Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INVOLVEMENT OF ADOLESCENTS OF THE LINGUISTIC GYMNASIUM IN DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES: TECHNOLOGICAL ASPECT

Krivenkova N.G. 1
1 MBOU Linguistic Gymnasium 6
The relevance of the article is due to the need to involve adolescents in design and research activities in the pedagogical process of educational institutions. The article presents the results of a study of the motivation of adolescents to design and research activities, its level, and the structure is revealed. An analysis of the problem field of involving adolescents in design and research activities made it possible to develop the technological aspect of its implementation using the example of a linguistic gymnasium. In the course of the pedagogical experiment, the possibilities of the children's public association of the linguistic gymnasium in the formation of sustainable motivation through a system of specially organized events under the author's program «School Project Office» are shown. It implements a technological approach, that is, the stages, methods and forms are clearly identified, developed taking into account the characteristics of the participants in the educational process and the contextual situation. The technological structure of the program includes three blocks. The first block – «Bright start» – emotional impact at the initial stages of involvement in design and research activities. The second – «Anatomy of the project» – teaching the theoretical foundations of research and project implementation. The third – «From the design concept – to the design result» – the organization of the project movement from mass group forms with the distribution of tasks from a small area of responsibility to individual projects. The pedagogical effect of the «School Project Office» program is achieved when a number of conditions are met: a benevolent emotional atmosphere; parity of opinions of the teacher and the student; voluntariness; emphasis on practice-oriented topics of projects. On the example of the educational system of a linguistic gymnasium, the importance of creating a thematic educational environment for involving adolescents in design and research activities is shown.
involvement
motivation
cognitive activity
adolescence
design and research activities
pedagogical technologies
technological aspect
gamification
linguistic gymnasium
children's public association

Проектно-исследовательская деятельность (ПИД) за последнее десятилетие стала неотъемлемой частью образовательного пространства. Педагоги, психологи, коучи и другие специалисты сходятся во мнении, что проекты и исследования на сегодняшний день являются не просто средством формирования ключевых компетенций ученика, но и глобальным образом мышления, методом урегулирования проблем и способом организации продуктивной деятельности [1]. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на сегодняшний день обязательна к реализации в образовательном учреждении общего образования.

Проектно-исследовательская деятельность является востребованной педагогической формой, но на практике в процессе ее реализации возникает целый ряд проблем. Большинство учителей и обучающихся указывают на сложности в выборе темы, боязнь не справиться с выполнением проекта, большие временные затраты, что можно отнести к проблемному полю, связанному с мотивационно-ценностной сферой. И учитель, и ученик испытывают затруднения еще перед началом реализации процесса.

Таким образом, вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность становится проблемой повышения мотивации и ключевым моментом, препятствующим эффективному формированию опыта проектно-исследовательской деятельности. В связи с этим цель исследования – выявить эффективные способы и условия повышения вовлеченности и мотивации подростков к проектно-исследовательской деятельности на основе технологического подхода.

Материал и методы исследования

Изучение вовлеченности и мотивации участия подростков в проектно-исследовательской деятельности осуществлялось в два этапа. На первом был проведен теоретический анализ информационных источников, на втором – анкетирование обучающихся лингвистической гимназии № 6 г. Пензы (57 обучающихся 8-х классов). В качестве диагностических инструментов использованы: анкета определения мотивов проектной деятельности обучающегося (модифицированная методика изучения мотивов деятельности А.А. Реана, В.А. Якунина) [2]; анкета определения мотивации обучающихся образовательного учреждения к проектной деятельности [3].

Результаты исследования и их обсуждение

В фундаментальной психолого-педагогической литературе сложилось представление о вовлеченности как об одной из модальностей учебной активности наряду с мотивацией и включенностью. В связи с этим онтологические статусы рассматриваемых понятий взаимопроникают и переплетаются между собой, а на практике часто сводятся к проблеме повышения активности ученика в образовательном процессе.

