Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY AND INCREASING DEMANDS ON THE LABOR MARKET

Tikhonov V.A. 1 Shalina D.S. 1 Stepanova N.R. 1
1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
In the modern world, more and more demands are being made on a person in the field of work. Large information flows accelerated development and digitalization are radically changing the attitude to knowledge, its collection, storage, and transfer. The study raises the problem of the transformation of the educational system as a tool for training qualified personnel in the conditions of modern challenges. The problem is documented by the discrepancy between the pace of changes taking place in higher educational institutions compared to the accelerated development and transformation of the labor market, as well as technological progress. In this regard, within the framework of this article, it is proposed to form a new model of the educational system for implementation in higher education institutions, which will promote continuous, flexible, and effective training of students, as well as rapid entry into the labor market. The new model was formed based on actual problems, because of which the educational environment is in a static state. When analyzing the problems, needs, principles and trends were identified, which also served as a trigger and fundamental basis for transformations. Four blocks were identified for the formation of a new model of the educational system: student, teacher, educational program, evaluation, and analysis of educational activities. As a result of this article, a model was created for the Student block. The presented changes will contribute to the student's involvement in the educational process and the effective development of the educational program.
digital education
educational model
teacher coaching
continuous education
blended learning
knowledge management

Объем информации в ее различных интерпретациях удваивается с каждым годом, постоянно ускоряясь. Наряду с этим усиливаются компетентностные требования для специалистов почти из всех сфер практической деятельности, что создает предпосылки для интеграции многих профессиональных дисциплин в образовательный процесс программ узкой специализации. Таким образом, современный специалист обязан не только владеть знаниями, полученными из основной образовательной программы, но и уметь вступать в кросс-культурные взаимоотношения, обладать навыками soft-skills и критического мышления, знать принципы работы цифровых устройств и программ и, кроме того, иметь представление об экологических и социальных аспектах ведения своей деятельности. При условии постоянно увеличивающихся потоков информации в современном мире доминирует новый вызов – создать качественную и эффективную образовательную систему, которая поспособствует личностному росту человека, а также обеспечит его всеми необходимыми навыками для устойчивого социально-экономического и технологического развития общества [1, 2].

Однако в настоящее время в России существует такая проблема, как нехватка квалифицированных кадров. Причин здесь несколько, начиная от базовых (низкая мотивация обучающихся) до более динамичных (быстрый переход на цифровое образование). Конечно, если рассмотреть трансформацию образования как проект, то при декомпозиции обнаружится значительное множество больших и малых проблем. Однако учтем, что согласно закону Парето 20% изменений дают 80% результата. Таким образом, пересмотрев фундаментальные основы образовательной системы, можно добиться значительного прироста эффективности образовательного процесса, сделать его более интенсивным, интересным и практико-ориентированным [3].

Образование, особенно образовательная модель и методология в учебных заведениях в современной России, использует в большинстве устаревшие принципы организации образовательного процесса. В современном мире цифровые технологии дают нам широкий спектр возможностей освоения самой разнообразной информации по всем направлениям и специальностям. А такие традиционные методы обучения, как чтение лекций по конспектам, демотивируют студентов. Кроме того, многие учебные пособия нуждаются в кардинальном изменении либо возможности постоянного обновления, так как в современных условиях информация устаревает за очень короткие сроки. Таким образом, образовательная система нуждается в фундаментальной реорганизации, в том числе в цифровой трансформации [4].

Целями данного исследования являются формирование новых принципов построения профессиональной образовательной программы, а также создание новой образовательной модели, которая будет соответствовать всем современным вызовам и способствовать более качественному приобретению профессиональных компетенций среди студентов.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

- выделить наиболее значимые проблемы, из-за которых образовательный процесс находится в процессе стагнации;

- определить требования современного студента к образовательной системе в современных реалиях;

- сформулировать принципы современного образования;

- показать тренды реорганизации образовательной системы;

- сформировать новую модель образовательной системы.

Объект исследования – образовательная система. Предмет исследования – трансформация образования на основе современных принципов и трендов развития образовательной системы.

Для изучения данной темы использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, индукция, использование научных теорий, проверенных практикой, моделирование, а также эмпирические: систематизация найденной информации и описание построенной модели образования.

В информационно-динамическом обществе современная культура труда претерпела значительные изменения. В настоящее время от работников всех квалификаций труда требуются:

- высокий уровень математической грамотности;

- основательная естественно-научная, гуманитарная и техническая подготовка;

- «навыки XXI века» (генерация идеи, критическое мышление, коммуникативные стратегии и т.д.);

- цифровая грамотность.

Вышеуказанное дает понимание, что образование есть комплексный процесс получения и систематизирования знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей [5].

Анализируя исследования последних лет [1, 6, 7], можно сделать вывод, что рыночная среда становится более гибкой и непостоянной, а, следовательно, и образовательная система должна быть направлена на то, чтобы специалисты смогли применить самые разнообразные навыки в меняющихся условиях, а преподаватель должен стать связующим звеном, которое поможет собрать эти умения в единую систему.

Система традиционного лекционно-семинарского обучения должна быть обновлена через внедрение инновационных и интерактивных форм взаимодействия студентов и преподавателей. Использование таких форм позволит активизировать работу студентов, тем самым усвоить материал более качественно, а также поспособствует развитию одних из главных навыков XXI века – работе в команде и коммуникативных навыков [8].

В ходе проведенного исследования образовательная система была рассмотрена как продукт деятельности человека согласно маркетинговой концепции. Авторами составлена схема (рис. 1).

