Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CURIOSITY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Shinkareva N.A. 1 Ryadovkina U.S. 1
1 Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Irkutsk state University"
One of the urgent problems at the present stage is the decrease in children's cognitive activity and the difficulty of forming the cognitive interest of children, which leads to negative and undesirable consequences and causes difficulties at the stage of schooling. The development of curiosity actively takes place during the preschool age. That is why in the Federal State Educational Standard for Preschool Education, one of the principles is the development of cognitive actions and cognitive interests of preschool children in various activities. The significance of this task is also emphasized by the results of psychological and pedagogical research, which indicate an insufficient level of curiosity in preschool children, which affects the mental development of children, their mastery of the methods of cognitive activity, their cognitive activity in general. Curiosity is a complex entity, the structural components of which are closely interconnected. In addition to curiosity itself, it is important to take into account the potential opportunities that are created in the educational process and make up the pedagogical conditions for its development. That is why the effective organization of work makes it necessary to study the level of development of curiosity and the pedagogical conditions for the development of curiosity in children of the sixth year of life. The results of the study are presented in the article.
curiosity
preschool age
cognitive development
cognitive activity

Задачи, стоящие перед современным дошкольным образованием, сконцентрированы вокруг пяти образовательных областей, одной из которых является познавательное развитие. Познавательное развитие в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у детей расширяются и углубляются представления об окружающем мире, формируются мыслительные операции, дети овладевают способами познавательной деятельности, повышается их познавательная активность в целом. Проявления любознательности как одной из стадий развития познавательного интереса играют важную роль в познавательном развитии, поскольку любознательность отражает потребность в познании, которая присутствует у ребенка. Она выражается в виде вопросов, в желании исследовать разные объекты, узнавать о них больше, понимать, как они функционируют.

Проблема любознательности неоднократно выступала предметом изучения в работах разных исследователей – О.Н. Истратовой, Д.Е. Беляевой, Н.Г. Кормушиной, А.С.Колесниченко, О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, В.В. Щетининой [1-3]. Также огромное внимание развитию любознательности дошкольников придается Е.Н. Бичеровой, Д.В.Парамоновой и др. [4, 5].

Вопросы развития любознательности конкретно в дошкольном возрасте подробно рассматривают О.Э. Шмакова, Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, Н.В.Сигида, Н.Д. Середкина [6-8].

А.В. Иванова уточняет сущностные характеристики проявления любознательности в дошкольном возрасте, а также особенности развития любознательности, условия ее развития [9].

Вместе с тем, в практике дошкольного образования редко целенаправленно используются приемы, направленные на развитие любознательности. Это же касается и создания условий целенаправленного использования определенных средств для развития любознательности.

Нами была определена цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития любознательности детей шестого года жизни в детском экспериментировании.

Одним из аспектов организации работы по развитию любознательности и одним из этапов стало изучение уровня развития любознательности детей старшего дошкольного возраста и педагогических условий ее развития. Вначале мы проанализировали подходы к рассмотрению любознательности, представленные в научно-методической литературе, и выделили сущностные характеристики данного понятия. Д.Н. Ушаков полагает, что любознательность представляет собой стремление к приобретению новых знаний [10]. Данное понимание достаточно широко распространено в обыденном сознании, и чаще всего любознательность ассоциируется именно с интересом человека к процессу познания окружающего мира. Интерес к познанию в связи с этим относят к числу ключевых признаков любознательности, поскольку за стремлением к познанию стоит потребность получить знание, которая выступает движущей силой и направляет активность человека.

Э.Р. Китева указывает на то, что любознательность не просто связана с познавательной мотивацией, она выступает в качестве стимула для проявления познавательных действий и познавательной активности в процессе поиска необходимой информации [11].

Как считает И.С. Якунина, в любознательности объединена совокупность характеристик, которые можно дифференцировать на 3 группы: эмоциональные, интеллектуальные и волевые. Чаще всего структуру любознательности рассматривают как многокомпонентную именно в силу того, что составляющие ее характеристики разнообразны [12].

И.В. Кондратьева, К.А. Пивоварова в структуре любознательности выделяют мотивационный, операционно-результативный и рефлексивно-оценочный компоненты. В дошкольном возрасте любознательность начинает проявляться достаточно рано, и первые ее проявления описываются исследователями как любопытство – направленность внимания ребенка на объекты и предметы, которые обладают яркими признаками и свойствами [13].

