Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Stepanova A.S. 1
1 Volga State University of Water Transport
The article attempts to assess the pedagogical feasibility and safety of the use of distance learning in higher educational institutions. The scientific works of doctors, psychologists and methodologists are used as a methodological basis for the study that allows to perform an objective assessment of the consequences of online learning. The author cites two surveys of 1–4-year students studying at the Volga State University of Water Transport regarding the effectiveness and safety of the online format. The results of the study allow us to say that distance learning provokes a number of difficulties in the educational life of students. The online format worsens both physical health and the psychological and intellectual state of students. Taking into account the psychological, pedagogical and methodological foundations of modern science, the author concludes that the distance format not only fails to replace live learning, but can also cause great harm in case of uncontrolled and illiterate use. The author emphasizes the need to create a unified convincing psychological and pedagogical theory of digital learning, as well as to develop a unified expert approach to this issue, taking into account all the pros and cons.
digitalization
distance learning
e-learning tools
disadvantages of distance learning
the consequences of distance learning

Цифровизация образования в школах и вузах за последние два года вошла в нашу жизнь и стала повседневной реальностью. В условиях пандемии этот процесс был неизбежен, но сегодня мы имеем возможность оценить его педагогическую целесообразность и, что немаловажно, безопасность для системного использования в высших учебных заведениях.

Существует большое количество исследований, анализирующих плюсы электронного обучения [1, 2]. Тем не менее, ряд ученых настаивают на небезопасности и даже прямом вреде дистанционного формата [3–5]. Отметим, что, к сожалению, не существует санитарно-гигиенических нормативов по работе в дистанционном формате обучения в высших учебных заведениях. Такие нормативы существуют только для школ: в июне 2020 г. «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» и «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» совместно разработали «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования» [6]. В частности, данными нормативами установлено, что использование на занятиях двух различных электронных средств обучения (ПК, планшет, смартфон) не допускается. Не допускается также использование смартфонов для образовательных целей (чтения и поиска информации). Размеры (диагональ) экрана электронных средств обучения, так же как непрерывная суммарная продолжительность использования электронных средств обучения, должны соответствовать требованиям. Безусловно, отсутствие единых санитарно-гигиенических норм работы в цифровой среде для вузов является большим пробелом в области нормативного регулирования и может иметь негативные последствия для здоровья как обучающихся, так и преподавателей.

Отметим два новейших исследования, отражающих отрицательное влияние дистанционного формата обучения на учебный процесс: «Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [7] и «Экспертиза по оценке безопасности дистанционного обучения и внедрения цифровых технологий» [8]. Данные, полученные в результате изучения этой проблемы, выявили острые недостатки учебного процесса в режиме самоизоляции и карантинов, которые могут привести (и уже привели) к ухудшению здоровья и успеваемости учеников. Работы показали, что дистанционное обучение оказало негативное влияние на здоровье обучающихся, вызвало нарушения процесса формирования личности и мышления. В частности, были отмечены такие патологические изменения, как ослабление контроля в эмоциональной сфере; нарушение целеполагания, ослабление волевого стремления; неспособность выстраивать четкие логические связи и неспособность критически мыслить; агрессивные деструктивные идеи [8].

Целью исследования стало выяснение влияния дистанционного обучения на физическое, интеллектуальное и психологическое состояние студентов ФГБОУ ВО «ВГУВТ» в период самоизоляции 2020–2021 г.

Материал и методы исследования. В исследовании использовалось сочетание различных методов, как теоретических, так и эмпирических. Основным эмпирическим методом стало проведение анкетирования в письменной форме. Материалом исследования послужили ответы студентов очной формы обучения ФГБОУ ВО «ВГУВТ».

Результаты исследования и их обсуждение

На протяжении 2021 г. автором статьи было проведено два опроса студентов ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта». Вопросы касались физического, ментального и психологического состояния студентов в период дистанционного обучения в течение 2020–2021 гг. (во время самоизоляции и периодических карантинов).

Первое исследование было проведено в апреле 2021 г. среди студентов 1–4-х курсов, обучающихся во ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта». Исследование охватило 75 студентов дневной формы обучения и проводилось посредством анкетирования. В анкете студентам было предложено ответить на 20 вопросов (с вариантами ответов и открытых) относительно их физического и психологического состояния и успеваемости в период самоизоляции (март – май 2020 г.).

Подавляющее большинство опрошенных (88%) соблюдали режим самоизоляции (ограничили перемещение, оставались дома). 77% опрошенных отметили, что в период самоизоляции у них оставалась какая-то физическая активность в целом (гимнастика, прогулки, бег, занятия с инструктором в онлайн-режиме и т.д.), оставшиеся 23% опрошенных заявили, что не имели в период самоизоляции никакой физической активности.

