Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONALSKILLCOMPETITIONSASAMEANS INNOVATIVESTUDENTTRAINING PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Naumkin N.I. 1 Zabrodina E.V. 1 Zabrodin S.V. 1
1 Mordovia National Research University N.P.Ogarev
The article updates the understanding of innovative activity, the study of the innovative infrastructure of a pedagogical university. The main directions of innovative activity of a pedagogical university are revealed: scientific activity, extracurricular activity, educational activity. The problem of innovative activity of a pedagogical university in the preparation of students of pedagogical universities for the competition of professional skills, as a result of which World Skills Russia, «Teacher of the Future», is revealed. Many methods of preparing students of pedagogical universities for the competition of professional skills for pedagogical universities are described, aimed at developing their abilities to build their own trajectory of professional growth as a subject teacher and as a way of their innovative training. One of the presented methods is aimed at the formation of productivity and competence skills in the field of preparation for competitions and olympiads of an individual and a group or team. The content and methodological features of preparation for the WorldSkills Russia professional skills competition for the qualification «Technology Teaching» are disclosed. And also the stages of preparation for competitive tasks of contestants and compatriots are excluded. The implementation of the presented model of preparing student pedagogical universities for the competition of professional skills is demonstrated. Brief methodological studies on the application of this model in professional activities are also presented.
pedagogical education
professional competencies
professional skills competition
technological education
innovative activity

В условиях инновационного развития всех отраслей жизнедеятельности нашей страны наиболее значимые проекты в сфере общего образования направлены, прежде всего, на усовершенствование механизмов кадрового обеспечения отрасли как одного из приоритетных факторов, влияющих на повышение качества подготовки школьников. Важно, чтобы они были готовы к успешному преодолению вызовов социокультурного характера, возникающих, в том числе, и в отношении общего образования с позиции современных реалий. Поэтому актуализируются возрастающие требования к профессиональной готовности учителя, особенно в аспектах постижения им содержания современного образования, инновационных средств обучения, воспитания и развития школьников для полноценной реализации образования. В создавшейся ситуации учитель вынужден находиться в состоянии постоянного поиска способов независимого управления педагогической карьерой при определении траектории своего профессионального роста, реалистичных и достижимых целей, а также переноса приобретенных навыков в другие среды деятельности.

Цель исследования. Целью проведенного исследования является разработка методики подготовки студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства.

Материал и методы исследования. При изучении литературы по данной проблеме авторами использован опыт, полученный ранее в теоретических и экспериментальных исследованиях по исследуемой проблеме повышения эффективности подготовки студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства. Особое значение среди них отводится следующим аспектам: 1) ориентирование на научные подходы – интегрированный (для объединения методов в модуль учебной дисциплины), междисциплинарный (для интеграции содержания педагогики, психологии, методики, технологи и инноватики); 2) применение теоретических и эмпирических методов исследования (модель методики подготовки студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства) [1]; 3) ориентирование на принцип многоуровневости и многоэтапности.

Результаты исследования и их обсуждение. Инновационная деятельность (ИД) – это, прежде всего, деятельность по разработке и исследованию нового продукта и внедрению его для достижения поставленного результата. Применительно к организациям высшего образования в основном применяется термин «научно-инновационная деятельность», под которой мы будем понимать деятельность, направленную на создание инновационной научной разработки путем проведения исследовательской деятельности в условиях высшего учебного заведения. ИД педагогического вуза можно разделить на три основных направления: образовательное, научное и внеучебное.

Научная деятельность включает в себя деятельность по разработке и внедрению педагогических (новые методы, технологии, цели, задачи обучения, воспитания и развития) и организационных (новые методы организации образовательного процесса) новшеств в педагогический процесс. А также она включает в себя деятельность по регулированию ИД в вузе. В вузе может быть создан отдел по разработке, регулированию и внедрению инноваций в педагогический процесс [1].

Раздел внеучебной деятельности также играет немаловажную роль и вносит свой вклад в инновационный вектор развития вуза, в нем предполагается деятельность по развитию и поддержанию инновационного потенциала студентов через разработку индивидуальных образовательных маршрутов [2].

Образовательная составляющая в ИД играет наиболее важную и значимую роль. В ее рамках предполагается деятельность по подготовке студентов к ИД, которая заключается в разработке и внедрении инновационных образовательных программ в образовательный процесс. Необходимо наличие инновационного образовательного центра, который будет заниматься инновационной образовательной деятельностью в рамках отдельных дисциплин и курсов. А также в вузе должна быть сформирована инновационная инфраструктура. Рассмотрим инфраструктуру ИД (рис. 1) Мордовского государственного педагогического университета (МГПУ).