О.Э. Шмакова, исследуя особенности любознательности в дошкольном возрасте, отмечает, что одной из ключевых характеристик любознательности является самодостаточность, которая свидетельствует о том, что человек проявляет стремление к познанию независимо от того, насколько ему будут полезны полученные знания. Еще одной характеристикой любознательности является осознанность [6].

По мнению Т.Д. Красовой, развитие любознательности оказывает значимое влияние на познавательное развитие, но на этом пути могут возникать и препятствия, связанные с индивидуальными особенностями личности, которые влияют на проявление любознательности [14]. Развитие любознательности в дошкольном возрасте закладывает фундамент для успешного познавательного развития ребенка в дальнейшем.

О.Э. Шмакова в структуре любознательности детей дошкольного возраста выделяет три компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельностный. Каждый из компонентов обладает своими характеристиками. Опираясь на данную структуру, мы выделили критерии и методики диагностики для проведения исследования. Когнитивный компонент отражает наличие у ребенка внимания, интереса к предмету деятельности, первичных представлений об этом предмете или о способах познавательной деятельности; эмоциональный компонент включает в себя положительное эмоциональное отношение к процессу познания; деятельностный компонент образуется сформированными умениями и навыками познавательной деятельности, способами познания [6].

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что в этот период развития ребенка создаются благоприятные условия, способствующие развитию любознательности. В частности, весь процесс познавательного развития старших дошкольников стимулируется благодаря тому, что интенсивно развиваются психические функции, особенно речь и мышление. К старшему дошкольному возрасту у детей накоплен определенный запас знаний и представлений, поэтому данный возрастной этап является уже не этапом накопления информации, а этапом ее упорядочивания и систематизации. На фоне развивающегося мышления у детей возрастает способность устанавливать причинно-следственные связи, в связи с чем дети проявляют активность, интерес к более глубокому познанию разных объектов и их свойств. Глубина интереса детей обнаруживается в задаваемых ими вопросах, которые носят разный характер (например, коммуникативные, репродуктивные, информационные и другие виды вопросов). Вопросы, в свою очередь, стимулируют активность ребенка, направленную на познание тех или иных свойств, установление связей, отношений.

Владение способами познавательной деятельности помогает дошкольникам самостоятельно предпринимать попытки делать простые опыты, на основе которых, соответственно, делать умозаключения. Проявления любознательности в старшем дошкольном возрасте разнообразны, поэтому исследователями также предпринята попытка их структурировать.

О.Э. Шмакова выделяет критерии и показатели любознательности в соответствии с компонентами любознательности. Так, например, характеристикой когнитивного компонента любознательности выступают: осознанность, внимание и интерес к предмету или деятельности, вопросительная активность детей и ее характер. Показателями деятельностного компонента являются: активность и самостоятельность познавательных действий, способность осуществлять познавательную деятельность от начала до конца. Также выделены и уровневые характеристики развития любознательности, на которые мы опирались в процессе исследований [6].

Проанализировав возможности экспериментирования, мы выделили следующие педагогические условия, при которых оно будет способствовать развитию любознательности:

− планирование и организация в образовательном процессе с детьми шестого года жизни экспериментирования, направленного на развитие компонентов любознательности через систему приемов;

− оснащение Центра экспериментирования в группах материалами для проведения детьми экспериментов в совместной деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности (моделями, объектами для наблюдения, разными видами материалов, карточками с описанием в схематической форме опытов и т.д.);

− организация взаимодействия с педагогами и родителями в рамках системы мероприятий по формированию представлений о развитии любознательности детей шестого года жизни.

Новизна исследования состояла в том, что были обоснованы и апробированы педагогические условия развития любознательности в процессе экспериментирования, подтверждена возможность воздействия на процесс развития любознательности детей для достижения более высоких результатов.

Материал и методы исследования

Для организации исследования в качестве базы нами была выбрана дошкольная образовательная организация МБДОУ Детский сад г. Иркутска.

В исследовательской деятельности приняли участие дети в количестве 50 человек, педагоги в количестве 30 человек и родители в количестве 50 человек. В эксперименте мы выделили два основных направления: первое – оценка педагогических условий развития любознательности в дошкольной образовательной организации; второе – изучение уровня развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения исследования нами была разработана комплексная анкета, которая была направлена на изучение компонентов готовности педагогов. Она включала в себя три раздела и позволила оценить уровень компетентности педагогов в вопросах развития любознательности детей дошкольного возраста.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно полученным результатам, педагоги дошкольной организации распределились по уровню готовности к развитию любознательности на 3 группы. К педагогам с творческим уровнем были отнесены 14% воспитателей; на репродуктивном уровне готовность сформирована у 43% педагогов; на формальном уровне подготовлены 43% воспитателей.

