В настоящее время цифровые технологии внедряются во все сферы деятельности человека. Без цифровых технологий невозможно обойтись ни в медицине, ни в образовании, ни в экономике, ни в бизнесе, ни в социуме, ни на производстве. Согласно национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], происходит совершенствование цифрового пространства в нашей стране. Целями программы являются создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех, и применение преимущественно отечественного программного обеспечения во всех организациях. В данную программу входит множество проектов, среди которых можно назвать такие, как «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и др. «15 сентября 2021 года Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко сообщил, что 340 российских вузов и учреждений среднего профессионального образования адаптировали свои программы под требования цифровой экономики» [2]. Кроме этого, цифровые компетенции внесены в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) на уровнях бакалавриата и специалитета, приказ об этом утвержден Министерством науки и высшего образования РФ [3]. «Обучение по измененным стандартам начнется с 1 сентября 2021 года во всех образовательных организациях высшего образования», – говорится в приказе. Исходя из этого можно сделать вывод, насколько важно сегодня формировать не только цифровую грамотность, но и более высокий уровень компетентности в области цифровых технологий у выпускников вузов.
И.В. Чернов отмечает, что «…в научном дискурсе сложились различные подходы в исследовании проблемы цифровизации общества, актуализированной в результате внедрения новых информационных технологий во все сферы социальной жизни людей, появления цифровой культуры, цифровой идентичности и т.д. Это свидетельствует о том, что в современном научном знании только формируется интерес к различным аспектам цифрового общества, его преимуществам и последствиям для жизнедеятельности людей. В то же время проблема цифровизации социума находится еще на начальном этапе осмысления, что дает основание для ее дальнейшего исследования» [4]. Современные студенты, несомненно, обладают базовыми навыками работы с информацией, так как являются теми людьми, детство которых было неразрывно связано с различными информационными средами и технологиями. В процессе своей деятельности, учебной и внеучебной, обучающиеся демонстрируют большой интерес к современным цифровым технологиям, однако информационный мир стремительно меняется и совершенствуется в различных сферах, цифровые технологии все активнее внедряются во все процессы жизни. Становится очевидным, что эффективное и продуктивное использование цифровых технологий напрямую связано с уровнем цифровой культуры студентов, их восприятием цифрового общества и пониманием своего места в цифровом мире.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что цифровизация всех сфер жизни человека – тенденция и необходимость развития современного общества, поэтому актуальными становятся исследования, позволяющие раскрыть восприятие студентами цифрового мира, понимание цифровой культуры и их осознание себя в качестве субъекта цифрового общества.
Целью данного исследования является изучение восприятия студентами цифрового общества, цифровой культуры, цифрового образовательного процесса, а также восприятия себя в качестве субъекта цифрового общества.
Задачи исследования:
– провести анализ представлений студентов о цифровом обществе и цифровой культуре;
– оценить личностный уровень цифровой культуры и цифровой грамотности студентов на начальном этапе обучения в вузе;
– описать результаты опроса обучающихся относительно их восприятия цифровой культуры и цифрового общества, а также видения себя в качестве субъекта цифрового общества;
– сделать выводы, которые могут быть использованы для дальнейшей профессиональной подготовки обучающихся и формирования цифровых компетенций.
Материал и методы исследования
Для изучения восприятия студентов цифрового общества и восприятия ими себя в качестве субъекта цифрового общества были использованы следующие методы:
– теоретические методы, направленные на сбор информации о восприятии студентами цифрового общества (анализ, обобщение, систематизация, классификация, абстрагирование, конкретизация);
– эмпирические методы, состоящие в изучении восприятия студентами современного цифрового общества и цифровизации образовательного процесса (наблюдение, описание, сравнение);
– социологические методы, применяемые для сбора и обработки информации о восприятии студентами цифрового общества и отношении студентов к обучению в условиях цифровизации.