Базисным центром является управление научной и инновационной деятельности, который занимается управленческой деятельностью в 3 основных отделах: секторе подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура), отделе научно-исследовательской работы (кружки, секции) и отделе инновационной деятельности. Основой данного отдела является Мордовский базовый центр педагогического образования, включающий малую школьную академию; сеть научно-практических центров (акмеологический центр; консультативно-образовательный центр); научно-образовательных центров; малых инновационных предприятий (Центр молодежного инновационного творчества «МИР 3D»); научно-исследовательских и научно-образовательных лабораторий; образовательных организаций региона (базовая кафедра в МОУ «Центр образования “Тавла” – Средняя общеобразовательная школа № 17» г.о. Саранск).

Конкурсная деятельность играет важную роль в формировании инновационной компетентности у обучающихся, при этом особое значение приобретает конкурс профессионального мастерства как соревнование, предполагающее выявление профессионалов в определенной профессиональной сфере деятельности путем проведения конкурсов, направленных на формирование важных компонентов образовательной деятельности. Не случайно современные педагоги соотносят требования ФГОС по направлению подготовки Педагогическое образование с требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

 

Рис. 1. Инновационная инфраструктура МГПУ им. М.Е. Евсевьева

Согласно ФГОС ВО направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование предполагается обязательное формирование такой профессиональной компетенции, как «готовность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития». Опыт работы многих вузов показывает, что одним из действенных средств ее формирования и выявления уровня ее сформированности у студентов являются предметные и профессиональные конкурсы, что подтверждается в работе В.И. Балабанова, В.Ю. Бойкова, Н.А. Выскребенцева [3]. Материалы, подготовленные Г.Я. Гревцевой, Н.А. Савиновой, Т.А. Шукшиной, И.В. Гладкой, обосновывают роль конкурсов в профессиональном становлении будущих специалистов, проходящих подготовку в вузах различного профиля, включая и педагогические вузы. В работах С.В. Архиповой, А.Н. Гамаюновой, М.А. Лаврентьевой, Н.Г. Минаевой. Н.В. Рябовой конкурсы рассматриваются с точки зрения комплексной оценки качества профессионального педагогического образования.

В исследовании И.Б. Буяновой и С.К. Кудряшовой показано, что участие будущего педагога в конкурсе по педагогике способствует формированию успешности учебно-профессиональной деятельности

В работе Г.Х. Вахитовой педагогический конкурс характеризуется как фактор формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Описывая опыт организации педагогического конкурса, Г.А. Караханова и Е.Е. Оруджалиева приходят к выводу, что конкурсы по педагогике представляют собой эффективную форму обучения студентов, которая способствует повышению мотивации учения, интереса к изучению предметов психолого-педагогического цикла.

Студенческие конкурсы профессионального мастерства сегодня находятся в центре внимания многих исследователей и педагогов-практиков. Например, такой конкурс профессионального мастерства, как WorldSkills Russia, существует с 2014 г. Среди основных целей его организации – внедрение новых стандартов рабочих профессий, совершенствование экзаменационной системы в среднем профессиональном и высшем образовании c применением стандартов WorldSkills [4]. Конкурс профессионального мастерства «Учитель будущего» проводится с 2017 г. и направлен на популяризацию педагогических профессий.

В предварительной подготовке студентов к участию в этих конкурсах большая роль отводится проведению в вузе исследовательской и проектной работы по технологическим дисциплинам. Весьма полезной для развития интереса к предметам является организация кружковой и проектной деятельности.

На кафедре химии, технологии и методик обучения в МГПУ действуют кружки (3D-моделирования и робототехники) и проектно-исследовательские группы, программы и планы которых составлены таким образом, чтобы студенты приобретали практические навыки. Это позволяет заинтересовать студентов техническими дисциплинами и побудить к их изучению. Умения и навыки, полученные в данном виде деятельности, будут необходимы и полезны студентам при участии в конкурсах профессионального мастерства, а также будущему учителю при организации внеурочной работы во время производственной практики.

На занятиях по методике обучения технологии, а также при прохождении производственной практики студентам предоставляются возможности приобретения практического навыка проектного подхода к построению уроков, внеклассных и факультативных занятий с практическим претворением и проверкой своих идей во время практики.

В течение нескольких лет в МГПУ ведется целенаправленная работа по привлечению студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства. Участниками конкурсов являются студенты 3–5-х курсов бакалавриата профиля подготовки Технология. Информатика. Разберем основные моменты подготовки участника конкурса профессионального мастерства WorldSkillsRussia по компетенции «Преподавание технологии» (рис. 2).

 

Рис. 2. Модель методики подготовки студентов к конкурсу

Данный конкурс состоит из 4 модулей. Первый модуль – А – направлен на выявление знаний, умений и навыков в области преподавания технологии. Модуль В ориентирован на организацию внеурочной деятельности. В заданиях модуля С заложено методическое обеспечение образовательного процесса урока технологии. Модуль D посвящен самообразованию педагога.