Творческий уровень готовности у педагогов характеризовался тем, что на основе имеющихся у них точных и полных представлений о развитии любознательности педагоги могли эффективно организовать работу по ее развитию с детьми, используя для этого в образовательном процессе разные методы, приемы и формы работы, осуществляя взаимодействие с родителями посредством известных технологий и приемов, в рамках которых были созданы эффективные условия для развития любознательности детей. Основным отличием творческого уровня являлась способность педагогов самостоятельно оценивать результативность проводимой работы, вносить изменения, преобразовывать свою деятельность, дополняя ее разными методами.

На репродуктивном уровне у педагогов мы наблюдали воспроизведение в их профессиональной деятельности имеющихся представлений о развитии любознательности в образовательном процессе через выбор методов и приемов развития любознательности. Но выбор методов и приемов ограничивался тем, что педагоги применяли однотипные методы и приемы, осуществляли мало преобразований с имеющимися знаниями и редко внедряли в образовательный процесс какие-либо новшества, основанные на наблюдении за детьми, на изучении литературы по проблеме.

На формальном уровне представления педагогов также не позволяли им творчески преобразовывать имеющиеся знания, встраивать в образовательный процесс разные приемы и методы, поскольку системных представлений у педагогов сформировано не было. Необходимых условий для развития любознательности педагоги в образовательном процессе целенаправленно не создавали. Мы выявили, что в зависимости от степени сформированности профессионального самосознания готовность применять свои знания и опыт в новой форме, преобразовывая их, наблюдается лишь у небольшой части педагогического коллектива.

Для оценки потенциала развивающей предметно-пространственной среды группы мы провели экспертизу Центра науки и природы и оценили, какие материалы и в каком объеме имеются в данном образовательном Центре для активизации любознательности детей. Полученные результаты показали, что оснащенность развивающей предметно-пространственной среды составила 55% от рекомендуемого перечня материалов. Этот объем является недостаточным для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира. Недостаток разнообразных материалов, которые вызывают у детей интерес, потребность в исследовании свойств данных предметов, снижает стимульный потенциал развивающей среды. Вместе с тем мы отметили, что имеющиеся материалы разнообразны, они отвечают основным требованиям и их использование также может внести положительный вклад в развитие любознательности.

Кроме представленных методов, нами было использовано анкетирование родителей для выявления их представлений в вопросах развития любознательности дошкольников. Анкета включала вопросы: как воспринимают родители проявления любознательности дошкольниками, насколько полно и точно представляют проявления любознательности, а также о том, какие представления сформированы о путях, методах и приемах развития любознательности детей, какие из них активно используются родителями. По результатам анкетирования мы определили уровень сформированности представлений родителей о развитии любознательности.

Повышенный уровень представлений среди родителей выявлен не был; к достаточному уровню отнесено 55% родителей; на критическом уровне по результатам диагностики оказались 45% родителей дошкольников. Выявленные уровни представлений свидетельствуют о том, что те родители, которые характеризуются достаточным уровнем, обладают определенным запасом представлений о развитии любознательности, проявляют активность в развитии любознательности через знакомые им методы и приемы. Несмотря на то что общий объем этих методов и приемов невысок, вместе с тем родители стремятся развивать любознательность.

На критическом уровне у родителей мало представлений, из-за чего и возникают затруднения в плане развития любознательности. Регулярную работу по развитию любознательности родители не осуществляют, поэтому результаты недостаточно высокие. Как показал анализ, представления родителей необходимо целенаправленно формировать, что позволит качественно улучшить работу по развитию любознательности дошкольников.

Мониторинг развития любознательности у детей шестого года жизни мы проводили, используя комплекс методик, состоящих из компонентов любознательности (К.М. Рамонова) [15]. Так, нами были использованы следующие методики: методика «Вопрошайка» Н.Б.Шумаковой для оценки когнитивного компонента, методика «Загадка» И.Э. Барановой для оценки эмоционального компонента и методика «Сахар» Л.Н. Прохоровой для изучения деятельностного компонента [16-18]. На основании данных методик мы определили общий уровень развития любознательности старших дошкольников. Как показали результаты, уровень развития любознательности у детей соответствует высокому у 20% человек; среднему у 45% человек; низкому у 35% человек.