Исследование было проведено посредством анкетных опросов на базе LMS Moodle. Анкета содержала 25 вопросов. Три вопроса данной анкеты содержали вопросы типа «эссе», позволяя получить информацию о том, как студенты понимают выражения «цифровое общество», «цифровая культура», видят для себя плюсы и минусы цифрового общества, понимают цифровые аспекты своей профессиональной деятельности. Остальные вопросы анкеты были направлены на определение уровня цифровой грамотности и цифровой культуры обучающихся и готовности использовать интернет-технологии в своей образовательной деятельности, в данных вопросах предлагалось выбрать варианты из предложенных.
Опрос проводился в 2021 г. в ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет. В опросе приняли участие 150 студентов первых курсов бакалавриата и специалитета очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки 08.03.01 Строительство, 06.03.02 Почвоведение, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 47.03.01 Философия, 37.05.02 Психология служебной деятельности, 37.03.01 Психология, 42.03.03 Издательское дело.
Результаты исследования и их обсуждение
В начале нашей работы был проведен анализ различных публикаций и исследований, касающихся как процесса цифровизации общества в целом, так и конкретных исследований изучения восприятия студентами процесса цифровизации общества и образовательного процесса.
Цифровое общество, по определению Д.Е. Добринской, – «это общество, инфраструктура которого функционирует посредством цифровых технологий (технологии больших данных и искусственного интеллекта, алгоритмов и алгоритмических систем, облачных вычислений и т.д.), а базовой формой организации и социального взаимодействия являются сетевые структуры и платформы [5].
Важнейшим качеством членов цифрового общества является цифровая культура. Согласно общепринятой трактовке, цифровая культура включает в себя цифровую компетентность, рациональное владение технологиями и ориентирование в цифровой среде, а также эффективное общение в информационном пространстве [6].
Основы цифровой грамотности и цифровой культуры прививаются в образовательном учреждении. И.А. Зайцева, А.С. Торосян отмечают, что «цифровизация образования – это лишь часть цифровизации человека и общества в целом» [6]. Для того что быть успешным в своей профессии, будущему участнику трудовой деятельности необходимо владеть цифровой грамотностью, иметь необходимый уровень цифровой культуры [6]. В настоящее время для того, чтобы иметь преимущества на рынке труда, современный специалист должен иметь навыки, которые можно разделить на такие группы, как: soft skills («мягкие», коммуникативные навыки, т.е. навыки работы с людьми и бумагами), hard skills («твердые», профессиональные навыки, т.е. навыки работы с машинами и техникой) и цифровые навыки, или digital skills (умение обрабатывать информацию средствами современных информационных технологий) [7]. Значение слова «навык» в русском языке несколько уже, чем у его английского аналога skill. В английском языке термин skill означает способность выполнить задачу с предопределенным результатом. Это определение шире, чем привычное нам значение слова «навык», и в некоторых случаях приближается к значению слова «компетенция» [8].
Идея развития цифровых навыков активно проникает в национальные стратегии всех уровней образования. Несомненно, цифровизация образовательного процесса является толчком к осваиванию обучающимися цифровых компетенций. Современные студенты должны активно вливаться в образовательный процесс, быстро осваивать новые цифровые технологии, обращая особое внимание на технологии, используемые в профессиональной среде их будущей деятельности. Образование будущего, согласно Д. Пескову, основывается на стартапах и проектировании образовательной системы. Автор в своей лекции «Форсайт образования 2030» предлагает образовательную матрицу «Путь ученика» в образовании – 2030 [9]. Согласно автору, первым уровнем образовательной матрицы обучающегося является целеполагание, на нем выделяются разные категории обучающихся, для которых должны быть разные модели образовательной деятельности и которые не должны смешиваться. На следующем уровне автор рассматривает траектории индивидуального развития и поддерживающую техносреду, на данном уровне происходит включение обучающегося в команды для коллективных проектов, соответствующих этапу и задачам индивидуального развития. Ключевыми индикаторами образовательного процесса являются включенность и потоковость, стремление к достижению общих результатов и целей [9].
