Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TEACHERS’ ACTIVITIES SUPPORT TARGETTING THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF DIGITAL LEARNING TOOLS AT THE CADET CORPS

Markovskaya E.A. 1 Roslovtseva M.Y. 1
1 1FSGEI "Prince Alexander Nevsky St Petersburg Cadet Military Corps"
Nowadays the active improvement in the educational institutions management comes through the innovations initiation, which implies systematic approach for their development and implementation.The concept of innovation process can be considered as a controlled process of creation, perception, evaluation, development and application of pedagogical innovations.According to the professional standard, modern teachers should possess ICT competences. In particular, they should be aware of information technologies essence and be skillful at the methods of their application in the educational process. Therefore, the present-day educational system requires constant teachers’ professional development and innovative activity. A modern teacher should keep up with the technologies development and introduce appropriately various tools into the educational process that allow combining information-communicative, personality-centered technologies with the creative and research activity methods. Taking into account current trends in the modernization of education, the methodological support of teachers' activities in the digital environment is a key tool for a specific model construction aimed at the teachers' qualifications improvement, which should be based on identifying professional drawbacks and ensuring effective and comfortable information-communicative technologies and digital tools implementation in the educational process. Teaching staff professional competence, experience and high qualification are the most important strategic factors in the innovative development of an educational institution.
cadet corps
ic technologies
methodological support
digital competence

Трансформация системы образования оказывает влияние как на образовательный процесс в целом, так и на изменение требований к педагогическим работникам. Современный педагог должен осознавать происходящие перемены и стремиться к повышению качества своей деятельности путем активного использования технологий при организации образовательного процесса, это требует от него высокой квалификации, свободного владения информационными технологиями как удобным инструментом организации педагогического процесса и своего профессионального совершенствования [1].

Целью исследования, представленного в данной статье, являлось определение сопровождения деятельности педагогов кадетского военного корпуса в изучении цифровых образовательных средств, их способности работать в насыщенной информационно-коммуникационными технологиями среде: планировать и осуществлять эффективную образовательную деятельность, проявлять инновационную активность и непрерывно профессионально совершенствоваться.

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс методического сопровождения педагогической деятельности в цифровой образовательной среде направлен на повышение эффективности использования ИК-технологий и цифровых средств обучения в образовательном процессе [2] как основной цели профессиональной деятельности методиста и реализуется путем решения следующих задач:

- систематического изучения, обобщения и распространения передового опыта применения цифровых технологий в педагогической практике;

- создания единого информационного образовательного пространства, безопасной инфраструктуры образовательной среды корпуса;

- сопровождения деятельности педагогов в освоении и внедрении цифровых средств обучения;

- участия в формировании и развитии цифровой грамотности у педагогов на основании выявленных профессиональных дефицитов.

Обобщив задачи, схематически основные направления деятельности методиста можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Схема методического сопровождения деятельности педагогов в цифровой среде

Оценка ИКТ-компетентности педагогов и сопоставление полученных данных позволяют увидеть слабые места и предпринять необходимые действия для повышения квалификации педагогов. Для этого могут быть использованы методы и средства трансдисциплинарного и проблемно ориентированного характера в различном их сочетании. Выбор методов и средств оценки зависит от точности формулировки поставленных целей, показателей их достижения и процесса внесения изменений в текущую педагогическую деятельность с учетом достигнутых результатов [3].

С целью оценки ИКТ-компетентности педагогов кадетского военного корпуса была проведена диагностика их уровня владения ИК-технологиями. По ее итогам можно сделать вывод о постоянном повышении уровня информационной культуры педагогов как составляющей их профессионального мастерства (возросла с 31% в 2019 г. до 95% в 2021 г.). Еще одним показателем ИКТ-компетентности можно определить уровень владения наиболее распространенным программным обеспечением. Оценка практических навыков педагогов в применении входящего в состав пакета Microsoft Office программного обеспечения показала положительную динамику (рис. 2).

Рис. 2. Практические навыки педагогов в применении входящего в состав пакета Microsoft Office программного обеспечения (%)

В основном преподаватели владеют программным обеспечением, входящим в состав пакета Microsoft Office, таким как Word, Excel, PowerPoint, на уровне пользователей. Диагностированы затруднения при работе с графическими редакторами Photoshop и CorelDRAW, а также с программой для создания разнообразных публикаций Publicher, что можно объяснить отсутствием острой необходимости их применения в профессиональной деятельности в настоящий момент. На основании выявленных затруднений было организовано индивидуальное консультирование педагогов по изучению дополнительных возможностей и особенностей работы с различными программными продуктами: Microsoft PowerPoint, Microsoft World, Microsoft Excel, Photoshop, CorelDRAW, Publicher.

