Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IDENTIFICATION OF VALUE ORIENTATIONS STUDENTS IN MEDICAL CLASSES

Biryukova N.V. 1
1 Resource Center «Medical Sechenov Pre-University» FGAOU HE First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov of the Ministry of Health of Russia (Sechenov University)
The planet is a reflection of our actions, today it is not healthy, the deterioration of human health has become a global problem. To clarify the questions «Why are numerous contradictions created around a person?» an analysis of the philosophical concepts of different times was carried out, a survey of high school students was conducted. To identify value orientations, a theoretical method (analysis of philosophical, pedagogical literature) and empirical methods were used: questioning, a survey. Summarizing the scientific concepts, we come to the conclusion that since a person is a part of nature, health was understood as a person's agreement with the world, with himself, not causing harm to others. The cause of numerous contradictions in the modern world is the violation of harmony and order, the fall of ethical standards. The results of the survey show that for the younger generation, material values occupy an important place in their lives, which act as a means of self-affirmation and self-realization. Questionnaire participants (14%) say that money is also needed to maintain and promote health. Cultural values such as art, creativity are not a priority. The main meaning of life for the children surveyed is the realization of abilities, the satisfaction of their needs, and the improvement of living conditions. It should be noted that care and assistance to other people turned out to be the least significant for young people. In this regard, there is a need to develop spiritual values in the younger generation, to develop the ability to regulate their emotions and behavior. To solve this problem, an integrated approach of specialists is needed.
values of life
health
environmental and social problems
biosphere
human

В процессе своей эволюции человек приспосабливался к различным условиям среды обитания, менялись биологические и социальные показатели человека. Долгое время та природная и социальная сфера, с которой люди непосредственно сталкивались и взаимодействовали, давала все необходимое для жизни: чистый воздух, воду, солнечный свет и тепло. Человек долгое время жил, не причиняя вреда природному окружению, используя природу в качестве главного источника жизни. Даже ритм жизни человека, включая характер его деятельности, подчинялся естественным природным факторам: смене дня и ночи, сезонным, годовым изменениям.

В XXI в. благодаря более высокому уровню организации человек по сравнению с другими живыми существами достигает вершины своей эволюции, покоряя мир цифровых технологий. Современные технологии ускоряют производственные процессы, улучшают качество жизни, расширяют кругозор людей. Кажется, что жизнь стала более интересной и насыщенной. Однако в новом веке появились новые проблемы, представляющие серьезную угрозу для жизни и здоровья человека и планеты в целом. Цифровые технологии стали причиной многих болезней. Во-первых, развитие цифровой техники оказывает негативное влияние на физическое состояние организма. В новом веке человек ограничен в движении. Люди большую часть времени проводят с телефонами в социальных сетях, заняты просмотром видео или различными компьютерными играми. Во-вторых, компьютерные технологии наносят вред психическому здоровью человека, вызывая нервное перенапряжение, стрессы, нарушение режима дня, бессонницу, неадекватное поведение. В третьих, использование мобильных телефонов приводит к снижению эмоциональности и избавляет от необходимости личного общения с родными, близкими людьми. А это вызывает сильнейшую изолированность, замкнутость, нарушение общественных связей.

Изменения в природе, происходящие под воздействием научно-технического прогресса, породили огромное количество экологических проблем: загрязнение воды, воздуха, почвы, накопление биосферепромышленных и бытовых отходов, вырубка лесов и многое другое. Вследствие всех этих проблем вся планета начала меняться. Вопросы охраны здоровья человека, как и экологические проблемы, приобретают глобальный характер.

Вследствие этого изменились образ жизни, ценности, интересы человека. Самая серьезная опасность в современном цивилизованном мире – это потеря человеческих ценностей, духовных основ человека. Погружаясь в мир современных технологий, человек забыл о своей истинной природе, миссии на Земле.