Отечественные исследователи (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий и др.) уделяли значительное внимание проблеме вовлеченности в учебный процесс, считая ее следствием познавательного интереса и активной позиции самого ученика. Феномен мотивационной включенности рассматривает Н.Л. Карпова, понимая под ним «сложное пролонгированное психическое состояние, выступающее “ядром”, “основной клеточкой” интрагенной (внутренней) активности субъекта. Именно уровень сформированности и развития мотивационной включенности является показателем “меры участия” индивида в любом процессе и во многом определяет эффективность его деятельности» [4, с. 15].

Интересны результаты исследований, проведенных Н.Г. Малошонок, на основе социологического подхода к определению вовлеченности [5]. Основными факторами, влияющими на вовлеченность в учебный процесс, определены: активные виды деятельности; участие в групповой работе как на занятиях, так и вне занятий; вовлеченность студентов в учебную деятельность, выходящую за рамки требований преподавателя (решение заданий сверх нормы, оказание помощи в решении сложных задач сильными студентами более слабым и др.) [5, с. 39].

Мотивация в широком смысле слова – все то, что подвигает человека к активной деятельности. Это могут быть потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и т.д. [6, с. 461]. В теории деятельности А.Н. Леонтьева «мотив – это опредмеченная потребность» [7, c. 204]. Проблему мотивации поднимали многие ученые (Л.И. Божович, Д. Брунер, Б. Вайнер, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен и др.), рассматривая ее в двух направлениях: со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов, а также как динамичное образование, как процесс, механизм.

Согласимся с мнением Т.Н. Бочкаревой о том, что «проблема познавательной активности на современном этапе развития в своем решении требует системного подхода. В систему средств формирования познавательной активности входят: а) содержание предмета; б) методы и приемы обучения; в) формы организации учения» [8, с. 19]. Системность, в свою очередь, может быть обеспечена технологическим подходом, то есть четко выделенными этапами, методами и формами, разработанными с учетом особенностей участников образовательного процесса и контекстной ситуации [9, с. 524].

Проведенное на базе лингвистической гимназии № 6 г. Пензы эмпирическое исследование позволило выявить основные затруднения при реализации проектно-исследовательской деятельности. Так, для 85% педагогов и 93% обучающихся затруднение вызывает выбор темы. И учителя, и ученики считают, что для реализации проектно-исследовательской деятельности требуется большое количество времени, поэтому большинство предпочитают не начинать эту деятельность. 42% опрошенных обучающихся считают ее сложной и боятся участвовать в проектах. Однако при этом 76% не участвовали в реализации проектов или инициации самостоятельных учебных исследований, что свидетельствует об отсутствии опыта в этой деятельности. А значит, боязнь вхождения в данный вид деятельности является важнейшим ограничивающим фактором для ее реализации.

При анализе результатов анкеты определения мотивации обучающихся образовательного учреждения к проектной деятельности были получены следующие данные. Всего 37% опрошенных считают необходимым реализацию проектно-исследовательской деятельности в школе, 57% ответили, что она должна быть организована время от времени, 6% респондентов отрицают такую необходимость. Причем 60% опрошенных свое личное участие в проектах и исследованиях считают целесообразным, 28% готовы иногда участвовать в мероприятиях, связанных с подобной деятельностью, 12% – не видят своей реализации в ней. Таким образом, потенциальную готовность к деятельности демонстрируют более 80% опрошенных.

Абсолютное большинство (88%) обучающихся убеждены, что в их образовательном учреждении созданы условия для проектно-исследовательской деятельности. 7% считают, что условия не всегда располагают к участию в проектно-исследовательской деятельности, 5% не уверены, что такие условия в гимназии созданы. 37% опрошенных имеют мотивацию интереса к участию в проектно-исследовательской деятельности, 44% – иногда интересуются, 19% – не имеют интереса.