Для расширения возможностей образовательной среды педагогу необходимо искать новые направления применения информационно-коммуникационных технологий, формировать информационную грамотность обучающихся, стимулировать их сотрудничество и совместную работу. Современные цифровые образовательные ресурсы могут применяться как в традиционной форме педагогической деятельности, так и являться инструментом ее инновационных изменений [4].

Применение ИКТ в образовательном процессе кадетского корпуса оказывает положительное влияние на повышение профессиональной компетентности педагогов, их саморазвитие, способность реализовать новые идеи и проекты и, как следствие, на развитие инновационного потенциала всего педагогического коллектива. Следует также учитывать, что от цифровой грамотности педагога зависит и формирование ИКТ-компетентности его воспитанников. На рисунке 3 показано, что за последние два года резко возрос процент педагогов, активно применяющих в своей профессиональной деятельности современные электронные образовательные ресурсы. Например, постоянное их использование к 2021 г. выросло на 51%, а процент тех, кто совсем их не применяет, сократился до нуля.

Рис. 3. Использование электронных образовательных ресурсов педагогами (%)

Повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов обусловлено, в том числе, и неожиданно сложившейся ситуацией в мире из-за пандемии COVID-19, которая вынудила в срочном порядке пересмотреть модели обучения без потери эффективности образования путем активного использования электронных средств обучения.

Цифровая образовательная среда развивается очень стремительно, поэтому необходимо постоянное совершенствование ИКТ-компетентности педагогов, основанное на выявлении профессиональных дефицитов педагогов в области ИК-технологий. Алгоритм работы в данном направлении был организован как:

- разработка практико-ориентированных кейсов для диагностики профессиональных дефицитов педагогов;

- создание системы онлайн-диагностики профессиональных дефицитов педагогов с возможностью составления индивидуального плана профессионального роста;

- внедрение в практику работы индивидуального образовательного маршрута, основанного на выявленных профессиональных дефицитах, потребностях и запросах каждого педагога в области использования информационно-коммуникационных технологий.

В целях повышения профессиональной компетентности педагогического коллектива кадетского корпуса был организован обучающий семинар по теме «Использование ИК-технологий как эффективного средства повышения педагогической компетенции». В рамках данного семинара разработаны и проведены практико-ориентированные занятия.

Актуальность занятия на тему «Информационные инструменты для сохранения личной эффективности педагога» обусловлена тем, что современная система образования требует от педагога гибкости мышления, активности, стремления к творческому поиску, включения в профессиональные взаимоотношения и готовности к инновационной деятельности, что значительно усиливает информационную, интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку на личность. Любые позитивные изменения, профессиональные и творческие, требуют наличия ресурсов, прежде всего внутренних. Таким образом, для эффективной организации своей деятельности педагогу необходимо научиться поддерживать энергетический баланс своего организма и не допускать его истощения [5]. Обучение педагогов использованию информационных ресурсов, способствующих сохранению и повышению личной эффективности, и являлось целью проведения данного мероприятия. Для достижения цели необходимо было познакомить педагогов с:

- технологией повышения личной эффективности через управление энергетическими ресурсами организма;

- поглотителями и источниками физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной энергии человека;

- современными информационными инструментами, способными помочь скорректировать эмоциональное состояние и вновь набраться жизненных сил.

Наглядность при изложении материала была обеспечена демонстрацией авторской компьютерной презентации, при проведении практической части использовались возможности онлайн-сервиса для проведения опросов Google Формы и сервиса с моментальной визуализацией результатов Mentimeter.

Выполнение множества дел требует не только большого количества времени, но и много энергии. Поэтому участники семинара были ознакомлены с технологией повышения личной эффективности через управление энергией. Умея анализировать собственное состояние, можно управлять энергетическим потоком и поддерживать равновесие, не допуская истощения организма. С этой целью были рассмотрены причины отсутствия жизненной энергии, поглотители и источники потоков жизненного тонуса человека. Слушателям был предложен тест, дающий начальное представление о состоянии жизненной энергии, который показал, что практически все педагоги находятся в состоянии напряжения, что заставило их задуматься и адекватно оценить жизненную ситуацию.

Универсальных, работающих всегда и для всех способов восстановления энергии нет, и педагогам была рекомендована подборка полезных книг, сайтов и онлайн-сервисов, на которых размещена информация о приемах, помогающих скорректировать эмоциональное состояние и помочь вновь набраться жизненных сил. В процессе устного описания онлайн-сервисов слушатели были ознакомлены с их возможностями. Анализ проведенного мероприятия позволил сделать вывод, что полученный материал изложен в доступной форме и в целом педагогами усвоен, тем самым была достигнута обозначенная выше цель и решены запланированные задачи.

