкетирования преподавателей, принимавших участие в конкурсе, мы пришли к следующим выводам: проведение конкурса «Методический калейдоскоп: развиваемся вместе» по заявленным номинациям (Воспитательная работа со студентами. Реализация ФГОС ВО. Научно-методическая работа преподавателя) является эффективным способом развития профессиональной психолого-педагогической компетентности преподавателей за счет повышения мотивации к профессиональной деятельности и саморазвития.