Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGY OF LIFE-MEANING ORIENTATIONS AS AN ACTUAL DIRECTION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS

Ulyanova I.V. 1 Podrugina I.A. 2 Karina O.V. 3
1 FGCO IN "Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot"
2 Moscow Pedagogical State University
3 Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky
The article presents the essential characteristics of the pedagogy of life orientations based on its methodological characteristics relevant for the professional training of students-future teachers. The authors emphasize the need to actualize in the educational process of higher education ideological issues focused on the humanistic position of the individual, which requires the specification of the philosophical basis of training and education of future teachers. Comparative analysis has shown that in a modern, post-industrial, society cultivating the philosophy of postmodernism, there are a lot of risks and dangers that destroy the traditional humanistic doctrine, which is especially dangerous for the younger generation. The synthesis of the key provisions of secular humanism, dialectical materialism, and positive existentialism, reflecting together the ontological, epistemological, ethical, and aesthetic character of philosophical knowledge as a methodological, educational basis for overcoming the socio-cultural crisis of European civilization in the XXI century, becomes archimportant for the domestic education system. In the context of the Pedagogy of life orientations, the connection of the scientific discourse of pedagogy of the XXI century with the humanistic pedagogy of the XX century is carried out. There is a significant preventive resource of pedagogy of life orientations, focused on the prevention of risks of deviant behavior in the student environment, including marginalism, procrastination, learned helplessness in their list.
methodological foundations
students
future teachers
educational process
pedagogy of life orientations
humanistic position
prevention of deviant behavior

Подготовка студентов к педагогической деятельности в современной российской системе высшего образования традиционно связана с положениями гуманистической педагогики, опирающейся как на международные исторические традиции (Я.А. Коменский, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.), так и на уникальный арсенал научных источников советского периода (Е.И. Артамонова, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). Ведущими характеристиками педагога-гуманиста обозначены такие, как любовь к людям, этичность, готовность к рефлексивной, проективной, организаторской, коммуникативной деятельности [1]. Особое внимание специалистами уделялось формированию педагогической культуры будущих педагогов, которая представляет собой «интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности», охватывающей «вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя» [2, с. 38]. Приоритетными для ученых и практиков определялись аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты модели профессиональной культуры педагога – где ценностный аспект представлял своего рода идейный, концептуальный базис – философские основы образования (диалектический, исторический материализм; гуманизм). Благодаря материалистическим воззрениям в 60-70-е гг. прошлого века студенты - будущие педагоги осваивали законы диалектики, преломляя их через образовательный контекст, изучали вопросы нравственного идеала, морально-этической направленности, личной ответственности и проч. (Э.В. Ильенков и др. [3]). Весьма значимым стало структурирование методологии науки, когда были обозначены ее философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни (В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), что экстраполировано и в контекст научной педагогики (В.А. Сластенин, Шиянов и др.). А.А. Зиновьев, обозначая проблемы советского общества в целом, познакомившись в течение жизни и с реалиями капиталистического мира, пришел к выводу о том, что советская система образования «представляла собой органическую целостность» благодаря «самодеятельности всего образовательного сообщества, объединенного единой идеей» [4-6]. В целом профессиональная подготовка педагога-гуманиста в советский период a priori ориентировалась на гуманизм как «мировоззрение, провозглашающее ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества», как проявление заботы о человеке [7].