Выбор направления еще одного практико-ориентированного занятия – «Современные электронные ресурсы для конструирования и проведения опросов и тестов» – в рамках семинара обусловлен необходимостью поиска доступных современных электронных ресурсов для проведения тестирования, изучения их возможностей и внедрения в процесс обучения. Так как в настоящее время для диагностики уровня знаний обучающегося, воспитания его внутренней дисциплины и мотивирования к активизации работы по усвоению учебного материала в образовательном процессе педагогами активно применяется система тестовых заданий, то основной целью данного занятия стало обучение преподавателей использованию различных современных электронных ресурсов для создания разнообразных опросов и тестов, способствующих более эффективному усвоению знаний обучающимися, оптимизации временных затрат педагога и повышению его квалификации. Для достижения цели обучения были поставлены следующие задачи:

- уточнить понятие ИКТ-компетентности педагога;

- выделить значимость использования ИК-технологий в образовательном процессе и обсудить проблему использования ИКТ в педагогической деятельности;

- познакомить с возможностями современных электронных ресурсов для создания опросов или тестов.

Проведенный с помощью сервиса Mentimeter онлайн-опрос показал, что только 25% слушателей применяют в своей профессиональной деятельности онлайн-ресурсы для создания тестовых материалов и проведения тестирования. Используемые ресурсы представлены всего двумя сервисами: Kahoot и LearningApps. В процессе занятия слушатели были ознакомлены с возможностями и функционалом, алгоритмом действий при выборе сервиса и создании опроса или теста. Организованы дискуссии и групповые беседы по итогам проведения онлайн-опросов. Рассмотрен потенциал следующих цифровых образовательных инструментов: OnlineTestPad, Classmarker, Мастер-Тест, Let’s test, Конструктор тестов, Mentimeter, Google Формы. Подробно изучены возможности онлайн-сервиса Google Формы – основные моменты при создании опроса или теста, с его помощью проведен опрос слушателей «Оценка инновационного потенциала педагога», а затем наглядно рассмотрен процесс получения статистических данных по его результатам. Кроме того, по итогам проведенного занятия данный инструмент использовался для контроля полученных знаний. Таким образом, были не только достигнута обозначенная цель и решены запланированные задачи, но и осуществлено применение полученных знаний на практике.

Целью следующего практико-ориентированного занятия на тему «Цифровая грамотность как одна из основных компетенций педагога» являлось формирование у педагогов грамотности в сфере цифровых технологий для уверенного, эффективного, критичного и безопасного использования ИК-технологий, основой которой служат готовность к подобной деятельности, непрерывное освоение соответствующих знаний и умений, наличие мотивации и осознанная ответственность.

В процессе занятия была раскрыта значимость цифровой компетентности педагогов, осуществлено знакомство слушателей с видами цифровой компетентности и их компонентами, сферами жизнедеятельности человека, в которых проявляются новые возможности и риски интернет-пространства, дано развернутое определение цифровой компетентности и выделена основная ее составляющая для современного человека. В рамках практической деятельности и с целью оценки уровня владения навыками работы с текстовыми документами в программе Microsoft Word слушатели выполняли редактирование текстового документа с графическими изображениями в соответствии с заданными условиями. Также слушатели были ознакомлены с понятием «индекс цифровой компетентности».

Организованное практико-ориентированное занятие на тему «Информационная компетентность современного педагога. Интернет: возможности, компетенции, безопасность» было посвящено работе с информацией и Интернетом, были рассмотрены следующие вопросы:

- понятия «информационная компетентность» и «медиакомпетентность»;

- виды и источники информации в Интернете;

- категории информационных ресурсов и способы представления, кодирования и хранения информации;

- условия эффективного поиска и оценки достоверности информации;

- авторское право, его соблюдение и защита.

По проблемам, возникающим у педагогов при использовании Интернета как источника информации, была организована групповая беседа. В рамках рассмотрения возможностей Интернета как инструмента коммуникации и средства потребления, а также безопасности его использования слушатели познакомились с видами, возможностями и особенностями интернет-коммуникаций, коммуникативной компетентностью и безопасностью коммуникации в Интернете, техническими рисками, с которыми сталкиваются пользователи, и методами их профилактики [6].

Была проведена дискуссия, посвященная возможности использования интернет-ресурсов в системе дополнительного образования, представлены сайты, содержащие полезную информацию для повышения цифровой компетентности и безопасного использования сети Интернет. По итогам занятия каждый слушатель получил памятку основных правил безопасного использования Интернета, а также словарь интернет-терминов в целях расширения познаний педагогов в специфической лексике интернет-пространства.

Выводы

Сопровождение деятельности педагогов кадетского военного корпуса в освоении и внедрении цифровых средств обучения, развитии их способности осуществлять свою деятельность в насыщенной информационно-коммуникационными технологиями среде: планировать и осуществлять эффективную образовательную деятельность, проявлять инновационную активность и непрерывно осуществлять свое профессиональное развитие – является важным фактором инновационного развития образовательной организации.