Усложнение социальной жизни приводит к изменению характера заболеваний [1]. Однако в решении многих вопросов, связанных с охраной здоровья современного человека, медицина бессильна. В частности, наркомания, алкоголизм, токсикомания, ВИЧ, суициды возникают по вине самого человека. Следовательно, в современном мире создались многочисленные противоречия между людьми, духовно-нравственными ценностями, социальной и природной средой. Каждый из нас сам несет ответственность за свое здоровье и за ту среду, в которой он живет. Для этого потребуется кардинальное изменение отношения человека к самому себе и ко всему окружающему.

Цель статьи – привести анализ философских текстов о сущности человека, его ценностях, выявить у молодого поколения основные жизненные ценности.

Материал и методы исследования. Теоретический анализ философских, педагогических, экологических научных источников; методы сбора эмпирической информации – анкетирование, опрос, статистическая обработка. Были использованы методика «Ценностные ориентации» О.И. Мотковой, Т.А. Огневой и анкета Л.Н. Мурзича, А.В. Тарасовой. В анкетировании приняли участие учащиеся 10–11-х медицинских классов в количестве 300 человек.

Жизненные ценности бывают: нравственные, общественно-политические, материальные, культурные. Нравственные ценности составляют здоровье, семья, образование, труд, доброжелательность, справедливость, любовь, свобода, счастье, ответственность. Система ценностей, поступки, убеждения помогают человеку регулировать отношения с другими людьми, социумом и являются ориентиром в поведении человека. Общественно-политические ценности – это отношение к политическим и социальным проблемам. В качестве культурных ценностей выступают искусство, творчество, наука. Материальными ценностями считаются деньги, драгоценности, предметы роскоши [2, 3].

На протяжении многих веков вопросы о человеке, его предназначении на Земле, жизненных ценностях, о мире позволили создать многочисленные философские направления. На более высоком уровне природа человека рассматривается в трудах древнегреческих мыслителей. Они были уверены в том, что человек – образ космоса, его малый мир – «микрокосм», у каждого человека должны быть высокие ценности для сохранения себя как части макрокосма. В философских трактатах здоровье рассматривается как важная жизненная ценность, поэтому действия человека, в первую очередь, должны быть направлены на сохранение и укрепление здоровья. Согласно древнегреческой философии, частью здоровья считаются такие качества, как умение культурно общаться, поддерживать связь с другими людьми, уважение старших. Сократ, формулируя принципы этического рационализма, особое внимание уделяет разуму и знаниям. Платон в своих трудах выделяет справедливость как основную ценность жизни [4, 5].

В древнеримской философии также доминировала этика, согласно которой нравственное поведение человека играет главную роль в его самосохранении и самоутверждении. Римские мыслители были уверены в том, что безнравственные поступки приводят к саморазрушению и утрате собственной человеческой природы, следовательно, человек сам творит свой духовный мир – мир ценностей.

Восточные мыслители Индии и Китая акцентировали внимание на нравственных и социальных проблемах, выделяя интеллект человека как особую ценность. В восточной философии высоко ценилась природа как основная движущая сила эволюции, которая дает все для жизни. Человек должен почитать природу, проявлять любовь ко всем живым существам как к высшему выражению сущности бытия. Китайский философ Конфуций разработал принципы взаимоотношений общества и природы, суть которых заключается в пропаганде невмешательства человека в природные процессы. В исторической философии также были актуальны такие ценности, как семья, семейные отношения, семейный быт, являющиеся началом всех добродетелей [4].

Русские философы рассматривают человечество как высшую развивающуюся структуру самой планеты Земля. Научно-философский вклад В.И. Вернадского тоже основан на космичности жизни. Он разработал учение о понимании роли человека в биосфере. В центре учения В.И. Вернадского о ноосфере (разуме) находится человек – существо, наделенное разумом и волей. Он отмечает, что благодаря всесторонней творческой деятельности человека на Земле создана новая искусственная оболочка земли – ноосфера, основанная на хищническом потреблении природных ресурсов. Такое неразумное отношение человека к биосфере приносило колоссальные бедствия Земле и грозит еще большими последствиями, вплоть до гибели всего человечества и биосферы. Он делает заключение, что только реализация этического поведения человека определяет гармоничное отношение человека и природы [6, 7].