М.П. Прохорова, О.А. Минеева, В.В. Благовидова изучали отношение обучающихся к цифровизации образования. Ученые в своем исследовании отмечают: «Большинство студентов признают, что широкое использование информационных технологий, электронных сервисов и систем, гаджетов и пр. оказывают значительное влияние на современное образование» [10]. Согласно исследованиям авторов, обучающиеся не испытывают затруднений в использовании электронной образовательной среды (ЭОС), основные навыки работы с данной средой в той или иной мере присутствуют у всех респондентов. Также исследователи отмечают, что отношение студентов является положительным к цифровизации образования, при этом обучающиеся считают самым эффективным смешанное обучение, т.е. сочетание аудиторного и электронного обучения. Авторы отмечают достаточно высокий уровень владения студентами цифровыми навыками, но данные навыки используются обучающимися не в полной мере при работе с ЭОС. Ученые делаю вывод о необходимости развития цифровых навыков студентов в процессе профессиональной подготовки.
М.П. Прохорова, С.В. Булганина, С.В. Бурханов также отмечают, что студенты хорошо владеют цифровыми навыками, «однако наблюдается стремление использовать в обучении только типовые навыки, связанные с предоставлением и получением информации» [11]. Более сложными и важными навыками работы с информацией и осуществления коммуникации с обществом владеет меньшая часть студентов.
С.Г. Ермолаева изучала мнения студентов относительно процесса цифровизации общества, экономики и занятости [12]. Исследователь отмечает, что в целом цифровизация позитивно воспринимается студентами, обучающиеся понимают неотвратимость данного процесса. Согласно С.Г. Ермолаевой, студенты видят положительные моменты цифровизации, но при этом осознают и негативные эффекты данного процесса. Автор в заключение делает выводы, что для успешной жизни и трудовой деятельности в цифровом обществе «молодежи нужна не столько техническая подготовка, сколько моральная, социальная, психологическая, правовая» [12].
Анализируя восприятие цифровизации студентами младших и старших курсов, Н.Г. Воскресенская, М.И. Рыхтик, Т.В. Баранова отмечают, что «ни у кого из участников групповых обсуждений не вызывало сомнения влияние цифровых технологий на жизнь общества» [13]. Авторы указывают, что студенты осознают внутренние и внешние риски, связанные с процессом цифровизации. Среди этих рисков выделяют риски безработицы, усиления роли государства, манипулирования общественным мнением, деградации личности, потери живого общения и др. Полученные результаты различаются для разных возрастных групп студентов. Согласно исследованиям ученых, студенты-старшекурсники «оценивают риски цифровизации на уровне общества, а препятствия на пути к ней – на личностном уровне», а студенты младших курсов «риски и негативные изменения принимают более болезненно, перенося в личную, частную жизнь», при этом для них «препятствия носят внешний характер: власть, общество, консерватизм старшего поколения, что, в свою очередь, является риском роста напряженности и протестных настроений» [13].
Работы ученых, которые были рассмотрены нами, послужили основой исследования, позволяющего изучить восприятие обучающимися цифрового общества как объективной реальности современного мира и осознание ими себя как субъекта данного общества.
В начале нашей работы мы провели опросы, ответы на которые студенты представляли в виде эссе. В первых двух вопросах предлагалось дать определения понятиям «цифровое общество», «цифровая культура». Результаты опроса показали, что 45% респондентов не разделяют понятия «информационное общество» и «цифровое общество». 35% респондентов понимают цифровое общество как общество, инфраструктура которого функционирует посредством цифровых технологий. Часть студентов (5%) считают, что «цифровое общество» и «интернет-сообщество» – тождественные понятия. В некоторых ответах студенты определяют цифровое общество как общество, членам которого доступны цифровые устройства (1,5%); общество, которое порабощено посредством информационно-коммуникационных технологий и компьютерных технических средств (2,2%). Также присутствуют единичные ответы (11,3%), в которых студенты ясно не смогли дать ответ. Ответы на вопрос о понимании термина «цифровая культура» совершенно разнообразны. Но мы можем обобщить данные следующим образом: 40% респондентов считают, что цифровая культура – это, в первую очередь, понимание современных информационных технологий и современных цифровых технических средств, их функционала, а также возможность грамотно использовать технологии и технические средства в профессиональной деятельности или быту; 41% обучающихся не разделяют понятия «информационная культура» и «цифровая культура»; 6% – понимают цифровую культуру как нормы морали и поведения в сети Интернет; 13% респондентов затруднились с ответом. Так как опрашиваемые студенты – это люди, родившиеся и живущие в мире цифровых технологий и в большинстве своем не знающие жизни без гаджетов, то многие из них не разделяют понятия «цифровое общество», «информационное общество», а также понятия «цифровая культура», «информационная культура» или затрудняются в определении данных понятий.
