Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

M.V. LOMONOSOV'S EDUCATIONAL IDEAS IN DIALOGUE WITH MODERNITY

Trinadtsatko O.A. 1
1 FGBOU VO "Pacific State University"
One of the most important issues facing the Russian state, to which M. V. Lomonosov paid primary attention and tried to find a solution to it, was the issue of the education of the Russian people. M.V. Lomonosov was an adherent of the patriotic orientation of domestic education, and also supported the idea of training scientific and pedagogical personnel, which Russia really needed. M.V. Lomonosov was the developer of a system for monitoring students' knowledge (keeping a report card with marks for behavior and diligence), which is successfully used at the present time. Lomonosov clearly outlined the problem of domestic education. M.V. Lomonosov's educational methods are still used today by familiarizing students not only with theoretical scientific material, but also with its practical justification and application. The purpose of this article is to analyze the educational ideas of M.V. Lomonosov in a dialogue with modernity, to build an educational model of M.V. Lomonosov. In this article, the method of pedagogical modeling was used, on the basis of which the M.V. Lomonosov model of education was built. The result of the study is the conclusions about the integration of M.V. Lomonosov's educational ideas into the system of modern education, as well as M.V. Lomonosov's educational model. The results and conclusions given in this article can be used in the system of modern education.
mikhail vasilyevich lomonosov
education system
educational idea
education model
pedagogical modeling

Идеи в области образования М. В. Ломоносова нашли свое отображение в разрешении им актуальных вопросов о способах, методиках, принципах обучения, об организации и внедрении классно-урочной образовательной системы как особенно эффективной для развития памяти и ума при разработке различных методик преподавания. Приведенные образовательные идеи были выдвинуты М.В. Ломоносовым впервые в отечественной педагогической истории. Выступая приверженцем синтеза естественно-научного, классического и реального образования, впервые в истории отечественной педагогики он отводил существенное место практическому (прикладному) применению получаемых знаний, постановке экспериментов, экзаменам и домашним заданиям, которые обучающийся выполняет самостоятельно. Ученый явился создателем педагогической теории, методологическим фундаментом которой значатся теория материалистического мировоззрения, а также разграничение религии и науки.

В своей деятельности М.В. Ломоносов заложил прочный фундамент, который был положен в основу дальнейшего становления народного образования в России. Его идея о введении уровней образования (начального, среднего и высшего) во многом обусловила дальнейший прогресс отечественной науки, а также находит свое отражение и в современной системе образования.

М.В. Ломоносов обращал внимание на необходимость и важность регулярно выполняемых упражнений и самостоятельной работы. Обучение, по мнению ученого, должно опираться на познавательный интерес обучающегося, что содействует творческому усваиванию учебного материала.

Также М.В.Ломоносов являлся приверженцем идеи преобразования жизни общества средствами правильного школьного образования, которое помогает развивать мышление, разум и способствует совершенствованию нравов.

М.В. Ломоносов большое внимание также уделял педагогике высшей школы, поскольку он видел необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях человеческой жизни. Он выступал за создание совершенно новой школы, в которой бы сочеталась общеобразовательная и практическая подготовка обучающихся.

Цель данной статьи: систематизировать взгляды различных ученых на образовательные идеи М.В. Ломоносова, провести анализ образовательных идей М.В. Ломоносова в диалоге с современностью, построить образовательную модель М.В. Ломоносова.

Материалы и методы исследования. В данной статье были использованы исследования следующих авторов в области анализа образовательных идей М.В. Ломоносова: М.И. Маринкина [1], Р.Г. Хабибулина [1], Е.Г. Огольцовой [2], Е.В. Кузнецовой [3], И.А. Козикова [4], Г.С. Васецкого [5], Е.Н. Селиверстовой [6], Лу Юнсян [7], А.С. Гудыма [8], А.Я. Кузнецовой [8], О.А. Гераськовой [9], А.П. Ефименко [10], Севидж Джаваншир кызы Гасымовой [11].

М.И. Маринкин [1], Р.Г. Хабибулин [1], проводя анализ научных работ М.В. Ломоносова, приходят к выводу, что именно просвещение, улучшение установившихся общественных форм и нравов могут качественно преобразовать жизнь общества. В основе российского просвещения лежит исследовательская научная деятельность, которая направлена на благо Отечества.