В постсоветский период в условиях возращения нашей страны к капиталистическому укладу (в условиях постиндустриализма) гуманизм как социокультурный феномен в российском обществе претерпевает очевидную деформацию. Уже долгое время он представляет собой точку бифуркации как явление неопределенности в общественной жизни, образовании, педагогической науке. Что гуманно на уровне поведения, событий, что нет? Каков нравственный идеал человека? Каким должен быть стиль деятельности педагога в современной школе? Каковы устремления нового поколения? Ответы на эти вопросы неоднозначны и противоречивы, ибо обусловлены в том числе наличием двух образовательных сценариев: традиционалистского и постмодернистского, причудливо переплетенных в образовательных условиях. «Основной пафос критики современного общества направлен на обессмысливание бытия, укорененное в утилитаризме, экономизме и техницизме, коммерческих, капиталистических и в конце концов бюрократических институтах власти, тяготеющих к тому, чтобы лишить жизнь ее смыслового богатства и глубины» [8]. При этом в государственных документах, регулирующих развитие системы российского образования (Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Национальном проекте «Образование» (2018-2024 гг. и др.), задается традиционно гуманистическая цель педагогической деятельности: «гармонично развитая и социально ответственная личность» школьников, студентов, которые должны воспитываться в эффективных «условиях для самоопределения и социализации <…> на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [9]. В итоге фиксируется амбивалентность методологического базиса отечественной педагогики, порождающая эклектику в системе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать содержание методологических уровней гуманистической педагогики, где первичным определяется философский (Э.Г. Юдин и др.), но уже в условиях капиталистического общества. Наряду с этим важно подчеркнуть, что гуманистическая педагогика советского времени (вторая половина XX в.) как гуманитарное явление предстает поливекторной, в частности это: «Педагогика сотрудничества» (С.Л. Соловейчик, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский и др.), «Гуманная педагогика» (Ш.А. Амонашвили), «Коммунарская методика» (И.П. Иванов). «Школа диалога культур» (В.С. Библер и др.), «Педагогика ненасилия» (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов) и др. С учетом данной традиции было разработано новое гуманистическое направление – педагогика смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова, 2012) [10], учитывающее риски постиндустриального общества, включая проблемы экзистенциального вакуума личности, фрустрированность подрастающего поколения, и развивающееся на уровне теории и практики (ориентируясь на общее, высшее образование) [11]. Специфика педагогики смысложизненных ориентаций будет кратко охарактеризована в разделе «Результаты исследования и их обсуждение». Здесь же подчеркнем необходимость диверсификации философских аспектов, способных придать конкретность и обстоятельность методологическому основанию гуманистической педагогики в целом и отдельным направлениям в частности.

Цель исследования: обосновать сущность философских основ педагогики смысложизненных ориентаций как актуального направления профессионально-педагогической подготовки студентов в условиях гуманистической педагогической парадигмы.

Материалы и методы исследования. Изучение современного состояния системы подготовки будущих педагогов на уровне бакалавриата, специалитета, магистратуры (учителей, педагогов-психологов, дефектологов, социальных педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних) выявляет «проблемные узлы» (как ситуации неразрешаемых противоречий), игнорирование которых не только значительно обедняет теоретико-практическую подготовку студентов, но и дезориентирует их в мировоззренческом поиске, как следствие – в профессиональном становлении.

В проведенной работе были использованы такие методы исследования, как сравнительный анализ законодательных и научных источников педагогического содержания, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогика смысложизненных ориентаций – направление гуманистической педагогики, центральная идеологема которого – смысложизненные ориентации личности как совокупность гуманистических ценностей, целей и целесообразной деятельности. Гуманистические ценности условно разделены на абсолютные (духовные): жизнь, здоровье, добро, свобода, истина, труд, красота, ответственность, – и эмпирические: внутренний мир человека, семья, профессия, общество-Отечество, досуг, природа. В педагогике смысложизненных ориентаций обозначены ее закономерности, принципы, методы, формы, средства организации педагогического процесса, содействующего обучающимся школы, вуза формировать нравственную позицию, ориентироваться на гуманистические смыслы и цели, оптимистичные установки [10]. Педагогика смысложизненных ориентаций приобретает актуальность в связи с необходимостью современной личности во многом самостоятельно решать вопросы экзистенциального и социокультурного самоопределения, собственного будущего, осуществлять моральный выбор, преодолевать опасность формирования аддиктивного поведения. В рамках данного направления раскрыто значение мезопринципов, значимых для организации образовательного процесса: онтологический, валеологический, гендерно-психологический, этико-эстетический, профориентационный, профилактический. Мезопринципы приобрели в отечественном образовании свою актуальность, учитывая, что в российском обществе с 1991 г. утверждались постулаты философии постмодернизма [11].

