Содержание профессиональной деятельности педагога, как и содержание общего и профессионального образования, как известно, определяется потребностями общественного развития. Образование призвано решать не только насущные, но и перспективные задачи – играть «...ключевую роль в определении курса нашего движения в рамках прогнозируемых и возможных сценариев будущего в интересах выбора предпочтительного для человечества и планеты варианта дальнейшего развития» [1, с. 2] (ЮНЕСКО. «Концептуальное осмысление и определение перспектив развития образования»). «Стратегические цели [отечественного] образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая... создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности» [2].
XXI век позиционируется как век информатизации общества, проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИК-технологии) во все сферы жизни человека. Современность отличают стремительные трансформации не только в науке и индустрии, но и коренные изменения в мировоззрении человека: повышается осознание значимости для жизни человека информации и ее обработки средствами цифровых технологий; реальный и цифровой миры, естественное пространство и цифровая среда воспринимаются как целостность, в единстве; осознается потребность личности в непосредственной («нецифровой») коммуникации.
Особенности современности требуют от педагогов владения и оперативного совершенствования навыков пользования ИК-технологиями как основы эффективного решения задач подготовки детей и молодежи к жизни в обществе, все сферы которого активно используют цифровые ресурсы. Как следствие, возникает проблема определения требований к содержанию непрерывного профессионально-педагогического образования, отвечающего современным и перспективным потребностям информационного общества.
Цель исследования: выявить ключевые требования к содержанию непрерывного профессионального педагогического образования в условиях информатизации общества.
Методологическую базу исследования составляют концептуальные идеи: содержания образования (В.И. Загвязинский, В.С. Леднев, В.А. Ситаров, Г.П. Щедровицкий, W. Okoń и др.), качества подготовки педагогических кадров (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, М.Л. Левицкий, В.А. Мижериков, М.М. Поташник, А.Н. Сергеев и др.), реализации компетентностного подхода в образовании (A.N. Chomsky, E.L. Low, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), информатизации образования (В.В. Гриншкун, В.П. Поляков, И.В. Роберт, M. Harwardt, P.J. Niermann, S. Boyd, H. Grayson, T. Eckhardt, J.-L. Durpaire, H. Laakso и др.). Материалами исследования служит фактология состояния системы подготовки педагогических кадров в России в условиях информатизации современного общества. Основные методы исследования: анализ, классификация, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение. Современный педагог – учитель, преподаватель, воспитатель – как профессионал, выполняющий «социальный заказ общества», своей профессиональной деятельностью призван решать ключевую задачу, стоящую перед системой образования – обеспечить качество образовательного процесса. В условиях информатизации общества решение данной задачи связано с организацией учебно-воспитательного процесса с использованием цифровых образовательных ресурсов и ИК-технологий, позволяющих обеспечить достижение требуемых образовательных результатов обучаемыми, в том числе – обеспечить формирование у обучаемых информационной культуры. Результаты многочисленных исследований подтверждают: именно педагог играет ключевую роль в переходе на цифровые рельсы не только образования, но и общества в целом.
Транспонируя на процесс подготовки педагогических кадров известную мысль К. Маркса о том, что «воспитатель сам должен быть воспитан», отметим: сформировать информационную культуру у обучаемых современный учитель может только в том случае, если сам ее имеет, если он компетентен как минимум в пользовании ИК-технологиями. ИКТ-компетентность должна быть интегрирована во все компоненты профессиональной деятельности современного педагога.
Требования к подготовке учителя в сфере владения ИК-технологиями определены рядом документов: на стратегическом уровне – положениями «Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в РФ до 2030 года», на тактическом – требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в сфере образования и педагогических наук к компетенциям обучаемых, на локальном – компетенциями, представленными в основных профессиональных образовательных программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов, и дополнительных профессиональных программах учреждений повышения квалификации работников образования.
Анализ названных документов показывает, что содержание владения педагогом ИК-технологиями раскрыто более-менее детально только в рабочих программах учебных дисциплин по программам подготовки и программам повышения квалификации педагогических кадров. Другие документы достаточно общо описывают требования к уровню ИКТ-компетентности педагога. Например, в ФГОС высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» – к требованиям формирования ИКТ-компетенций можно отнести «универсальную» компетенцию УК-1 (предусматривает формирование, в частности, навыков поиска информации) и «общепрофессиональные» компетенции ОПК-2, ОПК-9 (требуют, соответственно, использование ИК-технологий при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их компонентов и способность «понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности» [3]). ФГОС не регламентирует наличие в группе «профессиональных» компетенций требований владения выпускником педагогического вуза навыками пользования ИК-технологиями [3, п. 3.4]. Тем самым фактически признается, что данное требование не относится к обязательным профессиональным компетенциям педагога. Для сравнения отметим, что в международных документах формирование ИКТ-компетентности учителя выступает ключевым требованием к его подготовке [4, с. 6]. Так, в рекомендациях ЮНЕСКО концептуально определены механизмы целенаправленного уровневого формирования понимания учителем роли ИК-технологий в образовательной политике, навыков проектирования учебных программ и их оценивания с использованием ИК-технологий, навыков проектирования и реализации педагогической практики и работы с цифровыми технологиями, навыков управления образовательным процессом, способности профессионального развития педагога на основе использования ИК-технологий [4, с. 11-13]).