Очевидно, что мотивация к участию в ПИД может быть снижена из-за неосведомленности в вопросах проектирования вследствие отсутствия опыта участия. Это подтверждает ответ на 5-й вопрос анкеты определения мотивации обучающихся образовательного учреждения к проектной деятельности, касающийся этапов проектно-исследовательской деятельности. Только 39% опрошенных знакомы с ними, 18% – не уверены в достоверности своих знаний, 43% – не знают ответа на этот вопрос. Однако 58% хотят ближе познакомиться с теоретическими основами проектирования, а 23% – скорее «да», чем «нет». 21% не хотят расширять свои знания в этой сфере. Полученные данные опять же актуализируют проблему вовлеченности подростков в проектно-исследовательскую деятельность, первичного знакомства с ней.

Не имея опыта и знаний о проектно-исследовательской деятельности, 40% не применяют навыки проектирования в самостоятельной работе, а 54% – в дополнительном образовании (хотя этот факт, вероятно, может быть связан с невостребованностью такой формы работы в силу специфики объединений дополнительного образования). Кроме того, данный вопрос показывает, что подростки не понимают значимости участия в проектной работе, не представляют, как участие в ней поможет им в будущем. А следовательно, необходимо показать, как проектное мышление и способ решения проблем помогают в обыденной жизни. Только 10% подростков не испытывают потребности в проектировании собственной деятельности, оценке ее эффективности и качества, а 7% – не хотят осваивать проектирование и заниматься им без затруднений.

При подведении итогов анкетирования обозначились группы в количестве 11% опрошенных с низкой мотивацией, 21% – с высокой и 68% – со средним уровнем мотивации. Среднюю группу следует рассматривать как готовую к обучению в сфере проектирования.

Большинство причин, которые мешают подросткам участвовать в проектно-исследовательской деятельности, можно определить как внешние. 42% респондентов не находят на это времени, 16% это не интересно (вероятно, потому что опрошенные не имеют позитивного опыта участия в реализации проектов). Из-за непонимания смысла и неопределенности темы не участвуют в проектно-исследовательской деятельности 11%. Из причин неучастия в этой работе можно также отметить и такие ответы: «нет желания», «нет сил», «сложно», «лень», «боязнь».

Коррелируют с приведенными результатами и данные, полученные в исследуемой группе с помощью модифицированной методики А.А. Реана и В.А. Якунина. В структуре мотивационной сферы преобладают внешние мотивы участия в проектно-исследовательской деятельности: получение более высокой оценки по предмету, стремление получить «бонусы» в аттестат, портфолио, потребность в достижении социального престижа в области осуществления проектно-исследовательской деятельности. Интересно, что из внутренних мотивов выделяется группа познавательных (приобрести глубокие и прочные знания в области осуществления данной деятельности) и мотивы творческой реализации (мотив получения удовлетворения от самого процесса и результата). Это свидетельствует о готовности части подростков к участию в проектно-исследовательской деятельности.

Анализ мотивационной сферы подростков является фундаментом выстраивания проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе лингвистической гимназии в парадигме педагогического сопровождения как специальным образом организованном взаимодействии [10]. Это позволяет запланировать определенные мероприятия и таким способом выстроить работу в данном направлении, чтобы повысить уровень мотивации и перевести ее во внутреннюю характеристику. Исходя из выявленных особенностей мотивации обучающихся представляется целесообразной организация работы в следующих направлениях:

- повышение осведомленности в теоретических вопросах проектно-исследовательской деятельности с акцентом на ее потенциал для самореализации участников;

- опора на интересы и склонности подростков с целью вовлечения их в направления, наиболее адекватные их индивидуальным характеристикам;

- выявление и поддержка учеников с выраженными лидерскими качествами, способных к концентрации вокруг себя группы заинтересованных определенными темами и направлениями сверстников.

Последнее является побуждением к деятельности, связанным с удовлетворением актуальной для подростков потребности в общении.