Постмодернизм, активно оформлявшийся в западноевропейском мире после Второй мировой войны, отражал упаднический, пессимистический вариант отношения к жизни, человеку; провозглашал (и провозглашает) отказ от классической европейской культуры (науки, воспитания, нравственного идеала, связи поколений и проч.), ориентацию на ризому (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), эстетическую эклектику (Ю. Хабермас и др.), симулякры, иронию (Ж. Бодрийяр и др.) и проч. В контексте постмодернизма обществу сегодня навязываются идеи трансгуманизма (Д.С. Хаксли и др.), постгуманизма (А.В. Марков, К. Хейлз и др.), в которых фигурируют метафоры типа «человека следует переделать, усовершенствовать при помощи техники», «утверждение общества роботов, киборгов, искусственного интеллекта» [12]. Е.С. Маслова обоснованно говорит об эрозии идентичности в постмодернизме, где «провозглашается "смерть субъекта"»; «отрицается принцип цельности, организованности, системности как внешнего мира, так и внутреннего человеческого мира и его жизни: вместо этого предлагается принцип сингулярности» [13]. В свою очередь, А. Фурсов, обобщая философский, социокультурный контекст происходящего, фиксирует реализацию био-эко-технофашизма посредством «медикализации, борьбы с климатическими изменениями, цифровизации – главных направлений ударов глобальной социальной войны», «которая заняла место мировой войны между государствами» [14]. Реализуемый в данных условиях педагогический процесс в западноевропейском контексте в качестве приоритетных декларирует вопросы сексуального образования (гедонистического толка), отказа от традиционной семьи, культа цифровизации и проч.

В свою очередь, педагоги, укрепляющие гуманистические национальные традиции российского образования, сохраняют оптимистичный, нравственный дух развития подрастающего поколения, подтвердивший свою силу в Победе над фашизмом в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Вместе с тем ими учитываются новые реалии времени, в связи с чем осуществляется поиск более точных социокультурных дефиниций и явлений, например «нового гуманизма» (А.Ф. Поломошнов, П.А. Поломошнов) [15], «антропоцентрического гуманизма» (А.П. Желобов, Н.В. Федоренко) [16]. Данные тенденции стимулируют уточнение философских оснований современного образовательного процесса. Как и предполагал в свое время Э.В. Ильенков, в мировоззренческом плане марксизм не в силах в полной мере удовлетворить сугубо экзистенциальные запросы личности. В научных изысканиях В. Франкла, Э. Фромма, Р. Штайнера, В.Э. Чудновского и других ученых указывается на важную роль синтеза философских, психолого-философских положений в процессе воспитательного сопровождения человека, что в значительной мере обогатило педагогику смысложизненных ориентаций.

Так, ведущими философскими направлениями педагогики смысложизненных ориентаций нами определены светский гуманизм, диалектический материализм, позитивный экзистенциализм [17]. Несмотря на то что в системе учебных дисциплин студенты осваивают курс «Философия» (важно, чтобы по времени он совпадал с процессом освоения ими базовых дисциплин «Общие основы педагогики»/ «Введение в профессию»/ «Педагогика» и закономерным сотрудничеством самих преподавателей), философские вопросы в образовательном процессе следует систематически сопрягать с педагогической проблематикой. В этом случае на занятиях актуализируются вопросы, связанные с конкретными педагогическими ситуациями типа «Гуманистичен ли поступок учителя?», «Какие проблемы гуманистического содержания переживает воспитанник?», «Всегда ли в педагогической деятельности связаны гуманизм и этикет?», «Как Вы оцениваете собственную эмпатию? Вы эмпатичный человек?», «Как бы Вы объяснили понятие "педагогическая совесть"?», «Какие внешние и внутренние противоречия личности ученика необходимо понять учителю? Какие его педагогические действия при решении того или иного противоречия будут профессионально грамотными?», «Какой из законов диалектического материализма не принял во внимание педагог при осмыслении конкретной педагогической ситуации?», «На каком основании можно говорить о педагогическом оптимизме А.С. Макаренко? В.А. Сухомлинского?», «В чем выражается взаимообусловленность профилактики эмоционального выгорания педагога и положений философии позитивного экзистенциализма?» и проч.

Рассмотрим более детально философские направления, обусловливающие методологию педагогики смысложизненных ориентаций. Светский гуманизм. В научных трудах В.А. Кувакина, П. Курцта, Ф.В. Цанн-кай-си и др. он рассматривается как полиаспектное явление, как «общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем» [18, с. 48]. А.А. Кудишина говорит о «многомерном гуманизме» как о «мировоззрении, системе ценностей, способов, методов и психологии мышления, как научно-исследовательской практике, различных видах социализации и как образе жизни» [19].

