Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что ряд педагогов-практиков (Р.Р. Хаертдинов, 2011; А.Н. Валиахметова, 2014) в последнее десятилетие отмечает тенденцию распространения в молодежной культуре трендов «достижения жизненного благополучия и сиюминутного результата, стремления победить, перегнать, добиться успеха всеми возможными путями» [1; 2]. Отчуждению родственных и дружеских взаимоотношений способствует подмена их сетевым взаимодействием. Еще в большей степени социальному разобщению способствует распространение коронавирусной инфекции и в связи с этим появление не только новых понятий: «социальная дистанция», «локдаун», «удаленный режим работы», но и нового формата социального контакта. В среде подростков и юношества становится нормой безучастное отношение к проблемам своих сверстников, неудачам и бедам окружающих людей [3]. Все эти процессы указывают на снижение у людей эмпатии – способности воспринимать эмоциональное состояние, понимать переживания, мысли и чувства другого человека, проявлять сочувствие и отзывчивость [4]. Соломатина Ю.В. (2014) различает два вида эмпатии: «сопереживание – переживание субъектом тех же самых чувств, которые испытывает другой, и сочувствие – переживание субъектом иных по сравнению с объектом чувств» [5].
По мнению Моисеевой А.Н. (2004), «в современном обществе актуальна потребность в людях, способных к восприятию и адекватному отклику на эмоциональные проявления окружающих» [6]. Однако развитие эмпатии у молодых людей сталкивается с определенными трудностями, в основе которых поведенческие особенности современных юношей и девушек, проявляющиеся в категоричности, несговорчивости во взаимодействии с людьми, грубости и отчужденности, которые считаются признаками самостоятельности и свободы.
Тем не менее современная система высшего медицинского образования нацелена на формирование у будущих специалистов набора компетенций, необходимых для осуществления трудовой функции, в том числе способности реализовывать деонтологические принципы. В связи с этим становится важным формирование у студентов медицинского университета, особенно у будущих педиатров, эмпатии и сопротивляемости трудным жизненным ситуациям, являющихся профессионально значимыми личностными качествами медицинского работника. Последние, в свою очередь, лежат в основе умения врачей на разных этапах профессионального становления обеспечивать межличностное взаимодействие с коллегами и пациентами, предупреждать эмоциональное выгорание, а также создавать условия для адаптации к напряженным условиям труда [7].
Цель исследования: формирование эмпатии и способности сопротивляемости трудным жизненным ситуациям у студентов первого курса медицинского университета на основе внедрения в процесс преподавания биологии дидактических приемов и средств, содействующих личностному росту специалистов и освоению ими эффективных практик межличностного взаимодействия.
Материал и методы исследования. Экспериментальная рабата проводилась в рамках преподавания дисциплины «Биология» у студентов, обучающихся на первом курсе по специальности «Педиатрия» Ставропольского государственного медицинского университета.
В исследовании приняли участие 82 студента. Психолого-педагогический эксперимент включал 3 этапа.
1 этап. Формировался состав контрольной (n=40) и экспериментальной групп (n=42), в которые вошли студенты шести учебных подгрупп первого курса. У юношей и девушек контрольной и экспериментальной групп определялся исходный уровень эмпатии и сопротивляемости трудным жизненным ситуациям с использованием следующих психодиагностических методик: «Шкала эмоционального отклика» модифицированный опросник А. Мехрабиана и Н. Эпштейна; диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; тест «Выход из трудных жизненных ситуаций». Для выявления гендерных различий между участниками эксперимента проводилась диагностика уровня «феминности-маскулинности» с использованием «Полоролевого опросника» С. Бем [8; 9].