С целью технологизации процесса вовлечения, повышения мотивации и формирования опыта проектно-исследовательской деятельности была разработана программа «Школьный проектный офис». Она представляет собой геймификацию и состоит из трех содержательных логически связанных блоков:

1) «Яркий старт»;

2) «Анатомия проекта»;

3) «Действуй!» – от проектного замысла – к проектному результату.

В основе программы лежит игровой сценарий. Этапы игры, как видно из их смыслового содержания, соответствуют структуре опыта деятельности, описанной отечественными учеными (А.Н. Леонтьевым и др.) «Яркий старт» – это мотивационный блок, состоящий из проблемной сюжетной завязки и мини-игр для знакомства и сплочения, презентации и самоактуализации себя в группе. «Анатомия проекта» – блок, содержащий теоретический материал по основам проектирования: что такое проблемное поле проекта, цель и продукт, задачи и этапы, ресурсы и риски, презентация и продвижение проектной идеи. Данный блок реализован в форме как межличностного общения, так и командного или индивидуального веб-квеста, то есть с использованием программного обеспечения и информатизации процесса знакомства и обучения основ проектно-исследовательской деятельности. Третий блок «Действуй!» предполагает переход от проектного замысла к практической деятельности. Команда в выбранном проблемном поле ставит цель, отражающую конкретную насущную проблему. Время выполнения проекта определяется конкретной ситуацией и методическими задачами организаторов.

Следует отметить, что ведущими игры являются ученики старших классов с выраженными лидерскими качествами и имеющие опыт реализации проектов. Это позволяет создать атмосферу непринужденности и доверия. Результатом обучения служит итоговая проектная презентация полученных продуктов. Наставники из числа лидеров ученического самоуправления продвигают идею о востребованном и актуальном, практикоориентированном продукте. Это позволяет участникам получить удовлетворение от выполненной работы, признание и одобрение их деятельности. Презентация реализованных проектов – это большой праздник, с гостями из числа взрослых и детей. Рефлексия игры – обмен мнениями в «Круге силы», когда все участники, сидя в круге, обмениваются мнениями о пройденных этапах и результатах.

Итоговый опрос на выходе показал изменение структуры мотивации подростков. 95% участников игры «Школьный проектный офис» готовы продолжать проектную деятельность и дальше. На вопрос: «Что понравилось в игре “Школьный проектный офис”?» были получены отзывы: все участники отметили доброжелательную атмосферу, ведущих игры, интересные задания. 93% участников назвали игру полезной и в качестве результата показали повышение своей осведомленности о проектной деятельности, а также возможность пообщаться со сверстниками и проявить инициативу в совместной деятельности. В структуре мотивации преобладают коммуникативный мотив и мотив творческой самореализации. Таким образом, в игровой форме подростками получен опыт проектно-исследовательской деятельности за счет общения со сверстниками и лидерской командой.

Заключение

Разработка и реализация технологического аспекта проектно-исследовательской деятельности на основе фундаментальных психолого-педагогических закономерностей развития и становления личности подростка позволяют сделать вхождение и вовлечение его в проектно-исследовательскую деятельность мягким, ненасильственным, привлекательным. Геймификация процесса, встроенная в канву логических этапов продуктивной деятельности, облегчает процесс целенаправленного вовлечения подростков в проектную деятельность, а также придает ему универсальный характер. Соблюдение таких условий реализации технологии, как доброжелательная эмоциональная атмосфера, паритет мнений обучающего и обучаемого, добровольность, акцент на практикоориенитрованную тематику проектов, представленных в программе «Школьный проектный офис», позволило изменить структуру мотивации к проектно-исследовательской деятельности. В разрезе форм и разновидностей мотивации после игрового процесса преобладают познавательный интерес и познавательная потребность, а также социальные и коммуникативные мотивы с преобладанием мотива творческой реализации. Уменьшается значимость мотивов достижений и избегания неудач. На основе соединения в игровой обучающей ситуации интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования происходят изменение личностной позиции подростка, формирование позитивного отношения к проектно-исследовательской деятельности вследствие осмысления ее сущности, рефлексивной оценки своих возможностей.