Е.Г. Огольцова [2] в своем исследовании указывает, что одним из направлений образовательной деятельности М.В. Ломоносова выступает то, что при осуществлении обучения надлежит акцентировать внимание на способностях, необходимых для нахождения персонального подхода к каждому обучающемуся. М.В. Ломоносовым была выявлена неразрывная связь между получением среднего и высшего образования. Подчеркивая значимость высшего образования, М.В. Ломоносов считал его главным звеном в просвещении человека, а изучение наук предлагал всегда начинать от простого к сложному.
Е.В. Кузнецова [3], анализируя педагогическое наследие М.В. Ломоносова, приходит к выводу, что многие педагогические идеи ученого актуальны и в современной системе образования, а именно: развитие и совершенствование самостоятельности личности в научной сфере, раскрытие таланта, который заложен в каждой личности, а также результативный союз нравственного, трудового и физического воспитания.

И.А. Козиков [4], раскрывая образовательные идеи М.В. Ломоносова, приходит к выводу о его активной деятельности в области педагогического процесса, технологий и методик обучения, дифференцированного обучения, развития у обучающихся самостоятельности в постижении наук.

Г.С. Васецкий [5], проводя анализ научных трудов и педагогических замыслов великого ученого М.В. Ломоносова, обнаруживает нерелигиозное толкование науки и философии, которое выделяется своей методологией и предметной областью: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю прийти не могут».

Е.Н. Селиверстова [6] приходит к выводу, что в понимании М.В. Ломоносова применение в учебном процессе опытов и экспериментов характеризуется следующим: обучающимся свое образование надлежит сопровождать личными научными исследованиями, в основу которых положены наблюдение, выдвижение научных гипотез, а также анализ увиденного. М.В. Ломоносовым выработана абсолютно новая педагогическая теория, в которой эффективно сочетается как теоретическое мышление, так и практический опыт как неотъемлемая основа образовательного процесса.

Лу Юнсян [7], рассматривая научную деятельность М.В. Ломоносова, отмечает, что ученый заложил крепкий фундамент для развития отечественного образования, выступал за демократизацию и бессословность образования, отмечал значимость науки и ее высокую образовательную и воспитательную роль.

А.С. Гудыма [8], А.Я. Кузнецова [8] отмечают, что М.В. Ломоносовым был показан оригинальный новаторский подход к воспитанию и обучению, основу которого составляет понимание, что обучающемуся необходимы изучение мировой культуры и мировых научных достижений, а также раскрытие индивидуальной естественной природы.

О.А. Гераськова [9] указывает, что М.В. Ломоносов считал: русская научная школа должна развиваться. При этом ее развитие должно происходить по примеру иностранных школ, их лучших научных и образовательных предложений и идей. М.В. Ломоносов придерживался идеи, что каждый научный факт должен быть обязательно проверен и доказан экспериментальным путем. Таким образом, в основу дальнейшего развития русской педагогики был положен применяемый опыт обучения на базе практического и опытного изучения материала.

А.П. Ефименко [10] отмечает, что М.В. Ломоносов положил начало системе высшего образования в России, основу которой составили следующие принципы обучения: доступность образования, фундаментальность, междисциплинарность, творческий подход к обучению, а также неразрывная связь университета со школой.

Севидж Джаваншир кызы Гасымова [11] делает вывод, что в основу педагогической концепции М.В. Ломоносова положены, прежде всего, оценивание интеллектуального труда как фундамента нравственного и умственного развития обучающегося, а также признание роли и значения науки в развитии Российского государства.

Результаты исследования и их обсуждение. В основу данной статьи положен метод педагогического моделирования. Через педагогическую модель обобщается информация о педагогическом объекте, в нашем случае в роли объекта исследования выступает система образования, предложенная М.В. Ломоносовым. В основу педагогической модели положена мыслительная конструкция образовательных идей М.В. Ломоносова. Приведенная модель системы образования М.В. Ломоносова, представленная на рисунке, позволяет расширить и систематизировать теоретические представления об объекте педагогического исследования – системе образования, а также сделать выводы об использовании образовательных идей М.В. Ломоносова в современной системе образования.