Итак, философы всех времен едины, что человек находится в тесной связи с природой и космосом (Вселенной). В историческом контексте философии цель человеческой жизни – сохранение и укрепление здоровья, естественное совершенство – обозначена как необходимое условие для осуществления своей миссии на благо всего живого на Земле, в восточной философии – это совершенствование ума. Сохранение человеческих ценностей, таких как здоровье, интеллект, знание, любовь, дружба, забота о других, обеспечивают благополучную и безопасную жизнь. В научной концепции В.И. Вернадского биосфера представляет собой непрерывную взаимосвязь живой и неживой природы, без которой невозможно устойчивое развитие природы. Человек, занимая центральное место в биосфере, несет ответственность за ее судьбу. Людям, обладающим разумом, свойственны безграничные знания и совершенствование себя. Они должны быть направлены на сохранение планеты и всего человечества. Из вышесказанного следует, что место человека в мире основано на понимании его как целого, неразрывно связанного с природой, космосом и ориентировано на поддержание целостности биосферы с обязательным соблюдением внутренних (поведение, мораль) и внешних законов (отношений общества и природы).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенной анкеты показывают, что главной ценностью для 28,6% участников опроса являются деньги, для 21,6% учащихся – здоровье; 20,2% респондентов отметили любовь как фундаментальную основу семьи; 8,3% – работу и образование; 6,6% – друзей. Из списка не были выбраны такие ценности, как чувство долга и мужество. При этом 85% респондентов считают, что деньги необходимы для реализации своих способностей, удовлетворения желаний, остальные 15% думают, что деньги нужны для приобретения необходимого товара. Можно подвести вывод, что молодое поколение, в первую очередь, заинтересовано в материальных ценностях.

На вопрос: «Что необходимо современному человеку для сохранения здоровья?» – большинство старшеклассников (31,3%) высказали мнение о необходимости решения экологических проблем, 14% отметили ведущую роль денег, 21,3% учащихся пожелали улучшения качества медицинского обслуживания и повышения профессиональной компетентности медперсонала. Остальные участники (33,4%) уверены в том, что состояние здоровья зависит от самого человека, его образа жизни и физической активности, что демонстрирует правильность жизненных ориентиров относительно здоровья.

Основным смыслом жизни 23,3% респондентов понимают самореализацию; 20% считают удовлетворение своих потребностей; 16,6% мечтают стать счастливыми;13,3% – продолжение рода; все остальные респонденты не могут определить смысл жизни. Настораживает тот факт, что никто из опрошенных детей не хочет заботиться о других. По мнению психологов, именно в юношеском возрасте человек начинает думать о смысле жизни, поэтому, возможно, значительные изменения, происходящие во всех сферах жизни, заставляют молодых людей искать свой собственный путь. На формирование жизненного смысла личности оказывают влияние социокультурные условия.

Мы пытались выяснить, что, по мнению испытуемых, составляет угрозу для жизни и здоровья человека. Большинство участников анкеты указали самые обсуждаемые и важные вопросы современности – экологические проблемы и заболеваемость коронавирусом (26% и 39% соответственно). Кроме того, 15% респондентов подчеркнули негативные привычки современной молодежи (алкоголизм, наркомания и др.); 10,7% – низкое качество продуктов питания, 7% опрошенных опасаются последствий технического прогресса; 2,3% беспокоятся за сложные политические отношения стран, следовательно, хотят укрепить военную безопасность. Конечно, в XXI в. возникают новые угрозы, возрастают социальные противоречия, происходит рост числа военных конфликтов, терроризма, инфекционных заболеваний. Все эти вопросы безопасности вызывают тревогу и озабоченность у нового поколения.

На вопрос: «Кто виноват в ухудшении экологической ситуации в стране?» – мнения участников опроса разделились. Большая часть опрошенных (71,6%) считают, что виноват каждый человек. Остальные участники анкетирования (28,4%) согласны с утверждением, что развитие НТП порождает ухудшение экологии. С целью спасения планеты 93,3% респондентов изъявили желание участвовать в экологических акциях. Лишь 6,7% детей считают, что невозможно спасти биосферу, поскольку проблема стала уже нерешаемой. Необходимо отметить, что учащиеся выражают неравнодушие к глобальным экологическим проблемам, знают об изменении климата вследствие парникового эффекта; замечают загрязнение воды и воздуха, отметили исчезновение многих видов растений и животных, проявляют заботу об охране природы.