Чаще всего из всех технических устройств в период самоизоляции студенты пользовались смартфоном (58% опрошенных), ноутбуком (21% студентов), стационарным компьютером (20% опрошенных), планшетом (1%). Лишь 16% опрошенных подтвердили, что избегали использования двух и более устройств одновременно. Большинство студентов во время дистанционной учебы совмещали использование двух и более устройств. 47% студентов отметили, что использовали одновременно ноутбук и смартфон, 36% – стационарный компьютер и смартфон, 1% – ноутбук и планшет.

В целом, как показал опрос, длительность использования студентами компьютера и других технических средств составляла от 3 до 16 часов в день. 58% опрошенных использовали технические средства 10 и более часов в день, 37% – от 5 до 8 часов в день, 5% – от 3 до 4 часов в день. При этом цели использования технических средств ранжировались следующим образом. Респонденты главным образом применяли компьютер и гаджеты для учебы (2–10 часов в сутки), общения в соцсетях (1–10 часов), прослушивания музыки (1–10 часов), просмотра видео (1–8 часов), компьютерных игр (5–8 часов), других целей (1–3 часа). Увеличение времени использования гаджетов, безусловно, не явилось положительным фактором.

По сравнению с обычным режимом до пандемии время использования гаджетов для внеучебных целей, по мнению 69% опрошенных, возросло, 23% студентов отметили, что оно уменьшилось, и 8% посчитали это время неизменным.

Во время самоизоляции учебная нагрузка в целом, по мнению 60% респондентов, возросла, 27% уверены, что она осталась прежней, 13% указали на ее уменьшение.

В целом респонденты охарактеризовали период самоизоляции следующим образом: 47% отрицательно, 39% положительно, 14 % нейтрально.

Во время самоизоляции студентам больше всего не хватало (открытый вопрос): движения, прогулок, живого общения, в том числе с преподавателями, свободного времени, походов в кафе, кино, развлекательных мероприятий.

На вопрос, что вызвало самые негативные эмоции во время самоизоляции, студенты ответили следующим образом (открытый вопрос): большой объем заданий; ношение масок и перчаток; постоянное сидячее положение; боль в спине; ухудшение зрения; отсутствие свободного времени на отдых; несоблюдение режима самоизоляции несознательными гражданами; закрытие общественных мест для отдыха; отсутствие возможности выйти на улицу; ограничение передвижения; скука; отдельные трудно осваиваемые предметы; нарушенная коммуникация с преподавателями; отсутствие живого общения; ограничения на врачебную помощь людям, не больным COVID-19; рост цен; повышенные требования преподавателей; проблемы с техникой и Интернетом; недостаточное общение; большая моральная нагрузка при возросшей учебной нагрузке.

В отношении учебной нагрузки студенты жаловались на обилие письменных заданий, возросший объем работы, трудность самостоятельного освоения академических тем.

Как негативный фактор опрошенные отмечали также отсутствие полноценной обратной связи от преподавателей и соответственно отсутствие учебного прогресса.

Второй опрос был проведен среди студентов 1–3-х курсов, обучающихся во ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», в сентябре 2021 г. Исследование охватило 79 студентов дневной формы обучения и проводилось посредством анкетирования. В анкете студентам было предложено ответить на 6 вопросов (с вариантами ответов и открытых) относительно их физического и психологического состояния и успеваемости в период дистанционного обучения.

На вопрос об отношении к дистанционному обучению в целом 17% опрошенных отметили «полностью положительное», 20% – «скорее положительное», 35% – «нейтральное», 18% – «скорее отрицательное», 10% – «полностью отрицательное». Таким образом, нейтральное отношение к дистанционной форме обучения доминирует, при этом количество учащихся с положительным отношением на 9% превосходит количество тех, кто относится отрицательно.

Вопрос относительно эффективности изучения новых тем с применением дистанционных технологий показал, что большинство студентов усваивают учебный материал хуже, чем при живом обучении (48% опрошенных). В то же время не заметили разницы между успешностью усвоения тем дистанционно и в офлайн-режиме 47% студентов. 5% студентов заявили, что их понимание изучаемых тем в дистанционном режиме улучшилось. Как мы видим, несмотря на положительное отношение студентов к дистанционному обучению в целом, эффективным этот режим они не считают.

Наличие обратной связи от преподавателя подтвердили 35% респондентов, тогда как 65% студентов отметили, что обратная связь от преподавателя либо совсем отсутствует, либо ее недостаточно. Это довольно тревожные показатели, способные существенно ухудшить образовательный процесс в долгосрочной перспективе. Тем не менее, 52 студента (66% опрошенных) убеждены, что существует возможность задать вопросы преподавателю по учебному материалу. При этом 34% обучающихся ответили, что вопросы преподавателю остаются без ответа. Таким образом, можно сделать вывод о том, что доступность преподавателя в период онлайн-обучения существенно ниже, чем при традиционном обучении, что негативно сказывается на результатах обучения.

Во время дистанционного обучения, как показывает опрос, мотивация к учебе у большинства студентов не изменилась (58%) или стала хуже, чем при традиционном формате (29%). Увеличение мотивации отметили 13% респондентов.