Таким образом, сегодня подготовка педагога строится на предположении, что у студента вуза, будущего воспитателя, учителя, преподавателя, еще в школе в достаточной мере сформирована информационная культура и компетентность пользования ИК-технологиями. Однако практика свидетельствует об обратном: уровень владения ИК-технологиями, как и уровень личностного понимания особенностей информационного общества, у выпускников школ оставляет желать лучшего. По сути отсутствие государственного регулирования содержания данной компетентности на уровне профиля подготовки учителя, нечеткость требований к ИК-компетенциям будущих учителей, «прикладной» характер данных требований выступают, на наш взгляд, причинами достаточно низкого в целом уровня профессиональной подготовки педагогических работников в сфере использования ИК-технологий [5; 6, c. 113-116].
Студента-педагога необходимо целенаправленно готовить к профессиональной деятельности с использованием ИК-технологий; у учителя-практика необходимо систематически формировать профессионально востребованные ИКТ-компетенции. Только при выполнении данных условий современный педагог сможет: обеспечить качество в достижении целей образования и решении образовательных задач; оперативно учитывать в профессионально-педагогической деятельности особенности, потребности, возможности и угрозы информатизации общества; действенно организовать «всепроникающее образование» молодого поколения на основе управления интеграцией формального и неформального, традиционного и «электронного» образования; эффективно выстроить свою профессиональную деятельность (учебно-воспитательный процесс, методическую работу) не только как пользователя, но и как разработчика, генератора современных образовательных тактик, моделей, технологий, образовательного контента.
При проектировании содержания подготовки педагогов, а также содержания повышения квалификации педагогических кадров должны максимально учитываться все аспекты и факторы информатизации общества и цифровой трансформации образования, возможности цифровых образовательных ресурсов и ИК-технологий [7]. Наиболее важными среди них видятся: требования общества к качеству подготовки педагогических кадров; востребованность ИКТ-компетентности в профессиональной деятельности педагога в современной школе и в перспективе; учет соотношения стратегий формального и неформального образования, стационарных и дистанционных форм обучения, традиционных и цифровых образовательных моделей и технологий; учет влияния информационного пространства на формирование мировоззрения и опыт жизнедеятельности молодежи.
Исходя из названных факторов, значимых для систем подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, целесообразно выделить следующие требования к содержанию непрерывного профессионально-педагогического образования в условиях информатизации общества:
– усиление аксиологического компонента профессионально-педагогического образования. Информатизация общества усиливает значимость учителя в воспитании молодого поколения. Современный учитель, воспитатель, преподаватель (как будущий, так и ведущий образовательную практику) должен осознавать свою миссию, обладать уверенностью в значимости своей профессии, личностной готовностью осуществления учебно-воспитательной деятельности с учетом особенностей информационного общества. Необходимо учитывать, что к педагогической деятельности сегодня готовится молодежь, воспитанная на контенте цифрового информационного пространства, где роль учителя в развитии общества принижена, а учитель часто представлен в негативном контексте;
– направленность на формирование у педагогов проектировочного компонента профессиональной деятельности. Практика образования обусловливает необходимость:
¨ формирования у педагогов навыков разработки методологически обоснованных образовательных концепций и программ, направленных на достижение требований ФГОС (соответствующего уровня образования), с учетом как фактического состояния информатизации образовательного процесса, так и перспектив насыщения ИК-технологиями конкретного образовательного учреждения;
¨ формирования у педагогов опыта проектирования и наполнения качественным образовательным контентом цифровой среды образовательного учреждения. Существующая практика подготовки и повышения квалификации педагогических кадров является преимущественно адаптационной – ориентирована на адаптацию традиционных моделей и технологий обучения и воспитания к потребностям общества средствами внедрения в образовательный процесс существующих ИК-технологий. Проектировочная концепция предполагает в подготовке педагогов, с одной стороны, учет традиций национального образования, а с другой – взвешенную ориентацию на лучшие образцы современной отечественной и зарубежной образовательных практик. Данная концепция направлена на формирование у педагогов профессиональных навыков, реализуемых в рамках личностно ориентированного подхода в образовании и идей дидактического конструктивизма [8; 9]: целесообразное оборудование пространства образовательной организации smart-техникой (электронными досками, устройствами виртуальной и дополненной реальности и др.); проектирование профессиональной деятельности и владение современными моделями организации учебно-воспитательной работы в электронном кампусе; вариативное применение информационных сетевых ресурсов, ресурсной базы электронных образовательных систем, социальных сетей; реализацию дистанционных и гибридных моделей обучения;