Очевидно, значительное место в свободном времени школьников (41,3%) занимают Интернет и социальные сети; 12,7% – читают художественную литературу; 16% – посещают культурные мероприятия: кино, парки культуры; 30% учащихся ходят на занятия в различные кружки и на дополнительные занятия. Для посещения дискотек, вечеринок, танцев у молодых людей нет времени, но они охотно принимают участие в концертах. Отмеченные виды досуга означают потребности в саморазвитии, общении, друзьях. Различные виды полезного отдыха активизируют процесс формирования у молодежи значимых компетенций. Большую часть времени молодое поколение посвящает цифровым и компьютерным технологиям. Длительное использование Интернета связывают с выполнением домашней работы, подготовкой к ЕГЭ, карантином; помимо того, учащиеся не скрывают пользование социальными сетями для общения со своими сверстниками. При опросе было выявлено, что 5,3% потребляют пиво и другие спиртные напитки, 8,3% курят. Эти привычки могут быть причиной снижения показателей здоровья в юном возрасте.

В жизни нового поколения общественно-политические ценности играют незначительную роль, только 7% испытуемых интересуются политическими новостями, все остальные равнодушно относятся к внешней и внутренней политике страны. Оказалось, лишь 9,3% респондентов в случае необходимости готовы бороться за политическую свободу и независимость страны. В настоящее время такие ценности, как патриотизм, интернационализм, переживают кризис в связи с утратой прежних традиций. К сожалению, ценности: жить для пользы Отечества, преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности – отсутствуют у нынешнего поколения.

Выводы. Мир современного поколения отличается от мира предыдущих поколений. В исторической философии особое внимание уделяется таким человеческим ценностям, как здоровье, разум, семья, труд, справедливость, уважение, заботливое отношение к социальному и природному окружению, преданность родине. Потеря общечеловеческих ценностей привела к падению норм и поведения. Все события, происходящие вокруг человека, оказывают на него прямое влияние, создают угрозу для жизни и здоровья.

В ходе нашего исследования было установлено, что главное место в жизни подростков занимают материальные ценности, забота о себе, комфортная жизнь. Смысл жизни направлен на стремление к самосовершенствованию для удовлетворения своих потребностей, значительная часть молодых людей ищет свой путь к жизни. У молодежи не утратили своей значимости такие ценности, как семья, любовь к родным и близким людям, друзья, образование. К сожалению, неприоритетными стали многие нравственные (добро, забота, уважение, преданность), культурные (чтение книг, посещение спектаклей, выставок скульпторов, художников) и патриотические ценности. Среди наиболее острых проблем респонденты назвали загрязнение среды обитания, что составляет угрозу не только для человека, но и для всей планеты, поэтому решение данной проблемы представляется неотложным. Можно заключить, что молодежь осознает глубину и опасность экологических проблем.

На формирование жизненных ценностей в большей степени оказывает влияние социальное окружение – общество, школа и родители, которые навязывают идею о необходимости достижения высоких результатов по учебным предметам, о поступлении в престижное учебное заведение, получении хорошо оплачиваемой работы, в результате чего у молодых людей материальные ценности становятся основным приоритетом. Отсюда следует, что проблемы молодого поколения представляют собой проблемы общества. Интерес к материальным ценностям может порождать следующие проблемы: стремление наживать большие деньги нечестным путем, авантюризм, выбор профессии, в будущем связанной с высокой зарплатой, что и создает проблему нехватки некоторых кадров в стране. Для воспитания юного поколения крайне необходима духовность, следовательно, обществу нужно проделать определенную работу в данном направлении, пересмотреть этические и правовые нормы. Молодежь – наши последователи, и поэтому от того, какие знания, ценности и моральные принципы заложены в ней, зависит будущее нашей страны. К сожалению, современные образовательные программы не соответствуют требованиям новой эпохи. Для решения проблемы необходим комплексный подход.