В следующем опросе студентам было предложено ответить на вопрос: «Какие для себя вы видите плюсы и минусы цифрового общества?» Каждый из респондентов мог отмечать как несколько положительных, так и несколько негативных моментов цифрового общества. Среди плюсов чаще всего студенты отмечают: свободный доступ к любой информации (35%); возможность получения дистанционного образования и возможность для самообразования (25%); возможности для творческой и креативной деятельности (10%); возможности безграничного общения с людьми в удаленном доступе (75%); возможности быстрой обработки информации (10%); возможность осуществлять свою деятельность, не выходя из дома (25%). Также 5% респондентов видят для себя только положительные моменты. Среди минусов чаще всего студенты отмечают: проблему получения достоверной информации (53%); увеличение влияния на общество средств массовой информации (55%); утечку личной информации (42%); зависимость от современных компьютерных средств (25%); потерю живого общения (23%). В целом, студенты отмечают для себя больше положительных моментов цифрового общества, нежели негативных, при этом часть студентов не смогли выделить именно негативные моменты.
Далее мы попросили студентов в виде эссе описать цифровые аспекты своей будущей профессии, поразмышляв о том, каким образом цифровизация влияет на развитие их будущей профессиональной сферы, подумать о том, насколько важно владение цифровыми технологиями в их будущей профессии, назвать программные средства, используемые в их будущей профессиональной среде. Практически 100% опрошенных считают, что без цифровых технологий не может обойтись ни одна область профессиональной деятельности, процесс цифровизации положительно влияет на их будущую профессиональную сферу и открывает много новых возможностей. Студенты определенно могут назвать приложения, программные средства, используемые в их будущей профессиональной деятельности. Однако следует помнить, что цифровая трансформация является залогом успешного развития предприятия, его конкурентоспособности. А значит, у обучающихся – будущих работников предприятий должны не только накапливаться знания, но и развиваться способности учиться, ориентироваться в большом информационном потоке, способности оценивать актуальность знаний и навыков в текущий момент и адаптироваться к изменениям в профессии, которые могут произойти за время обучения [14]. Основной потребностью приобретения цифровых навыков выступает необходимость их использования в профессиональной деятельности [15].
Ответы на следующие вопросы мы представили в виде диаграммы (рис. 1). В данных вопросах студентам предлагалось выбрать один из предложенных вариантов.
Рис. 1. Владение цифровыми навыками
В ответах студенты оценивали свои навыки владения цифровыми технологиями. Так как дисциплины «Информатика», «Информационные технологии» уже изучались студентами в школе, некоторыми из них – в средних специальных образовательных учреждениях и продолжают изучаться в высшем учебном заведении, то, несомненно, такие цифровые навыки уже присутствуют у обучающихся. Из диаграммы мы видим, что офисными технологиями владеют достаточно хорошо многие студенты, хотя и вызывают некоторые затруднения средства работы с электронными таблицами и базами данных. Облачными технологиями, средствами создания веб-сайтов и навыками работы с графическими редакторами владеет меньшая часть студентов, но при этом с языками программирования знакома практически половина опрошенных.
Также студентам предлагалось отметить виды интернет-технологий, которыми они чаще всего пользуются в своей образовательной деятельности. Результат представлен в виде диаграммы (рис. 2).
Интернет-технологии – неотъемлемая часть жизни современного студента. Обучающиеся активно пользуются интернет-технологиями в своей образовательной деятельности. Однако студенты предпочитают применять поверхностную информацию, не выполняя долгих поисков и анализа полученных данных из сети Интернет.