– целенаправленная подготовка педагогов к проектированию и реализации воспитательного процесса. Отечественная система воспитания базируется на высоконравственных идеях тысячелетней культуры многонациональной мультиконфессиональной России. Духовность была и остается идеалом, средой и средством российского воспитания. ИК-технологии позволяют органично интегрировать цифровую информационную среду в сложившуюся систему воспитания, активизировать и «осовременить» процесс воспитания детей и молодежи. Использование ИК-технологий в воспитании позволяет снять организационные и временны́е рамки в воспитательной работе с молодежью; мультимедийный контент и гипертекст, социальные сети дают возможность «приблизиться» взрослым к молодому поколению, их взглядам и мировоззрению, повседневной деятельности и жизни в целом [10; 11];
– формирование у педагогов компетентности в сфере обеспечения информационной безопасности детей и молодежи психолого-педагогическими методами. Данная компетентность предполагает владение педагогом как знаниями и навыками в сфере обеспечения информационной безопасности, так и навыками реализации различных мер психолого-педагогического характера, направленных на защиту (в том числе – на этапе предупреждения) детей и молодежи от негативно влияющего на их психику информационного контента, киберугроз и др. [12; 13];
– систематическое формирование у будущих педагогов профильных навыков владения инновационными ИК-технологиями в профессиональной деятельности, формирование опыта у педагогов-практиков вариативного использования ИК-технологий в учебно-воспитательном процессе [14]. Формирование ИКТ-компетентности педагога предполагает, в первую очередь, адекватное уровню информатизации общества (с учетом перспективы) обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки педагогических кадров аппаратными и программными средствами (насыщение системы образования различными девайсами, smart-техникой и цифровыми ресурсами), доступом к ресурсам Глобальной сети. Необходима ориентация в подготовке педагогических кадров на широкое использование не просто современных, а передовых, инновационных и перспективных ИК-технологий, переориентация на них содержания, методов и форм обучения и воспитания;
– ориентация на повышение адресности непрерывного профессионально-педагогического образования. Информатизация идет в образование, в конкретную школу, классную комнату, учебную аудиторию вместе с конкретным учителем, преподавателем, воспитателем. Учитель всегда индивидуален, его подготовка должна быть максимально персонифицирована. Содержание педагогического образования должно позволять действенно реализовать индивидуальную траекторию профессиональной подготовки и самореализации учителя, воспитателя. Этому будут, в частности, способствовать: диагностика на профпригодность при отборе абитуриентов, снижение наполняемости академических групп, целевое обучение и раннее закрепление будущего учителя за школой - местом работы, введение института «педагогической интернатуры», введение практического экзамена как формы государственной аттестации выпускников педагогических вузов, развитие института наставничества в образовательных учреждениях, финансово ощутимое соответствие уровня оплаты труда педагога его квалификации, в том числе – в вариативном пользовании ИК-технологиями.
Важным в определении требований к содержанию подготовки педагогических кадров для работы в условиях информатизации общества и образования представляется обеспечение паритета интересов государственных и общественных институтов, заинтересованных коммерческих организаций, личных интересов будущих педагогов. Подготовка педагогов, повышение их квалификации в условиях информатизации общества и насыщения системы образования цифровыми ресурсами и ИК-технологиями требует развития государственно-частного партнерства.
Заключение. Определение содержания подготовки педагогов и повышения квалификации педагогических кадров в условиях информатизации общества – многогранная, сложная проблема. Сложность ее решения обусловлена, в первую очередь, стремительным проникновением в жизнь общества и каждого человека цифровых технологий и информационных ресурсов. Стремительность информатизации общества и цифровизации жизни вызывает некоторую непредсказуемость развития общества и, соответственно, неопределенность требований к системе образования, к содержанию подготовки педагога. Решение проблемы видится в качественном детальном объективном анализе проявивших себя в последнее десятилетие тенденций в образовании и обществе, а также в системной интеграции усилий всех заинтересованных институтов.