Основные этапы подготовки студента или группы студентов к конкурсу профессионального мастерства: 1) выбор студента или группы студентов для подготовки к конкурсу; 2) поддержка студента или группы студентов и создание ситуации успеха; 3) психологический аспект сопровождения студента или группы студентов по подготовке к конкурсу; 4) методический аспект сопровождения студента или группы студентов по подготовке к конкурсу; 5) систематическая последовательная подготовка студента или группы студентов; 6) анализ достижений студента или группы студентов [5].

Подготовку к конкурсу необходимо осуществлять в рамках преподаваемых дисциплин, таких как «Педагогика», «Методика обучения технологии», «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по технологии», «ЗD-моделирование», а также во внеурочное время (рис. 2). Данную деятельность возможно осуществлять двумя основными путями. Первый путь – внедрение в образовательный процесс стандартов WorldSkills Russia. Его хорошо применять для подготовки большого количества учащихся к конкурсной деятельности, так как основными направлениями деятельности, в рамках которых осуществляется подготовка участников, являются учебные занятия по стандартам WorldSkills Russia, консультации с экспертами, самостоятельная работа, участие в соревнования, конкурсах, олимпиадах вузовского, регионального уровня. Пройдя данный путь подготовки, вся группа учащихся будет обладать базовым набором компетенций, необходимых для участия в конкурсе профессионального мастерства. Участие в конкурсах, олимпиадах профессионального мастерства на факультетском, вузовском уровне позволит студентам почувствовать себя в соревновательной среде и адаптироваться к ней, что впоследствии даст возможность спокойнее относиться к обстановке на конкурсах [6].

Второй путь подготовки студентов – индивидуальный образовательный маршрут студента, наиболее стандартный, которого придерживаются большинство при подготовке к конкурсу. Основные направления его реализации – это консультации с экспертами и самостоятельная работа. На занятиях по дисциплинам «Педагогика» и «Методика обучения технологии» можно предложить студентам разработать конспект интерактивного сценария урока или внеурочного мероприятия по технологии с использованием электронных образовательных ресурсов и продемонстрировать его фрагмент. Так учащиеся смогут понять и проанализировать, каким образом можно организовать свою деятельность во время конкурса. С помощью занятий по 3D-моделированию студенты изучат основы работы с программой Компас 3D, освоят навыки построения чертежей и 3D-моделей, которые необходимы на конкурсах профессионального мастерства. Занятия по методическим дисциплинам необходимы для отработки навыков составления поурочного тематического планирования и анализа урока. Дисциплина «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по технологии» поможет студентам организовать проектную деятельность для учащихся по дисциплине «Технология».

Студенты МПГУ участвуют в конкурсах профессионального мастерства и одерживают победы. Так, в 2020 г. студент 5-го курса Адалин Александр занял 2-е место в открытом чемпионате Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г. Москвы Московский Городской педагогический университет по стандартам WorldSkills, компетенции «Преподавание технологии», а в 2021 г. студентка 3-го курса Захарова Кристина Валерьевна смогла занять 1-е место в той же номинации.

Выводы

1. Участие в конкурсных мероприятиях дает возможность выявить уровень теоретического и практического освоения содержания технологических дисциплин учебного плана. В целом, они стимулируют и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие будущих выпускников педагогического вуза, способствуя их самоопределению и продолжению дальнейшего постдипломного образования.

2. Диагностические процедуры, проведенные нами в отношении нескольких поколений студентов – участников двух конкурсов, дали положительные результаты по нескольким аспектам предстоящей профессиональной деятельности.

3. Примечательным является факт, что практически 100% студентов из числа участников конкурса изъявили желание связать свою судьбу со школой для реализации своих возможностей в качестве учителя технологии и информатики, около 85% студентов выразили готовность к выполнению не только традиционных обучающей, развивающей и воспитательной функций учителя, но и функций, отвечающих реалиям сегодняшнего времени: диагностической, научно-исследовательской, эмоционально-корректирующей, рефлексивной, коммуникативно-стимулирующей и творческой. Большая часть студентов (78%) признали предложенные задания как своеобразное средство преодоления вызовов к современному технологическому образованию в части успешного формирования у подрастающих поколений основополагающих предметных знаний и знаний практического назначения для их использования в решении учебных задач и повседневной жизни. Примерно 80% студентов позитивно высказались по поводу того, что они поняли смысл личностного самоопределения, а также профессионального роста после окончания вуза. В связи с этим они указали доминантные для них проблемы, которые можно преодолеть, еще учась в вузе. Таковыми являются усвоение материала о методологической составляющей содержания школьной технологии, осмысление теоретических основ успешного проведения уроков общеметодологического и рефлексивного назначения, организация на уроках технологии учебно-познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья, расширение воспитательного потенциала дисциплины «Технология».

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 20-313-90007.