Рис. 2. Использование интернет-технологий в обучении
Ответы на последнюю группу вопросов позволяют оценить, насколько студенты адаптированы к современной цифровой жизни общества. Вопросы разработаны по методике исследовательского спецпроекта аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего», в рамках данного проекта были проведены всероссийские опросы населения, а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения [16]. Отвечая на вопросы нашего исследования, студенты могли выбрать один из двух предложенных вариантов. Ответы представлены в виде таблицы 1.
Таблица 1
Оценка цифровой грамотности обучающихся
Вопрос
|
Да, в % |
Нет, в % |
Я понимаю, насколько современны компьютер и программное обеспечение, которое я использую |
84 |
16 |
Использование компьютера не вызывает у меня затруднений |
86 |
14 |
Компьютер я использую чаще всего для обучения и решения повседневных задач |
65 |
35 |
Использовании современных цифровых технических средств (гаджетов) и программных приложений не вызывает у меня затруднений |
95 |
5 |
Я активно интересуюсь трендами и новинками в сфере информационных технологий. |
53 |
47 |
Я активно разрабатываю и развиваю свой блог (контент в социальной сети, сайт, форум и т.д.) |
27 |
73 |
Принимая важные решения, я пользуюсь информацией из нескольких источников. |
85 |
15 |
Поиск информации в сети Интернет не вызывает у меня затруднений |
97 |
3 |
Сеть Интернет – наиболее простой способ получения информации для меня |
98 |
2 |
Поиск актуальных новостей в сети не вызывает у меня затруднений. |
90 |
10 |
Я всегда доверяю информации, полученной из СМИ |
7 |
93 |
Я понимаю ответственность, которую несу как пользователь сети Интернет, соблюдаю правовые нормы и законы |
92 |
8 |
Использование социальных сетей и различного рода мессенджеров не вызывает у меня затруднений |
98 |
2 |
Я пользуюсь различными онлайн-платформами (веб-конференции, онлайн-курсы и т.д.) для саморазвития и обучения |
44 |
56 |
Современные цифровые технологии облегчают жизнь человека |
93 |
7 |
Исходя из полученных ответов мы можем сделать вывод о том, что современные студенты, несомненно, обладают хорошим уровнем цифровой грамотности. У обучающихся не вызывает затруднений использование современных цифровых технических и программных средств. Респонденты активно используют интернет-технологии для решения бытовых и учебных задач, но при этом обучающиеся редко пользуются современными образовательными онлайн-платформами для саморазвития и обучения. Также за пределами внимания студентов остались возможности использования искусственного интеллекта, а именно возможности в реализации идеи персонализированного обучения – адаптации обучения, его содержания и темпа к конкретным потребностям каждого учащегося. При этом некоторые студенты вносили свои предложения: «Интересно было бы попробовать предоставить оценивание успеваемости учащихся искусственному интеллекту. Это позволит более объективно оценивать студентов. Также было бы удобно, если бы цифровой сервис выявлял перед коллоквиумом задолженности студентов и предупреждал прежде всего самих студентов и преподавателей об этом». К сожалению, следует отметить, что для большей части обучающихся использование цифровых ресурсов не является приоритетом для саморазвития и самообразования.
Выводы
Обобщая проведенное исследование, мы приходим к выводу, что все обучающиеся осознают неотвратимость процесса цифровизации и положительно оценивают его. При этом они понимают, что цифровое общество несет в себе как положительные, так и негативные моменты и требует подготовленности в бытовой и профессиональной деятельности.
Современные студенты владеют цифровыми технологиями на базовом уровне и достаточно хорошо адаптируются к современным цифровым условиям, активно вовлечены во все информационные сферы жизни. Однако имеющиеся цифровые навыки обучающихся являются поверхностными, есть тенденция к получению «быстрой» информации, т.е. к получению уже готовых сведений, без стремления отделить важное и полезное от второстепенного и некачественного, без попытки создать новые знания.
Необходимо вести образовательный процесс с учетом трендов цифровой трансформации. Развитие же цифровых компетенций для нецифровых направлений подготовки, включение в цифровую трансформацию образования есть ключевая задача преподавателя. Деятельность в этом направлении связана с персонализацией обучения и преодолением цифрового барьера.