Отвечая на вопросы о том, что нравится и что не нравится в дистанционном обучении, студенты предлагали свои варианты. При этом, несмотря на то, что большинство из них воспринимают дистанционное обучение положительно или нейтрально, недостатки этого формата в их сознании почти в 2 раза превышают достоинства. Отрицательные стороны состоят как в объективной сложности учебы «вслепую», без прямого контакта с преподавателем, так и касаются психологической и социальной стороны учебного процесса.

Открытые вопросы о том, в чем именно дистанционное обучение положительно и отрицательно отражается на здоровье, показали примерно одинаковое количество плюсов и минусов. Однако плюсы носят скорее временный, несистемный характер (можно выспаться, питаюсь дома), в то время как минусы представляют собой действительную угрозу здоровью в долгосрочной перспективе (ухудшение зрения, недосток активности, частая заболеваемость, головные боли, нагрузка на спину, ненормированный режим, сильная усталость из-за большой нагрузки, постоянно нервное состояние).

Сравнение первого и второго опроса показывает, что самоизоляция в марте – мае 2020 г. оказала более глубокое влияние на психологическое состояние и здоровье студентов, чем периодические карантины в 2021 г.

Полученные результаты двух опросов студентов свидетельствуют о том, что на протяжении периода самоизоляции и соблюдения карантина (2020–2021 гг.) студенты ФГБОУ ВО «ВГУВТ» испытывали трудности в связи с введением дистанционного формата обучения. Опросы отражают тот факт, что во время онлайн-обучения резко сократилась двигательная активность обучающихся, уменьшилось количество свободного времени, у некоторых – ухудшилось здоровье. В целом дистанционную учебу студенты характеризуют скорее отрицательно. Эффективность освоения новых знаний в подавляющем большинстве ухудшилась. Обратная связь от преподавателя характеризуется студентами как недостаточная.

На чем же основано использование дистанционного обучения в школах и вузах?

Согласно действующему законодательству, образовательная деятельность может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, при этом возможно осуществление образовательной деятельности с использованием исключительно такого варианта обучения. Ограничения в форме получения образования отсутствуют. В частности, в приказе Министерства образования и науки от 23.08.2017 г. № 816 [9] говорится о том, что в процессе учебных занятий допускается отсутствие непосредственного контакта педагога и обучающихся в аудитории.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.2020 г. № 2040 эксперимент по введению цифровой образовательной среды одобрен на территории отдельных субъектов России [10]. В разработанном в 2018 г. нацпроекте «Образование» [11] говорится о том, что к 2024 г. во всех субъектах Российской Федерации должна быть внедрена цифровая образовательная среда. В приказе Минцифры России от 18.11.2020 г. «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации “Цифровая трансформация”» утверждается, что доля учащихся, цифровой профиль которых ведется на платформе цифровой образовательной среды, к 2030 г. должна составить 100% [12]. Здесь же отмечено, что доля заданий в электронной форме к 2030 г. должна составить 70%.

Несмотря на то что законы в этой области давно приняты, педагогическая наука не может однозначно одобрить использование дистанционного формата обучения. До сих пор не существует педагогической или психолого-педагогической теории цифрового обучения, на фундаменте которой преподаватели смогли бы создавать свои курсы. Убедительные доказательства улучшения качества обучения посредством применения электронных устройств также отсутствуют.

Цифровизация в образовании, как мы видим сегодня, является простым использованием в цифровой форме традиционных дидактических элементов образовательного процесса (классная система, содержание, формы и методы обучения, предыдущая система оценки и контроля знаний) без каких-либо фундаментальных преобразований. Кроме того, применяются универсальные информационные и коммуникационные технологии, не сосредоточенные на решении конкретных педагогических проблем. Такая дидактическая практика отличается крайне низкой эффективностью. Достижение целей образования подразумевает, прежде всего, овладение компетенциями, поддерживающими процессы профессионального и личного самоопределения, идентификации, социальной и профессиональной адаптации человека, и требует гибкой комбинации цифровых, материальных и педагогических технологий.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что электронные средства обучения имеют большой потенциал. Однако они способны нанести вред учебному процессу в том случае, если будут применяться без учета социальных и психологических особенностей обучающихся. Цифровой формат в вузе должен по возможности приближаться к традиционной форме обучения, в этом случае он станет наиболее эффективным.

К важнейшим ограничениям процесса цифровизации следует отнести комплекс санитарных и гигиенических норм. Следует внимательнейшим образом учитывать характер негативных влияний цифровых технологий и средств на здоровье, функциональное и эмоционально-психологическое состояние студентов. Опросы, проведенные нами, выявили чрезвычайную важность этого вопроса. При этом крайне актуальной проблемой являются разработка и применение санитарно-гигиенических нормативов для работы в цифровой среде в высших учебных заведениях.

Внедрение электронного обучения в учебный процесс в высших учебных заведениях ставит очень много вопросов. Возможные негативные последствия должны быть всесторонне изучены, обсуждены научным сообществом, должно быть выработано единое экспертное мнение по этому вопросу с учетом всех плюсов и минусов.