Будущим педагогам следует осознать, что истоки гуманизма кроются в человеческой гуманности - своеобразном человеческом даре, способности откликаться благородным, заботливым, альтруистическим действием на запросы окружающих. Несмотря на то что гуманные действия человека изначально натуральны, именно в воспитательном процессе у педагога появляется реальная возможность концентрировать внимание подопечных на развитии гуманистических способностей посредством рефлексии, рационализации, трансценденции, социальной активности, организации детского/студенческого коллектива и проч. Среди эффективных педагогических методов, реализуемых в процессе профессиональной подготовки студентов с опорой на сущностные положения светского гуманизма, помимо традиционных (методы беседы, примера и др.), нами используются такие, как эссе «Я – человек-гуманист», художественные проекты «Образ моей эмпатии», «Мой нравственный идеал», «Педагогические аффирмации», оценивание педагогических фактов, позволяющих личности объективировать личностные характеристики, смысл собственных поступков с точки зрения идеи гуманизма.

Ориентация гуманистического педагогического знания на положения диалектического материализма обеспечивает формирование у подрастающего поколения научного мировоззрения, готовности к постепенному осознанию диалектики бытия, к решению жизненных, научных проблем. В процессе профессионального становления студентам необходимо не просто изучить законы диалектики, но и сформировать навыки их экстраполяции на педагогическую действительность, научиться выстраивать перспективы воспитания и обучения подопечных, подбирать эффективные педагогические средства (идеальные и материальные), учитывая диалектические закономерности развития педагогического процесса, личности педагога и обучающихся, различного типа отношений (ребенок - взрослый, взрослый - взрослый и проч.). В данном случае, как показывает практика, преподавателю полезно первично совместно со студентами анализировать небольшие рассказы, художественные фильмы педагогического содержания как целостное явление, выявляя поэтапно: 1) внешние и внутренние противоречия в педагогической деятельности, личности субъектов; 2) отражение конкретных диалектических законов в организации того или иного события, мероприятия; 3) признаки эффективности/неэффективности проанализированной педагогической деятельности. В итоге обучающиеся постепенно формируют готовность к разработке персонального гипотетического проекта гуманистически ориентированного и методически оптимального решения изученной проблемы.

Позитивный экзистенциализм – философское направление, возникшее на основе экзистенциальной философии (С. Кьеркегор), тесно связанное с положениями философии жизни, феноменологией (Э. Гуссерль), обращенной к конкретному человеку с его реальными проблемами, поисками смысла жизни. При этом конкретная жизнь может быть «неподлинной», т.е. бездумной, подражательной, инертной, а может стать ответственной, осмысленной. Само появление экзистенциальной философии обусловлено страхом человека перед смертью, экономическими кризисами, стихийными бедствиями, переживанием социальной несправедливости и проч. Именно данный философский посыл обеспечивает для педагога реальную возможность реализовывать личностно ориентированный подход к взаимодействию с подопечными, учитывая их потребности, особенности, потенциал. Важно, что экзистенциализм раскрывает онтологический смысл переживаний человека, который отличается незамкнутостью, открытостью трансценденции. Благодаря этому именно в экзистенциальном контексте у педагога появляется реальная возможность самому раскрыться перед учениками, воспитанниками в качестве уникальной личности, поделиться переживаниями, воспоминаниями, что, в свою очередь, рождает отношения доверия, открытости, содействует реализации педагогики сотрудничества, построению совместных профессиональных перспектив. С течением времени экзистенциализм как монолитное течение обретал вариативность, оформлялись его субнаправления, включая и позитивный экзистенциализм (Н. Аббаньяно), дающий человеку возможность поиска условий для раскрытия его истинной природы, служащий основанием его реализации в сообществе других людей, в мире. Для педагогики смысложизненных ориентаций принципиальной является идея Н. Аббаньяно о ведущей роли выбора в жизни человека, когда конкретизируется цель, мобилизуются необходимые ресурсы личности [20]. В образовательном процессе подготовки студентов к педагогической деятельности проблема выбора должна быть представлена на разных уровнях: личностном и общественном, реальном и квазипрофессиональном. Поэтому методы проблемного (М.И. Махмутов и др.), контекстного (А.А. Вербицкий и др.) обучения закономерно становятся для преподавателя приоритетными. Особое место в данном контексте занимает вопрос нравственного выбора личности, благодаря чему актуализируется морально-этическая сторона профессионального становления студентов. В свою очередь, Э. Пачи обусловил ценность марксизма в области культуры как возможность заниматься поиском причин конкретных форм и потребностей человека; он видел необходимым «соединить Маркса с Гуссерлем, что было продиктовано необходимостью углублять отношения конкретных людей в обществе и в истории». (Соответственно, в контексте Педагогики смысложизненных ориентаций обращается внимание на формирование у обучающихся навыков продуктивного разрешения конфликтов, объединять единомышленников, умений работать в коллективе и проч.) Большое значение в жизни человека Э. Пачи придавал его опыту, событиям как важной связи с другими событиями, явлениями, в которых всегда присутствуют возможности. «Пачи трактует экзистенциализм в позитивном ключе, как необходимость преодоления боли, различных негативных исторических ситуаций в гуманитарной области, где философия и наука должны объединять людей как на личном, так и на социальном уровне» [21, с. 165]. В связи с этим в конкретном образовательном процессе смысложизненноориентационного содержания повышается роль методов примера, нравственного убеждения, проектов, сотрудничества и проч.