2 этап. На этапе формирующего эксперимента уточнялась справедливость идей о возможности решения исследуемой проблемы, выбора соответствующих средств и методов достижения результата. Непосредственно реализовывался учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Биология». На основании проработки учебного материала были отобраны методические приемы и средства как деятельности преподавателя, так и работы студентов на занятиях. Исходя из цели практического занятия, формировались группы студентов, их состав подбирался преднамеренно или случайным образом. Следует отметить, что педагогами применялись такие словесные методы обучения, как убеждение, пример, наставление, обсуждение. Решение ситуационных задач позволяет сформировать у студентов умение на практике применять знания, усвоенные в ходе практических занятий по биологии. Модели реальных ситуаций по темам практических занятий активно использовались с целью установить эмоциональное взаимодействие между участниками малых групп в процессе их решения. Одним из эффективных средств обучения и формирования эмпатических отношений в студенческом коллективе является организация учебных игр. Действия, выполняемые в ходе учебной игры, дают возможность развивать чувства сопереживания, дружбы, взаимного уважения и взаимопомощи. В качестве примера можно рассмотреть изучение темы «Медико-генетическое консультирование». Преподавателем на занятии комплектуются малые группы студентов по 4 человека, между группами распределяются роли заведующих МГ-консультацией, врачей-генетиков, специалистов клинической лаборатории, экспертов-наблюдателей. Студенты получают карточку с заданием в качестве виртуального пациента. Во время игровых действий развивается эмоциональный интеллект, формируется опыт общения и поведения в конкретной ситуации, совершенствуются речевые навыки будущих врачей. Педагогами в ходе практических занятий акцентируется внимание на установлении комфортной атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
Кроме того, дополнительно в конце занятия применялись тренинговые упражнения «Интонация» и «Картина настроения». Упражнение «Интонация» предусматривает произнесение какой-то ключевой фразы занятия с разной эмоциональной окраской. Выполнять упражнение «Картина настроения» можно с обычной шариковой ручкой, необходимо через абстрактное изображение передать свое настроение. Целью данных упражнений является развитие эмоционального отклика юношей и девушек, установление взаимодействия между участниками эксперимента таким образом, чтобы оно способствовало становлению партнерских отношений в академической группе, как основы развития способности к сочувствию и сопереживанию друг другу.
3 этап. На заключительном этапе у студентов определялся достигнутый уровень сформированности эмпатии и сопротивляемости трудным жизненным ситуациям с использованием вышеназванных психодиагностических методик. Проводилась итоговая обработка и описание результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Будущая профессиональная деятельность сегодняшних студентов-медиков непосредственно связана с людьми, столкнувшимися с проблемами здоровья, угрозы потери жизни, утраты родных, близких и другими подобными трудностями. Профессионально значимыми вопросами, ответы на которые предстояло получить в ходе эксперимента, были: во-первых, какие реакции проявляют студенты в трудных жизненных ситуациях, во-вторых, способны ли они справляться с проблемными обстоятельствами. Оказалось, что большинство будущих врачей из обеих групп исследования имеют высокий и средний уровень сопротивляемости трудным жизненным ситуациям. Однако 7% студентов, принявших участие в опросе, не могут спокойно и взвешенно переживать неприятности и обычно реагируют на них психологически неадекватно, в том числе прибегая к решению проблем через проявления, которые эмоционально не соответствуют нормам (алкоголь, агрессия, самоагрессия, мстительность, «уход в себя»).
Анализ динамики развития эмпатии юношей и девушек, как профессионально значимого личностного качества, являлся еще одной задачей психолого-педагогического эксперимента. Известно, что в сходных ситуациях представители разного пола проявляют различные эмоции. В связи с этим для выявления гендерных различий переживания эмпатии участниками эксперимента статистической обработке подверглись результаты уровня «феминности-маскулинности», представленные в выборке контрольной и экспериментальной групп (рис. 1).
Рис. 1. Результаты полоролевого опросника С. Бем
Примечание: IS от (-1) до (+1) – андрогинность; IS меньше (-1) (IS>1) – маскулинность; IS больше (+1) (IS>1) – феминность; если IS < -2,025 – ярко выраженная маскулинность; IS > +2,025 – ярко выраженная феминность.
Опрос студентов показал, что для первокурсников медицинского университета характерна андрогинность, то есть они умеренно сочетают в себе феминные и маскулинные качества, лежащие в основе взаимопонимания между лицами противоположного пола. Вполне закономерной, на наш взгляд, является тенденция проявления феминности в группе девушек и маскулинности в группе юношей, однако последняя выражена слабо.
Анализ ответов на вопросы методики А. Мехрабиана и Н. Эпштейна «Шкала эмоционального отклика» дает основание заключить, что у юношей и девушек контрольной и экспериментальной групп показатель эмоционального отклика имеет «нормальный уровень» (рис. 2).