Охарактеризуем выявленные уровни. Высокий уровень развития любознательности отличается выраженным стремлением ребенка к познанию, устойчивым поисковым характером познавательных действий, характером вопросов, которые направлены на познание связей, отношений, свойств, объектов и явлений. Кроме того, у детей проявлялись сформированность разных способов познавательной деятельности, умение их применять и переносить в новые условия.

Средний уровень развития любознательности по сравнению с высоким уровнем отличался следующими характеристиками: неустойчивостью направленности на объект познания, недостаточной широтой разных типов вопросов, используемых ребенком, ограниченностью вопросительной активности, владением способами познания, но трудностями применения данных способов в незнакомых ситуациях, неустойчивым проявлением эмоционально положительного отношения и активности в процессе познания.

На низком уровне развития любознательности потребность детей в познании проявлялась неустойчиво, наблюдалось стремление избегать трудностей, глубина вопросов была недостаточной, задаваемые детьми вопросы носили преимущественно информационный и коммуникативный характер. Способы познавательной деятельности дети применяли под руководством взрослого, самостоятельно затруднялись определить те методы и приемы, которые будут эффективны для решения поставленной задачи.

Формирующий этап эксперимента включал в себя реализацию условий развития любознательности. Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе мы ежедневно вносили в Центр экспериментирования дополнительные материалы для организации экспериментирования (природные материалы, бросовый материал, разные виды бумаги, приборы для измерения, предметы разной величины, веса, энциклопедическую детскую литературу и т.д.).

Совместная образовательная деятельность была направлена на знакомство детей как с общими методами и приемами экспериментирования, так и со свойствами разных веществ (например, воды, песка, воздуха), на изучение массы тела, измерение высоты, температуры и иного, на расширение и углубление представлений об окружающем, на овладение способами познания. Для развития любознательности в процессе экспериментирования мы осуществляли работу с использованием разных методических приемов, таких как беседа, дидактическая игра, изготовление изделий из разных веществ, опыты, изготовление поделок, фиксирование результатов и т.д. Кроме экспериментов, в процессе работы с детьми мы широко использовали словесные игры, дидактические игры, побуждали детей к придумыванию разнообразных вопросов, выдвижению гипотез, предположений, что позволяло в значительной степени расширить возможности развития любознательности детей.

Следующим направлением формирующего этапа эксперимента являлась организация работы с педагогами, которая была направлена на повышение у них готовности к развитию любознательности детей дошкольного возраста. Мы провели с педагогами следующие мероприятия: деловую игру «Дебаты», практикум «Современные подходы к развитию любознательности. Планирование и организация образовательного процесса», семинар «Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии любознательности дошкольников», мастер-класс «Приемы развития любознательности у детей», практикум «Опыты и эксперименты по развитию любознательности детей». В процессе работы мы формировали когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты готовности к развитию любознательности.

В рамках третьего направления – работы с родителями – мы также провели ряд мероприятий, в ходе которых уделяли внимание формированию не только целостных более глубоких знаний у родителей о развитии любознательности, но и практических умений по использованию различных игр, опытов, экспериментов, разных видов деятельности для развития любознательности детей дошкольного возраста. Мероприятия с родителями проводились в разной форме: дискуссия «Трудности развития любознательности у детей», семинар «Методы и приемы развития любознательности дошкольников», практикум «Организация познавательно–исследовательской деятельности детей дома», консультация «Простые наблюдения, опыты и эксперименты с детьми», мастер-класс «Дидактические игры по развитию любознательности своими руками».

По результатам повторного диагностического исследования на контрольном этапе выяснилось, что количество педагогов с высоким уровнем компетентности увеличилось на 24%, со средним уровнем готовности – на 8%, число педагогов с низким уровнем уменьшилось.

Уровень фактического оснащения групп материалами, способствующими развитию любознательности, повысился на 30%, после формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе в развивающей предметно-пространственной среде появились новые дидактические игровые материалы, предметы, подборка познавательной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

Процент родителей с высоким уровнем повысился на 30%, со средним уровнем – на 8%, количество родителей с низким уровнем уменьшилось на 26%.

Анкетирование родителей показало изменение взглядов на вопросы развития любознательности: у них появилось стремление повышать уровень своих знаний по данному вопросу, активно взаимодействовать с педагогами, применять полученные знания в совместной деятельности с детьми.

Также произошло значительное увеличение количества детей с высоким уровнем развития любознательности – на 26%, повысился показатель среднего уровня на 8%, уменьшился показатель детей с низким уровнем.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало, что специально организованная работа по экспериментированию способствует эффективному развитию любознательности детей шестого года жизни и повышению компетентности педагогов и родителей по данной тематике.