 
 

Представленная модель систематизирует и обобщает образовательные идеи М.В. Ломоносова. А также при ее помощи можно проследить интеграцию образовательных идей М.В. Ломоносова в современную систему образования.

На основании исследований Е.В. Кузнецовой [3] приведем возможности использования образовательных идей М.В. Ломоносова в современной системе образования (таблица).

Возможности использования образовательных идей М.В. Ломоносова в современной системе образования

Образовательные идеи

М.В. Ломоносова

Реализация образовательных идей М.В. Ломоносова в современной системе обучения

Важная цель воспитания – это воспитание просвещенного человека, преданного своему государству

Целостность образования и воспитания, развитие у обучающихся любви к своему отечеству

Выявление и развитие у обучающихся талантов при помощи образовательного процесса

Раскрытие талантливых обучающихся при помощи современных образовательных технологий, а также психолого-педагогического сопровождения обучения. Разработка и внедрение образовательных программ, направленных на работу с талантливыми обучающимися

В основе обучения лежит взаимосвязь естественно-научного, классического и реального образования

Осуществление образовательной деятельности посредством синтеза наук (междисциплинарный характер обучения)

Используемые образовательные методики должны быть обращены на творческое воспитание, умение самостоятельно мыслить, экспериментальный подход к обучению

Реализация обучения при помощи современных прогрессивных педагогических технологий, в том числе использование современных информационных технологий, направленных на развитие и поддержание в обучающихся творческих подходов к обучению, самостоятельности в обучении, а также применение опытно-исследовательского подхода в обучении

Сторонник классно-урочной системы обучения

Реализация обучения посредством классно-урочной системы. Используется в современных образовательных учреждениях

Идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные»

Обучение строится «от простого к сложному». Обучение усложняется в зависимости от класса (начальные, средние, старшие классы), уровня получаемого образования (начальное, среднее, высшее)

Таким образом, в таблице представлены образовательные идеи М.В. Ломоносова, которые нашли свое отражение в современной системе образования, а также успешно применяются при воспитании и обучении.

Представленные идеи М.В. Ломоносова в сфере образования находят отражение в вопросах о принципах, методах обучения, об организации и следовании классно-урочной системе обучения, в разработке различных методик преподавания, реализации образовательной деятельности посредством взаимодействия наук. В отдельную группу образовательных методов М.В. Ломоносом были отнесены специальные самостоятельные поручения и задания, которые учитывают возможности обучающихся. В основе самостоятельной работы лежит ее творческий характер.

М.В. Ломоносов впервые в истории русской педагогики выдвинул предположение, что организация учебного процесса должна быть основана на совокупности таких принципов, как обучение на отечественном языке, развитие самостоятельности и самообучения, последовательное постижение наук, постепенное усложнение обучения. Приведенные принципы успешно используются и в наше время.

Также в качестве результата в данной статье представлена модель образования М.В.Ломоносова.

Заключение. М.В. Ломоносов полагал, что трудолюбие и патриотизм должны являться главными качествами воспитанного и образованного человека. В обучении необходимо придерживаться взаимосвязи умственного развития с физическим и нравственным воспитанием. М.В. Ломоносов спроектировал оригинальную педагогическую теорию, отличительными чертами которой являются заботаочеловеке, а также опора наотечественные педагогические традиции и ценности. М.В. Ломоносов предоставил равную возможность для получения школьного образования представителям всех слоев общества, тем самым содействовал развитию российской педагогики.

Можно сделать вывод, что проблема получения образования в российском государстве имела для М.В. Ломоносова высокую значимость. В решении проблемы получения образования российской молодежью М.В. Ломоносов разглядел существенный фактор прогресса России, достижения ею научной независимости.

Проблема получения образования была определена М.В. Ломоносовым исходя из условий своего времени. Однако представленная им модель образования не утратила своего смысла и для современного российского общества.

Образовательные идеи и педагогическое наследие М.В. Ломоносова носят уникальный характер и имеют не только историческую ценность, поскольку предложенные им образовательные взгляды и в современности не утратили своей актуальности.

М.В. Ломоносов верил в будущее российского образования, в его практический характер. Ученый был уверен, что исключительно постижение наук будет содействовать преуспеванию государства Российского.