Обращает на себя внимание тот факт, что у девушек обеих групп уровень эмоционального отклика выше, чем у юношей.
До эксперимента После эксперимента
Рис. 2. Результаты методики «Шкала эмоционального отклика»
Примечание: 82-90 баллов – очень высокий уровень; 63-81 балл – высокий уровень; 37-62 балла – нормальный уровень; 36-12 баллов – низкий уровень; 11 баллов и менее – очень низкий уровень.
Целенаправленное формирование эмпатических способностей студентов медицинского университета в ходе педагогического эксперимента шло через развитие эмоционального отклика молодых людей. В итоге, после проведенной с ними педагогической работы, на заключительном этапе эксперимента был выявлен достоверный прирост уровня эмоционального отклика у респондентов обоих полов экспериментальной группы (рис. 2).
Бойко В.В. (2006) указывает, что эмпатические способности личности зависят не только от эмоционального потенциала и активности личности, но и связаны с ее интеллектом [10]. В начале эксперимента отмечалось, что студенты первого курса как контрольной, так и экспериментальной групп демонстрировали практически одинаковый уровень эмпатических способностей, что определяет равнозначные исходные условия дальнейшего эксперимента и чистоту полученных результатов по его завершении.
На первом этапе эксперимента выявлен недостаточный уровень сформированности эмпатических способностей в обеих группах, что подтвердило объективную необходимость реализации практических занятий по курсу «Биология» с использованием педагогических средств и условий, необходимых для формирования профессионально значимых личностных качеств – эмпатии и сопротивляемости трудным жизненным ситуациям.
Психодиагностический тест Бойко В.В. (2002), проведенный в начале и в конце педагогического эксперимента, показал, что уровень эмпатических способностей в экспериментальной группе претерпел ряд изменений.
До эксперимента После эксперимента
Рис. 3. Результаты уровня эмпатических способностей
После реализации программы педагогического воздействия на профессионально значимые личностные качества студентов-медиков наблюдалась положительная динамика развития в экспериментальной группе отдельных эмпатических способностей (рис. 3), а именно:
- рационального канала эмпатии, развитие которого произошло за счет формирования системы знаний студентов об эмпатии;
- эмоционального канала эмпатии за счет проведения упражнений в ходе практических занятий по биологии на развитие эмоционального межличностного взаимодействия;
- установок, способствующих эмпатии, которые студенты-медики получали на каждом практическом занятии по биологии в течение педагогического эксперимента;
- идентификации в эмпатии, то есть будущие врачи за время эксперимента научились описывать свои эмоциональные состояния сочувствия, сострадания, соболезнования и другие.
Таким образом, формирование эмпатии и сопротивляемости трудным жизненным ситуациям, осуществляемое в ходе учебно-воспитательного процесса, основывается на последовательном овладении субъектами этапами согласованного взаимодействия, системой диалогового общения, средствами выражения своих мыслей и способами восприятия эмоций и чувств других людей. Сущность выше изложенного сводится к становлению уважительного отношения к себе, людям, обществу.
Заключение. Подводя итог экспериментальному исследованию, можно отметить следующее.
1. Студенты-первокурсники медицинского вуза в целом имеют высокий и средний уровень сопротивляемости трудным жизненным ситуациям. Однако обращает на себя внимание тот факт, что незначительное число студентов (7%), принявших участие в опросе, не способны спокойно и взвешенно переживать неприятности.
2. В начале исследования до педагогического воздействия студенты обеих групп имеют практически сходные показатели эмпатических способностей и уровень эмоционального отклика, на основании чего можно предположить, что эмпатия не зависит от пола.
3. Эмпатические способности поддаются коррекции в ходе педагогического воздействия, в результате отмечается положительный рост уровня отдельных эмпатических способностей у студентов первого курса.
Таким образом, опираясь на результаты диагностических процедур, необходимо отметить целый ряд позитивных изменений, которые произошли у молодых людей в ходе целенаправленного развития профессионально значимых личностных качеств. Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод об эффективности биологического образования в медицинском университете как условии формирования профессионально значимых личностных качеств специалистов.