Рис. 1. Образование как маркетинговая концепция

Таким образом, изначально определяются «боли» всех основных участников процесса: вуза (ректорат, деканат, кураторы, профессорско-преподавательский состав), студента (учебная группа, староста), домохозяйства (семья, родители). На их основе разрабатывается образовательная модель, которая наилучшим образом будет удовлетворять все потребности и отвечать заданным требованиям. В итоге образование становится эффективным инструментом развития квалифицированных кадров.

Фундаментом исследования послужило определение проблемных точек образования в современной России (табл. 1).

Таблица 1

Трансформация проблем современного образования в принципы

Проблема

Потребность

Принцип

1. Недостаток компетенции преподавателей (учителя придерживаются старой системы) [1]

Преподаватель – наставник, проводник (помогает систематизировать обучение, а не становится машиной для «выкладки» информации)

Преподавательский коучинг

2. Низкая мотивация студентов [9]

Финансовая самообеспеченность (временная работа с низким порогом квалификации дает возможность заработать, становясь существенным конкурентом получению качественного образования; формируется страх упущенных денег, снижается мотивация)

Нацеленность на быстрый вход на рынок труда

3. Устаревшие системы преподавания [4, 8]

Нужна система, активно вовлекающая студентов в образовательный процесс

Устойчивая, эффективная система преподавания

4. Большие потоки информации [6]

Потребление самой актуальной и значимой информации, избегание «информационного шума»

Информационная актуальность и укомплектованность

5. Недостаточное использование потенциала цифровых технологий [4]

Максимальное применение интерактивных и цифровых инструментов обучения, внедрение систем цифрового моделирования, цифровых двойников и т.д.

Цифровая интегрированность

6. «Ложная» популяризация, работа не по специальности [10]

Уметь выделять свои интересы и сильные стороны; ориентация на личностную актуальность профессии

Личностная ориентированность

7. Высокая конкуренция со стороны качественного и некачественного образования, сторонних курсов [10]

Возможность добавлять в индивидуальные траектории обучения дополнительные программы, курсы, тренинги, которые дадут новые знания, а не введут в заблуждение

Конкурентоспособность, интеграция других образовательных платформ

8. Множество отвлекающих факторов [6]

Уметь концентрироваться в процессе обучения

Вовлеченность в образовательную программу (ОП)

9. Сокращение жизненного цикла профессий, непостоянство рынка [1, 10]

Вырабатывать уверенность в актуальности профессии в будущем

Актуальность, непрерывность

10. Высокая степень учебной нагрузки [8, 9]

Активно справляться с учебной программой, без ущерба здоровью и личному времени

Гибкость

11. Индивидуализация образовательных систем [9]

Адаптировать программы под конкретный психотип и особенности студента

Индивидуализация программ

12. Разделение на «гуманитариев» и технарей» теряет актуальность [11]

Вводить комплексные компетенции на основе системного подхода

Многофункциональность знаний

Таким образом, выявленные потребности и принципы могут являться базисом формирования новой образовательной системы. Они отражают основу реорганизации высшего образования, которое будет отвечать вызовам современного мира. Процессы как цифровизация, устойчивое развитие, формирование гибких и адаптивных систем задают тенденцию развития общества в целом, поэтому многие из данных принципов являются особо значимыми и находят свое отражение в институте образования.

Несомненно, российская система образования видоизменяется и частично уже включает в себя ряд признаков и принципов, выделенных ранее. Кроме того, в процессе преобразования модели профессионального образования должны учитываться опыт и наработки исследователей, проверенные практикой, а также мировые тренды, формирующие новую систему обучения человека. Поэтому нами были выделены основные тенденции развития образования в современных реалиях (рис. 2).

Рис. 2. Тренды современного образования [12–14]

Таким образом, можно сделать вывод, что современные тренды задают новые требования к образовательной системе, которые позволяют ей стать более гибкой, адаптивной и непрерывной. Они являются ориентиром для высших учебных заведений при анализе и корректировке учебного плана, а также при формировании новых инструментов для более эффективного обучения студентов и оценки их деятельности [15].

На основе полученных данных нами были выделены четыре основных элемента образовательного процесса: студент, преподаватель, образовательная программа, оценка и анализ образовательной деятельности. Разработана и представлена новая модель образовательной системы для блока «Студент», в которой мы выделили помощь в поступлении абитуриенту, мотивацию, индивидуализацию обучения и обратную связь. Детально рассмотрены блоки модели для студента как абитуриента (рис. 3) и студента как действующего обучающегося (рис. 4), раскрывающие инструменты и принципы реорганизации образования, находящие свое отражение в изменении деятельности вначале абитуриентов как будущих студентов, а далее полноправных студентов вуза – будущих специалистов своего дела.

Рис. 3. Организация образовательной деятельности. Блок «Студент-абитуриент»

Рис. 4. Организация образовательной деятельности. Блок «Студент вуза»

Таким образом, предоставленная модель позволяет сформировать благоприятную среду для комфортного и эффективного обучения студента еще с момента выбора учебного заведения. Основными составляющими данной модели являются индивидуализация образовательной траектории, постоянная помощь и поддержка на всех этапах обучения, повышение уровня мотивации и вовлеченности в учебный процесс. Такой подход обеспечит максимальную отдачу от освоения образовательной программы, а также снизит социальную и психологическую нагрузку на студента.

Заключение. В исследовании была поставлена проблема несоответствия уровня образовательной системы требованиям, предъявляемым обществом. В работе был проведен анализ современных исследований в данной области, выделены потребности и принципы, а также сформированы основные тенденции развития образовательной системы в современном мире. На основе полученных данных была разработана модель образовательной системы относительно студента, включающая в себя мотивацию, индивидуализацию обучения, обратную связь и помощь в поступлении. Модель отличается соответствием современным принципам и трендам развития, что позволяет достичь эффективного обучения студента на каждом этапе образовательного процесса.