Завершая краткий экскурс в методологическую проблематику педагогики смысложизненных ориентаций философского уровня, необходимо подчеркнуть ее ведущую роль не только в онтологическом, валеологическом, гендерно-психологическом, этико-эстетическом, профессионально ориентированном направлениях образования (выступающих в качестве необходимого дополнения к нормативным положениям законодательства) студенчества, но и в профилактическом (как предупреждение отклоняющегося поведения молодежи в условиях современного общества с его повышенными рисками и опасностями).

Сегодня, как, в частности, исследовала Л.М. Митина, формировать смысложизненные ориентации субъектов образования (любого возраста) в условиях радикальных социокультурных и технологических перемен весьма сложно. В систему видов отклоняющегося поведения педагогов (учителей, преподавателей) ученый включает профессиональную инволюцию, маргинализм и прокрастинацию. Результаты эмпирической работы Л.М. Митиной показали, что высокий уровень личностно профессионального развития выявлен у незначительного числа обследованных (21% учителей и 26% преподавателей вуза); для большинства (68%) представителей модели адаптивного функционирования характерны признаки маргинального профессионального сознания и прокрастинации, при этом у них в приоритете - прагматические ценности, а не духовно- нравственные. Л.М. Митина обоснованно утверждает: синдром выученной беспомощности и ролевой позиции жертвы формируется как в детстве, так и в период студенчества, когда в дефиците полноценные детско-взрослые, юношеско-взрослые отношения, полисубъектное взаимодействие [22].

Педагогика смысложизненных ориентаций обладает значительным ресурсом для профилактики обозначенных рисков, в частности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Для этого систематически, планомерно в процессе лекций, семинарских и практических занятий педагогической направленности преподаватель актуализирует положения указанных философских течений, обустраивая устойчивое диалогическое, полилогическое пространство, центрируясь на гуманистических нравственных ценностях, развитии личностной эмпатийности, ответственности и проч.; стимулируя профессионально-творческую активность обучающихся в решении воспитательных, учебных противоречий; укрепляя потенциальные возможности личности в области самоанализа, самооценивания, построения образовательных, профессиональных, жизненных перспектив. Таким образом, студентами осуществляется освоение значимых компетенций при синхронном индивидуально-личностном развитии.

Выводы. Обобщая вышесказанное, необходимо указать, что теоретические изыскания в области конкретизации методологического базиса педагогики смысложизненных ориентаций, его философского уровня осуществляются с начала XXI века, благодаря чему изучены отечественные и зарубежные научные источники, раскрывающие противоречия педагогического поиска в подготовке будущих педагогов.

В постиндустриальную эпоху в системе образования наблюдается аморфность философского базиса при организации педагогического процесса, возникает опасность доминирования философских идей постмодернизма (как антигуманистических по своей сути).

Ведущим критерием в оценке качества образования как одного из ведущих социокультурных институтов определен гуманистический. В настоящее время очевидны попытки его искажения, утилизации, что требует укрепления философского основания методологии педагогики. Теоретико-практические изыскания на уровне определения спектра актуальных философских направлений в гуманистической педагогической парадигме доказывают приоритетность синтеза положений светского гуманистического гуманизма, диалектического материализма, позитивного экзистенциализма.